Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме здоровьесбережения у школьников
1.1. Сущность понятия «здоровье человека»
1.2. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые с младшими школьниками
Глава 2. Здоровьесберегающие педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе в неурочное время (в группе продленного дня)
2.1. Изучение состояния здоровья учащихся начальных классов и соответствия окружающей среды санитарно-гигиеническим нормам
2.2. Выбор здоровьесберегающих технологий и их апробация на дополнительных занятиях в группе продленного дня с учениками 2-го класса
2.3. Анализ результатов исследования
Глава 3. Рекомендации по выбору здоровьесберегающих технологий
Заключение
Библиография
Приложения
Актуальность темы работы обусловлена тем, что забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учится. И педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями.
Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников.
Это обусловило появление работ, в которых предпринимаются попытки найти пути и способы сохранения здоровья детей в процессе образования. Среди таких работ можно назвать исследования М.В. Антроповой, В.И. Ковалько, Н.Н. Куинджи, С.В. Попова, Н.К. Смирнова, И.Ю. Соколовой, И.В. Чупахи, В.Ф. Базарного, Е.Н. Дзятковской и др.
В современных условиях модернизации российского образования ориентация учителя должна быть связана с усилением внимания к формированию у детей культуры поведения, усвоения этических норм, сформированности ценностных отношений. Актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей.
Наблюдения, проведенные Л.И. Колесниковой, показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения [46, с. 8].
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В педагогической и методической литературе описаны в основном общие подходы к проблеме здоровьесберегающих технологий [28; 33; 38; 41; 52; 54; 56; 76; 77]. Материалом о том, какими средствами и методами можно решать эту проблему в неурочное время у школьников разработано, на наш взгляд, недостаточно.
Цель исследования: осуществить выбор здоровьесберегающих технологий (методы и приемы) для реализации в группе продленного дня.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс с элементами здоровьесберегающих технологий у младших школьников.
Предмет исследования: факторы окружающей среды, содержание и формы организации учебного процесса, а также методы обучения, направленные на сохранение и укрепление здоровья младших школьников.
Гипотеза: реализация технологий здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе в группе продленного дня способствует сохранению и укреплению здоровья младших школьников.
Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы исследования нами сформулированы следующие задачи исследования:
- Изучить и проанализировать литературу с целью рассмотрения понятия «здоровье» человека.
- Изучить современные здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с младшими школьниками.
- Провести экспериментальное изучение состояния здоровья учащихся начальной школы и состояния окружающей среды школьного класса, а также выяснить их соответствие санитарно-гигиеническим нормам.
- Осуществить выбор здоровьесберегающих технологий и осуществить их апробацию с учениками 2 класса.
- Проанализировать результаты проведенной экспериментальной работы и сформулировать выводы.
- Подготовить методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий.
Для решения поставленных задач использовались такие методы исследования, как: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования (программ, учебников, дидактических материалов); опытно-экспериментальная работа (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), анкетирование, наблюдение, количественно-качественная обработка результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- концепции гуманизации и личностно-ориентированного образования, аксиологического подхода, согласно которым человек, его здоровье является высшей ценностью и самоцелью общественного развития и образовательного процесса в начальной школе (Е.В.Бондаревская, В.В.Давыдов, К.Роджерс, Н.К.Сергеев, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.).
- идеи и научные положения, обусловленные концепцией здорового образа жизни и здравотворчества (А.М. Амосов, М.В. Антропова, В.Ф. Базарный, М.М. Безруких, Э.Н. Вайнер, Л.М. Кузнецова, Ю.П. Лисицын, В.П. Петленко и др.).
- идеи использования инновационных здоровьесберегающих технологий (В.И. Ковалько, Н.Н. Куинджи, С.В. Попов, Н.К. Смирнов, И.Ю. Соколова, И.В. Чупаха и др.).
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в МОУ СОШ № 5. В качестве испытуемых были взяты учащиеся 2 «Б» класса в количестве 19 человек (10 девочек и 9 мальчиков).
Теоретическое значение исследования заключается в обобщении литературного материала об использовании современных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе школы.
Практическое значение исследования обусловлено тем, что разработанные дидактические материалы здоровьесбежения, формы, приемы и методы могут быть полезны учителям начальных классов в их практической деятельности.