Введение
1 «Дневник писателя» в творческой эволюции Ф. М. Достоевского
1.1 своеобразие жанровой природы «Дневника писателя»
1.2 основные проблемы мировоззрения и творчества Ф. М. Достоевского Дневник писателя
1.3 футуристическая концепция Ф. М. Достоевского в «Дневнике писателя»
2 Образная доминанта творчества Ф. М. Достоевского в «Дневнике писателя»
2.1 Образ земли Ф. М. Достоевского и его развитие в «Дневнике писателя»
2.2 Образы Золотого века и сада Ф. М. Достоевского в» Дневнике писателя»
2.3 образ города Достоевского и его развитие в «Дневнике писателя»
3 Дневник писателя - уникальное публицистическое произведение
3.1 «Дневник писателя» - исключительный шедевр русской литературы
3.2 Тематика и проблематика «дневника писателя»
3.3 Образ оппонента. Чужая точка зрения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Русский писатель Ф. М. Достоевский всегда был заметной фигурой; В условиях ограничения политических свобод литература и журналистика оставались чуть ли не единственным пространством для самовыражения. Среди таких имен, как Н.И. Новиков, А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Г. Короленко, несомненно, имя Ф. М. Достоевского. Но Достоевский занимает особое положение в силу своеобразной, отчасти даже биографии «мученика». Уникальность его биографии заключается в том, что если рассматривать любые политические или социальные явления второй половины XIX века, такие как политические репрессии, крепостное право, социальное неравенство, войны, то так или иначе мы сталкиваемся с личностью Достоевский как непосредственный участник этих процессов или с его литературными и публицистическими работами, посвященными демонстрации, изучению и пониманию этих явлений. Достоевский - исторический «камень преткновения» России XIX века. Ожегов определял журналистику как литературу по актуальным общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества, Достоевский как раз и занимался созданием такой литературы, как в своем художественном воплощении, так и как общественный деятель - актуальный публицист.
Актуальность темы обусловлена недостаточной проработкой «Дневника писателя» в системе творчества Ф.М. Достоевского. Своеобразие жанрового характера «дневника» и особая концентрация проблем и тем, волновавших Достоевского на протяжении всей его карьеры, заставляют обратиться к анализу этого произведения в контексте творчества в целом. Выбор для анализа образной системы «дневника» обусловлен тем, что в литературной критике, посвященной этому произведению, осталась проблема художественного преломления проблем и тем произведения в образах, традиционных для творчества Достоевского. в сторонке. Базовые образы «Дневника писателя», создающие и раскрывающие главную тему произведения - будущее России и человечества, нуждаются в целостном изучении, поскольку это позволяет сделать более широкий и глубокий анализ столь важных образов. для творчества Ф. М. Достоевского как Город, Золотой век, Земля, Хрустальный дворец и др., а также определить своеобразие социально-этических воззрений писателя.
Объектом исследования является работа Федора Михайловича Достоевского «Дневник писателя» периода с 1876-1977 по 1880-18811 гг.
Предметом нашего анализа будут художественные образы, которые играют решающую роль в выражении и раскрытии идеологической сущности «Дневника писателя» и образуют единую образную систему, в которой каждое изображение, сосуществуя и взаимодействуя с другими, выступает в ряду. вариантов, которые мы различаем по жанрово-стилистическим характеристикам и уровням символизации, которая «реализуется на уровне читательского восприятия, то есть символическая структура текста, как единый символ, всегда остается открытой».
Анализ образной системы «Дневника писателя» будет проведен на основе образных доминантов творчества Ф. М. Достоевского, которые развиваются в этом завершающем обобщающем произведении. Эти образные доминанты - земля, золотой век, сад, город, Хрустальный дворец, деньги - играют особую роль в выражении основных проблем мировоззрения и творчества писателя.
Задача. Исследование основных и наиболее значимых для реализации идейно-философских проблем образов «Дневника писателя» в контексте художественного наследия Ф. М. Достоевского, анализ жанровой природы «Дневника писателя».
Основные задачи работы:
- Выявление основных типов жанра «Дневник писателя», установление причин, побудивших Ф.М. Достоевского к написанию этого произведения, и генетическая связь жанра «Дневник» с творческой системой.
- Исследование проблем и тем «Дневника писателя» в контексте произведений Ф.М. Достоевского.
- Анализ образной системы «Дневника писателя» Ф. М. Достоевского с точки зрения традиции и новаторства для творчества писателя в целом.
- Определение места образных доминант «Дневника писателя» в художественной системе Ф. М. Достоевского.
- Рассмотрение специфики художественной интерпретации основных проблем Достоевского в «Дневнике» в контексте всего творчества писателя, а также исследование роли стержневого учебного «Дневника писателя» в выявлении футурологические взгляды писателя.
1 «Дневник писателя» в творческой эволюции Ф.М. Достоевского.
1.1 Своеобразие жанровой природы «Дневника писателя».
Жанровая природа «Дневника писателя» Достоевского представляет большой научный интерес: исследователи предлагают разные точки зрения и определения выдающегося творчества писателя. В статье систематизированы мнения литературоведов и дан новый взгляд на жанровое своеобразие «Дневника писателя», предполагающий рассмотрение следующих аспектов: вовлечение художественных жанров в текст «дневника ...», конфессиональный тон произведения, проникновение элементов фельетонов Достоевского в повествовательную структуру «Дневника писателя».
По правильному замечанию М.М. Бахтина, «литературный жанр по самой своей природе отражает наиболее устойчивые,« вековые »тенденции развития литературы [1]. Кроме того, по мнению ученого, «чем полнее и конкретнее мы знаем жанровые контакты художника, тем глубже мы можем проникнуть в особенности его жанровой формы и лучше понять связь между традицией и новаторством в ней [2].
Для творчества Ф. М. Достоевского 70-х годов характерно то, что в этот период важный жанр в творчестве писателя фельетон занимает относительно небольшое место в чистом виде. Между тем своеобразие философско-публицистического языка писателя, синтезирующего опыт предыдущих этапов творчества, также обусловлено законами жанра фельетона. Более того, проблематика произведений Ф. М. Достоевского, уже заложенная в серии фельетонов «Петербургская летопись» (1847 г.), позволяет говорить о стабильности тем и мотивов в его литературно-художественном творчестве («Преступление и наказание »,« Идиот »,« Бесы »,« Братья Карамазовы »). Однако систематизацию они получили в уникальном произведении Ф.М. Достоевского - «Дневнике писателя», очерке, вызвавшем многочисленные споры в критических и писательских кругах.
Вопросы к «Дневнику писателя», заслуживающие накануне литературоведами, в данный момент представляются дискуссионными. один изо них - предназначить жан-ровую специфику данного произведения. Итак, экспериментаторы доставляют последующие характеристики данному жанру: «Дневниковые статьи», «Дневник одного автора», «Записки Достоевского». кое-какие экспериментаторы (В. Этов, Ю. Кудрявцев) ограничиваются правилом наименования работы. Возможно, такое в какой-то границе оправдано, поелику установка на жанровую специфику творения задается самим названием. но это не означает, что решение экий сомнительный вопрос уже, наконец, нашли. Оттого должно пристально выучить стилевую базу «Дневника писателя».
В различных аспектах стилевая основу «Дневника писателя» Ф. Достоевский объяснил в переписке со своими чтецами и друзьями. В письме беллетристу и рецензенту В. Соловьев через 11 января 1876 возрасты писал: «Без сомнения, «Дневник писателя» будет подобен на фельетон, но с той разницей, что фельетон на месяц, естественно, не может статься фельетоном для недели. Тут предупреждение о событии не столько о новостях, сколько о том, что от них (событие) останется больше постоянным, больше объединенным с общим, со всей идеей. Наконец, я не хочу выкидывать отчет. Я не летописец: напротив, такое совершенный ежедневник в полном резоне данного слова, ведь потреблять доклад про то, что лично меня велико только занимал - тут даже есть прихоть» [5].
Дабы аргументировать проникновение жанрообразующих принципов учения Дневника писателя, сопоставим нахождения жанров. Итак, ежедневник - такое «записи ежедневных дел, протекающих событий, проводи-мых ежедневно» [11], а фельетон - «газетная или журнальная глава для актуальной темы с применением шутливых и резких способов изложения» [12].
Предписание одного нахождения для иное ориентирует на свободный синтез животрепещущих прецедентов реальности с литературными впечатлениями, «публицистические раздумывания с образными эпизодами, картинами, рассказами и новеллами», соглашение образного и публицистического.
Мастерство в том, что крепость фельетона Ф. Достоевского охватывается не именно в художественном изложении этих или иных явлений, не в артистич-ности описаний, а в глубоком публицистическом, бесконечно размашистом осмысливанье общественных фактов. Рассказ «схватывает» материалы в форме, какая навечно фиксирует их в их социальном, общественном контексте. При всем при этом существенно отметить, что сочетание публицистического момента и художественной сочиняющей оборачивает рассказ в творчестве беллетриста в жанр общественной значимости, поелику публицистическая сочиняющая манеры реальности зарабатывает соответственнее соответственное воплощение. Это реализовано и в исключительно образной прозе Ф. манеры Катерины Ивановны («Преступление и наказание»), Ипполита («идиот»), Шатова («бесы») - и данный прогон возможно продлить - не исключительно литературные. персонажей, данные отображения нацарапаны с журналистской особенностью в их социальной обусловленности. Следовательно, радиопублицистика «проникает» в романы Ф. Достоевского, усугубляя не столько их художественное звучание, однако и повышая их со-циальную и социальную значимость.
Репортерская сочиняющая штудирует посредством все произведения Ф. Достоевского и добивает апофеоза в последнем творенье - «Дневнике писателя».
«Дневник писателя» как жанр в различных аспектах обусловливается зрелищем об авторе: «писатель» возможно существовать собственным лицом (обычно собственные дневники писателей), возможно стать публицистом (обычно журналистской или журнальной колонкой). Индивидуальность данного творения Ф. Достоевского складывается в том, что здесь синтезируются двух ступени индивидуализации жанра: это не исключительно ежедневник «романтика», это, на самом деле, «общественный дневник» Ф. . И положительно : «автор« дневника . »считает себя обыкновенным современником и наблюдает свою задачку в том, дабы обнаружить и направить основную мысль России когда нравственного и душевного« раскачивания » . аж материалы собственной биографии (их бесконечно мало) принимаются не с точки зрения личной созидательной эволюции, как событие обусловленного периода в внутреннем вырабатыванье российской интеллигенции . Сочинитель выглядывает жизненным очевидцем сегодняшнего »[10] . Больше того, Достоевский обманывает скрупулезный разбор этих происшествий внутренней коллективной жизни, какие беспокоят его в настоящее время . Такое трудности вырабатывания европейской и русской общественно-политической и культурной жизни, социальные, законные и морально-этические вопросы
Гроссман наименовал «Дневник писателя» свежеиспеченным жанром художест-венной публицистики »с упором на злободневную тему, однако с правом творца для безвозмездные импровизации на актуальные вопросы коллективной жизни, для воспоминания, для «рассказы промежду прочее» , очерки, впечатления, а иногда и глубокие романы эмоционального и философского норова [4]. Впрочем в строю жанров, порекомендованных ученым, нет жанра, многофункциональное свойство какого в« Дневнике одного дядьку » Сочинитель »чрезвычайно важен. Поголовно разряд и структуру «Дневника писателя» Ф. Достоевского предназначить в том же духе трудно, будто и тип его издания. В моноурале пострадало громадное обилие таковых. Составитель «дневника. » рассказывает о крушении общественных и высоконравственных устоев, о глубоком внутреннем упадке в русском обществе; строчит о распаде семьи и о воспитании детей, о личных трагедиях, о самоубийствах, о дилеммах новобрачного поколения и женщин. Величественнейшей необыкновенностью «Дневника писателя» будет то, что все эти темы затрагиваются не абстрактно, а будто растут изо самого потока жизни – из судебных отчетов, журналистских фактов, пользовательских писем.
Закономерно Ф. Достоевский преимущественно основательно становится на некоторых криминальных производств, может статься, ничем не примечательных, однако препровождающих ради него энтузиазм собственно с моральной точки зрения (дело Каировой, покушавшейся на жизнь ее соперницы Великановой, освещалось в статьи «Суд и госпожа», «Господин Заступник и Каирова», «Господин Заступник и Великанова»; нарекание в пытках семилетней дочке Станислава Леопольдовича Кроненберга, наименованное «делом Кронеберга» и др. ) воспроизведено в статье «о разбирательстве Кронеберга»).
Достоевский безгранично сентиментален к всем мероприятиям бал-канского кризиса, мероприятиям русско-турецкой борьбы и т. И в данной связи существенно адресовать увлечение для то, что политическая литература соот-носится с корпоративнее нравственной атмосферой общества. публикации, чему споспешествуют ипостаси, в каких бытует писатель: он политик, философ, аналитик, наблюдатель, обыкновенный человек.
Да Достоевский бытует в «Дневнике писателя» как блестящий беллетристический критик. Ослепительную картину препровождают заметки об А. Пушкин, Н. Гоголь, Н. Некрасов, Л. Низкой и остальные российские писатели. Москвитянка писательская характеристика, постоянно нетолстая и глубокая, располагает эстетическим потенциалом («не соображать Пушкина по-российски - следовательно лишаться полномочия прозываться русским. Он понимал великорусский люд и понимал его цель так глубоко и широко, очень раньше, и нет». добавочный . он, с всемогуществом своего гения и возможностью ответствовать на разнообразные внутренние ньюансы европейского человечества . заверил могущество и всеобъемлющий уклон российского воздуха . назначил грядущую судьбину покровитель России .
Неустранимой частично моножурнала представляются животрепещущие творения искусства, таковые как «Кроткий», «Столетний», «Мечта жизнерадостного человека» и другие. «Включение» образного текста в документ с внешной точки зрения «научной литературы» - базисная индивидуальность «Дневника писателя». Сами службы также необыкновенные по жанру. Итак, «кроткий» - такое рассказ в жанре, однако рассказ, нацарапанный нечто вроде заметок, и по содержанию отношение, недалёкое к исповеди. Тут подобает отметить, что сам «Дневник писателя» в заметке Владимира Кантора «Дневник беллетриста Достоевского» наречен жанром общественного признания провокацией великодержавного кризиса[8]. Добавил, что, водясь таким по основным стилевым характеристикам, «Дневник писателя» в то же время до некоторой степени годится около установление «публичное признание».
«Дневник писателя», обнаруживаясь некоторым обобщением всего, что творил Ф. Достоевский для теченье всей своей карьеры, объединил в себе стилевые формы, к каким сочинитель приходил в своих произведениях: письма в таковых произведениях, как «бедняки», » римлянин в девяти буквах », статьи в рассказе« Добросовестный вор », в каком потреблять подзаголовок« из записок безызвестного », тут-то же подзаголовке потреблять рассказ« Деревце и свадьба »и т. Это касается и исповеди - жанр, пиитика какого сложился в монологах героев Ф. некоторые герои Ф. Достоевского представляются либо творцом признания, либо рассказчиком «за автора».