ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНО- ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
1.1 Баскетбол как вид спорта
1.2 Тактическая подготовка в баскетболе
1.3 Педагогические аспекты тактической подготовки юных баскетболистов
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
2.1 Сущность педагогического эксперимента
2.2 Методы исследования
2.3 Формирующий эксперимента
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Результаты первичного тестирования
3.2 Результаты вторичного тестирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность проблемы. Известно, что занятия баскетболом предъявляют серьезные требования к функциональному состоянию организма. Баскетбол относится к спортивным играм или к игровым видам спорта. Особенности спортивных игр определяются спецификой соревновательной деятельности, которая и отличает их от других видов спорта. Соревновательное противоборство в игре происходит по установленным правилам с использованием присущих только конкретной игре соревновательных действий – приемов игры. При этом обязательно имеется наличие соперника.
В командно-игровых видах цель каждого фрагмента состязания состоит в том, чтобы доставить предмет состязания (в данном случае – мяч) в определенное место площадки соперников и не допустить такового в отношении себя. Это определяет единицу состязания – блок действий типа «защита – нападение».
В командных играх выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены. Такая специфика командных игр определяет ряд требований к спортсменам, их взглядам, установкам, личностным качествам, характеру действий в состязании. В идеале основной психологической установкой спортсмена на игру должно быть стремление к полному подчинению собственных действий интересам команды. Основным критерием эффективности соревновательной деятельности в спортивных играх служит победа над соперником.
Нагрузки у игроков лучших команд весьма велики, поэтому понятны требования к индивидуальным качествам занимающихся. Среди всех физических способностей спортсменов-игровиков наиболее востребованными считаются скоростно-силовые [2, 5]. Это понятие объединяет такие свойства организма человека, которые обусловливают возможность проявления предельных и около предельных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений [7]. Инновационные педагогические технологии подготовки баскетболистов направлены на совершенствование системы средств и методов спортивной тренировки, основанных на последних данных о физиологических и психологических механизмах специфической игровой деятельности [15, 29].
В настоящее время в России ведется работа по максимальному участию детей и молодежи в активной физической культуре и спорте. Это приоритет в развитии физкультурно-спортивного движения. В настоящее время баскетбол приобретает все большую популярность. С постоянной практикой баскетбола учатся те, кто точен и быстр в сложной и часто меняющейся обстановке, но также силен, проворен и смел.
По мнению ученых, баскетбол - это сложная координационная игра, в которой присутствует большое количество движений, физические контакты в борьбе с врагом, постоянные изменения в игре. Эти характеристики требуют, чтобы баскетболисты демонстрировали высокую степень развития навыков координации. В баскетболе развитие тактических навыков помогает повысить уровень технической и тактической подготовки.
Изучая влияние игрового метода и, в частности, командных подвижных игр, на развитие навыков координации, можно повысить эффективность баскетболистов во время тренировок. Таким образом, появляется противоречие между необходимостью внедрения в процесс тренировки баскетболистов командных подвижных игр для развития тактических способностей и недостаточной обоснованностью данного вопроса в методической литературе.
Проблема нашего исследования состоит в изучении влияния командных подвижных игр на развитие тактических способностей баскетболистов.
Объект исследования: тактические способности баскетболистов 14 – 16 лет, занимающихся в МБУ «СШОР по баскетболу» г.о. Мытищи.
Предмет исследования: командные подвижные игры как средство развития тактических способностей школьников 14 – 16 лет занимающихся баскетболом.
Цель нашего исследования: определить эффективность использования командных подвижных игр для развития тактических способностей баскетболистов 14-16 лет.
Исходя из цели, объекта и предмета, сформулированы задачи исследования:
- Проанализировать научно-методическую литературу по состоянию вопроса повышения уровня тактической подготовленности школьных баскетбольных команд.
- Разработать эффективную модель повышения тактической подготовки школьных баскетбольных команд при помощи включения в тренировку подвижных игр.
- Проанализировать и научно обосновать эффективность построенной нами модели повышения тактической подготовленности школьных баскетбольных команд.
Теоретико-методологическая база исследования: труды ученых по изучению тактических способностей и их проявления и совершенствования у баскетболистов В.К. Бальсевич, Н.А. Бернштейн, Ю.Д. Железняк, Л.П. Матвеев, И.М. Туревская, В.П. Филин, Н.А. Фомин, В.И. Лях, В.В. Зайцева, С.П. Левушкин, С.Н. Блинков, Ю.И. Портных, Е.Р.Яхонтов, Д.А. Синяжников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение, анализ и систематизация теоретико-методического материала, а также анализ опыта педагогов по физической культуре.
Практическая значимость: проведенное исследование позволяет говорить о необходимости активного использования командных подвижных игр для развития тактических способностей в учебно-тренировочном процессе подготовки учащихся 14-16 лет занимающихся в системе дополнительного образования.
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНО- ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
1.1 Баскетбол как вид спорта
Баскетбол – это командный вид спорта игры с баскетбольным мячом. Баскетбол сегодня – это Олимпийский вид спорта, в который играют во всем мире и популярность данной игры входит в мировую 10-ку лучших видов спорта. В игре принимает участие две команды. Целью каждой команды является забросить максимальное количество раз баскетбольный мяч в кольцо соперника и при этом помешать сопернику завладеть мячом и забросить его в свою корзину.
Высота размещения корзины (баскетбольного кольца) составляет 3,05 метра от площадки. За каждый заброшенный мяч с разной дистанции засчитывается различное количество очков. Со средней и ближней дистанции – 2 очка, за заброс мяча с дальней дистанции команда получает 3 очка, а со штрафного команда получит 1 очко. Площадка, на которой играют в баскетбол, имеет следующие размеры: ширина 15 метров, длина составляет 28 метров.
Баскетбол придумал преподаватель по физкультуре Джеймс Нейсмит. Нейсмит хотел придумать игру для своих учеников, которые бесконечно выполняли различные физические упражнения. Перед Нейсмитом стояла задача создать игру, исключающую грубую силу. И вот, в 1861 году он перед своими учениками повесил две корзины и разделил на две команды всех присутствующих.
Смысл игры объяснил так: Каждая команда должна забросить мяч в корзину соперника максимальное количество раз. С этого момента и началась удивительная и захватывающая история всемирно любимого вида спорта. В то время игра была не очень зрелищной, так как еще не была придумана техника ведения мяча. Игроки перебрасывали мяч друг другу стоя на месте, а затем пытались закинуть мяч в корзину.
Большинство игр заканчивались со счетом до 20 очков. Нейсмит все время пытался развивать свою игру, придумывая различные правила. Затем он вывел пять основных принципов баскетбола:
- Для игры нужен большой и легкий мяч, но при этом он должен легко вкладываться в руку
- Бегать с мячом запрещено
- Владеть мячом может любой игрок
- Разрешены скопления игроков в любой части площадки, но при этом физический контакт запрещен
- Кольцо должно находиться на высоком расстоянии от игроков.
Первые официальные игры по баскетболу стали проводить с 1896 года. Уже тогда команды пытались заработать на своих матчах, продавая билеты зрителям. Первое же объединение команд произошло в 1898 году и просуществовало не так долго, всего пять лет, так как распалось на несколько отдельных лиг.
В то время игроки могли заключать договора на каждую отдельную игру. Выдающийся игрок мог сыграть за каждую команду в чемпионате в рамках одного сезона. За каждую игру игроки получали достаточно крупные суммы, которые позволили им безбедно существовать. Через некоторое время в баскетбол уже пришли нововведения. Новые правила касались корзин с мячом и баскетбольного щита. Пришли к выводу, что в корзину можно попасть легче с отскока. Чтоб каждый раз не доставать мяч с корзины, используя лестницу, нужно вырезать дно.
В связи с великой депрессией в 1931 году проведение чемпионатов по баскетболу прекратилось, но баскетбол продолжал жить. Стимулом стало неожиданное развитие в университетах и колледжах.
Новой ступенью для развития баскетбола послужило введение данной игры в карту Олимпийских игр и появления Международной ассоциации любителей баскетбола (FIBA). С тех пор происходили различные нововведения в игру, которые добавляли, как зрелищности, так и динамичности. Одним из ярких примеров может послужить нововведение, которое касалось отмены вбрасывания мяча после каждого взятия корзины. Зрелищности добавило изобретение одного из спортсменов студенческих игр, который показал бросок по кольцу одной рукой. В дальнейшем в развитии баскетбола наступает значительный пробел, так как США вступила во вторую мировую войну.
1946 год для баскетбола является знаковым. В этом году зародилась Национальная Баскетбольная Ассоциация (НБА). Первые пять сезонов в НБА был лишь один лидер – команда «Лейкерс», и только в 1951 году бесспорного лидера смог одолеть «Рочестер Ройалз». В 1950 году разыграли первый чемпионат мира по баскетболу. Победителем стала команды из Аргентины.
Баскетбол в России появился только в 1901 году и о нем узнали от Георгия Дюпперона. Георгий Дюпперон являлся ярым пропагандистом физической культуры и спорта, который проживал в Санкт-Петербурге. Уже в 1906 году были проведены первые матчи среди команд.