ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ.
1.1 Понятие и сущность логистического бизнеса на малом предприятии.
1.2 Критерии и факторы, влияющие на формирование малых предприятий.
1.3 Особенности организации логистического бизнеса в интернет-магазине.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ДЖОЛИ».
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Джоли».
2.2 Анализ и оценка логистического бизнеса в интернет-магазине ООО «Джоли»
2.3 Рекомендации по совершенствованию логистической деятельности в ООО «Джоли»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современной экономике логистике отводится значимая роль в повышении эффективности и конкурентоспособности организаций бизнеса.
Практика бизнеса доказывает, что область профессиональной деятельности логиста на современном этапе намного шире чем операционная деятельность в виде перевозки груза, оформление товарно-транспортных документов, комплектация заказа, хранение товаров на складе, погрузка-разгрузка транспортных средств и т. п. Сегодня логисты разного уровня иерархии управления компаний (топ-менеджеры, координаторы логистического процесса в закупках, дистрибьюции и производстве, аналитики и функциональные логисты) занимаются проблемами, связанными с выбором и обоснованием корпоративной стратегии логистики, применением современных логистических концепций и технологий, разработкой оптимальных управленческих решений в функциональных областях логистики фирмы, выбором информационных систем и программных продуктов, поддерживающих логистику, моделированием и оптимизацией логистических бизнес-процессов и другими важными вопросами создания эффективной логистической системы компании
Профессиональная задача логиста найти оптимальные решения по управлению материальными, финансовыми и информационными потоками. Стратегическое видение логистики заключается в поддержке выполнения корпоративной стратегии с оптимальными затратами ресурсов при управлении материальными и сопутствующими потоками.
В настоящее время предъявляются высокие требования к полученным компетенциям в области логистике, и это обуславливает необходимость расширения предложений на специалистов в сфере логистике. Подготовка современного логиста должна включать методы и модели оптимизации в цепях поставок, принятия решений в условиях риска и неопределенности исходных данных, моделирования сложных логистических систем, использования широкого спектра прикладных SCM-программных продуктов и информационно-компьютерных технологий.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ эффективности организации логистического бизнеса малого предприятия (на примере ООО «Джоли»).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Определить понятие и сущность логистического бизнеса на малом предприятии;
- Рассмотреть критерии и факторы, влияющие на формирование малых предприятий;
- Изучить особенности организации логистического бизнеса в интернет-магазине;
- Провести анализ и оценку логистического бизнеса в интернет-магазине ООО «Джоли»;
- Определить рекомендации по совершенствованию логистической деятельности в ООО «Джоли».
Объектом выпускной квалификационной работы является деятельность ООО «Джоли».
Предметом выпускной квалификационной работы является эффективность организации бизнеса ООО «Джоли».
Методы исследования: теоретический анализ источников литературы, системный метод, обобщение.
Теоретическую основу исследования составили данные учебной и периодической литературы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие и сущность логистического бизнеса на малом предприятии
Малое предпринимательство – важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.
По мнению О.С. Боброва автора учебника «Основы бизнеса: учебник и практикум для вузов» малый бизнес – это, прежде всего – «создание новых рабочих мест, оперативный отклик на рыночные изменения спроса и предложения, пополнение бюджетов»[1].
Одним из главных отрицательных факторов малого бизнеса является финансовая нестабильность, которая влияет на неэффективность равноправного конкурирования с более крупными организациями, фирмами.
По мнению Н. А. Проданова, Е. И. Зацаринная, Е. А. Кротова, В. В. Лизяева авторов учебника «Основы бухгалтерского учета для малого бизнеса» «малые предприятия существенно уступают крупным предприятиям по всем экономическим показателям»[2], с данным высказыванием согласилась автор учебника «Бизнес-планирование» Е.В. Купцова, «у малого бизнеса существенно нехватка финансовых ресурсов для разработки новых программ и привлечения более широкого круга покупателей»[3].
Путь развития малого предпринимательства в Российской Федерации имеет свою специфику и особенности. В первую очередь это связано с менталитетом, нестабильной экономикой и отсутствием деловой культуры в целом. Начиная собственное дело, нужно понимать, что процветание или неудача будут зависеть от целого ряда факторов – внешних и внутренних. Весь спектр возникающих трудностей можно разделить на несколько групп:
- организационные;
- проблемы с материально-техническим обеспечением;
- финансовая, кредитная незащищенность.
Сферы экономической деятельности предприятий малого бизнеса достаточно обширный.
Таким широко распространенным термином, как «бизнес», определяется любой вид предпринимательской, коммерческой и другой деятельности или занятия, как правило, с использованием капитала, который приносит доход, прибыль или иные личные выгоды. Определение логистического бизнеса можно сформулировать следующим образом.
Логистический бизнес – это деятельность предприятий и организаций по производству, приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц, участвующих в этом процессе.
Логистический бизнес связан в основном с продажей продукции и оказанием транспортных услуг с целью перемещения товара. Продукция – это физические, материальные предметы, а услуги вещественно неосязаемы и невидимы.
Учитывая всю сложность предпринимательской деятельности, логистика бывает разной, в зависимости от сферы применения. Выделяют следующие типы логистики:
- Производственная. Она занимается регулированием денег, сырья, товаров во время производства продукции. Главная задача – оптимизация издержек в процессе создания товара.
- Закупочная. Основная функция этого вида заключается в управлении сырьем, материалами и другими компонентами, необходимыми для производства таким образом, чтобы оно не прекращалось. Это самая важная часть логистики, ведь на нее возлагается большая доля себестоимости товара.
- Транспортная. По сути, расшифровать ее можно также как и понятие логистики в целом. Нужно составить такой маршрут и выбрать таких перевозчиков, при которых товар доедет в целости и в заданный срок, а затраты на это будут минимальными.
- Информационная. Отвечает за потоки логистических данных, как внутренних, так и внешних. Хорошо развитая информационная логистика может существенно повлиять на любой из других типов точно также как и ее отсутствие.
- Распределительная. Ее деятельность связана с управлением информационными и материальными ресурсами для своевременной доставки в соответствии со всеми запросами потребителей. Речь идет об обработке заказов, складировании товаров, регулировании запасов товаров и транспортировке.
Например, транспортная услуга, обеспечивающая пространственное перемещение товара от поставщика к потребителю, является невещественной, а все виды логистического бизнеса включают в себя обмен. Наиболее общая и распространенная форма процесса обмена – это обмен товаров и услуг на деньги между двумя сторонами (поставщик – потребитель).
Такая сделка купли-продажи в целях взаимной выгоды является основополагающей в трактовке бизнеса. При этом продукция и услуги станут бизнесом только тогда, когда они будут удовлетворять желанию, потребности и соответствовать требованиям потребителей. Логистический бизнес можно определить тремя показателями: в чем, как и чьи потребности необходимо удовлетворять.
В 2021 году обострился спрос на грузовые перевозки, который наблюдался практически по всем направлениям, как в мультимодальных отправках из стран Юго-Восточной Азии и автомобильных перевозках из Европы, так и при доставках грузов внутри России[4].
В России только начинает набирать оборот использования внешних провайдеров услуг по грузоперевозкам. Так, доля логистического аутсорсинга чуть превышает 30% (в западных странах – более 50%).
Сегодня производители все чаще перекладывают всю работу по транспортировке и доставке грузов с себя на специализированные компании. И чаще всего, логистика осуществляется автотранспортом. Автотранспорт лидирует на рынке – более 68% от общего объема перевозок. С учетом низкой инфляции на рынке и отсутствия долгосрочных рисков логистический бизнес можно считать перспективным[5].
Логистика занимается разработкой идеального маршрута для перевозки груза с минимальными затратами и во многом обеспечивает прибыль предприятия.
При этом в соответствие с правилами логистики товар должен быть доставлен в нужные временные рамки. Этим и занимаются логистические центры. При правильной эксплуатации логистического центра можно уменьшить себестоимость товара, и продукция не будет залёживаться на складе. В итоге – рост доходов обеспечен[6].
Самые популярные виды деятельности для открытия логистической компании следующие:
- транспортировка комплектных грузов;
- транспортировка сборных грузов;
- транспортировка дорогостоящих грузов;
- транспортировка груза с повышенным уровнем опасности;
- транспортировка малогабаритного груза;
- проектные перевозки;
- оформление страхования и таможенных документов[7].
Сумма начальных вложений для открытия логистической компании, ее разбивка по статьям приведены в таблице 1.1.
Величина расходов определена на основе изучения цен в интернете и примерной арендной платы в регионах России.
По исходным условиям, компания не будет покупать автомобили (с целью снижения размера начального капитала).
Таблица 1.1 – Сумма начальных вложений для открытия логистической компании
[1] Боброва О. С. Основы бизнеса : учебник и практикум для вузов. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – С. 74
[2] Основы бухгалтерского учета для малого бизнеса : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. А. Проданова, Е. И. Зацаринная, Е. А. Кротова, В. В. Лизяева ; под редакцией Н. А. Продановой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – С. 63
[3] Купцова Е. В. Бизнес-планирование : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. В. Купцова, А. А. Степанов. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – С. 211
[4] Как изменился логистический рынок в 2021 году. И чего ждать от 2022-го – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://oborot.ru/articles/logistika-izmenenia-tendencii-5-i151522.html
[5] Как открыть логистическую компанию – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.equipnet.ru/org-biz/uslugi/uslugi_393.html
[6] Логистический бизнес – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://realybiz.ru/idei/biznes-idei-logisticheskij-centr
[7] Как открыть логистическую компанию с нуля? Все, что нужно об этом знать – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://biznesovo.ru/biznes-plany/kak-otkryt-logisticheskuyu-kompaniyu-s-nulya-vse-chto-nuzhno-ob-etom-znat