Введение
1 Теоретические основы обогащения словарного запаса учащихся
1.1 Словарь учащегося 5-6 классов: психолого-педагогические аспекты
1.2 Современные подходы к обогащению словаря учащегося 5-6 классов
2 Экспериментальное исследование обогащения словаря учащихся 5-6 классов
2.1 Диагностика уровня развития словаря учащихся 5-6 классов
2.2 Приемы обогащения словарного запаса учащихся при изучении сказок А.С. Пушкина
2.3 Материалы к эксперименту по обогащению словарного запаса учащихся при изучении сказок А.С. Пушкина
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложение 1. Конспект урока русского языка 5 класса по изучению сказок А.С. Пушкина
В условиях современного обучения наибольший образовательный потенциал для использования в школе, как в рамках основного, так и дополнительного обучения, имеют игры и игровые задания, предусматривающие возможность коллективной игры для малых или больших групп. К сожалению, большинство электронных приложений, имеющих экономическую компоненту, не могут быть использованы в рамках образовательного процесса, так как, ориентированы на индивидуальное участие игрока; требуют длительного времени прохождения; имеют ярко выраженный коммерческий характер и инструменты монетизации, затрудняющие использование данных игр в образовательных целях.
В последнее время в научной литературе вопросы обогащения словарного запаса учащихся достаточно часто. Эти и другие важные положения будут рассмотрены в данной работе.
Объект исследования – процесс обогащения словарного запаса учащихся основной школы.
Предметом исследования являются уроки по изучению сказок А.С.Пушкина в 5-6 классах.
Цель исследования – исследование обогащения словаря учащихся 5-6 классов ( на примере уроков по изучению сказок А.С.Пушкина в 5-6 классах).
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи исследования:
- Определить психолого-педагогические аспекты словаря учащегося 5-6 классов:;
- Исследовать современные подходы к обогащению словаря учащегося 5-6 классов;
- Провести диагностику уровня развития словаря учащихся 5-6 классов.
В процессе исследования были применены следующие общенаучные и специальные методы исследования:
- метод системного анализа;
- сравнительный метод;
- структурно-системный метод исследования.
Работа, в соответствии с выделенными задачами исследования, структурно состоит из двух глав: «Теоретические основы обогащения словарного запаса учащихся» и «Экспериментальное исследование обогащения словаря учащихся 5-6 классов», введения, заключения и библиографического списка.
1 Теоретические основы обогащения словарного запаса учащихся
1.1 Словарь учащегося 5-6 классов: психолого-педагогические аспекты
Отличительной чертой современного мира является формирование сообщества людей, обладающих конкурентными преимуществами. Среди этих преимуществ можно выделить профессионализм за счет опыта и знания своего родного языка. Оптимизация обучения русскому языку может быть достигнута путем изучения языка и предмета специальности на основе интегрированного курса. Роль словарного запаса в изучении языка трудно оценить. Без знания лексики специалист не сможет полноценно общаться и выполнять свои профессиональные обязанности.
В настоящее время в связи с широким распространением Интернета и мультимедийных технологий акцент в методике обучения русскому языку сместился с преподавателя на самих учеников. Обучение все больше становится взаимосвязанным, взаимозависимым процессом. Квалифицированный специалист начинает осознавать необходимость постоянного обновления и совершенствования своих языковых знаний и компетенций. В методике обучения русскому языку существует определенное количество стратегий, облегчающих овладение языком.
Детали этих историй часто варьируются от культуры к культуре или даже от семьи к семье. Это типично для сказок, которые исторически рассказывались и пересказывались поколениями, прежде чем они были записаны. Общие элементы современных сказок включают магию, заколдованные декорации, четко определенные «плюшки» и «злодеи», а также мораль или урок, который необходимо усвоить.
Обычно сказки используются для обучения детей чтению. Сюжетные линии просты для понимания, а фантастические элементы могут пробудить любопытство детей, удерживая их от выполнения поставленной задачи. Уроки языка обычно сосредоточены на развитии четырех навыков: чтения, письма, разговорной речи и аудирования, и сказки можно использовать для улучшения всех этих навыков. Истории могут быть как сложными, так и простыми, в зависимости от уровня владения языком учащегося.
Сказки веселые и интересные, но короткие по длине, что делает их хорошим текстом для понимания прочитанного. Они богаты словарным запасом, но структурно просты и понятны. Они также содержат хорошие примеры грамматических структур и синтаксиса. Ученикам может быть легче запомнить грамматические правила из сказок, поскольку они используются в новом контексте.
Улучшение навыков чтения естественным образом улучшает ваше письмо. Написание собственной сказки на русском языке может стать отличным упражнением для проверки ваших писательских навыков. Структура сказки проста, герои могут быть заведомо «хорошими» или «плохими», и она не обязательно должна быть длинной.
Поскольку изначально сказки рассказывались в устной форме, они могут стать отличным способом улучшить ваши навыки говорения и восприятия на слух. Их поэтический ритм и описательный язык делают их приятными для прослушивания и легкими для понимания. Интонация голоса рассказчика часто является хорошим показателем того, что может происходить в истории, даже если вы не понимаете весь словарный запас.
Чтение сказок вслух — хороший способ улучшить языковое произношение, так как они созданы для того, чтобы другие люди говорили и слышали их. Они также могут улучшить разговорные навыки учащихся, предоставив интересную и новую тему для обсуждения в классе, что может побудить застенчивых или более творческих учеников высказаться. Например, можно попробовать описать однокласснику свою любимую сказку своими словами, используя родной язык, и посмотреть, сможет ли он угадать название. Сказки могут не входить в текущую языковую программу, но определенно есть аргумент в пользу того, что они должны быть.
Быстрые темпы внедрения геймификации и использования игровых элементов в образовании оказывают огромное влияние на результаты и вовлеченность учащихся. Геймификация рассматривается как применение элементов игрового дизайна в неигровом контексте с целью способствовать желаемому поведению или решению проблем. Концепция геймификации побудила провести множество исследований, пытающихся понять ее применение в образовании и во всех сферах жизни. В данной работе рассматривается текущее состояние и направление геймификации в образовании. Обзоры необходимы для роста и изучения геймификации, особенно для расширения наших знаний, развития теорий и открытия новых областей исследований. В последнее время было проведено больше исследований, направленных на интеграцию элементов игрового дизайна в образование, а также на выявление последствий и предшественников обучения с использованием технологий и обучения на основе игр[1].
Современный этап развития подходов к построению образовательного процесса на уровне общего образования отличается рекомендацией использования широкого спектра методов, направленных на индивидуальное развитие обучающегося. В числе актуальных подходов значимую роль занимает использование игровых технологий в образовании, или геймификация как элемент применяемых педагогических технологий, и особенно широкие возможности для использования данного инструментария имеет область преподавания русского языка в основной школе как площадки применения деловых, ролевых, организационно-деятельностных, инновационных и иных типов игр.
Безусловно, использование игровых методов не является новым этапом развития обучения русского языка в основной школе. Различным аспектам разработки методологии обучающих игр, их социальных характеристик занимались такие ведущие отечественные педагоги, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Н.А. Аникеева, Н.Н. Богомолова, В.Д. Пономарев, С.А. Шмаков и др.[2]
Вопросами использования игровых методов активно занимались и за рубежом, в том числе в рамках теории геймифицированного обучения предлагается общая структура, которая концептуализирует взаимосвязь между геймификацией и обучением на основе взаимосвязи четырех основных компонентов: содержание обучения, поведение и установки, игровые характеристики и результаты обучения.