Курсовая работа|Физическая культура

Здоровьесбережение у школьников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 51

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме здоровьесбережения у школьников

1.1. Сущность понятия «здоровье человека»

1.2. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые с младшими школьниками

Глава 2. Здоровьесберегающие педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе в неурочное время (в группе продленного дня)

2.1. Изучение состояния здоровья учащихся  начальных классов и соответствия окружающей среды санитарно-гигиеническим нормам

2.2. Выбор здоровьесберегающих технологий и их апробация на дополнительных занятиях в группе продленного дня с учениками 2-го класса

2.3. Анализ результатов исследования

Глава 3. Рекомендации по выбору здоровьесберегающих технологий

Заключение

Библиография

Приложения  

Актуальность темы работы обусловлена тем, что забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учится. И педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями.

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников.

Это обусловило появление работ, в которых предпринимаются попытки найти пути и способы сохранения здоровья детей в процессе образования. Среди таких работ можно назвать исследования М.В. Антроповой, В.И. Ковалько, Н.Н. Куинджи, С.В. Попова, Н.К. Смирнова, И.Ю. Соколовой, И.В. Чупахи, В.Ф. Базарного, Е.Н. Дзятковской и др.

В современных условиях модернизации российского образования ориентация учителя должна быть связана с усилением внимания к формированию у детей культуры поведения, усвоения этических норм, сформированности ценностных отношений. Актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей.

Наблюдения, проведенные Л.И. Колесниковой, показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения [46, с. 8].

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В педагогической и методической литературе описаны в основном общие подходы к проблеме здоровьесберегающих технологий [28; 33; 38; 41; 52; 54; 56; 76; 77]. Материалом о том, какими средствами и методами можно решать эту проблему в неурочное время у школьников разработано, на наш взгляд, недостаточно.

Цель исследования: осуществить выбор здоровьесберегающих технологий (методы и приемы) для реализации в группе продленного дня.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс с элементами здоровьесберегающих технологий у младших школьников.

Предмет исследования: факторы окружающей среды, содержание и формы организации учебного процесса, а также методы обучения, направленные на сохранение и укрепление здоровья младших школьников.

Гипотеза: реализация технологий здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе в группе продленного дня способствует сохранению и укреплению здоровья младших школьников.

Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы исследования нами сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать литературу с целью рассмотрения понятия «здоровье» человека.
  2. Изучить современные здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с младшими школьниками.
  3. Провести экспериментальное изучение состояния здоровья учащихся начальной школы и состояния окружающей среды школьного класса, а также выяснить их соответствие санитарно-гигиеническим нормам.
  4. Осуществить выбор здоровьесберегающих технологий и осуществить их апробацию с учениками 2 класса.
  5. Проанализировать результаты проведенной экспериментальной работы и сформулировать выводы.
  6. Подготовить методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий.

Для решения поставленных задач использовались такие методы исследования, как: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования (программ, учебников, дидактических материалов); опытно-экспериментальная работа (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), анкетирование, наблюдение, количественно-качественная обработка результатов исследования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

  • концепции гуманизации и личностно-ориентированного образования, аксиологического подхода, согласно которым человек, его здоровье является высшей ценностью и самоцелью общественного развития и образовательного процесса в начальной школе (Е.В.Бондаревская, В.В.Давыдов, К.Роджерс, Н.К.Сергеев, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.).
  • идеи и научные положения, обусловленные концепцией здорового образа жизни и здравотворчества (А.М. Амосов, М.В. Антропова, В.Ф. Базарный, М.М. Безруких, Э.Н. Вайнер, Л.М. Кузнецова, Ю.П. Лисицын, В.П. Петленко и др.).
  • идеи использования инновационных здоровьесберегающих технологий (В.И. Ковалько, Н.Н. Куинджи, С.В. Попов, Н.К. Смирнов, И.Ю. Соколова, И.В. Чупаха и др.).

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в МОУ СОШ № 5. В качестве испытуемых были взяты учащиеся 2 «Б» класса в количестве 19 человек (10 девочек и 9 мальчиков).

Теоретическое значение исследования заключается в обобщении литературного материала об использовании современных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе школы.

Практическое значение исследования обусловлено тем, что                                               разработанные дидактические материалы здоровьесбежения, формы, приемы и методы могут быть полезны учителям начальных классов в их практической деятельности.

Нормативные акты

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)// http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/
  2. Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»// http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/

Литература

  1. Абрамова Г.С. Возрастная  психология. - М.: Академия. Проект, 2001. - 672 с.
  2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - М., 1990. - 560 с.
  3. Ананьев Б.Г. Избранные  психологические  труды: В 2 томах - М.: Педагогика, 1980. - т. I - 230 с; т. II - 287 с.
  4. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Смысл. 2007. - 527 с.
  5. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1996. - 479 с.
  6. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный подход. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 357 с.
  7. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения./Изд. А.П.Н. РСФСР. - М, 1961. - 695 с.
  8. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Издательский центр Академия, 2002. - 320 с.
  9. Божович Л.И. Личность  и  ее  формирование  в  детском  возрасте.  Психологическое  исследование. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
  1. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентирован-ного образования // Педагогика, 1997. - № 4. - С. 6-21.
  2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: Монография. - Изд-во Ростовского Педагогического ун-та, 2000. - 352 с.
  3. Бордовский, Г.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии / Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков // Педагогика, 1993. - № 3. - С. 12-16.
  4. Борзова В.А, Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. - Самара, 1994. - 197 с.
  5. Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Дисс. ... докт. пед. наук. - М., 1991. - 401 с.
  6. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика. Пособие для сдачи экзамена. 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: ЮРАЙТ, 2005. - 239 с.
  7. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. - М.: М.: Росмэн, 2002.- 79 с.
  • Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Просвещение, 1996. - 94 с.
  1. Вульфов Б.З. Исследования в области социальной педагогики: основания, научный аппарат, специфика организации//Вестник Ун-та Рос. акад. образования, 1998. - № 1. - С. 35-45.
  2. Вульфов Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. Тема 7: «Педагог»: личность и профессия.- М., 1996. - 285 с.
  3. Выготский Л.С. Собрание  сочинений.  В 6  томах. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1982. - 224 с.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967. - 465 с.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
  6. Газман О.С. Самоопределение//Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. - М., 1995. - С. 82-89.
  7. Гальперин П.Я. Курс лекций по общей психологии, прочитанный на философском факультете МГУ. - М., 1989. - 167 с.
  8. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методике Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли): Первый год обучения (для детей 6-10 лет). - СПб: ГП «Иматон», 1996. - 60 с.
  9. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Г.П. Вейсберга. В 2 томах. Т. 1. - М., 1988. - 292 с.
  10. Годфруа Ж. Психология. В 2 томах. - Т 1. - М.: Мир, 1992. - 496 с.
  11. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. - М.: Политиздат, 1989. - 319 с.
  12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. - 544 с.
  13. Даринская Л.А. Педагогика творческого развития личности. - СПб, 2007. - 84 с.
  14. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1986. - 370 с.
  15. Доржиева Т.В. Психологические проблемы развития творческих спо­собностей в процессе обучения. // Тезисы. Сб. «Проблемы образования на ру­беже XX века». М., Инст-т повышения квалификации, 1996. - 147 с.
  16. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2001. - 236 с.
  17. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1990. - 420 с.
  18. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
  19. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками/ А.П. Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня и др. - М.: Просвещение, 2001. - 128 с.
  20. Казанова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие школьников. - М., 1993. - 160 с.
  21. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. - 704 с.
  22. Караковский В.А. Воспитание для всех. - М.: Изд-во НИИ школьных технологий, 2008. - 240 с.
  23. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. - М., 1982. - 656 с.
  24. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы//Постановление Правительства Российской Федерации - № 803 от 23 декабря 2005 г.//Бюллетень трудового и социального законодательства РФ, 2006. - № 1.
  25. Коротов В.М. Развитие личности / В.М. Коротов // Развитие воспитательных функций коллектива. - М.: Педагогика, 1998. - 200 с.
  26. Корчак Я. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1990. - 267 с.
  27. Круглова Л. Ю. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей: Дисс. …канд. пед. наук. - Челябинск, 1997. - 207 с.
  28. Крупская Н.К. Собрание сочинений в 6 томах. - Т. 5. - М.: Педагогика, 1980. - 495 с.
  29. Кукушкин B.C. Современные педагогические технологии в начальной школе. - Ростов-на-Дону, 2003. - 267 с.
  30. Кэмпбелл Р. Воспитание в общении. - М.: Мирт, 2002. - 216 с.
  31. Лаптев В.В. Языки и среды. - СПб.: Питер, 2007. - 288 с.
  32. Лебедев О.Е. Модернизация управления образованием: Перспективы и проблемы: Методическое пособие для решения управленческих проблем. - СПб.: СПбАППО, 2006. - 96 с.
  33. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии, 2004. - № 5. - С. 3-12.
  34. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск, 1993. - 430 с.
  35. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: АСТ-пресс, 2005. - 287 с.
  36. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей //Научное творчество/ Под ред. Микулинского С.Р. -  М., 2006. - 446 с.
  37. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
  38. Лук А.Н. Психология творчества. - М. Просвещение, 1998. - 138 с.
  39. Лушников И.Д. Технология развития индивидуальных творческих способностей учащихся. - Вологда, 2005. - 98 с.
  40. Малькова З.А. Педагогика в поисках модели школы нового поколения // Известия Российской академии образования. - 2001. - № 1. - С. 23-34.
  41. Медынский Е.Н. Педагогика. - М., 1958. - 560 с.
  42. Милов Ю.Е. Формирование познавательной самостоятельности студентов колледжа: Дисс. канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2002. - 190 с.
  43. Миронова Л.Н. Цветоведение. - Минск: Вышэйшая школа, 2004. - 286 с.
  44. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности//Вопросы психологии, 1994. - № 5. - С. 86-95.
  45. Монахова Л. Ю., Монахова А. А. Терминологический аспект проблемы информатизации образования. //Человек и образование. - 2005. - № 3. - С. 3-13.
  46. Мудрик А.В.Социальная педагогика. 3-е издание //Под редакцией В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
  47. Наумова Н.И. Развитие творческих способностей школьников средствами театрального искусства: Дисс. … канд. пед. наук. - Курган, 1997. - 210 с.
  48. Немов Р.С. Психология в 3 кн. - М., 2005. - Кн. 3. - 640 с.
  49. Нечаева О.С. Формирование и развитие творческих способностей младших школьников в условиях художественно - эстетической интеграции различных видов искусств: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1998. - 202 с.
  50. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся//Начальная школа, 2001. - № 10. - С. 34-37.
  51. Новикова Л.И. Моделирование воспитательных систем: теория - практике /Под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. - М.: РОУ, 1995. - 144 с.
  52. Обухова Л.Ф. Детская психология:  теории,  факты,  проблемы. - М., 1995. - 352 с.
  53. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Издательство «Азъ», 1992. - 446 с.
  54. Осипов Г.В. Рабочая книга социолога. - М.: Наука, 1983. - 480 с.
  55. Педагогический энциклопедический словарь/Под. ред. Бим-Бада Б.М. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
  56. Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: В 2-х т. - М., 1981. - 257 с.
  57. Петровский А.В. Принцип ведущей деятельности и проблема личностно-образующих видов деятельности при переходе от детства к взрослости//Психологические условия и механизмы воспитания подростков. М., 1983. - С. 42-67.
  58. Петровский В.А., Петровский А.В. Индивид и его потребность быть личностью//Вопросы философии, 1982. - № 3. - С. 44-53.
  59. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества. - М.: Гаудеамус, 2006. - 490 с.
  60. Пономарев Я.А Состояние, тенденции и перспективы развития психологии творчества//Психол. Журнал, 1986. - Т. 7. - № 2. - С. 137-143.
  61. Приказ Минобразования «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» № 393 от 11 февраля 2002//Бюллетень Министерства образования РФ, 2002. - № 2.
  62. Приказ Министерства культуры РФ «О Концепции художественного образования в Российской Федерации» № 1403 от 28 декабря 2001 г.//Сайт Министерства культуры РФ.
  63. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 2001. - 224 с.
  64. Радионова Н.Ф. Перспективы развития педагогического образования: компетенстностный подход //Человек и образование, 2006. - № 4. - С. 7-14.
  65. Рогозина  В.  Педагогические условия развития творческих способностей школьников на уроке // Воспитание школьников, 2007. № 4. - С. 28-30.
  66. Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. - М.: НИИ ОПН АПН СССР, 2002. - 86 с.
  67. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с.
  68. Симановский А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников: Дисс. докт. пед. наук. - Ярославль, 2003. - 350 с.
  69. Славина Л.С. Психическое развития школьника и его воспитание. - М., 1979. - 96 с.
  70. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с.
  71. Слободчиков В.И. Российское образование: перспективы развития // Директор школы. 2000.  № 2. - С. 3-12.
  72. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Изд-во: Академия, 2007. - 368 с.
  73. Способности // Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - 2-е изд. - М.: АСТ «Транзиткнига», 2004. - C. 400-401.
  74. Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», 2000. - 496 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Физическая культура
2015 год 42 стр.
Курсовая Физическое развитие детей
diplomstud
Курсовая работа Физическая культура
2015 год 25 стр.
Курсовая Психологическая подготовка к соревнованиям по тяжелой атлетике
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское