Актуальность проблемы. Гингивит и пародонтит представляют серьезную проблему современной медицины. По данным эпидемиологических исследований в последние годы появилась явная тенденция роста и омоложения заболеваний пародонта среди населения различных регионов нашей страны и мира
Также актуальность проблемы обусловлена также тем обстоятельством, что состояние тканей пародонта является одним из основных факторов, оказывающих влияние на качество и долговечность результатов стоматологического лечения. Необходимо отметить, что исследования данной патологии у глухонемых детей практически не проводились. Каких-либо специализированных программ профилактики и лечения стоматологических заболеваний у этой группы детей также не имеется.
Воспалительные заболевания в пародонте в детском возрасте являются начальным этапом деструктивного процесса, приводящего к потере зубов и нарушению здорового образа жизни, что определяет социальную значимость проблемы.
Воспалительные заболевания пародонта, на сегодняшний день, рассматривают не только как локальное воспаление тканей, окружающих зуб, вызванное микрофлорой зубной бляшки, но и как реакцию организма на бактериальную инфекцию.
Необходимо отметить рост числа пациентов с иммунодефицитным состоянием и аллергическим фоном.
Существует большое количество местных и системных факторов риска, приводящих к возникновению и развитию воспалительных заболеваний пародонта у детей, поэтому так актуален поиск новых методов их профилактики и лечения. Вопросы, связанные с лечением ХП у детей рассматриваются на стыке двух дисциплин – стоматологии и педиатрии, хотя лечением ХП занимаются только стоматологи.
Пародонтальная медицина (термин впервые использовал в 1998г.Offenbacher)- новый раздел пародонтологии, который рассматривает взаимное влияние заболеваний организма и воспалительных заболеваний пародонта с целью разработки новых диагностических критериев, стратегии лечения заболеваний пародонта, а также интегральной программы профилактики.
Последние исследования молекулярных морфологических нарушений возникающих при ХГП указывают на необходимость применения в комплексном лечении этих больных фито и фототерапии, позволяющих воздействовать как на пародонт, так и на организм в целом.
Целью настоящего исследования является оптимизация лечения и профилактики хронического пародонтита у глухонемых детей.
В связи с этим решению подлежат следующие задачи:
- Разработать комплекс методов диагностики хронического пародонтита у глухонемых детей.
- Определить влияние местноиммунного дисбаланса полости рта в возникновении и развитии воспаления пародонта.
- Провести оценку цитологических и бактериологических показателей десневой жидкости при различных формах пародонтита.
- Изучить изменения микробного гомеостаза при различных формах пародонтита.
- Разработать комплексный метод лечения пародонтита у глухонемых детей с применением фитопрепаратов, светодиодной терапии.
Изучаемые явления:
- Изменение местного иммунитета и микробного гомеостаза полости рта при комплексном лечении ХП у глухонемых детей с использованием фитотерапии в комплексе с модулированным диодным светом в красной области спектра.
- Влияние применения фитопрепаратов и модулированного диодного света в красной области спектра в комплексном лечении на течение ХП у глухонемых детей и оценка клинико-лабораторной и практической значимости применяемых способов лечения.
Объект исследования:
Объектом исследования являются больные ХП г. Белгорода и Белгородской области
Возраст от 3 до 17 лет.
Методы исследования:
- Клиническое обследование (анамнестические данные, данные объективного осмотра, показателей воспаления десны)
- Лабораторные (общий анализ крови, анализ глюкозы крови и др.)
- Изучение показателей sIgA и лизоцима ротовой жидкости,
- Бактериоскопические исследования;
- Микробиологические исследования
- Рентгенография.
Анкетирование пациентов
- Статистические методы обработки.
Обьем исследования:
Произвести исследование эффективности диагностики и лечения ХП у глухонемых детей, стойкости ремиссии у 50 человек, применение фитотерапии и модулированного диодного света в красной области спектра в комплексном лечении хронического пародонтита у глухонемых детей.
Используемые средства:
1.Клинические, функциональные, микробиологические, лабораторно - инструментальные методы исследования с использованием медицинской документации, соответствующих приборов и реактивов.
2.Аппараты: Лазер стоматологический, Аппарат фореза и депофореза стоматологические, Активатор Светодиодный LED-актив 03 (красный цвет исполнения)
3.Медикаментозные средства, используемые при проведении базисной терапии ХП.
Научная новизна исследования:
- Будет изучена распространенность различных форм пародонтита среди глухонемых детей Белгородского региона.
- Будет впервые разработана и применена на практике комплексная диагностика пародонтитов у глухонемых детей с определением гингивоскопических, цитологических, бактериоскопических показателей, кариесогенной активности зубного налета, измерения рН десневой жидкости.
- Будет выявлена ведущая роль местноиммунного дисбаланса полости рта в этиологии воспалительных заболеваний в пародонте у глухонемых детей, и его влияние на характер воспаления в десне.
- Будет изучен характер изменений микробного гомеостаза при начальной форме пародонтита.
- Будет получен положительный эффект при комплексном лечении различных форм пародонтита у глухонемых детей с использованием фитотерапии и модулированного света в красной области спектра
Глава 1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ОСНОВНЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ГЛУХОНЕМЫХ ДЕТЕЙ
-
Общая характеристика состояния здоровья глухонемых детей
Число детей с нарушением слуха растет во всем мире с каждым годом. Причины потери слуха у детей могут быть разными, иногда это происходит еще до рождения. Если нарушение слуха наступает до овладения ребенком речью, она без обучения не развивается совсем; если до потери слуха дошкольник был говорящим, он начинает терять речь и может стать глухонемым. Иногда поражение охватывает очень большую область улитки, и тогда говорят о тотальной глухоте; в других случаях площадь поражения оказывается значительно меньше, и это состояние слуха квалифицируют как тугоухость, а детей называют слабослышащими.
К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое (т. е. необратимое, так как слух восстановить нельзя) двустороннее (на оба уха) нарушение слуховой функции, при котором обычное (на слух) речевое общение с окружающими затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота). Эта категория детей представляет собой разнородную группу.
По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих.
Тугоухость — стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени — от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.
Глухота — наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети — это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.
Внутри каждой из этих групп возможно различное понижение слуха. Наиболее выражены эти различия при тугоухости. Так один слабослышащий ребенок может слышать речь разговорной громкости на расстоянии 4—6 метров и более и испытывать затруднения при восприятии шепота, который он может слышать, например, только у ушной раковины. Другой слабослышащий ребенок с трудом воспринимает хорошо знакомые слова, произнесенные голосом разговорной громкости у самого уха.
Существуют различные классификации степени понижения слуха. В нашей стране наиболее распространенными являются аудио-лого-педагогическая классификация Л. В. Неймана, широко используемая в образовательных учреждениях, и международная классификация, которая используется в медицинских учреждениях.
Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Однако эти недостатки в значительной мере могут быть компенсированы применением специальных методов и технических средств в обучении.
Выделяют следующие группы детей с недостатками слуха:
- Не слышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса. Эта группа разделяется на подгруппы: не слышащие без речи (дети, родившиеся глухими или потерявшие слух в возрасте до 2–3 лет, до формирования речи) и не слышащие, потерявшие слух, когда речь практически была сформирована – у таких детей необходимо предохранять речь от распада, закреплять речевые навыки.
- Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие.
Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. Что же касается особенностей личности и поведения, не слышащего и слабослышащего ребенка, то они не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени.
Значительную часть знаний об окружающем мире нормально развивающийся ребенок получает через слуховые ощущения и восприятия. Не слышащий ребенок лишен такой возможности, или они у него крайне ограничены. Это затрудняет процесс познания и оказывает отрицательное влияние на формирование других ощущений и восприятий. В связи с нарушением слуха особую роль приобретает зрение, на базе которого развивается речь глухого ребенка. Очень важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения
Глухие дети младшего школьного возраста имеют свои отличительные особенности физического, функционального и психического развития. Эти особенности обуславливают специфику их физического развития. Среди глухих детей встречаются чаще нарушение осанки, сколиоз, сутуловатость, плоская грудная клетка, крыловидные лопатки, плоскостопие, неправильный прикус, патологии зубочелюстной системы. В этом же возрасте показатели физического развития глухих детей (рост, вес тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, сила мышц спины, живота и клетки) также имеют отличия от показателей слышащих детей.
Наиболее заметны у глухих детей нарушения моторики. В технике выполнения циклических движений имеются отклонения: при ходьбе наблюдается шаркающая походка, а бег на полусогнутых ногах при очень малой амплитуде движений рук и незначительном наклоне туловища. Движения сами по себе лишены пластичности, действия не точные.
Развитие такого жизненно важного качества, как скорость движения у глухих детей, также отстает от результатов слышащих, такого же возраста, особенно скорость двигательной реакции и одиночного движения.
Также имеется ярко выраженное отставание развития двигательной памяти и уменьшение сохранить равновесие как статически, так и динамически.
Недостатки в равновесии и деятельности вестибулярного анализатора приводят к приспособительным реакциям в статике и моторике. Имеются в виду дефекты: широкая постановка ног при ходьбе и беге, усиление плоскостопия, увеличение изогнутости позвоночника. Степень сохранности вестибулярного аппарата у школьников не всегда сопровождается устойчивостью равновесия. Однако ведущим и решающим фактором в регуляции чувства равновесия является лефуинциональное состояние вестибулярного аппарата или степень сохранности слуха, а мышечно-суставное чувство и деятельность двигательного аппарата.
В дыхательной системе у глухих проявляются следующие отклонения: диспропорция в объеме и экскурсии грудной клетки, недостаточность жизненной емкости легких, неумение координировать дыхание с ритмом устной речи.
В процессе физического воспитания в школах для глухих детей необходимо использовать устную речь. Включение речевого материала в содержании уроков физической культуры положительно влияет на накопление и осмысление словарного запаса, связанного с формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков на развитие интеллекта глухого ребенка.
1.2 Современное состояние стоматологической заболеваемости детского населения и его особенности у глухонемых детей
Высокая стоматологическая заболеваемость детского населения остается актуальной проблемой здравоохранения. Одним из основных стоматологических заболеваний, поражающих значительное количество детей и взрослых во многих странах, в том числе и России, является кариес. Распространенность кариеса зубов у детей в разных регионах России колеблется от 60 до 95%. Распространенность воспалительных заболеваний пародонта у детей школьного возраста достигает 80%.
Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами.
Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достаточно велика, и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболевания.
Высокая стоматологическая заболеваемость детского населения остается одной из актуальных задач отечественного здравоохранения.
Результаты эпидемиологического стоматологического обследования населения РФ, проведенного в 1996−98 гг. в соответствии с приказом Минздрава России №181 от 06.05.96г., продемонстрировали, что 78% детей в возрасте 12 лет имеют пораженные кариесом постоянные зубы (интенсивность по индексу КПУ равна 2,91), а в 15−летнем возрасте средняя распространенность кариеса достигает 88% (средняя величина КПУ — 4,37). У более половины 15−летних подростков выявлены признаки поражения тканей пародонта.
На сегодняшний день ситуация не изменилась. По данным, представленным в 2002 г. территориальными отделами здравоохранения, среди детей старших возрастных групп распространенность кариеса постоянных зубов составляет в среднем 80−85%, а в отдельных регионах этот показатель приближается к 100%. Остаются высокими цифры распространенности воспалительных заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий (60% детей до 14 лет и 30% 15−17−летних подростков нуждаются в ортодонтическом лечении).
Остаются актуальными проблемы слабо развитой материально-технической базы в детских стоматологических учреждениях, недостаточного обеспечения необходимым оборудованием, инструментарием и медикаментами для эффективного проведения диагностических и лечебно-профилактических мероприятий. При этом в детских учреждениях (школах и детских садах) сокращается число стационарных стоматологических кабинетов, детская стоматологическая служба недостаточно укомплектована врачами (на 75%) и средним медицинским персоналом (на 85%), средний возраст врачей приближается к 50−55 годам. Отсутствуют специалисты среднего звена (гигиенисты стоматологические), которые должны заниматься проведением профилактических мероприятий. Отмечается низкий уровень гигиенического воспитания и образования населения по вопросам предупреждения стоматологических заболеваний.
Еще недавно, несколько лет назад возможности проведение лечения и сложных диагностических исследований у детей с глухотой были весьма ограничены. Особенно большие проблемы вызывало стоматологическое лечение: потребность в нем возникает часто, но сохранять неподвижность в течении 30-40 минут для детей практически невозможно. При этом стоматологические патологии встречаются у этих пациентов в среднем намного чаще, чем у обычных людей, что обусловлено целым комплексом неблагоприятных факторов на разных стадиях жизни человека: нарушение гигиены полости рта, травмы и не координируемые движения челюсти, задержки с формированием зубного ряда, нарушение минерализации зубов и многих других. Эта не очень широко известная, но серьезная проблема сильно сказывалась на здоровье и качестве жизни как самих пациентов, так и их близких.
В настоящее время в стоматологической практике лечение и удаление зубов глухонемым детям происходит, зачастую, под общим наркозом. Ведь иначе создать условия лечащему врачу и маленькому пациенту для оказания качественной медицинской помощи невозможно. Только слаженная работа двух врачей анестезиолога-реаниматолога и детского стоматолога сможет безопасно, быстро и качественно решить поставленную задачу – провести комплексное стоматологическое лечение «особого» малыша.
По статистике, с каждым годом растёт и распространенность кариеса у детей, и рост детей с различными особенностями, не только глухотой. В США статистика диагностирования расстройств слухового –разговорного спектра такова: в 80-е годы ХХ века частота составляла 2:10000, а в 2018 году - 1случай глухоты на каждые 88 детей. Невозможно и неправильно постоянно прибегать к общему наркозу для лечения очередного кариозного зуба у глухонемого ребенка. Но и оставлять очаг хронической инфекции в организме ребенка недопустимо. Детские доктора и родители должны вместе терпеливо заниматься со сложными детишками, адаптировать их к профилактическим стоматологическим процедурам, привить необходимые навыки ежедневного ухода за полостью рта. Да, это сложно, но при желании возможно.
1.3 Современные подходы к профилактике основных стоматологических заболеваний у детей
Стоматологическое здоровье определяется факторами эндогенной и экзогенной природы, а ткани полости рта у детей очень чувствительны к негативным воздействиям окружающей среды. Поэтому, изучение состояния зубочелюстной системы и оценка стоматологической заболеваемости детей и подростков в условиях воздействия комплекса неблагоприятных факторов остается предметом пристального внимания исследователей. Формирование стоматологического здоровья детского населения и реализа ция комплексных программ профилактики стоматологических заболеваний в меняющихся социально-экономических и эколого-гигиенических условиях крупных промышленных городов относится к числу ключевых проблем стоматологии на современном этапе.
С момента прорезывания первых зубов их необходимо чистить. Это необходимо не только для того, чтобы предупредить раннее поражение недавно прорезавшихся временных зубов кариесом, но и для формирования у ребёнка положительной мотивации и обязательной привычки к регулярному гигиеническому уходу за полостью рта. В настоящее время в продаже имеются специальные зубные щетки для детей всех возрастов, снабженные соответствующими маркировками. Для чистки зубов ребенка родители используют мягкие щетки с маленькой головкой и длинной ручкой, применяют элементы стандартного метода (на вестибулярных и оральных поверхностях предпочтение отдают выметающим движениям).
Большинство детских зубных паст содержат фториды и предназначены для детей от 4-6 лет. Условием, позволяющим рекомендовать ребенку применение фторидсодержащих зубных паст, является умение полоскать рот и выплевывать жидкость, так как постоянное проглатывание зубной пасты может привести к хронической передозировке поступления фтора в организм. Основными требованиями для зубных паст для детей от 0 до 3 лет являются: отсутствие фтора, грубых абразивов и других компонентов, способных оказать токсическое влияние на организм ребенка при проглатывании; мягкое и эффективное очищение зубов малыша от пищевых остатков и микробного налета; состав пасты должен 3 способствовать минеральному созреванию эмали; паста должна обладать приятным вкусом для создания положительных ощущений у ребенка во время чистки зубов. Основными средствами для ухода за полостью рта детей этого возраста являются щетка и паста. Щетка должна иметь мягкую щетину (в случаях повышенного образования зубных отложений, в том числе налета Пристли, можно использовать среднежесткие щетки) с узкими небольшими головками. Могут быть использованы как мануальные, так и электрические щетки. Пасту выбирают в соответствии с уровнем риска кариеса. Среди паст предпочтительнее гигиенические детские пасты и профилактические кальцийсодержащие пасты. При высоком риске кариеса рекомендуют применение детских фторсодержащих паст, однако родителей предупреждают о соблюдении мер безопасности. Ребенок продолжает осваивать метод чистки зубов, родители контролируют качество чистки и, поскольку в подавляющем большинстве случаев дошкольники не могут добиться нужного уровня гигиены, взрослые завершают процесс чистки зубов ребенка своими руками.
Одним из основных компонентов любой программы профилактики является стоматологическое просвещение населения, которое должно предшествовать и сопутствовать обучению гигиене полости рта. Стоматологическое просвещение включает в себя мотивацию населения в целом и индивидуума, в частности, к поддержанию здоровья, а также обучение правилам гигиены полости рта. В стоматологическом просвещении, помимо врачей-стоматологов, должны участвовать психологи, педагоги и другие специалисты по обучению. Целесообразно начинать мотивацию с педагогов и медицинских работников детских учреждений. Необходимо объяснить им цель и задачи профилактики в стоматологии, рассказать, как она будет проводиться в данном учреждении и какую помощь может оказать медицинский персонал. После этого 4 следует организовать встречи с родителями детей, объяснить им возможность и важность предотвращения заболеваний зубов и десен, рассказать о правилах и особенностях чистки зубов у детей.К сожалению, родители не всегда уделяют должное внимание гигиеническому уходу за полостью рта своих детей. В то же время, именно семья оказывает самое важное влияние на ребенка, так как привычки родителей служат моделью для поведения детей.
Основная часть проблем возникает у детей во период сменного прикуса у детей младшего школьного возраста.
Большая роль отводится контролю за качеством чистки зубов, коррекции ошибок. И повторному контролю. Т.к. данные повторного контроля являются наглядным показателем качества ухода за полостью рта. Обучение взрослых происходит по такой же схеме.
Большое значение необходимо уделять дополнительным средствам и методам гигиены полости рта (полоскание с использованием ополаскивателей, использование жевательных резинок, чистка межзубных поверхностей, массаж десен). Для улучшения гигиены полости рта и усиления процесса самоочищения необходимо дать рекомендации по питанию. Сухие и жесткие продукты улучшают (овощи, фрукты) процессы самоочищения и усиливают слюноотделение.