Актуальность темы исследования заключается в следующем: на протяжении всей своей жизни человек множество раз делает выбор, меняется его внутренний мир, его способности, увлечения, пристрастия, случается так, что некоторые профессии становятся мало востребованными, и напротив, появляются новые актуальные, более нужные профессии.
Каждый из нас, наших родителей, бабушек и дедушек в детстве мечтал стать космонавтом, пожарным, продавцом, учителем, бизнесменом. Этот список можно продолжать очень долго. В конечном счете каждый человек определяется со сферой свое профессиональной деятельности и реализует себя в ней.
Выбор профессии – это всегда очень важное решение. Его основы закладываются еще в школе. Ученики пытаются пробовать себя в различных видах деятельности – посещают кружки, секции, интересуются одними учебными дисциплинами и «считают ворон» на других. Увлечения, каким-либо определенным занятием, становится решающим при профессиональном выборе.
Современный мир, все чаще отдает предпочтение тем работникам, которые владеют не одной, а несколькими специальностями, им легче включиться в новые виды работ, они более гибко реагируют на изменение профиля работы компании, руководству приходится меньше вкладывать средств для их дополнительного обучения.
Таким образом, профессиональное самоопределение – один из решающих этапов жизни человека. Во многом именно от него зависит вся его жизнь. Ключевым фактором при этом выборе является наиболее широкое изучение проблемы, обладание всей доступной информацией о современных профессиях и их востребованности на рынке труда. Именно эти размышления и легли в основу осознанного выбора темы проведенного исследования.
Цель исследования - выявить возможности развития методов и форм профориентационной работы в условиях новой реальности.
Для достижения цели необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть эволюцию профессий на рынке труда;
- изучить профориентацию: понятие, цели, функции;
-проанализировать профориентацию лиц разных возрастных категорий: правовые основы;
- сделать обзор практики организации профессиональной ориентации;
- провести сравнительный анализ программ профориентации в онлайн-пространстве;
- раскрыть перспективы развития профориентационной работы в онлайн-пространстве.
Объектом исследования является профориентация на региональном рынке труда.
Предметом исследования выступает цифровая трансформация инструментов профориентации населения Новосибирской области.
Проблеме управления процессом профориентации в настоящее время уделяется много внимания в научной среде. Вопросам управления посвящены работы С.В. Малина, А.А. Поляруш, предлагающих активизирующие технологии организации процесса профориентации. Критерии, оценки, индикаторы процесса управления представлены в работе Р.Б. Рябышевой и Е.В. Васильченко. Особенности управления профессиональной самореализацией раскрыты в публикации Е.В. Калиниской и Л.Н. Захаровой. Проблему совершенствования социального управления профориентацией оптантов изучала С.П. Макарова. Процесс управления профессиональной ориентацией школьников старшего возраста представлен в исследовании А.Д. Балюк. М.Ю. Макарова изучала вопросы разработки алгоритмов управления профориентационными процессами в информационной системе. Научный коллектив – Д.В. Елбаева, А.С. Кутумов, И.Н. Пунцыкнамжилова – рассматривали вопросы управления профессиональной ориентацией в высших учебных заведениях как форму реализации кадровой политики.
Для решения поставленных в исследовании задач были выбраны следующие методы исследования: теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования и нормативно-правовых документов, синтез, классификация, сравнение, обобщение при написании теоретических аспектов работы, моделирование процесса управления профориентацией старшеклассников) и эмпирические (анкетирование).
Курсовая работа включает введение, 2 главы, заключение и список использованных источников.
Результаты проведенного исследования, а также методическое обеспечение могут быть использованы в общеобразовательных организациях для проведения профориентационной работы.
Глава 1 Теоретические и организационно-правовые основы профориентационной работы
1.1 Эволюция профессий на рынке труда
Термин «профессия» происходит от латинского корня, означающего: «говорить публично, объявлять, заявлять. Очень давно, у первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. В те далекие времена мужчины охотились на животных, строили жилища, делали оружие и различные орудия труда. Женщины собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей» [19].
Как отмечает Дементьева А.Г. «людей становилось все больше и больше, а взаимоотношения между ними все усложнялись. Кроме того, потребности человека росли, и уже один человек не мог сделать сам всех вещей, которые ему были нужны. Он уже не мог заниматься одновременно, например, охотой, земледелием и производством железа. Поэтому одни люди становились охотниками, другие – рыбаками, третьи – земледельцами и так далее, а кто-то – даже знахарями и жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда, и это было удобнее, чем производить все самостоятельно. Такой подход позволял не изучать все виды деятельности поверхностно, а наоборот более глубоко погрузиться в какой-то один, достичь в нем определенного уровня мастерства. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии» [14].
Таким образом, видим, что термин «профессия» связан с трудовой деятельностью человека и характеризует его определенным образом: я – учитель, я – врач, я – программист. Дадим следующее определение профессии: профессия – это «социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности» [10].
Какие профессии исторически появились раньше, а какие позже, в каких сферах трудовой деятельности человека появлялось больше различных профессий?
Зайцева Т.В. отмечает, что «первые профессии начали появляться ещё в до цивилизационную эпоху, когда человек начал создавать оседлые поселения, заниматься сельским хозяйством, овладел гончарным и кузнечным делом. Один и тот же человек ввиду ограниченности своих сил не мог одновременно лепить горшки, выковывать металлические инструменты и заниматься выращиванием пищи, поэтому одновременно с выделением отдельных профессий (охотник, земледелец, гончар, кузнец) начал развиваться товарный обмен, с которым непосредственно связана как минимум еще одна очень важная профессия – торговец. Новый виток развития профессионального деления людей возник с появлением централизованного государства. Правителям требовались воины для охраны своих владений и управляющие для управления ими. Так начали формироваться военные и управленческие профессии (солдат, офицер, управляющий, распорядитель). Человечество окончательно встало на путь профессионального разделения труда» [16].
Волкова Л.П. пишет, что «с началом индустриализации (замена человеческого труда на машинный – вместо людей работают станки) появилось множество новых профессий, связанных с разработкой и обслуживанием машин: инженеры, рабочие на заводах, машинисты и тому подобное. Из-за возросших потребностей цивилизации в ресурсах, расширились списки добывающих профессий: появились шахтёры, нефтяники и другие. С развитием автоматизации (машинами не надо управлять, они работают без непосредственного участия человека) потребность в тяжёлом ручном труде начала падать. Если раньше рабочие работали по 14-16 часов в сутки лишь для того, чтобы прокормить семью, то теперь они могут работать по 8 часов, а в отдельных странах люди могут работать 3-4 дня в неделю или не ходить на работу вообще. У людей появилось больше свободного времени, которое они начали тратить на потребление информации, поэтому начали развиваться средства массовой информации: телевидение, радио, а в конце XX века – и интернет. Появились профессии – репортер, телеведущий, журналист и множество других» [15].
Также, несмотря на автоматизацию, по-прежнему осталась необходимость в людях, которые будут создавать новые средства автоматизированного производства: учёных и инженерах. А массовая компьютеризация потребовала больших количеств людей, способных обслуживать компьютеры, а также создавать и поддерживать их программное обеспечение. Так возник целый пласт профессий информационных работников, то есть работников, чья деятельность связана с переработкой и производством информации: программистов, учёных, инженеров и тому подобное; благодаря СМИ и издательскому делу получили развитие творческие профессии: актеры, музыканты, художники, писатели. Таким образом, большое значение в профессиональном развитии теперь имеют не механические навыки, как в предыдущую, индустриальную, эпоху, а знания и творческое мышление.
Таким образом, с течением времени появляются новые виды деятельности человека, а вместе с ними и новые профессии. Часть профессий умирает, становится ненужными. Исчезнувшие профессии – это та работа, которая ранее выполнялась специально подготовленными людьми, а сейчас вообще не имеет смысла, либо осуществляется с помощью техники.
Такие процессы в структуре профессий вполне закономерны. Ни в коем случае не стоит отождествлять исчезновение профессий с исчезновением тех людей, которые ими обладали. Важно помнить, что старые профессии, которые исчезли, обязательно меняются новыми специальностями, более современными, актуальными и востребованными. Иногда идёт прямая замена, например, древняя профессия медника перерождается в профессию электрогазосварщика, когда-то популярная работа разносчика газет становится всё менее востребованной, а на её место можно поставить появившуюся недавно работу промоутера.
Какие же самые старые исчезнувшие профессии? Список их достаточно длинный. Исчезновение профессий – это постоянный, планомерный процесс. Сегодня мы не задумываемся над тем, какие профессии исчезли несколько столетий назад, и можем даже не подозревать об их существовании [17].
Рассмотрим некоторые из них (рисунок 1):
Рисунок 1 – Старые исчезнувшие профессии
Каждая из этих специальностей кажется нам странной и нелепой. Тяжело представить в современном мире палача, выставляющего резюме, или крысолова, рекламирующего свои услуги. Но в своё время это были вполне востребованные специалисты.