Введение
Глава I. Взаимоотношения власти Русской Православной Церкви в 1917–1920 гг.
1.1 Государственно–церковные отношения при Временном правительстве (март – октябрь 1917 г.)
1.2. Становление советского ре жима взаимодействия между властью и Русской Православной Церкви.
1.3. Тобольская епархия в годы Гражданской войны.
Глава II. Взаимоотношение между властью и Тобольской епархией в 1920–х – конце 1930–х гг.
2.1 Тобольская епархия в условиях на ала антирелигиозных кампаний 1920–х гг. 43
2.2. Осуществление государственной религиозной политики в Тобольской епархии (1923 – конец 1930–х гг.) 50
2.3. Обновленческое движение в Тобольской епархии.
Заключение.
Библиография
Актуальность. Революционные потрясения, произошедшие в России в 1917 г., положили начало перестройке всей системы отношений государства и Церкви. На протяжении семидесяти лет государств о стремилось поставить Церковь в зависимое положение, а в некоторые периоды истории и полностью уничтожить. Актуальность может быть обусловлена: введением в научный оборот ранее не изученных документов, а так же значительным общественным интересом к тем взаимоотношений государства и Русской Православной Церкви и необходимостью извлечения исторических уроков с точки зрения недопущения и повторения в будущем
В связи с этим актуализируется проблема гонений на Церковь со стороны государства в исследуемый период, в том числе рассмотрения жизни и де ятельности от дельных священников, по страдавших за ис поведание веры в от дельных ре гионах нашей стра ны.
Историография по исследуемой теме отличается достаточной противоречивостью, что объясняется из менениями не только государственной политики в тот или иной период, но и самой формы государственного управления, идеологической направленности.
В связи с этим можно выделить несколько исторических периодов в изучении исследуемой проблемы: I. 1917 – 1940–е гг.; II. 1940 – е – конец 1980–х гг.; III. начало 1990 – х – современность.
В 1917 – 1940–е гг. – период становления постреволюционной отечественной науки и становление со ветской историографии. В трудах историков, пропагандировавших государственную идеологию, пере ход час ти духовенства на позиции обновленчества и лояльного отношения к советской власти рас ценивался как тактический ход церкви с целью удержания власти и прикрытия своей «контрреволюционной» сущности новой формой[1]