Введение
1 Теоретические основы функционирования системы управления человеческими ресурсами
1.1 Система контроля персонала
1.2 Система обучения персонала
1.3 Система адаптации персонала
2 Анализ использования трудовых ресурсов ООО «Канаевский хлебозавод»
2.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.2 Оценка трудового потенциала предприятия
3 Разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности трудовых ресурсов
Заключение
Библиографический список
Приложения
В условиях становления и развития рыночной экономики России обеспечение предприятий квалифицированной рабочей силой и повышение эффективности ее использования является одним из важнейших условий процветания предприятия.
Одним из важнейших ресурсов, используемых в процессе производства, является труд, следовательно, эффективное управление человеческими ресурсами является важной стратегической задачей для каждого предприятия. Человеческие ресурсы выступают решающим фактором повышения качества продукции и оказывают непосредственное влияние на эффективность всех сторон производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Повышение эффективности использования человеческих ресурсов на предприятии во многом означает повышение производительности труда. Основными факторами роста производительности труда являются: уровень технической оснащённости производства, внедрение современных техники и технологии, эффективная организация производства, использование прогрессивного производственного опыта, повышение уровня квалификации работников, эффективная система материального и морального стимулирования труда. Обеспечение эффективной работы предприятия в целом во многом зависит от рационального сочетания перечисленных факторов.
Необходимым условием повышения эффективности управления персоналом предприятия является научный поиск, анализ, обобщение практики и обоснование внедрения такой системы управления предприятием, которая способна обеспечить повышение эффективности использования трудовых ресурсов.
Целью курсовой работы является изучение экономической эффективности использования человеческих ресурсов на предприятии и разработка рекомендаций по повышению эффективности управления человеческими ресурсами предприятия в дальнейшем. В соответствии с названной целью поставлены и решены следующие задачи:
- изучены теоретические основы функционирования системы управления человеческими ресурсами на предприятии;
- проведён анализ системы управления человеческими ресурсами на исследуемом предприятии;
- обозначены пути повышения эффективности управления человеческими ресурсами на предприятии.
Объектом исследования в курсовой работе выступает ООО «Каменский хлебокомбинат».
Предметом исследования курсовой работы являются человеческие ресурсы предприятия.
В ходе исследования использованы методы: абстрактно-логический, монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, экономико-математический.
Практическая значимость работы заключается в том, что внедрение приложенных мероприятий позволит повысить эффективность управления персоналом на предприятии.
1 Теоретические основы функционирования системы управления человеческими ресурсами
1.1 Система контроля персонала
Одной из неотъемлемых функций руководства организации является контроль персонала, представляющего собой социальный фундамент любой социально-экономической системы. Создание модели контроллинга направлено на поддержку управленческого сегмента, формирующего стратегии поэтапного развития предприятия и принимающего оперативные и тактические решения, с учетом всех сфер, на которые распространяются внутренние организационные процессы[2].
Абсолютное большинство мероприятий, проводимых менеджментом, неразрывно связаны между собой. Так, практика контроллинга человеческих ресурсов применяется во взаимодополняющем единстве со сбором и анализом информации о каждом аспекте производственной деятельности. Данные, полученные из внешней и внутренней среды организации, являют собой совокупность показателей, которая дополняет процесс выполнения управленческих функций, становясь, в том числе, составной частью системы контроля. Информация о протекании производственного и организационного процесса, изменениях рыночной конъюнктуры и социально-психологическом климате в подразделениях предприятия представляет собой основу для формирования самой концепции контроллинга[4].
Отделам и подразделениям, на которые возложена ответственность за выполнение функции контроллинга, как правило, свойственна жесткая централизация. В этом случае, они напрямую подчиняются менеджменту предприятия как внутренняя структура организации. Другой распространенной практикой является делегирование полномочий по сбору и анализу информационных данных специальным внутренним службам предприятия, или сторонним организациям, специализирующемся на оказании подобных услу г[3]. Создание модели внутреннего контроллинга, в отдельных случаях, может являться прерогативой соответствующих государственных служб и комиссий постоянного, либо временного характера[5]. Основной задачей управленческого звена становится осуществление мероприятий, направленных на поддержание баланса между монетарными показателями и поддержанием благоприятного социально-психологического внутри предприятия.
Помимо стратегических задач, выполнение которых ориентировано на долгосрочные перспективы, важную роль играет достижение вспомогательных целей социально-экономической системы управления персоналом. Оперативный контроллинг концентрируется на таких показателях как рентабельность, ликвидность, производительность и прибыль. Основное различие между стратегическим и оперативным контроллингом заключается в том, что первый ориентируется на тенденции будущего периода, а второй — на настоящий период.
Содержательная структура процесса контроллинга персонала представляет собой совокупность следующих функций:
- Целеполагание. Определение качественных и количественных целей организации и выбор критериев анализа и оценки степени их достижений.
- Планирование. Трансформация целей в стратегии и тактические управленческие решения.
- Оперативный управленческий учет. Отражение процесса финансово-хозяйственной деятельности организации, в соответствии с принятой стратегией развития.
- Координация информационных потоков. Подразумевает поддержку организационного менеджмента, с помощью сбора и анализа данных о протекании производственных процессов.
- Мониторинг. Комплексное наблюдение за организацией производства в режиме реального времени; составление оперативных отчетов о результатах деятельности предприятия за определенный период.
- Контроль. Контроллинг не тождественен контролю: контроль направлен на фиксирование и оценку уже произошедших событий, в то время, как контроллинг нацелен будущие перспективы функционирования организации.
- Анализ. Анализ направлен на оценку результатов и выявление сопутствующих и препятствующих достижению целей факторов.
- Рекомендации для принятия управленческих решений. С учетом сложившейся ситуации, контроллинг определяет, какие альтернативные действия может предпринять.