Курсовая работа|Управление персоналом

Профессии и профориентационная работа на региональном рынке труда в условиях новой нормальности (на примере Новосибирской области)

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 42

Введение

Глава 1 Теоретические и организационно-правовые основы профориентационной работы  

1.1 Эволюция профессий на рынке труда

1.2 Профориентация: понятие, цели, функции

1.3 Профориентация лиц разных возрастных категорий: правовые основы

Глава 2 Исследование практики и современных инструментов профориентации в Новосибирской области в условиях цифровизации

2.1 Обзор практики организации профессиональной ориентации

2.2 Сравнительный анализ программ профориентации в онлайн-пространстве

2.3 Перспективы развития профориентационной работы в онлайн-пространстве 

Заключение

Список использованных источников

Актуальность темы исследования заключается в следующем: на протяжении всей своей жизни человек множество раз делает выбор, меняется его внутренний мир, его способности, увлечения, пристрастия, случается так, что некоторые профессии становятся мало востребованными, и напротив, появляются новые актуальные, более нужные профессии.

Каждый из нас, наших родителей, бабушек и дедушек в детстве мечтал стать космонавтом, пожарным, продавцом, учителем, бизнесменом. Этот список можно продолжать очень долго. В конечном счете каждый человек определяется со сферой свое профессиональной деятельности и реализует себя в ней.

Выбор профессии – это всегда очень важное решение. Его основы закладываются еще в школе. Ученики пытаются пробовать себя в различных видах деятельности – посещают кружки, секции, интересуются одними учебными дисциплинами и «считают ворон» на других. Увлечения, каким-либо определенным занятием, становится решающим при профессиональном выборе.

Современный мир, все чаще отдает предпочтение тем работникам, которые владеют не одной, а несколькими специальностями, им легче включиться в новые виды работ, они более гибко реагируют на изменение профиля работы компании, руководству приходится меньше вкладывать средств для их дополнительного обучения.

Таким образом, профессиональное самоопределение – один из решающих этапов жизни человека. Во многом именно от него зависит вся его жизнь. Ключевым фактором при этом выборе является наиболее широкое изучение проблемы, обладание всей доступной информацией о современных профессиях и их востребованности на рынке труда. Именно эти размышления и легли в основу осознанного выбора темы проведенного исследования.

Цель исследования - выявить возможности развития методов и форм профориентационной работы в условиях новой реальности.

Для достижения цели необходимо решить несколько задач:

- рассмотреть эволюцию профессий на рынке труда;

- изучить профориентацию: понятие, цели, функции;

-проанализировать профориентацию лиц разных возрастных категорий: правовые основы;

- сделать обзор практики организации профессиональной ориентации;

- провести сравнительный анализ программ профориентации в онлайн-пространстве;

- раскрыть перспективы развития профориентационной работы в онлайн-пространстве.

Объектом исследования является профориентация на региональном рынке труда.

Предметом исследования выступает цифровая трансформация инструментов профориентации населения Новосибирской области.

Проблеме управления процессом профориентации в настоящее время уделяется много внимания в научной среде. Вопросам управления посвящены работы С.В. Малина, А.А. Поляруш, предлагающих активизирующие технологии организации процесса профориентации. Критерии, оценки, индикаторы процесса управления представлены в работе Р.Б. Рябышевой и Е.В. Васильченко. Особенности управления профессиональной самореализацией раскрыты в публикации Е.В. Калиниской и Л.Н. Захаровой. Проблему совершенствования социального управления профориентацией оптантов изучала С.П. Макарова. Процесс управления профессиональной ориентацией школьников старшего возраста представлен в исследовании А.Д. Балюк. М.Ю. Макарова изучала вопросы разработки алгоритмов управления профориентационными процессами в информационной системе. Научный коллектив – Д.В. Елбаева, А.С. Кутумов, И.Н. Пунцыкнамжилова – рассматривали вопросы управления профессиональной ориентацией в высших учебных заведениях как форму реализации кадровой политики.

Для решения поставленных в исследовании задач были выбраны следующие методы исследования: теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования и нормативно-правовых документов, синтез, классификация, сравнение, обобщение при написании теоретических аспектов работы, моделирование процесса управления профориентацией старшеклассников) и эмпирические (анкетирование).

Курсовая работа включает введение, 2 главы, заключение и список использованных источников.

Результаты проведенного исследования, а также методическое обеспечение могут быть использованы в общеобразовательных организациях для проведения профориентационной работы.

 

Глава 1 Теоретические и организационно-правовые основы профориентационной работы

1.1 Эволюция профессий на рынке труда

Термин «профессия» происходит от латинского корня, означающего: «говорить публично, объявлять, заявлять. Очень давно, у первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. В те далекие времена мужчины охотились на животных, строили жилища, делали оружие и различные орудия труда. Женщины собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей» [19].

Как отмечает Дементьева А.Г. «людей становилось все больше и больше, а взаимоотношения между ними все усложнялись. Кроме того, потребности человека росли, и уже один человек не мог сделать сам всех вещей, которые ему были нужны. Он уже не мог заниматься одновременно, например, охотой, земледелием и производством железа. Поэтому одни люди становились охотниками, другие – рыбаками, третьи – земледельцами и так далее, а кто-то – даже знахарями и жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда, и это было удобнее, чем производить все самостоятельно. Такой подход позволял не изучать все виды деятельности поверхностно, а наоборот более глубоко погрузиться в какой-то один, достичь в нем определенного уровня мастерства. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии» [14].

Таким образом, видим, что термин «профессия» связан с трудовой деятельностью человека и характеризует его определенным образом: я – учитель, я – врач, я – программист. Дадим следующее определение профессии: профессия – это «социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности» [10].

Какие профессии исторически появились раньше, а какие позже, в каких сферах трудовой деятельности человека появлялось больше различных профессий?

Зайцева Т.В. отмечает, что «первые профессии начали появляться ещё в до цивилизационную эпоху, когда человек начал создавать оседлые поселения, заниматься сельским хозяйством, овладел гончарным и кузнечным делом. Один и тот же человек ввиду ограниченности своих сил не мог одновременно лепить горшки, выковывать металлические инструменты и заниматься выращиванием пищи, поэтому одновременно с выделением отдельных профессий (охотник, земледелец, гончар, кузнец) начал развиваться товарный обмен, с которым непосредственно связана как минимум еще одна очень важная профессия – торговец. Новый виток развития профессионального деления людей возник с появлением централизованного государства. Правителям требовались воины для охраны своих владений и управляющие для управления ими. Так начали формироваться военные и управленческие профессии (солдат, офицер, управляющий, распорядитель). Человечество окончательно встало на путь профессионального разделения труда» [16].

Волкова Л.П. пишет, что «с началом индустриализации (замена человеческого труда на машинный – вместо людей работают станки) появилось множество новых профессий, связанных с разработкой и обслуживанием машин: инженеры, рабочие на заводах, машинисты и тому подобное. Из-за возросших потребностей цивилизации в ресурсах, расширились списки добывающих профессий: появились шахтёры, нефтяники и другие. С развитием автоматизации (машинами не надо управлять, они работают без непосредственного участия человека) потребность в тяжёлом ручном труде начала падать. Если раньше рабочие работали по 14-16 часов в сутки лишь для того, чтобы прокормить семью, то теперь они могут работать по 8 часов, а в отдельных странах люди могут работать 3-4 дня в неделю или не ходить на работу вообще. У людей появилось больше свободного времени, которое они начали тратить на потребление информации, поэтому начали развиваться средства массовой информации: телевидение, радио, а в конце XX века – и интернет. Появились профессии – репортер, телеведущий, журналист и множество других» [15].

Также, несмотря на автоматизацию, по-прежнему осталась необходимость в людях, которые будут создавать новые средства автоматизированного производства: учёных и инженерах. А массовая компьютеризация потребовала больших количеств людей, способных обслуживать компьютеры, а также создавать и поддерживать их программное обеспечение. Так возник целый пласт профессий информационных работников, то есть работников, чья деятельность связана с переработкой и производством информации: программистов, учёных, инженеров и тому подобное; благодаря СМИ и издательскому делу получили развитие творческие профессии: актеры, музыканты, художники, писатели. Таким образом, большое значение в профессиональном развитии теперь имеют не механические навыки, как в предыдущую, индустриальную, эпоху, а знания и творческое мышление.

Таким образом, с течением времени появляются новые виды деятельности человека, а вместе с ними и новые профессии. Часть профессий умирает, становится ненужными. Исчезнувшие профессии – это та работа, которая ранее выполнялась специально подготовленными людьми, а сейчас вообще не имеет смысла, либо осуществляется с помощью техники.

Такие процессы в структуре профессий вполне закономерны. Ни в коем случае не стоит отождествлять исчезновение профессий с исчезновением тех людей, которые ими обладали. Важно помнить, что старые профессии, которые исчезли, обязательно меняются новыми специальностями, более современными, актуальными и востребованными. Иногда идёт прямая замена, например, древняя профессия медника перерождается в профессию электрогазосварщика, когда-то популярная работа разносчика газет становится всё менее востребованной, а на её место можно поставить появившуюся недавно работу промоутера.

Какие же самые старые исчезнувшие профессии? Список их достаточно длинный. Исчезновение профессий – это постоянный, планомерный процесс. Сегодня мы не задумываемся над тем, какие профессии исчезли несколько столетий назад, и можем даже не подозревать об их существовании [17].

Рассмотрим некоторые из них (рисунок 1):

Рисунок 1 – Старые исчезнувшие профессии

Каждая из этих специальностей кажется нам странной и нелепой. Тяжело представить в современном мире палача, выставляющего резюме, или крысолова, рекламирующего свои услуги. Но в своё время это были вполне востребованные специалисты.

28 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Управление персоналом
2016 год 39 стр.
Курсовая Система кадрового резерва
Telesammit
Курсовая работа Управление персоналом
2015 год 29 стр.
Курсовая Компетенция в управлении человеческими ресурсами
diplomstud
Курсовая работа Управление персоналом
2010 год 50 стр.
Курсовая Адаптация руководителя в новой организации
diplomstud
Курсовая работа Управление персоналом
2013 год 35 стр.
Курсовая Мотивация и вознаграждение персонала ЗАО
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское