ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Теоретические основы развития скоростно-силовых способностей школьников 13-14 лет в физическом воспитании.
1.1.Анатомо-физиологические особенности школьников 13-14 лет.
1.2 Сущность понятия «скоростно-силовые» способности в физическом воспитании
1.3 Особенности развития скоростно-силовых способностей школьников 13-14 лет на уроках физической культуры.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1. Методы исследования.
2.2. Организация исследования.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ.
3.1. Комплекс упражнений, направленный на воспитание скоростно-силовых качеств детей 13-14 лет.
3.2. Результаты исследования.
3.3. Анализ результатов исследования.
ВЫВОДЫ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что одним из факторов, который оказывает влияние на образ жизни человека, является двигательная активность. Возрастные изменения школьников в возрасте 13-14 лет, уровень их развития и сохранения здоровья являются основой для создания системы физического воспитания и образования .
В настоящее время наиболее полно освещены вопросы формирования у школьников в возрасте 13-14 лет интереса к физкультурно-спортивной деятельности, стремления развивать физические и психические качества. Педагогу важно знать возможности ученика в овладении двигательными способностями как одного из средств физического воспитания. Овладение физическими (двигательными) качествами и поддержание хорошей физической формы всегда связано с преодолением трудностей, утомления, отрицательных эмоций, болевых ощущений. Для достижения успеха личности необходимы: настойчивость, упорство, целеустремлённость, выносливость, преодоления страха и неуверенности в себе, самообладание. Сформированные двигательные навыки и физические качества обуславливают проявление самоутверждения и самовоспитания - это не формы саморазвития, которые позволяют школьнику постоянно поддерживать физическую форму, овладевать новыми оздоровительными техниками.
Принято считать основными физическими (двигательными) качествами человека силу, быстроту движений, гибкость, ловкость и выносливость. Однако справедливо выделение и комплексных проявлений нескольких качеств одновременно, например, скоростно¬силовых. Развитие, воспитание и совершенствование двигательных качеств - целостный процесс, конечные задачи которого - расширение функциональных возможностей человека, степени его двигательной одарённости. Самостоятельные занятия физическими упражнениями школьников с целью укрепления здоровья и улучшения показателей физической подготовленности также требуют определённого уровня теоретической подготовки. Грамотное, систематическое выполнение физических упражнений для формирования ловкости, подвижности, гибкости, точности, равновесия, прыгучести и других двигательно-координационных способностей позволяет добиться существенного увеличения показателей физического развития и физической подготовленности школьников при меньших усилиях и за более короткий промежуток времени.
Физическими качествами принято называть врождённые морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая своё полное проявление в целесообразной двигательной деятельности [2].
Гипотеза: мы предполагаем, что при использовании на уроках физической культуры экспериментального комплекса упражнений, построенного на основе учета возрастных особенностей развития скоростно-силовых способностей школьников 13-14 лет в экспериментальной группе произойдёт прирост уровня развития физических качеств.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс, направленный на воспитание скоростно-силовых качеств детей 13-14 лет.
Предмет исследования: разработанный комплекс упражнений, направленный на воспитания скоростно-силовых качеств детей 13-14 лет.
Цель исследования: определить эффективность разработанного комплекса упражнений, направленного на воспитания скоростно-силовых качеств детей 13-14 лет.
Задачи исследования:
- Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
- Разработать комплекс, направленный воспитание скоростно-силовых качеств детей 13-14 лет.
- Экспериментально доказать эффективность разработанного комплекса упражнений, направленного на воспитания скоростно-силовых качеств детей 13-14 лет.
Глава 1. Теоретические основы развития скоростно-силовых способностей школьников 13-14 лет в физическом воспитании
1.1.Анатомо-физиологические особенности школьников 13-14 лет
В связи с тем, что в начале среднего школьного возраста девушки в физическом развитии несколько опережают мальчиков, но потом тенденция сменяется на противоположную, стандарты физического развития подростков этого возраста имеют своеобразный перекрест. У девушек 13-14 лет рост - в пределах 154-160 см, а вес - 42-52 кг. У юношей 13 лет рост заметно меньше, чем у девочек, и равен примерно 150 см; к 15 годам средний рост юношей уже больше среднего роста девушек и составляет около 165 см. Аналогичная ситуация и с весом тела. В 13 лет у девушек вес тела равен примерно 43 кг, а у юношей этого возраста - 39.5 кг. Однако к 15 годам вес тела юноши уже примерно на 1 кг больше, чем вес тела девушки, и равен 52-53 кг[1].
Подростковый возраст считается самым трудным с точки зрения организации с детьми этого возраста учебно-воспитательной работы, и в тоже время этот период исключительно важен в отношении психического, физического развития, формирования личности. Именно в этот период происходит усиленное усвоение социальных ценностей. Формирование жизненной позиции, «рождение гражданина». Подросток в одно и тоже время и ребёнок, и взрослый, а точнее сказать, подросток - это уже не ребёнок, но в тоже время ещё и не взрослый. Это период, когда как раз и происходит переход от детства к взрослости. Но не только сложные психические процессы приобретают новый вид в этот период жизни человека, но и происходит существенная перестройка всего организма подростка.
Подростковый возраст - это возраст от 10-11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся V-IX классов. Это период бурного и в тоже время нравственного развития, когда происходит усиленный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идёт интенсивный процесс окостенения скелета.
Прежде всего, наблюдается резкий рост тела в длину: у девочек максимум прироста обычно приходится на 12-13 лет, у мальчиков на 14-15 лет. В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков 13-14 лет, а у девочек в 11-13 лет. Однако увеличение одних мышц наблюдается при заметном отставании других.
Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно сосудистой системы. Сердце значительно увеличивается в объёме, становится более сильным, работает более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстаёт в развитии. Это часто приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, следствием чего являются наблюдающиеся у некоторых подростков головокружения, учащённое сердцебиение, головные боли, слабость, сравнительно быстрая утомляемость.
Самый важный факт физического развития подростка - половое созревание, (13 лет) происходит прибавка роста около 6-10 см в год. Масса тела возрастает на 4-6 кг, а окружность грудной клетки увеличивается на 3-5 см, увеличение роста и массы тела в период от 13 до 16 лет составляет 25-30 см и 25-40 кг. В период полового созревания у девочек сопровождается более выраженными изменениями в организме, чем у юношей. Он начинается у девочек в среднем на 1-2 года раньше, чем у юношей. Врачебные наблюдения свидетельствуют о том, что у 80% школьников в критические дни снижается физическая активность, наблюдается апатия, неуверенность. Всё это учитель физической культуры должен принимать во внимание в практике проведения уроков, тренировок, соревнований и других спортивных мероприятий[2].
В подростковом возрасте у детей рождается потребность самоутверждения и самостоятельности. Характерной чертой подростков является стремление к соревнованию, демонстрации физических способностей, они далеко не всегда в состоянии объективно оценить свои силы и возможности.
Мышечная система развита хорошо. Поскольку подросток ведет весьма подвижный образ жизни, поскольку регулярно испытывает умеренную физическую нагрузку, его мышечная система совершенствуется - сокращения мышц становятся сильнее, мышцы обретают выносливость. Ребенок среднего школьного возраста в плане выносливости уже может сравниться со взрослым человеком. Ребенок среднего и старшего школьного возраста хорошо владеет своим телом, и если он занимается спортом, то может достигнуть в спорте высоких результатов. Руки способны выполнять очень тонкую работу - писать, рисовать, лепить, что-нибудь конструировать и т.д[3].
Таким образом, подросток в возрасте 13-14 лет уже походит в своем строении на взрослого человека и может выполнять более сложные упражнения, мышцы развиты хорошо и подросток владеет своим телом, так же у подростка развивается личность и идет период полового созревания, это лучший период для развития прыгучести.
1.2 Сущность понятия «скоростно-силовые» способности в физическом воспитании
Силовые качества – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий.
Проявление силовых качеств зависит от следующих факторов:
- Силы и концентрации возбуждения и торможения нервных процессов.
- Волевых усилий.
- Состояния опорного аппарата.
- Физиологического поперечника мышц.
- Химической активности мышечной ткани.
- Биомеханической характеристики школьников 13-14лет.
- Величины отдельных мышечных групп.
- Техники выполнения упражнений.
Виды силовых способностей[4]:
В основу современной классификации взят признак изменения длины мышц в процессе выполнения упражнения, то есть напряжение в мышце растет, а длина ее меняется по-разному:
- Изометрический или удерживающий режим - длина мышцы не изменяется. (Например, удержание прямого угла в упоре на брусьях).
- Преодолевающий режим - длина мышцы уменьшается. (Например, жим штанги, подтягивание).
- Уступающий режим - длина мышцы увеличивается. (Например, прыжки в глубину).
В соответствии с этими режимами проявления силы различают:
- статическую силу (без изменения длины)
- динамическую силу (длина мышц изменяется)
- амортизационную силу (уступающий режим).
По переносу силовых качеств существуют следующие мнения:
Нет зависимости между уровнем статической силы и развиваемой динамической силой, которые выполняется с малыми отягощениями[4].
При увеличении веса отягощений или силы сопротивления величина динамической силы зависит от уровня развития статической силы.
О том, как связаны между собой амортизационная и статическая или динамическая силы данных нет.
Выделяют следующие виды силовых способностей:
- Максимальная сила – наивысшие возможности, которые школьник способен проявить при максимальном произвольном мышечном сокращении.
- Взрывная сила – способность преодолевать сопротивление с высокой скоростью.
3.Силовая выносливость – способность длительное время поддерживать оптимальные силовые характеристики движений.
При одинаковом уровне тренированности люди большего веса могут поднять большую тяжесть. Здесь наблюдается зависимость силы от веса. Различают абсолютную силу (максимальные силовые показатели, замеренные каким-либо способом безотносительно к собственному весу школьника) и относительную силу (максимальные силовые показатели измеренные относительно веса школьника)[5].
Скоростные качества – это способность человека совершать двигательные действия в минимальный промежуток времени.
Выделяют элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей.
Элементарные формы:
- Быстрота простой двигательной реакции – выполнение движения по заранее обусловленному сигналу.
- Быстрота сложной двигательной реакции. Различают реакцию на движущий объект и реакцию с выбором.
- Быстрота, проявляемая в темпе (частота движений).
- Резкость (время достижения максимальной скорости).
Комплексные формы:
- Способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости.
- Стартовая скорость[6].
- Скорость выполнения движений, продиктованных ходом соревновательной борьбы, например, скоростные маневры в спринтерской гонке на треке, скоростные повороты в плавании, подсечки и броски в борьбе, удары в боксе и т.п.
Элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей строго специфичны и, как правило, независимы друг от друга. Так показатели времени реакции не связаны с показателями скорости движений, результативность старта в беге, плавании не зависит от уровня абсолютной дистанционной скорости и т.п. Это требует дифференцированного подхода к совершенствованию скоростных способностей.
Элементарные формы быстроты слабо поддаются совершенствованию. Например, время простой двигательной реакции у лиц, не занимающихся спортом колеблется в пределах 0,20-0,30 с, у школьников 13-14лет в пределах 0,10-0,20 с, таким образом, в процессе тренировки оно не может быть увеличено более чем на 0,1 с.
Что же касается комплексных форм проявления скоростных способностей, то в результате специальной тренировки возможен их значительный прогресс, так как они зависят от многих факторов, которые поддаются существенному совершенствованию