Проблема сект в России и в мире всегда была актуальной, с каждым годом она становится все более значимой, болезненной, и говорят о ней уже не только в средствах массовой информации, богословских и религиоведческих университетах. Благодатной почвой для увеличения числа новых религиозных образований служат экономические и политические проблемы внутри государства. Организаторы сект спекулируют на ухудшении материального положения граждан, социальной и правовой незащищённости, наживая на этом свой преступный капитал. Проникновение на российское культурно-религиозное поле чужеродных, а нередко авантюрно-мафиозных структур, действующих под прикрытием религиозных организаций, уже покалечило судьбы многих тысяч наших сограждан.
Не ограничиваясь экономическими и политическими санкциями против России, государства-конкуренты наводняют нашу страну сектами, которые, имея зарубежные центры управления и будучи порождены чужеродной культурой, в свою очередь служат цели дробления, разрушения общества изнутри. Еще в середине XX века эффективность подобного вида оружия понимали в фашистской Германии. Адольф Гитлер заявлял: «В наших интересах − чтобы каждая деревня имела собственную секту, развивающую собственное представление о боге. Даже если таким образом в отдельных деревнях возникнет культ колдунов, как, скажем, у негров или индейцев, мы должны это только приветствовать, ибо это увеличит число разрушающих моментов на русской территории».[1]
Тоталитарные секты вербуют своих членов весьма эффективно, используя для этого широкий спектр манипулятивных приемов. Классифицировать эти приемы крайне сложно, так как они беспрестанно развиваются и совершенствуются. После громких скандалов и судебных разбирательств многие крайности, свойственные прежним методикам «обращения», уже практически не используются. Современным сектам свойственны такие механизмы воздействия на сознание, как массовый гипноз, постоянное повторение и акцентирование внимания на определенных фразах, манипулирование чувством вины, стыда и страха, а также современные маркетинговые методы и техники нейролингвистического программирования.
Названные выше обстоятельства обусловливают актуальность настоящей дипломной работы.
Объектом исследования являются речевые продукты сект «Свидетели Иеговы» и «Союз Со-Творцов Святой Руси», размещаемые в социальной сети ВКонтакте.
Предмет исследования – средства и приёмы речевой манипуляции, выявляемые на уровне текстов, производимых сектами.
Цель исследования − выявление способов манипуляционного воздействия на сознание на материале текстов, взятых из интернета.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
— изучить основные понятия, связанные с деятельностью сект;
— изучить нормативно-правовую базу деятельности сект;
—рассмотреть средства и приёмы речевой манипуляции, содержащиеся в речевой продукции сект;
— указать на проблемы, возникающие при анализе квазирелигиозных текстов.
Методологической основой исследования послужили основные положения диалектики как всеобщего метода исследования. При анализе материала применялись частнонаучные методы: исторический, логический, системно-структурный, сравнительно-аналитический. В ходе исследования были использованы методы лингвистического анализа: лексико-семантический, семантико-стилистический и лингвостилистический, лингвистическая прагматика, герменевтика. При подготовке работы был применен междисциплинарный подход, поскольку анализ квазирелигиозных текстов предполагает использование знаний из области психологии, религиоведения, лингвистики, общей теории судебной экспертизы и других наук.
Теоретическая основа исследования. Были изучены труды ученых-криминалистов и процессуалистов: Т.В. Аверьяновой, Р.С. Белкина, Е.И. Галяшиной, А.М.Зинина, Е.Р. Россинской и др. Психологическая и лингвистическая теория манипулирования сознанием исследовалась в трудах А.Н. Баранова, Т.И. Буткевича, М. Вебера, И.А. Глухова, К.К. Платонова, В.А. Салимовскогои В.А. Мишланова, О.С. Иссерс и др. В процессе исследования мы опирались на идеи и концепции ученых, исследовавших проблемы использования специальных знаний при анализе квазирелигиозных текстов. Это, прежде всего, работы С.В. Булгакова, С.В. Волганова, И.А. Глухова, А.Л. Дворкина, и других.
Правовой основой исследования послужили Конституция РФ, Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», Всеобщая декларация прав человека, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и дополнительные протоколы.
Эмпирическую базу исследования составили судебная и экспертная практика по конкретным делам, статистические данные и аналитические отчёты, опубликованные в журналах «Юрислингвистика», «Вопросы психолингвистики», сборники трудов российского «сектоведа» А.Л. Дворкина.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в результате проведенного исследования данные могут быть применены в экспертной практике при проведении лингвистических экспертиз с целью установления признаков манипулирования сознанием. Они помогут сделать работу эксперта более эффективной.
Структура дипломной работы. Структура и содержание настоящей работы определяется целями и задачами исследования. Дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.
Во Введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект, предмет исследования, сформулированы задачи.
В Главе 1 рассматривается понятие квазирелигиозных объединений; дается классификация сект; разграничивается компетенция экспертов; учитывается правовое регулирование деятельности квазирелигиозных объединений.
В Главе 2 проводится анализ речевых продуктов сект, взятых из сети интернет.
В Заключении подведены общие итоги дипломного исследования и изложены основные выводы.
В приложениях представлены: исследуемые тексты; глоссарий терминов.
ГЛАВА I МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ РЕЧЕВОЙ ПРОДУКЦИИ СЕКТ
1.1.Понятийный аппарат судебно-экспертного исследования сект
Понятие «секта» не встречается в основополагающих международных правовых документах, касающихся свободы совести и свободы вероисповедания, а также в законодательстве России, что и позволяет псевдорелигиозным организациям с легкостью вести деятельность на вполне законных основаниях. Необходимость в закреплении на законодательном уровне понятий «традиционные религиозные организации», «секта», «тоталитарная секта», «деструктивный культ» крайне велика. В настоящее время указанные понятия относятся больше к религиоведческим исследованиям и научной литературе, нежели к правовой.[2]
Тем временем разнообразие религиозных и квазирелигиозных образований растет настолько быстро, что задача их унифицированного наименования остается неразрешимой. Ни в России, ни за рубежом нет общего мнения относительно их терминологического обозначения. Называют их по-разному: секты, нетрадиционные религии, новые религиозные объединения, альтернативные верования, возникающие религии или просто культы.[3] Отсутствие терминологического аппарата привело к тому, что толковать эти понятия каждый стал по-своему, исходя из своего мировоззрения.
Понятие секта в русском языке используется в двух значениях, которые связаны между собой исторически, но при этом существенно различны.[4] Первое из них определяет секту как религиозное направление, противостоящее каким-либо вероучениям, а второе − как общину, замкнувшуюся в своих узких интересах. Тем не менее, грань между этими значениями размыта: и первому, и второму значениям присуща отрицательная коннотация. Это слово, как правило, обозначает не само учение, а организацию, его представляющую.
В большинстве случаев (квази)религиозные организации не приемлют употребления по отношению к ним термина «секта», предпочитая называться религией или конфессией. Само слово «секта» в русском языке имеет исключительно уничижительный характер. Подтверждением этому служат производные от этого слова «сектант», «сектантство» и «сектантский», которые имеют негативную окраску и обычно используется полемически или уничижительно.[5]
В словарях понятие «секта» толкуется подобным образом:
- Секта – 1. Религиозное течение (община), отделившееся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящее. С. духоборов. 2. перен. Группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах (книжн. неодобр.)[6]
- Секта – 1) Религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви. 2) перен. разг. Обособленная группа лиц, замкнувшаяся в своих узких групповых интересах.[7]
- Секта, секты – (лат. Secta, букв. отрезанная, отделенная). 1. Религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое вероучение. Секта баптистов. 2. Перен. Отгородившаяся от общения с другими, замкнувшаяся в себе группа лиц (книжн. неодобр.)[8]
Один из самых известных в России «сектоведов» А. Л. Дворкин утверждает, что слово секта, которое обозначает, прежде всего, организацию, в отличие от слова ересь, как правило, подразумевающего учение, имеет два возможных происхождения: от латинского secare — «отсекать» (часть от целого), либо от латинского же sequi — «следовать» (за лидером, задающим самопроизвольное направление).[9] И в первом и во втором случае этимология имеет отрицательную окраску, но при этом индивидуально определяет сектантство. Значение «отсекать» характеризует секты исторические (такие, как мормоны, баптисты, духоборы), а в значении «следовать» подходит к сектам новоявленным тоталитарным.
К терминологии, используемой в ходе данного исследования, относятся также следующие термины:
- Адепт (лат. adeptus достигший) 1. посвященный в тайны какого-л, учения, секты и пр.; 2. ревностный приверженец какого-л, учения, идеи.[10]
- Деноминация―это разновидность религиозной организации, находящейся в стадии становления, религиозного оформления, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции, занимающей промежуточное положение между церковью и сектой, допускающая притязания на легитимность иных религий и верований и находящаяся в положительных отношениях с обществом.[11]
- Квазирелигия (от лат. quasi ― будто бы, как бы, якобы; religare воссоединять, восстанавливать связь) ― коллективные представления и действия, имеющие подобие религии, но не воспринимаемые в обществе как религиозные с точки зрения наиболее распространенных стереотипных толкований религии.[12]
- Нетрадиционная религия («религии Нового века», «новые религии»),— общее и во многом условное обозначение религиозных новообразований, которые противопоставляют себя официальным и господствующим религиям.[13]
- Псевдорелигия (в общем смысле) – внутренняя осознанная духовная связь, сознательное и добровольное общение, взаимодействие личности с тем или иным объектом (духом) поклонения; получение таким путем какого-либо духовного знания, умения, опыта.[14]
- Религия, ж. 1.Одна из форм общественного сознания совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. 2.Одно из направлений такого общественного сознания. Мировые религии (буддизм, ислам, христианство). 3.перен. Сложившиеся непоколебимые убеждения, безусловная преданность какой-нибудь идее, принципу, нравственному закону, ценности.[15]
Под тоталитарной сектой понимается «авторитарная секта, использующая комплекс специальных психологических приемов с целью подавления воли человека и контролирования его сознания, для превращения человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена».[16]
Исходя из выше перечисленных определений, можно выделить несколько признаков, по которым можно отделить секту от обычной религиозной организации. К ним относятся:
1) наличие гуру (лидера), который диктует определенную идеологию учения и диктует правила поведения в сообществе, которое он создал;
2) наличие определённых догматов учения, которые не подлежат обсуждению и должны приниматься последователями как истинные, без каких-либо сомнений и рассуждений;
3) наличие ритуала, который сопровождает собрания представителей секты и фактически является средством установления контроля сознанием;
4) иерархия, которая может быть представлена различными уровнями или ветвями; вступать в конфликт с вышестоящим адептом секты категорически запрещено;
5) сектантский жаргон – терминология, которую члены объединения/ групп применяют как при внутригрупповом общении, так и в повседневной жизни.
Именно речевые продукты квазирелигиозных организаций исследуются в настоящей работе. Необходимо выявить все способы речевого воздействия – изучить сектантский язык.
1.2 Основные проблемы исследования типологии сект
В настоящее время не существует единой классификации сект не только в России, но и во всем мире.
Попытку создать классификацию сект сделал А.Л. Дворкин. Он предложил разделить все секты на две группы, условно обозначив их как «гностические» и «катарские». Для «гностических» характерна идея распространения какого-либо спасительного знания, а «катарские» представляют себя в качестве приносящих спасение путем активного участия в жизни секты. К первой группе автор относит саентологию, теософию, мормонов и др. Во вторую группу он включает «Церковь Христа», иеговистов и некоторые восточные учения. Как справедливо указывает А.Л. Дворкин, весьма затруднительно дать точную классификацию ввиду их постоянной текучести и эклектичности.
Известный в мире социолог Брайан Уилсон предложил вполне оригинальную типологию сект. Основным дифференцирующим критерием послужили «отличительные реакции сект на окружающую их общественность».[17]
Всего Уилсон выделил 7 типов сект, соответствующих семи типам наиболее популярной реакции сект на окружающее их общество:
- Конверсионистские секты — их реакция предопределена тем, что весь мир испорчен, как и испорчен сам человек; людей могут спасти только массовые обращения в их веру;
- Революционные секты — крайне агрессивно настроены к социальному строю общества, своей целью имеют установление новых порядков, руководствуясь при этом помощью Бога;
- Интроверсионистские секты — характеризуются отшельническим образом жизни с целью получения религиозного опыта и достижения личной святости;
- Манипулятивные секты — стремятся обладать неким универсальным знанием, благодаря которому появляется возможность решить абсолютно все проблемы каждого человека или всего мира;
- Чудотворные секты — своей особенностью считают «сверхъестественные» возможности, с помощью которых имеют контакт с миром мертвых, возможность переселения в прошлые жизни, получение исцелений;
- Реформистские секты — религиозные сообщества и организации, для которых характерно постепенное реформирование социума путем участия в решении его проблем, потребностей и нужд;
- Утопические секты — стремятся к максимальному обособлению от общества, а также к кардинальному изменению общественного строя.
В России существует классификация действующих религиозных объединений, которые определяются экспертами как деструктивные.[18] К ним относятся:
- разрушительные псевдорелигиозные организации восточного направления: «АУМ синрике», «Международное общество сознания Кришны», «Белый лотос», и т.п.;
- разрушительные псевдорелигиозные организации западного направления (псевдохристианские): «Свидетели Иеговы», «Слово жизни», «Церковь откровения», муниты, мормоны, и т.п.;
- деструктивные религиозные организации оккультной или языческой ориентации: «Белое братство», «Новый акрополь», и т.п.;
- деструктивные сатанистские культы: «Зеленый орден», «Южный крест», «Нави», «Черный ангел».
Известно также следующее подразделение культов, действующих в России[19]:
1) Тоталитарные секты, культы и группы (католицизм, протестантизм: лютеранство, кальвинизм, англиканство, баптисты и др.);
2) Деструктивные псевдохристианские культы («Семья» и т.п);
3) Культы, основанные на «новом откровении» (бахаизм, «Свидетели Иеговы» и т.п);
4) Культы восточного направления («Ананда марга»);
5) Теософия, оккультизм и группы движения «новый век» ( «Святая Русь» и т.п );
6) Сатанизм и примыкающие к нему культы (церковь сатаны, церковь саентологии, «южный крест», «черный ангел»);
7) Группы русского неоязычества и ультраправые организации («белый лотос», «троянова тропа», «Анастасия» и т.п.);
8) Коммерческие культы (гербалайф, «Цептер»).
Исследователи утверждают, что за последний год количество сект удвоилось. По итогам первых трех месяцев текущего года удалось установить, что в стране действует уже свыше трех тысяч тоталитарных объединений.[20]Вовлечены в них от 1 до 5 миллионов россиян, 70% — это молодежь в возрасте от 18 до 27 лет, 80% адептов имеют среднее и высшее образование. Главной опасностью, помимо самого факта роста таких организаций, является то, что они маскируются под социальные образования и центры реабилитации. Уже свыше 700 тысяч алко - и наркозависимых людей перешли в ряды сектантов по причине того, что приобрели еще одну зависимость – психологическую.
Все большую популярность набирают современные секты, в которых нет собственно религиозного учения – учения о Боге и связи с Ним. Есть только культ благополучия и богатства, а также постоянные обещания успеха, который принесет вступление в организацию, компанию. Такие секты можно условно разделить по направлению деятельности[21]:
- Целительская;
- Педагогическая;
- Психологическая;
- Коммерческая;
- Экологическая.
Одним из признаков коммерческих сект, по мнению Дворкина А.Л., является то, что людям обещается регулярное получение прибыли, прежде всего, от обращения новых людей в организацию. Каждому адепту обещают получение прибыли от продаж, совершенных теми, кто стоит на нижних ступенях «пирамиды». Весьма показательно также, что одним из первых предложений желающим обратиться в коммерческий культ является составление списка, который бы содержал адреса и телефонные номера всех своих знакомых, кого можно попытаться привести в «фирму».
Каждое сектантское образование имеет специфические черты, а их разнообразие настолько велико, что создание единой классификации является не только крайне затруднительным, но и мало эффективным. Наряду с огромным количеством квазирелигиозных организаций появляются и новые, у которых, как правило, нет религиозного учения, но есть классические методы контролирования сознания своих членов.
1.3Правовая регламентация деятельности сект
Безусловно, свобода совести и вероисповедания в правовом демократическом государстве является неотъемлемым правом человека. Но вместе с тем в настоящее время необходим принципиальный пересмотр действующего законодательства в сфере религиозных правоотношений, направленный на создание механизма, способного защитить человека от деятельности тоталитарных сект, что отнюдь не отменит, а, напротив, обеспечит гарантированное Конституцией право свободно исповедовать религию.
В настоящее время законодательство, регулирующее деятельность религиозных организаций, состоит из следующих основных актов: Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также статей, содержащихся в иных нормативно-правовых актах отраслевого законодательства.
Рассмотрим каждый из них более подробно.
[1] [Электронный ресурс] URL: http://www.k-istine.ru / (дата обращения: 10.03.16).
[2]Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева. 3-е изд., доп. И перераб. М.: ИНФРА-М, 2009. -С. 712.
[3] Воробьева И.Б. Термин «секта» и его использование в юриспруденции / Вестник Саратовской государственной академии права: научный журнал. 2010. №3(73). С.160-164.
[4] Дворкин А.Л. Сектоведение: Тоталитарные секты: Опыт систематического исследования. — Н. Новгород: Изд. Братства во имя св. князя Александра Невского, 2000. С. 54.
[5]Кантеров И. Я. Как нужно классифицировать религиозные организации // Эзотера : 28.01.07 – журнал.
[6] Словарь русского языка: Ожегов С.И. Ок. 57 000 слов/ Под ред. докт. филолог.наук, проф. Н.Ю. Шведовой - 14 изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1982.- С. 648.
[7] Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. — М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2006. - С. 974.
[8] Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н.Ушакова. Т.4.: С - Я. — М.: Русские словари, 1995. -С. 528.
[9]Дворкин А.Л. Сектоведение: Тоталитарные секты: Опыт систематического исследования. — Н. Новгород: Изд. Братства во имя св. князя Александра Невского, 2000. С. 54.
[10] Большой энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохоров . – 2-е изд., перераб. и доп – М. : Большая Российская энциклопедия, 2000 . С. 1456.
[11] Словарь атеиста / Под общ.ред. Л. Н. Митрохина. — Политиздат — М. : Политиздат, 1990. С. 319.
[12]Смирнов М. Ю. Религиоведение в России: проблема самоидентификации // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2009. № 1. (январь–февраль). С. 90–106.
[13] Философия: энциклопедический словарь. / Под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - С.1072.
[14]Хвыля-Олинтер И. Я. Пособие для православных миссионеров по сравнительному богословию и сектоведению / Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001 - С. 25.
[15] Словарь русского языка: Ожегов С.И. Ок. 57 000 слов/ Под ред. докт. филолог.наук, проф. Н.Ю. Шведовой - 14 изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1982.- С. 1692.
[16] Дворкин А. Л. Секты против Церкви ( Процесс Дворкина) / Издательство Московский Патриархии, 2000. -С.18.
[17]Wilson B. R. A typology of sects / B . R . Wilson // Religion and ideology / еd. by R . Bocock and K .Thompson .— Manchester : Manchester University Press , 1985 . — P. 297 — 311
[18] Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Миссионерский отдел Московского Патриарха Русской Православной Церкви. Информативно-аналитический вестник № 1.- Белгород, 2002.- 446 с. /Издание 3-е, дополнительное. С. 73-75
[19]Там же.
[20] [Электронный ресурс] URL: http://www.sektoved.ru/ (дата обращения: 18.03.16).
[21]Там же.