Актуальность исследования. Вопрос творчества, а также процесс развития творческих способностей у человека в целом является крайне актуальным, а также не до конца изученным. Ученые до сих пор не могут дать точное определение понятию «творческие способности», так как существует достаточно много различных точек зрения на данный феномен. Так, понимание творческих способностей трактуется от «создания чего-то нового» до «общей способности к творчеству, которая характеризует личность в целом». [27] Однако, совершенно точно можно утверждать, что исследование процесса развития творческих способностей позволяют ученым рассматривать человека как мощный естественный ресурс.
Проблема развития творческих способностей личности рассматривается не только в психологии и педагогике, но и философии. Ученые были заинтересованы данным феноменом с давних времен, однако пик изучения проблемы творчества пришелся на первую треть двадцатого столетия. В этот период свои работы опубликовали многие зарубежные и отечественные ученые, такие как Е. Рибо и А. Пуанкаре, В.М. Бехтерев, С. О. Грузенбург, П. М. Якобсон, В. П. Полонский и другие. Работы данных авторов в основном были посвящены естественно-философскому пониманию творчества как механизма развития природы и человечества [25, с. 7].
Помимо интереса у науки в целом, проблемой творчества также заинтересована и система современного образования. Формирование творческой личности является одной из главных задач системы образования [67] Статья 13 Федерального закона о дополнительном образовании «Особенности дополнительного образования детей» констатирует факт того, что «дополнительное образование детей направлено на развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности» [68].
На основании изложенного можно утверждать, что проблема развития творческих способностей детей является важной составляющей процесса обучения, так как современному обществу крайне необходимы творческие личности, способные находить новые нестандартные решения, отличающиеся новизной, помогающие людям увидеть что-то новое и необычное в бытовом и вполне привычном.
Музыкальному и театральному развитию ребенка посвящены труды таких ученых, как О. П. Радынова, Б. В. Асафьев, А. С. Темирберова, И. В. Артемьева, Э. Г. Чурилова, Л.С. Выготский и др.
Однако, несмотря на значительное количество работ, посвященных творческой деятельности, еще не в полной мере определены возможности занятий театрально-музыкальной деятельностью для развития творческих способностей детей школьного возраста. В связи с этим в данной работе будут рассмотрены возможности одного из разновидностей театров, а именно музыкального театра как средства развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Проблема исследования: является ли театрально-музыкальная деятельность эффективным средством развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование и проверка опытно-экспериментальным путем влияния театрального искусства на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: театральное искусство как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: развитие творческих способностей младших школьников посредством театрального искусства будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
1) театральная деятельность младших школьников будет иметь систематический характер и реализовываться как определенный комплекс занятий творческой направленности;
2) участие каждого школьника в театральной деятельности будет носить активный и творческий характер;
3) занятия театральной деятельностью должны иметь направленность на демонстрацию конечного результата (показ мюзикла).
Задачи:
1) охарактеризовать понятие «творческие способности» и процесс их развития;
2) выявить особенности процесса развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста;
3) раскрыть понятие «театральной деятельность» и охарактеризовать ее особенности применительно к детям младшего школьного возраста;
4) изучить возможности театральной деятельности в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста;
5) провести опытно-экспериментальную работу по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе театральной деятельности.
Методы исследования:
1) теоретические - анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, синтез и обобщение полученных знаний;
2) эмпирические - анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент, измерение.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ научной литературы, анкетирование, наблюдение, опытно-экспериментальная работа, анализ динамики результатов обучения и развития учащихся.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие «творческие способности» и процесс их развития
В психологии существуют различные трактовки понятия «способности». Так, согласно толковому словарю С. И. Ожегова, способности – это:
- природная одаренность, талантливость;
- умение, а также возможность производить какие-нибудь действия [43].
Отметим, что существуют 2 показателя, указывающие на наличие у человека способности к какой-либо деятельности: скорость усвоения деятельности и качество результата.
Человека принято считать способным, если:
- быстро и успешно справляется с какой-либо деятельностью;
- результаты освоения какой-либо деятельности превосходят средний уровень.
В. Н. Дружинин понимает под способностями свойства психической функциональной системы обеспечивать достижения целей деятельности. Также он отмечает, что, чем больше у человека развита способность в какой-то деятельности, тем быстрее он овладевает ей, с меньшим усилием выполняет ее, нежели ту деятельность, в которой он не имеет способности [20, 14].
Таким образом, согласно его мнению, существует объективная и субъективная формы способностей (рис.1).
Рисунок 1 – Схематичное отображение сути объективных и субъективных
способностей (по В.Н. Дружинину)
По Л. С. Выготскому «во всяком исторически возникшем приобретении человеческой культуры отложились, материализовались исторически складывавшиеся в ходе этого процесса человеческие способности (психические процессы определенного уровня организации)» [12].
Интересно и определение, данное Б. М. Тепловым, что «способностями называют такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей» [61, с. 408].
А. Н. Леонтьев говорил о необходимости различать у человека два ряда способностей: «способности природные, или естественные, в основе своей биологические»; «способности специфические, имеющие общественноисторическое происхождение» [31].
Исходя из этой теории способности людей делятся на:
- общие (проявляются во всех видах деятельности человека);
- специальные (проявляются в отдельных, специальных областях деятельности).
При этом нельзя сказать, что общие и специальные способности четко разделены между собой, напротив, они существуют во взаимосвязи. Общие способности проявляются в специальных, а с развитием специальных способностей развиваются и общие.
В. С. Юркевич в научных работах также придерживается делению способностей на общие и специальные, при этом к общим он относит «способности, которые определяют уровень и своеобразие любой умственной деятельности». [79]
Второе понятие, которое тесно связанно с изучаемой нами проблемой - это понятие «творчество». Каждое понимание творчества включает в себя некую «новизну», «достижение качественно новых результатов в процессе человеческой деятельности» как определенно в «Словаре основных понятий и тестов по курсу «Философия» [64].
В отношении того, что является источником творчества, какова его роль в жизнедеятельности и развитии человека, также существуют различные теории.
С точки зрения когнитивной теории (Дж. Келли) творчество является альтернативой всему банальному. Не используя термин «творчество», Дж. Келли разработал оригинальную теорию творчества и творческой личности, впервые описав альтернативное гипотетическое мышление. Суть заключается в том, что человек - исследователь, творчески взаимодействующий с окружающим миром, выдвигающий различные гипотезы и проверяющий их. То есть люди осуществляют те же умственные действия, что и ученые в ходе научных исследователей. Таким образом, жизнь, согласно данной теории, - творческий исследовательский процесс. [25, C. 16]
С позиции представителей гуманистической психологии (А. Адлер, Э. Фромм, Г. Олпорт и др.). Здесь творчество рассматривается как образ жизни человека, а человек - как творец собственной жизни. Согласно компенсационной теории творчества А. Адлера, творческое «Я», имеющееся у человек, влияет на каждую грань человеческого опыта и делает его «архитектором» своей собственной жизни и творцом собственной личности. [25, с. 16]
Э. Фромм определяет творчество как способность «удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». [70,C. 119]
А. Маслоу называет творчество «универсальной функцией человека, которая ведет ко всем формам самовыражения». Творчество является врождённым и заложено в каждом, не требуя специальных талантов. [31, C. 486]
К. Роджерс утверждает, что само восприятие мира и жизнь сама по себе - это уже творческий акт. Также, как и А. Маслоу, он рассматривает творчество как универсальное явление. К. Роджерс определил условия творческой деятельности и разделил их на:
- внутренние
- экстенсиональность (открытость новому опыту);
- внутренний локус оценивания;
- способность к необыкновенным сочетаниям;
- внешние
- психологическая безопасность и защищенность;
- психологическая свобода самовыражения.
Сопутствующими компонентами творческого акта К. Роджерс считал эмоции. [52, C. 74-79]
Термин «творческие способности» относят к умственным способностям. Общие способности включают в себя интеллект, обучаемость и креативность.
Л. С. Выготский понимает под творческими способностями феномен, позволяющий человеку создавать новое. Он отмечает, что «ребенок, опираясь на свою неприхотливую детскую фантазию, ограниченный опыт и знания, создает продукты творческого мышления». В процессе развития у ребенка развиваются творческое мышление, творческое воображение, в том числе и творческие способности [12, с. 93].