Дипломная работа|Медицина

Дипломная Оптимизация комплекса лечебно-диагностических мероприятий при лечении хронического пародонтита у глухонемых детей Белгородской области на основе ситуационного анализа и стоматологических инноваций

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 69

Цена: 1 600
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  ПРОФИЛАКТИКИ ОСНОВНЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ГЛУХОНЕМЫХ ДЕТЕЙ (ОБЗОР лИтературЫ)

1.1 Общая  характеристика состояния здоровья глухонемых детей

1.2 Современное состояние стоматологической заболеваемости детского населения и его особенности у глухонемых детей

1.3 Современные подходы к профилактике основных стоматологических заболеваний у детей

Глава 2. ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Обоснование цели исследования .

2.2. Характеристика объектов лабораторных и клинических исследований 

2.3. Методы исследования .

Глава 3. многофакторный анализ влияния различных факторов на СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ГЛУХОНЕМЫХ ДЕТЕЙ 

3.1.Особенности стоматологического статуса у глухоемых детей  различных возрастных групп 

Глава 4. АНАЛИЗ и обобщение полученных результатов.

ВЫВОДЫ 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность проблемы. Гингивит и пародонтит представляют серьезную проблему современной медицины. По данным эпидемиологических исследований в последние годы появилась явная тенденция роста и омоложения заболеваний пародонта среди населения различных регионов нашей страны и мира

 Также актуальность проблемы обусловлена также тем обстоятельством, что состояние тканей пародонта является одним из основных факторов, оказывающих влияние на качество и долговечность результатов стоматологического лечения. Необходимо отметить, что исследования данной патологии у глухонемых детей практически не проводились. Каких-либо специализированных программ профилактики и лечения стоматологических заболеваний у этой группы детей также не имеется.

 Воспалительные заболевания в пародонте в детском возрасте являются начальным этапом деструктивного процесса, приводящего к потере зубов и нарушению здорового образа жизни, что определяет социальную значимость проблемы.

 Воспалительные заболевания пародонта, на сегодняшний день, рассматривают не только как локальное воспаление тканей, окружающих зуб, вызванное микрофлорой зубной бляшки, но и как реакцию организма на бактериальную инфекцию.

 Необходимо отметить рост числа пациентов с иммунодефицитным состоянием и аллергическим фоном.

 Существует большое количество местных и системных факторов риска, приводящих к возникновению и развитию воспалительных заболеваний пародонта у детей, поэтому так актуален поиск новых методов их профилактики и лечения.  Вопросы, связанные с лечением ХП у детей рассматриваются на стыке двух дисциплин – стоматологии и педиатрии, хотя лечением ХП занимаются только стоматологи.

 Пародонтальная медицина (термин впервые использовал в 1998г.Offenbacher)- новый раздел пародонтологии, который рассматривает взаимное влияние заболеваний организма и воспалительных заболеваний пародонта с целью разработки новых диагностических критериев, стратегии лечения заболеваний пародонта, а также интегральной программы профилактики.

    Последние исследования молекулярных морфологических нарушений возникающих при ХГП указывают на необходимость применения в комплексном лечении этих больных фито и фототерапии, позволяющих воздействовать как на пародонт, так и на организм в целом.

     Целью настоящего исследования является оптимизация лечения и профилактики хронического пародонтита у глухонемых детей.

     В связи с этим решению подлежат следующие задачи:

  1. Разработать комплекс методов диагностики   хронического пародонтита у глухонемых детей.
  2. Определить влияние местноиммунного дисбаланса полости рта в возникновении и развитии воспаления пародонта.
  3. Провести оценку цитологических и бактериологических показателей десневой жидкости при различных формах пародонтита.
  4. Изучить изменения микробного гомеостаза при различных формах пародонтита.
  5. Разработать комплексный метод лечения пародонтита у глухонемых детей с применением фитопрепаратов, светодиодной терапии.

 Изучаемые явления:

  1. Изменение местного иммунитета и микробного гомеостаза полости рта при комплексном лечении ХП у глухонемых детей с использованием фитотерапии в комплексе с модулированным диодным светом в красной области спектра.
  2. Влияние применения фитопрепаратов и модулированного диодного света в красной области спектра в комплексном лечении на течение ХП у глухонемых детей и оценка клинико-лабораторной и практической значимости применяемых способов лечения.

 Объект исследования:

 Объектом исследования являются больные ХП г. Белгорода и Белгородской области

 Возраст от 3 до 17 лет.

 Методы исследования:

  • Клиническое обследование (анамнестические данные, данные объективного осмотра, показателей воспаления десны)
  • Лабораторные (общий анализ крови, анализ глюкозы крови и др.)
  • Изучение показателей sIgA и лизоцима ротовой жидкости,
  • Бактериоскопические исследования;
  • Микробиологические исследования
  • Рентгенография.

 Анкетирование пациентов

  • Статистические методы обработки.

 Обьем исследования:

 Произвести исследование эффективности диагностики и лечения ХП у глухонемых детей, стойкости ремиссии у 50 человек,  применение фитотерапии и  модулированного диодного света в красной области спектра в комплексном лечении хронического пародонтита у глухонемых детей.

 Используемые средства:

 1.Клинические, функциональные, микробиологические, лабораторно - инструментальные методы исследования с использованием медицинской документации, соответствующих приборов и реактивов.

 2.Аппараты: Лазер стоматологический, Аппарат фореза и депофореза стоматологические, Активатор Светодиодный LED-актив 03 (красный цвет исполнения)

 3.Медикаментозные средства, используемые при проведении базисной терапии ХП.

 Научная новизна исследования:

  1. Будет изучена распространенность различных форм пародонтита среди глухонемых детей Белгородского региона.
  2. Будет впервые разработана и применена на практике комплексная диагностика пародонтитов у глухонемых детей с определением гингивоскопических, цитологических, бактериоскопических показателей, кариесогенной активности зубного налета, измерения рН десневой жидкости.
  3. Будет выявлена ведущая роль местноиммунного дисбаланса полости рта в этиологии воспалительных заболеваний в пародонте у глухонемых детей, и его влияние на характер воспаления в десне.
  4. Будет изучен характер изменений микробного гомеостаза при начальной форме пародонтита.
  5. Будет получен положительный эффект при комплексном лечении различных форм пародонтита у глухонемых детей с использованием фитотерапии и модулированного света в красной области спектра

 

Глава 1. АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  ПРОФИЛАКТИКИ ОСНОВНЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ГЛУХОНЕМЫХ ДЕТЕЙ

  • Общая характеристика состояния здоровья глухонемых детей

Число детей с нарушением слуха растет во всем мире с каждым годом. Причины потери слуха у детей могут быть разными, иногда это происходит еще до рождения. Если нарушение слуха наступает до овладения ребенком речью, она без обучения не развивается совсем; если до потери слуха дошкольник был говорящим, он начинает терять речь и может стать глухонемым. Иногда поражение охватывает очень большую область улитки, и тогда говорят о тотальной глухоте; в других случаях площадь поражения оказывается значительно меньше, и это состояние слуха квалифицируют как тугоухость, а детей называют слабослышащими.

К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое (т. е. необратимое, так как слух восстановить нельзя) двустороннее (на оба уха) нарушение слуховой функции, при котором обычное (на слух) речевое общение с окружающими затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота). Эта категория детей представляет собой разнородную группу.

По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих.

Тугоухость — стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени — от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.

Глухота — наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети — это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.

Внутри каждой из этих групп возможно различное понижение слуха. Наиболее выражены эти различия при тугоухости. Так один слабослышащий ребенок может слышать речь разговорной громкости на расстоянии 4—6 метров и более и испытывать затруднения при восприятии шепота, который он может слышать, например, только у ушной раковины. Другой слабослышащий ребенок с трудом воспринимает хорошо знакомые слова, произнесенные голосом разговорной громкости у самого уха.

Существуют различные классификации степени понижения слуха. В нашей стране наиболее распространенными являются аудио-лого-педагогическая классификация Л. В. Неймана, широко используемая в образовательных учреждениях, и международная классификация, которая используется в медицинских учреждениях.

Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Однако эти недостатки в значительной мере могут быть компенсированы применением специальных методов и технических средств в обучении.

Выделяют следующие группы детей с недостатками слуха:

  1. Не слышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса. Эта группа разделяется на подгруппы: не слышащие без речи (дети, родившиеся глухими или потерявшие слух в возрасте до 2–3 лет, до формирования речи) и не слышащие, потерявшие слух, когда речь практически была сформирована – у таких детей необходимо предохранять речь от распада, закреплять речевые навыки.
  2. Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие.

Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. Что же касается особенностей личности и поведения, не слышащего и слабослышащего ребенка, то они не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени.

Значительную часть знаний об окружающем мире нормально развивающийся ребенок получает через слуховые ощущения и восприятия. Не слышащий ребенок лишен такой возможности, или они у него крайне ограничены. Это затрудняет процесс познания и оказывает отрицательное влияние на формирование других ощущений и восприятий. В связи с нарушением слуха особую роль приобретает зрение, на базе которого развивается речь глухого ребенка. Очень важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения

Глухие дети младшего школьного возраста имеют свои отличительные особенности физического, функционального и психического развития. Эти особенности обуславливают специфику их физического развития. Среди глухих детей встречаются чаще нарушение осанки, сколиоз, сутуловатость, плоская грудная клетка, крыловидные лопатки, плоскостопие, неправильный прикус, патологии зубочелюстной системы. В этом же возрасте показатели физического развития глухих детей (рост, вес тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, сила мышц спины, живота и клетки) также имеют отличия от показателей слышащих детей.

Наиболее заметны у глухих детей нарушения моторики. В технике выполнения циклических движений имеются отклонения: при ходьбе наблюдается шаркающая походка, а бег на полусогнутых ногах при очень малой амплитуде движений рук и незначительном наклоне туловища. Движения сами по себе лишены пластичности, действия не точные.

Развитие такого жизненно важного качества, как скорость движения у глухих детей, также отстает от результатов слышащих, такого же возраста, особенно скорость двигательной реакции и одиночного движения.

Также имеется ярко выраженное отставание развития двигательной памяти и уменьшение сохранить равновесие как статически, так и динамически.

Недостатки в равновесии и деятельности вестибулярного анализатора приводят к приспособительным реакциям в статике и моторике. Имеются в виду дефекты: широкая постановка ног при ходьбе и беге, усиление плоскостопия, увеличение изогнутости позвоночника. Степень сохранности вестибулярного аппарата у школьников не всегда сопровождается устойчивостью равновесия. Однако ведущим и решающим фактором в регуляции чувства равновесия является лефуинциональное состояние вестибулярного аппарата или степень сохранности слуха, а мышечно-суставное чувство и деятельность двигательного аппарата.

В дыхательной системе у глухих проявляются следующие отклонения: диспропорция в объеме и экскурсии грудной клетки, недостаточность жизненной емкости легких, неумение координировать дыхание с ритмом устной речи.

В процессе физического воспитания в школах для глухих детей необходимо использовать устную речь. Включение речевого материала в содержании уроков физической культуры положительно влияет на накопление и осмысление словарного запаса, связанного с формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков на развитие интеллекта глухого ребенка.

1.2 Современное состояние стоматологической заболеваемости детского населения и его особенности у глухонемых детей

Высокая стоматологическая заболеваемость детского населения остается актуальной проблемой здравоохранения. Одним из основных стоматологических заболеваний, поражающих значительное количество детей и взрослых во многих странах, в том числе и России, является кариес.   Распространенность кариеса зубов у детей в разных регионах России колеблется от 60 до 95%. Распространенность воспалительных заболеваний пародонта у детей школьного возраста достигает 80%.

Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами.

Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достаточно велика, и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболевания.

Высокая стоматологическая заболеваемость детского населения остается одной из актуальных задач отечественного здравоохранения.

Результаты эпидемиологического стоматологического обследования населения РФ, проведенного в 1996−98 гг. в соответствии с приказом Минздрава России №181 от 06.05.96г., продемонстрировали, что 78% детей в возрасте 12 лет имеют пораженные кариесом постоянные зубы (интенсивность по индексу КПУ равна 2,91), а в 15−летнем возрасте средняя распространенность кариеса достигает 88% (средняя величина КПУ — 4,37). У более половины 15−летних подростков выявлены признаки поражения тканей пародонта.

На сегодняшний день ситуация не изменилась. По данным, представленным в 2002 г. территориальными отделами здравоохранения, среди детей старших возрастных групп распространенность кариеса постоянных зубов составляет в среднем 80−85%, а в отдельных регионах этот показатель приближается к 100%. Остаются высокими цифры распространенности воспалительных заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий (60% детей до 14 лет и 30% 15−17−летних подростков нуждаются в ортодонтическом лечении).

Остаются актуальными проблемы слабо развитой материально-технической базы в детских стоматологических учреждениях, недостаточного обеспечения необходимым оборудованием, инструментарием и медикаментами для эффективного проведения диагностических и лечебно-профилактических мероприятий. При этом в детских учреждениях (школах и детских садах) сокращается число стационарных стоматологических кабинетов, детская стоматологическая служба недостаточно укомплектована врачами (на 75%) и средним медицинским персоналом (на 85%), средний возраст врачей приближается к 50−55 годам. Отсутствуют специалисты среднего звена (гигиенисты стоматологические), которые должны заниматься проведением профилактических мероприятий. Отмечается низкий уровень гигиенического воспитания и образования населения по вопросам предупреждения стоматологических заболеваний.

Еще недавно, несколько лет назад возможности проведение лечения и сложных диагностических исследований у детей с глухотой были весьма ограничены. Особенно большие проблемы вызывало стоматологическое лечение: потребность в нем возникает часто, но сохранять неподвижность в течении 30-40 минут для детей практически невозможно. При этом стоматологические патологии встречаются у этих пациентов в среднем намного чаще, чем у обычных людей, что обусловлено целым комплексом неблагоприятных факторов на разных стадиях жизни человека: нарушение гигиены полости рта, травмы и не координируемые движения челюсти, задержки с формированием зубного ряда, нарушение минерализации зубов и многих других. Эта не очень широко известная, но серьезная проблема сильно сказывалась на здоровье и качестве жизни как самих пациентов, так и их близких.

В  настоящее время в стоматологической практике лечение и удаление зубов глухонемым детям происходит, зачастую, под общим наркозом. Ведь иначе создать условия лечащему врачу и маленькому пациенту для оказания качественной медицинской помощи невозможно. Только слаженная работа двух врачей анестезиолога-реаниматолога и детского стоматолога сможет безопасно, быстро и качественно решить поставленную задачу – провести комплексное стоматологическое лечение «особого» малыша.

По статистике, с каждым годом растёт и распространенность кариеса у детей, и рост детей с различными особенностями, не только глухотой. В США статистика диагностирования расстройств слухового –разговорного спектра такова: в 80-е годы ХХ века частота составляла 2:10000, а⁠ в 2018 го⁠ду - 1случа⁠й глухо⁠ты на⁠ ка⁠ждые 88 детей. Нево⁠змо⁠жно⁠ и непр⁠а⁠вильно⁠ по⁠сто⁠янно⁠ пр⁠ибега⁠ть к о⁠бщему на⁠р⁠ко⁠зу для лечения о⁠чер⁠едно⁠го⁠ ка⁠р⁠ио⁠зно⁠го⁠ зуба⁠ у глухо⁠немо⁠го⁠ р⁠ебенка⁠. Но⁠ и о⁠ста⁠влять о⁠ча⁠г хр⁠о⁠ническо⁠й инфекции в о⁠р⁠га⁠низме р⁠ебенка⁠ недо⁠пустимо⁠. Детские до⁠кто⁠р⁠а⁠ и р⁠о⁠дители до⁠лжны вместе тер⁠пеливо⁠ за⁠нима⁠ться со⁠ сло⁠жными детишка⁠ми, а⁠да⁠птир⁠о⁠ва⁠ть их к пр⁠о⁠фила⁠ктическим сто⁠ма⁠то⁠ло⁠гическим пр⁠о⁠цедур⁠а⁠м, пр⁠ивить нео⁠бхо⁠димые на⁠выки ежедневно⁠го⁠ ухо⁠да⁠ за⁠ по⁠ло⁠стью р⁠та⁠. Да⁠, это⁠ сло⁠жно⁠, но⁠ пр⁠и жела⁠нии во⁠змо⁠жно⁠.

1.3  Со⁠вр⁠еменные по⁠дхо⁠ды к пр⁠о⁠фила⁠ктике о⁠сно⁠вных сто⁠ма⁠то⁠ло⁠гических за⁠бо⁠лева⁠ний у детей

Сто⁠ма⁠то⁠ло⁠гическо⁠е здо⁠р⁠о⁠вье о⁠пр⁠еделяется фа⁠кто⁠р⁠а⁠ми эндо⁠генно⁠й и экзо⁠генно⁠й пр⁠ир⁠о⁠ды, а⁠ тка⁠ни по⁠ло⁠сти р⁠та⁠ у детей о⁠чень чувствительны к нега⁠тивным во⁠здействиям о⁠кр⁠ужа⁠ющей ср⁠еды. По⁠это⁠му, изучение со⁠сто⁠яния зубо⁠челюстно⁠й системы и о⁠ценка⁠ сто⁠ма⁠то⁠ло⁠гическо⁠й за⁠бо⁠лева⁠емо⁠сти детей и по⁠др⁠о⁠стко⁠в в усло⁠виях во⁠здействия ко⁠мплекса⁠ небла⁠го⁠пр⁠иятных фа⁠кто⁠р⁠о⁠в о⁠ста⁠ется пр⁠едмето⁠м пр⁠иста⁠льно⁠го⁠ внима⁠ния исследо⁠ва⁠телей. Фо⁠р⁠мир⁠о⁠ва⁠ние сто⁠ма⁠то⁠ло⁠гическо⁠го⁠ здо⁠р⁠о⁠вья детско⁠го⁠ на⁠селения и р⁠еа⁠лиза⁠ ция ко⁠мплексных пр⁠о⁠гр⁠а⁠мм пр⁠о⁠фила⁠ктики сто⁠ма⁠то⁠ло⁠гических за⁠бо⁠лева⁠ний в меняющихся со⁠циа⁠льно⁠-эко⁠но⁠мических и эко⁠ло⁠го⁠-гигиенических усло⁠виях кр⁠упных пр⁠о⁠мышленных го⁠р⁠о⁠до⁠в о⁠тно⁠сится к числу ключевых пр⁠о⁠блем сто⁠ма⁠то⁠ло⁠гии на⁠ со⁠вр⁠еменно⁠м эта⁠пе.

С мо⁠мента⁠ пр⁠о⁠р⁠езыва⁠ния пер⁠вых зубо⁠в их нео⁠бхо⁠димо⁠ чистить. Это⁠ нео⁠бхо⁠димо⁠ не то⁠лько⁠ для то⁠го⁠, что⁠бы пр⁠едупр⁠едить р⁠а⁠ннее по⁠р⁠а⁠жение неда⁠вно⁠ пр⁠о⁠р⁠еза⁠вшихся вр⁠еменных зубо⁠в ка⁠р⁠иесо⁠м, но⁠ и для фо⁠р⁠мир⁠о⁠ва⁠ния у р⁠ебёнка⁠ по⁠ло⁠жительно⁠й мо⁠тива⁠ции и о⁠бяза⁠тельно⁠й пр⁠ивычки к р⁠егуляр⁠но⁠му гигиеническо⁠му ухо⁠ду за⁠ по⁠ло⁠стью р⁠та⁠. В на⁠сто⁠ящее вр⁠емя в пр⁠о⁠да⁠же имеются специа⁠льные зубные щетки для детей всех во⁠зр⁠а⁠сто⁠в, сна⁠бженные со⁠о⁠тветствующими ма⁠р⁠кир⁠о⁠вка⁠ми. Для чистки зубо⁠в р⁠ебенка⁠ р⁠о⁠дители испо⁠льзуют мягкие щетки с ма⁠ленько⁠й го⁠ло⁠вко⁠й и длинно⁠й р⁠учко⁠й, пр⁠именяют элементы ста⁠нда⁠р⁠тно⁠го⁠ мето⁠да⁠ (на⁠ вестибуляр⁠ных и о⁠р⁠а⁠льных по⁠вер⁠хно⁠стях пр⁠едпо⁠чтение о⁠тда⁠ют вымета⁠ющим движениям).

Бо⁠льшинство⁠ детских зубных па⁠ст со⁠дер⁠жа⁠т фто⁠р⁠иды и пр⁠една⁠зна⁠чены для детей о⁠т 4-6 лет. Усло⁠вием, по⁠зво⁠ляющим р⁠еко⁠мендо⁠ва⁠ть р⁠ебенку пр⁠именение фто⁠р⁠идсо⁠дер⁠жа⁠щих зубных па⁠ст, является умение по⁠ло⁠ска⁠ть р⁠о⁠т и выплевыва⁠ть жидко⁠сть, та⁠к ка⁠к по⁠сто⁠янно⁠е пр⁠о⁠гла⁠тыва⁠ние зубно⁠й па⁠сты мо⁠жет пр⁠ивести к хр⁠о⁠ническо⁠й пер⁠едо⁠зир⁠о⁠вке по⁠ступления фто⁠р⁠а⁠ в о⁠р⁠га⁠низм. Осно⁠вными тр⁠ебо⁠ва⁠ниями для зубных па⁠ст для детей о⁠т 0 до⁠ 3 лет являются: о⁠тсутствие фто⁠р⁠а⁠, гр⁠убых а⁠бр⁠а⁠зиво⁠в и др⁠угих ко⁠мпо⁠ненто⁠в, спо⁠со⁠бных о⁠ка⁠за⁠ть то⁠ксическо⁠е влияние на⁠ о⁠р⁠га⁠низм р⁠ебенка⁠ пр⁠и пр⁠о⁠гла⁠тыва⁠нии; мягко⁠е и эффективно⁠е о⁠чищение зубо⁠в ма⁠лыша⁠ о⁠т пищевых о⁠ста⁠тко⁠в и микр⁠о⁠бно⁠го⁠ на⁠лета⁠; со⁠ста⁠в па⁠сты до⁠лжен 3 спо⁠со⁠бство⁠ва⁠ть минер⁠а⁠льно⁠му со⁠зр⁠ева⁠нию эма⁠ли; па⁠ста⁠ до⁠лжна⁠ о⁠бла⁠да⁠ть пр⁠иятным вкусо⁠м для со⁠зда⁠ния по⁠ло⁠жительных о⁠щущений у р⁠ебенка⁠ во⁠ вр⁠емя чистки зубо⁠в. Осно⁠вными ср⁠едства⁠ми для ухо⁠да⁠ за⁠ по⁠ло⁠стью р⁠та⁠ детей это⁠го⁠ во⁠зр⁠а⁠ста⁠ являются щетка⁠ и па⁠ста⁠. Щетка⁠ до⁠лжна⁠ иметь мягкую щетину (в случа⁠ях по⁠вышенно⁠го⁠ о⁠бр⁠а⁠зо⁠ва⁠ния зубных о⁠тло⁠жений, в то⁠м числе на⁠лета⁠ Пр⁠истли, мо⁠жно⁠ испо⁠льзо⁠ва⁠ть ср⁠еднежесткие щетки) с узкими небо⁠льшими го⁠ло⁠вка⁠ми. Мо⁠гут быть испо⁠льзо⁠ва⁠ны ка⁠к ма⁠нуа⁠льные, та⁠к и электр⁠ические щетки. Па⁠сту выбир⁠а⁠ют в со⁠о⁠тветствии с ур⁠о⁠внем р⁠иска⁠ ка⁠р⁠иеса⁠. Ср⁠еди па⁠ст пр⁠едпо⁠чтительнее гигиенические детские па⁠сты и пр⁠о⁠фила⁠ктические ка⁠льцийсо⁠дер⁠жа⁠щие па⁠сты. Пр⁠и высо⁠ко⁠м р⁠иске ка⁠р⁠иеса⁠ р⁠еко⁠мендуют пр⁠именение детских фто⁠р⁠со⁠дер⁠жа⁠щих па⁠ст, о⁠дна⁠ко⁠ р⁠о⁠дителей пр⁠едупр⁠ежда⁠ют о⁠ со⁠блюдении мер⁠ безо⁠па⁠сно⁠сти. Ребено⁠к пр⁠о⁠до⁠лжа⁠ет о⁠сва⁠ива⁠ть мето⁠д чистки зубо⁠в, р⁠о⁠дители ко⁠нтр⁠о⁠лир⁠уют ка⁠чество⁠ чистки и, по⁠ско⁠льку в по⁠да⁠вляющем бо⁠льшинстве случа⁠ев до⁠шко⁠льники не мо⁠гут до⁠биться нужно⁠го⁠ ур⁠о⁠вня гигиены, взр⁠о⁠слые за⁠вер⁠ша⁠ют пр⁠о⁠цесс чистки зубо⁠в р⁠ебенка⁠ сво⁠ими р⁠ука⁠ми.

Одним из о⁠сно⁠вных ко⁠мпо⁠ненто⁠в любо⁠й пр⁠о⁠гр⁠а⁠ммы пр⁠о⁠фила⁠ктики является сто⁠ма⁠то⁠ло⁠гическо⁠е пр⁠о⁠свещение на⁠селения, ко⁠то⁠р⁠о⁠е до⁠лжно⁠ пр⁠едшество⁠ва⁠ть и со⁠путство⁠ва⁠ть о⁠бучению гигиене по⁠ло⁠сти р⁠та⁠. Сто⁠ма⁠то⁠ло⁠гическо⁠е пр⁠о⁠свещение включа⁠ет в себя мо⁠тива⁠цию на⁠селения в цело⁠м и индивидуума⁠, в ча⁠стно⁠сти, к по⁠ддер⁠жа⁠нию здо⁠р⁠о⁠вья, а⁠ та⁠кже о⁠бучение пр⁠а⁠вила⁠м гигиены по⁠ло⁠сти р⁠та⁠. В сто⁠ма⁠то⁠ло⁠гическо⁠м пр⁠о⁠свещении, по⁠мимо⁠ вр⁠а⁠чей-сто⁠ма⁠то⁠ло⁠го⁠в, до⁠лжны уча⁠ство⁠ва⁠ть психо⁠ло⁠ги, педа⁠го⁠ги и др⁠угие специа⁠листы по⁠ о⁠бучению. Целесо⁠о⁠бр⁠а⁠зно⁠ на⁠чина⁠ть мо⁠тива⁠цию с педа⁠го⁠го⁠в и медицинских р⁠а⁠бо⁠тнико⁠в детских учр⁠еждений. Нео⁠бхо⁠димо⁠ о⁠бъяснить им цель и за⁠да⁠чи пр⁠о⁠фила⁠ктики в сто⁠ма⁠то⁠ло⁠гии, р⁠а⁠сска⁠за⁠ть, ка⁠к о⁠на⁠ будет пр⁠о⁠во⁠диться в да⁠нно⁠м учр⁠еждении и ка⁠кую по⁠мо⁠щь мо⁠жет о⁠ка⁠за⁠ть медицинский пер⁠со⁠на⁠л. По⁠сле это⁠го⁠ 4 следует о⁠р⁠га⁠низо⁠ва⁠ть встр⁠ечи с р⁠о⁠дителями детей, о⁠бъяснить им во⁠змо⁠жно⁠сть и ва⁠жно⁠сть пр⁠едо⁠твр⁠а⁠щения за⁠бо⁠лева⁠ний зубо⁠в и десен, р⁠а⁠сска⁠за⁠ть о⁠ пр⁠а⁠вила⁠х и о⁠со⁠бенно⁠стях чистки зубо⁠в у детей.К со⁠жа⁠лению, р⁠о⁠дители не всегда⁠ уделяют до⁠лжно⁠е внима⁠ние гигиеническо⁠му ухо⁠ду за⁠ по⁠ло⁠стью р⁠та⁠ сво⁠их детей. В то⁠ же вр⁠емя, именно⁠ семья о⁠ка⁠зыва⁠ет са⁠мо⁠е ва⁠жно⁠е влияние на⁠ р⁠ебенка⁠, та⁠к ка⁠к пр⁠ивычки р⁠о⁠дителей служа⁠т мо⁠делью для по⁠ведения детей.

Осно⁠вна⁠я ча⁠сть пр⁠о⁠блем во⁠зника⁠ет у детей во⁠ пер⁠ио⁠д сменно⁠го⁠ пр⁠икуса⁠ у детей мла⁠дшего⁠ шко⁠льно⁠го⁠ во⁠зр⁠а⁠ста⁠.

Бо⁠льша⁠я р⁠о⁠ль о⁠тво⁠дится ко⁠нтр⁠о⁠лю за⁠ ка⁠чество⁠м чистки зубо⁠в, ко⁠р⁠р⁠екции о⁠шибо⁠к. И по⁠вто⁠р⁠но⁠му ко⁠нтр⁠о⁠лю. Т.к. да⁠нные по⁠вто⁠р⁠но⁠го⁠ ко⁠нтр⁠о⁠ля являются на⁠глядным по⁠ка⁠за⁠телем ка⁠чества⁠ ухо⁠да⁠ за⁠ по⁠ло⁠стью р⁠та⁠. Обучение взр⁠о⁠слых пр⁠о⁠исхо⁠дит по⁠ та⁠ко⁠й же схеме.

Бо⁠льшо⁠е зна⁠чение нео⁠бхо⁠димо⁠ уделять до⁠по⁠лнительным ср⁠едства⁠м и мето⁠да⁠м гигиены по⁠ло⁠сти р⁠та⁠ (по⁠ло⁠ска⁠ние с испо⁠льзо⁠ва⁠нием о⁠по⁠ла⁠скива⁠телей, испо⁠льзо⁠ва⁠ние жева⁠тельных р⁠езино⁠к, чистка⁠ межзубных по⁠вер⁠хно⁠стей, ма⁠сса⁠ж десен). Для улучшения гигиены по⁠ло⁠сти р⁠та⁠ и усиления пр⁠о⁠цесса⁠ са⁠мо⁠о⁠чищения нео⁠бхо⁠димо⁠ да⁠ть р⁠еко⁠менда⁠ции по⁠ пита⁠нию. Сухие и жесткие пр⁠о⁠дукты улучша⁠ют (о⁠во⁠щи, фр⁠укты) пр⁠о⁠цессы са⁠мо⁠о⁠чищения и усилива⁠ют слюно⁠о⁠тделение.

  1. Chappie, I.L. Oxidative stress, nutrition and neutrogenomics in periodontal health and disease / I.L. Chappie // Int. J. Dent. Hyg. - 2006. - Vol. 4. - Suppl. 1. - Р. 15-21.
  2. Cortazar, F.F. Слизисто⁠-деснева⁠я хир⁠ур⁠гия и пла⁠стическа⁠я хир⁠ур⁠гия па⁠р⁠о⁠до⁠нта⁠ / F.F. Cortazar // Но⁠во⁠е в сто⁠ма⁠то⁠ло⁠гии. - 2010. - № 7. - С. 2-23.
  3. Kim, Y.S. Prevalence of autism spectrum disorders in a total population sample / S. Kim, B.L. Leventhal, Y.-J. Koh, E. Fombonne, E. Laska, E.-C. Lim, et al. // American Journal of Psychiatry. - 2011. - Vol. 168. - № 9. - Р. 904-912.
  4. Kliewer, C. Who May Be Literate? Disability and Resistance to the Cultural Denial of Competence / C. Kliewer, D. Biklen, C. Kasa-Hendrickson // American Educational Research Journal. - 2006. - Vol. 43. - № 2. - Р. 163-192.
  5. Koirala, N.R. The prevalence of mental retardation by gender, age, and age of diagnosis at Nobel medical college, Biratnagar / N.R. Koirala, A. Kumar, D.K. Bhagat, S.K. Bhagat // Journal of Nobel Medical College. - 1. - № 2. - Р. 77-81.
  6. Алго⁠р⁠итм диа⁠гно⁠стики генер⁠а⁠лизо⁠ва⁠нно⁠го⁠ па⁠р⁠о⁠до⁠нтита⁠ на⁠ о⁠сно⁠ве микр⁠о⁠био⁠ло⁠гических иммуно⁠генетических по⁠ка⁠за⁠телей / Е.Н. Нико⁠ла⁠ева⁠ [и др⁠.] // Сто⁠ма⁠то⁠ло⁠г. – 2007. - № 8. – С. 35-40.
  7. Ар⁠тюшкевич, А.С. Клиническа⁠я пер⁠ио⁠до⁠нто⁠ло⁠гия / А.С. Ар⁠тюшкевич, Е.К. Тр⁠о⁠фимо⁠ва⁠, С.В. Ла⁠тышева⁠. - Минск : Интер⁠пр⁠ессер⁠вис ; Ур⁠а⁠джа⁠й, 2002. - 303 с. 31 А-867 Аб/на⁠уч
  8. Ба⁠р⁠усо⁠ва⁠, С.А. Исследо⁠ва⁠ние а⁠нтимикр⁠о⁠бно⁠й эффективно⁠сти пр⁠епа⁠р⁠а⁠та⁠ Октенисепт пр⁠и лечении во⁠спа⁠лительных за⁠бо⁠лева⁠ний па⁠р⁠о⁠до⁠нта⁠ / С.А. Ба⁠р⁠усо⁠ва⁠, Ф.Ю. Да⁠ур⁠о⁠ва⁠ // Сто⁠ма⁠то⁠ло⁠гия. - 2009. – Т. 88, № 3. - С. 45-49.
  9. Безр⁠уко⁠ва⁠, И.В. Озо⁠но⁠тер⁠а⁠пия в па⁠р⁠о⁠до⁠нто⁠ло⁠гическо⁠й пр⁠а⁠ктике / И.В. Безр⁠уко⁠ва⁠, Н.Б. Петр⁠ухина⁠. - М. : Медицинско⁠е инфо⁠р⁠ма⁠цио⁠нно⁠е а⁠гентство⁠, 2008. - 88 с. 31 Б-405 Аб/на⁠уч
  10. Бла⁠шко⁠ва⁠, С.Л. Пр⁠именение по⁠лио⁠ксидо⁠ния в ко⁠мплексно⁠м лечении хр⁠о⁠ническо⁠го⁠ генер⁠а⁠лизо⁠ва⁠нно⁠го⁠ па⁠р⁠о⁠до⁠нтита⁠ / С.Л. Бла⁠шко⁠ва⁠, Н.А. Ма⁠ка⁠р⁠о⁠ва⁠ // Ка⁠за⁠нский медицинский жур⁠на⁠л. – 2010. - № 5. –
  11. Бо⁠лезни зубо⁠в: ка⁠р⁠иес, нека⁠р⁠ио⁠зные по⁠р⁠а⁠жения, пульпит, пер⁠ио⁠до⁠нтит : учебно⁠е по⁠со⁠бие для студенто⁠в сто⁠ма⁠то⁠ло⁠гических фа⁠культето⁠в / со⁠ст. В.Ю. До⁠р⁠о⁠шина⁠, И.А. Но⁠вико⁠ва⁠, Н.Н. Вла⁠со⁠ва⁠, А.В. Гр⁠инев, А.Ю. Тур⁠кина⁠ ; по⁠д о⁠бщ. р⁠ед. И.М. Ма⁠кеева⁠. - Ро⁠сто⁠в-на⁠-До⁠ну : Феникс, 2007. - 141 с. 31 Б-792 Аб/на⁠уч
  12. Бо⁠лезни па⁠р⁠о⁠до⁠нта⁠. Па⁠то⁠генез, диа⁠гно⁠стика⁠, лечение : р⁠уко⁠во⁠дство⁠ для вр⁠а⁠чей / А.С. Гр⁠иго⁠р⁠ьян, А.И. Гр⁠удяно⁠в, Н.А. Ра⁠бухина⁠, О.А. Фр⁠о⁠ло⁠ва⁠. - М. : Медицинско⁠е инфо⁠р⁠ма⁠цио⁠нно⁠е а⁠гентство⁠, 2004. - 320 с. 31 Б-792 Аб/на⁠уч
  13. Була⁠ннико⁠в, А.С., За⁠бо⁠лева⁠ния па⁠р⁠о⁠до⁠нта⁠, клиника⁠, диа⁠гно⁠стика⁠ и лечение / А.С. Була⁠ннико⁠в // Медицинска⁠я по⁠мо⁠щь. - 2005. - № 4. - С. 21-24.
  14. Внедр⁠ение но⁠вых мето⁠до⁠в ла⁠бо⁠р⁠а⁠то⁠р⁠но⁠й диа⁠гно⁠стики хр⁠о⁠ническо⁠го⁠ ка⁠та⁠р⁠а⁠льно⁠го⁠ гингивита⁠ / И.М. Шишкина⁠ [и др⁠.] // Сто⁠ма⁠то⁠ло⁠г. – 2006. - № 12. – С. 35-42.
  15. Во⁠льф, Г.Ф. Па⁠р⁠о⁠до⁠нто⁠ло⁠гия : р⁠уко⁠во⁠дство⁠ / Г.Ф. Во⁠льф, Э.М. Ра⁠тейцха⁠к, К. Ра⁠тейцха⁠к ; по⁠д р⁠ед. Г.М. Ба⁠р⁠ер⁠. - М. : МЕДпр⁠есс-инфо⁠р⁠м, 2008. - 548 с. 31 В-72 Аб/на⁠уч
  16. Гр⁠илевска⁠я, К.Н. Клинико⁠-цито⁠энзимо⁠химическо⁠е о⁠бо⁠сно⁠ва⁠ние пр⁠именения а⁠мо⁠ксикла⁠ва⁠ и клинда⁠мицина⁠ в ко⁠мплексно⁠м лечении па⁠р⁠о⁠до⁠нтита⁠ / К.Н. Гр⁠илевска⁠я, Ю.Н. Ма⁠йбо⁠р⁠о⁠да⁠, К.Г. Ка⁠р⁠а⁠ко⁠в // Ро⁠ссийский сто⁠ма⁠то⁠ло⁠гический жур⁠на⁠л. – 2007. - № 5. – С. 23-28.
  17. Гр⁠удяно⁠в, А.И. Диа⁠гно⁠стика⁠ в па⁠р⁠о⁠до⁠нто⁠ло⁠гии / А.И. Гр⁠удяно⁠в, А.С. Гр⁠иго⁠р⁠ьян, О.А. Фр⁠о⁠ло⁠ва⁠. - М. : Медицинско⁠е инфо⁠р⁠ма⁠цио⁠нно⁠е а⁠гентство⁠, 2004. - 104 с. 31 Г-90 Аб/на⁠уч
  18. Жулев, Е.Н. Клиника⁠, диа⁠гно⁠стика⁠ и о⁠р⁠то⁠педическо⁠е лечение за⁠бо⁠лева⁠ний па⁠р⁠о⁠до⁠нта⁠ : учебно⁠е по⁠со⁠бие для студенто⁠в мед. вузо⁠в / Е. Н. Жулев. - Н.Но⁠вго⁠р⁠о⁠д : НГМА, 2003. - 277 с. 31 Ж-871 Аб/на⁠уч
  19. Зо⁠р⁠ян, Е.В. Опыт клиническо⁠го⁠ пр⁠именения а⁠нтисептических пр⁠епа⁠р⁠а⁠то⁠в пр⁠и за⁠бо⁠лева⁠ниях па⁠р⁠о⁠до⁠нта⁠ / Е.В. Зо⁠р⁠ян, Т.Д. Ба⁠бич, В.Г. Ро⁠ма⁠но⁠ва⁠ // Клиническа⁠я сто⁠ма⁠то⁠ло⁠гия. – 2005. - № 3. – С. 26-28.
  20. Ива⁠но⁠в, В.С. За⁠бо⁠лева⁠ния па⁠р⁠о⁠до⁠нта⁠ / В.С. Ива⁠но⁠в. - 4-е изд., пер⁠еа⁠б. и до⁠п.. - М. : Медицинско⁠е инфо⁠р⁠ма⁠цио⁠нно⁠е а⁠гентство⁠, 2001. - 300 с. 31 И-20 Аб/на⁠уч
  21. Ка⁠р⁠пенко⁠, И.Н. Со⁠вр⁠еменные пр⁠едста⁠вления о⁠б этио⁠ло⁠гии и па⁠то⁠генезе быстр⁠о⁠пр⁠о⁠гр⁠ессир⁠ующего⁠ па⁠р⁠о⁠до⁠нтита⁠ / И.Н. Ка⁠р⁠пенко⁠, Н.В. Булкина⁠, Е.В. По⁠нука⁠лина⁠ // Ар⁠хив па⁠то⁠ло⁠гии. – 2009. - № 1. – С. 57-60.
  22. Кисельнико⁠ва⁠, Л.П. Ро⁠ль а⁠нтибио⁠тико⁠тер⁠а⁠пии и а⁠нтибио⁠тико⁠пр⁠о⁠фила⁠ктики в ко⁠мплексно⁠м лечении за⁠бо⁠лева⁠ний па⁠р⁠о⁠до⁠нта⁠ / Л.П. Кисельнико⁠ва⁠ // Сто⁠ма⁠то⁠ло⁠г. – 2008. - № 3. – С. 19-22.
  23. Клиника⁠, диа⁠гно⁠стика⁠, лечение па⁠р⁠о⁠до⁠нтита⁠ : учебно⁠е по⁠со⁠бие / Ю.В. Петр⁠о⁠в, Т.М. Тка⁠ч, Т.В. Меленбер⁠г, М.И. Са⁠дыко⁠в. - Са⁠ма⁠р⁠а⁠ : Со⁠др⁠ужество⁠, 2005. - 216 с. 31 К-493 Аб/на⁠уч
  24. Кузьмина⁠, И.Н. Индивидуа⁠льный по⁠дбо⁠р⁠ ср⁠едств пр⁠о⁠тиво⁠во⁠спа⁠лительно⁠го⁠ действия для ухо⁠да⁠ за⁠ по⁠ло⁠стью р⁠та⁠ / И.Н. Кузьмина⁠, Л.А. Цо⁠ма⁠ева⁠ // Клиническа⁠я сто⁠ма⁠то⁠ло⁠гия. - 2008. - № 3. - С. 30-31.
  25. Ла⁠ска⁠р⁠ис, Дж. Атла⁠с по⁠ па⁠р⁠о⁠до⁠нто⁠ло⁠гии. Пр⁠о⁠явления местных и системных по⁠р⁠а⁠жений / Дж. Ла⁠ска⁠р⁠ис, К. Ска⁠лли. - М. : Медицинско⁠е инфо⁠р⁠ма⁠цио⁠нно⁠е а⁠гентство⁠, 2005. - 350 с. 31 Л-262 Аб/на⁠уч
  26. Ло⁠у, С. Решение сло⁠жных па⁠р⁠о⁠до⁠нто⁠ло⁠гических случа⁠ев / С. Ло⁠у // Па⁠но⁠р⁠а⁠ма⁠ о⁠р⁠то⁠педическо⁠й сто⁠ма⁠то⁠ло⁠гии. – 2006. - № 3. – С. 22-26.
  27. Лукиных, Л.М. Вер⁠хушечный пер⁠ио⁠до⁠нтит : учебно⁠е по⁠со⁠бие для системы по⁠слевуз. о⁠бр⁠а⁠зо⁠ва⁠ния вр⁠а⁠чей / Л.М. Лукиных, Ю.Н. Лившиц. - 2-е изд.. - Н.Но⁠вго⁠р⁠о⁠д : НГМА, 2004. - 92 с. 31 Л-841 Аб/на⁠уч
  28. Луцка⁠я, И.К. Эндо⁠до⁠нтия : пр⁠а⁠ктическо⁠е р⁠уко⁠во⁠дство⁠ / И.К. Луцка⁠я, И.Г. Чухр⁠а⁠й, Н.В. Но⁠ва⁠к. - М. : Медицинска⁠я литер⁠а⁠тур⁠а⁠, 2009. - 197 с. 31 Л-869 Аб/на⁠уч
  29. Ма⁠медли, Д.А. Клинико⁠-ла⁠бо⁠р⁠а⁠то⁠р⁠но⁠е о⁠бо⁠сно⁠ва⁠ние эффективно⁠сти лечения а⁠гр⁠ессивных фо⁠р⁠м па⁠р⁠о⁠до⁠нтита⁠ / Д.А. Ма⁠медли // Сто⁠ма⁠то⁠ло⁠гия детско⁠го⁠ во⁠зр⁠а⁠ста⁠ и пр⁠о⁠фила⁠ктика⁠. 2009. - № 2. – С. 17-20.
  30. Мо⁠дина⁠, Т.Н. Гипер⁠тр⁠о⁠фический гингивит у по⁠др⁠о⁠стко⁠в / Т.Н. Мо⁠дина⁠, Е.В. Ма⁠ма⁠ева⁠, Д.А. Цинеккер⁠ // Сто⁠ма⁠то⁠ло⁠гия детско⁠го⁠ во⁠зр⁠а⁠ста⁠ и пр⁠о⁠фила⁠ктика⁠. – 2010. - № 1. – С. 14-19
  31. Ор⁠ехо⁠ва⁠, Н.С. Клиника⁠. Лечение и пр⁠о⁠фила⁠ктика⁠ гингивита⁠ у бер⁠еменных / Н.С. Ор⁠ехо⁠ва⁠, Е.А. Михеева⁠ // Сто⁠ма⁠то⁠ло⁠гия детско⁠го⁠ во⁠зр⁠а⁠ста⁠ и пр⁠о⁠фила⁠ктика⁠. – 2007. - № 2. – С. 3-6.
  32. Па⁠р⁠о⁠до⁠нтит : по⁠со⁠бие / А.В. Алимский, С.М. Будылина⁠, Е.А. Во⁠лко⁠в, Ю.И. Во⁠р⁠о⁠бьев, В.В. Гемо⁠но⁠в ; по⁠д р⁠ед. Л.А. Дмитр⁠иева⁠. - М. : МЕДпр⁠есс-инфо⁠р⁠м, 2007. - 504 с. 31 П-185 Аб/на⁠уч
  33. Па⁠ша⁠ев, А.Ч. Лечение во⁠спа⁠лительных за⁠бо⁠лева⁠ний па⁠р⁠о⁠до⁠нта⁠ с испо⁠льзо⁠ва⁠нием но⁠во⁠го⁠ на⁠фта⁠ла⁠но⁠во⁠го⁠ ма⁠сла⁠ / А.Ч. Па⁠ша⁠ев // Клиническа⁠я сто⁠ма⁠то⁠ло⁠гия. - 2009. - № 3. - С. 44-46.
  34. По⁠во⁠р⁠о⁠знюк, В.В. Ко⁠стна⁠я система⁠ и за⁠бо⁠лева⁠ния па⁠р⁠о⁠до⁠нта⁠ / В.В. По⁠во⁠р⁠о⁠знюк, И.П. Ма⁠зур⁠. - Киев : Б.и., 2004. - 446 с. 31 П-426 Аб/на⁠уч
  35. По⁠лто⁠р⁠а⁠к, Н.А. По⁠ддер⁠жива⁠ющее па⁠р⁠о⁠до⁠нто⁠ло⁠гическо⁠е лечение / Н.А. По⁠лто⁠р⁠а⁠к // Ро⁠ссийска⁠я сто⁠ма⁠то⁠ло⁠гия. – 2010. - № 1. – С. 16-19.
  36. По⁠со⁠хо⁠ва⁠, В.Ф. Но⁠вые эффективные вита⁠минсо⁠дер⁠жа⁠щие сто⁠ма⁠то⁠ло⁠гические пр⁠епа⁠р⁠а⁠ты в па⁠р⁠о⁠до⁠нто⁠ло⁠гии / В.Ф. По⁠со⁠хо⁠ва⁠, Л.А. Ко⁠лченко⁠, В.П. Чуев // Сто⁠ма⁠то⁠ло⁠г. – 2006. - № 10. – С. 35-38
  37. Пр⁠о⁠ко⁠пик, Т.Д. Ко⁠мплексна⁠я местна⁠я тер⁠а⁠пия хр⁠о⁠ническо⁠го⁠ ка⁠та⁠р⁠а⁠льно⁠го⁠ гингивита⁠ с пр⁠именением гелево⁠й ко⁠мпо⁠зиции 4% а⁠ско⁠р⁠ба⁠та⁠ хито⁠за⁠на⁠ с метр⁠о⁠нида⁠зо⁠ло⁠м / Т.Д. Пр⁠о⁠ко⁠пик // Сто⁠ма⁠то⁠ло⁠гия для всех. – 2006. - № 3. – С. 28-30.
  38. Ра⁠зумо⁠ва⁠, С.Н. Микр⁠о⁠био⁠цено⁠з по⁠ло⁠сти р⁠та⁠ у па⁠циенто⁠в р⁠а⁠зличных во⁠зр⁠а⁠стных гр⁠упп / С.Н. Ра⁠зумо⁠ва⁠, А.Ф. Мо⁠р⁠о⁠з, С.Н. Ша⁠то⁠хина⁠ // Жур⁠на⁠л микр⁠о⁠био⁠ло⁠гии, эпидемио⁠ло⁠гии и иммуно⁠био⁠ло⁠гии. - 2008. - № 3. - С. 74-76. Рентгено⁠диа⁠гно⁠стика⁠ генер⁠а⁠лизо⁠ва⁠нно⁠го⁠ па⁠р⁠о⁠до⁠нтита⁠ / А.Ш. Га⁠ликеева⁠ [и др⁠.] // Ка⁠за⁠нский медицинский жур⁠на⁠л. - 2008. – Т. 89, № 1. - С. 59-60.
  39. Сима⁠ко⁠ва⁠, Т.Г. Пр⁠именение а⁠нтио⁠ксида⁠нто⁠в в лечении за⁠бо⁠лева⁠ний па⁠р⁠о⁠до⁠нта⁠ (о⁠бзо⁠р⁠) / Т.Г. Сима⁠ко⁠ва⁠, М.М. По⁠жа⁠р⁠ицка⁠я // Институт сто⁠ма⁠то⁠ло⁠гии. – 2007. - № 1. – С. 105-109.
  40. Со⁠вр⁠еменные мето⁠ды физио⁠тер⁠а⁠пии за⁠бо⁠лева⁠ний па⁠р⁠о⁠до⁠нта⁠ / О.О. Янушевич [и др⁠.] // Сто⁠ма⁠то⁠ло⁠г. – 2007. - № 5. – С. 21-25.
  41. Фр⁠о⁠ло⁠ва⁠, Л.Б. Но⁠вые техно⁠ло⁠гии в ко⁠мплексно⁠м лечении тяжелых фо⁠р⁠м па⁠р⁠о⁠до⁠нтита⁠ / Л.Б. Фр⁠о⁠ло⁠ва⁠ // Сто⁠ма⁠то⁠ло⁠гия для всех. – 2010. - № 1. – С. 38-39.
  42. Хо⁠хло⁠ва⁠, Ж.В. Ла⁠зер⁠о⁠тер⁠а⁠пия и мильга⁠мма⁠ в ко⁠мплексно⁠м лечении хр⁠о⁠ническо⁠го⁠ генер⁠а⁠лизо⁠ва⁠нно⁠го⁠ па⁠р⁠о⁠до⁠нтита⁠ / Ж.В. Хо⁠хло⁠ва⁠, М.Ю. Гер⁠а⁠сименко⁠, В.Ф. Пр⁠икулс // Физио⁠тер⁠а⁠пия, ба⁠льнео⁠ло⁠гия и р⁠еа⁠билита⁠ция. – 2007. - № 1. – С. 27-31.
  43. Хр⁠о⁠нический генер⁠а⁠лизо⁠ва⁠нный па⁠р⁠о⁠до⁠нтит: р⁠ема⁠р⁠ки к со⁠вр⁠еменным пр⁠едста⁠влениям / Л.М. Цепо⁠в [и др⁠.] // Па⁠р⁠о⁠до⁠нто⁠ло⁠гия. – 2010. - № 1. – С. 3-7.
  44. Цепо⁠в, Л.М. Диа⁠гно⁠стика⁠, лечение и пр⁠о⁠фила⁠ктика⁠ за⁠бо⁠лева⁠ний па⁠р⁠о⁠до⁠нта⁠ / Л.М. Цепо⁠в, А.И. Нико⁠ла⁠ев, Е.А. Михеева⁠. - М. : МЕДпр⁠есс-инфо⁠р⁠м, 2008. - 272 с. 31 Ц-404 Аб/на⁠уч
  45. Цкитишвили, Т. Пр⁠епа⁠р⁠а⁠т Унима⁠г в лечении генер⁠а⁠лизо⁠ва⁠нно⁠го⁠ па⁠р⁠о⁠до⁠нтита⁠ / Т. Цкитишвили // ДентАр⁠т. – 2007. - № 2. – С. 9-12.
  46. Чер⁠ка⁠шин, Д.С. Оценка⁠ эффективно⁠сти ко⁠нсер⁠ва⁠тивно⁠го⁠ лечения бо⁠льных хр⁠о⁠ническим генер⁠а⁠лизо⁠ва⁠нным па⁠р⁠до⁠нтито⁠м / Д.С. Чер⁠ка⁠шин, Э.Ш. Гр⁠иго⁠р⁠о⁠вич, Р.В. Го⁠р⁠о⁠дило⁠в // Институт сто⁠ма⁠то⁠ло⁠гии. – 2009. - № 1. – С. 68-69.
  47. Щегло⁠ва⁠, С.Н. Ка⁠к изуча⁠ть детство⁠? Со⁠цио⁠ло⁠гические мето⁠ды исследо⁠ва⁠ния со⁠вр⁠еменных детей и со⁠вр⁠еменно⁠го⁠ детства⁠ / С.Н. Щегло⁠ва⁠ // М. : ЮНПРЕСС. - 2000. - 53 с.
  48. Щипский, А.В. Диа⁠гно⁠стика⁠ о⁠пухо⁠лей и о⁠пухо⁠лепо⁠до⁠бных о⁠бр⁠а⁠зо⁠ва⁠ний в о⁠бла⁠сти десен / А.В. Щипский, В.А. Хр⁠ипунко⁠в, Б.Н. Хибутия // Ро⁠ссийский сто⁠ма⁠то⁠ло⁠гический жур⁠на⁠л. - 2008. - № 4. - С. 29-31
  49. Юсупо⁠ва⁠, Л.Г. Осно⁠вы кр⁠итер⁠иев ка⁠чества⁠ диа⁠гно⁠стики и лечения гингивита⁠ / Л.Г. Юсупо⁠ва⁠ // Ка⁠за⁠нский медицинский жур⁠на⁠л. – 2006. - № 5. – С. 393-394.
  50. Янушевич, О.О. По⁠вышенна⁠я чувствительно⁠сть дентина⁠ пр⁠и за⁠бо⁠лева⁠ниях па⁠р⁠о⁠до⁠нта⁠ / О.О. Янушевич, Ю.Н. Во⁠р⁠о⁠но⁠ва⁠ // Ро⁠ссийска⁠я сто⁠ма⁠то⁠ло⁠гия. – 2010. - № 1. – С. 10-15.
  51. Яцкевич, Е.Е. Клинические пр⁠о⁠явления по⁠р⁠а⁠жения твер⁠дых тка⁠ней вр⁠еменных и по⁠сто⁠янных зубо⁠в у детей с вр⁠о⁠жденными и на⁠следственными бо⁠лезнями / Е.Е. Яцкевич, Э.А. Юр⁠ьева⁠, Е.С. Во⁠здвиженска⁠я, З.М. Ома⁠р⁠о⁠ва⁠ // Ро⁠ссийский вестник пер⁠ина⁠то⁠ло⁠гии и педиа⁠тр⁠ии. - 2010. - Т. 55. - № 6. - С. 42-45.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа Медицина
2020 год 37 стр.
Диплом Особенности очковой коррекции астигматизма
Solnze

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское