Курсовая работа|Физическая культура

Курсовая Методика обучения технике лыжных ходов в процессе обучения на уроке физическая культура

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2018 | Страниц: 31

ВВЕДЕНИЕ. 

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ.

1.1.Анатомо-физиологическая характеристика подростков. 

1.2.Понятие и виды физической подготовки лыжников в подростковом возрасте  

1.3.Особенности специальной физической подготовки у лыжников. 

1.4.Обучение технике лыжных ходов в процессе обучения на уроке. 

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 

Актуальность. Лыжный спорт является одним из популярнейших видов спорта в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двига-тельных действий.

За последнее двадцатилетие наука о спорте, в том числе и теория и методика лыжного спорта, начала развиваться быстрыми темпами. Если раньше она в основном занимала объяснительную функцию и мало помо-гала практике, то в настоящее время ее роль существенно изменилась. Спортивные соревнования – это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это, прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления преподавателя-тренера.

Каждый, кто начинает заниматься лыжным спортом, ставит перед собой определенную цель: один хочет стать чемпионом, другой – просто сильнее и выносливее, третий стремится с помощью ходьбы на лыжах по-худеть, четвертый – укрепить волю. И все это возможно. Нужно лишь ре-гулярно, не делая себе поблажек и скидок, упорно тренироваться.

Лыжный спорт включает в себя несколько самостоятельных видов спорта: лыжные гонки, биатлон, прыжки на лыжах с трамплина, двоеборье, горнолыжный спорт. По этим видам спорта есть правила  проведения соревнований и предусмотрено присвоение разрядов и званий в соответствии с требованиями Единой спортивной  классификации. Это стимулирует систематические занятия и рост спортивных достижений лыжников. Названные виды лыжного спорта включены в программы чемпионатов и Кубков мира, зимних Олимпийских игр.

В процессе движения на лыжах из-за участия большого количества мышц включено много дополнительных «насосов», помогающих работе сердца, тем самым укрепляется сердечно-сосудистая система.

Занятия на лыжах благоприятно влияют на развитие дыхательных органов и газообмен. Из-за увеличения газообмена в кровь поступает кислород, который благотворно влияет на работу головного мозга.

В случае если занятия на лыжах проходят в хвойных лесах, в орга-низм поступают летучие вещества, которые выделяют хвойные деревья – фитонциды, оказывающие успокаивающее действие, тем самым способствуют снятию стрессов, нервных напряжений.

И, наконец, закаливающее воздействие на организм за счет пребы-вания на холодном, морозном воздухе.

Цель работы – проанализировать методику обучения технике лыжных ходов в процессе обучения на уроке физической культуры

Для реализации цели выделены следующие задачи:

  1. Раскрыть анатомо-физиологическую характеристику подростков
  2. Определить понятия и виды физической подготовки лыжников в подростковом возрасте.
  3. Выделить особенности специальной физической подготовки у лыжников
  4. Выявить особенности обучения технике лыжных ходов в процессе обучения на уроке

 

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

1.1. Анатомо-физиологическая характеристика подростков

Подростковый возраст (10-11 – 15-16 лет) характеризуется значительными физическими и анатомо-физиологическими изменениями организма ребенка.

Прежде всего, в подростковом возрасте идет интенсивное нарастание массы и длины тела. Среднее увеличение роста за год у мальчиков доходит до 10 см, а у девочек до 3-5 см. Ежегодная прибавка в весе составляет соответственно 3-6 кг у мальчиков и 3-4 кг у девочек. У подростков обоих полов период «бурного роста» длится в среднем около 4-5 лет. У мальчиков пик развития приходится на возраст около 13 лет; у девочек – 11 лет. После окончания фазы «бурного роста» в более медленном темпе он может продолжаться еще несколько лет.

В тоже время физический рост характеризуется неравномерностью изменений различных частей тела. Первыми размеров, характерных для взрослых достигают голова, кисти и стопы. Руки и ноги растут быстрее, чем туловище, развитие которого завершается в последнюю очередь. В связи с этим фигура подростка часто выглядит нескладной, вытянутой, непропорциональной. Это иногда тяжело переживается подростками и отражается на их психическом состоянии[1].

Неравномерность физического развития сказывается и на характере движений подростка – они у него отличаются недостаточной координированностью, угловатостью, излишней резкостью.

Вместе с тем подростковый возраст является сензитивным для приобретения и совершенствования многих сложных движений. Если, например, подросток не овладел в свое время навыками езды на велосипеде, танцевальными или гимнастическими упражнениями, то в последующем развить их будет крайне сложно.

Рост различных органов и тканей предъявляет повышенные требования к деятельности сердца. Оно тоже растет, но быстрее, чем кровеносные сосуды. Это может быть причиной функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы и проявляться в виде учащенного сердцебиения, повышенного кровяного давления, головных болей, головокружения, быстрой утомляемости [2]

В подростковом возрасте происходят резкие изменения и во внутренней среде организма, которые связаны с изменениями в эндокринной системе, ЦНС (идет усиленное развитие дендритов), в нервной системе процессы возбуждения преобладают над торможением. Это является причиной бурного подъема Е, а также повышенной чуткостью к патогенным воздействиям.

Поэтому умственное и физическое переутомление, длительное нервное напряжение, аффекты, сильные отрицательные эмоции, переживания (страх, гнев) могут быть причиной эндокринных нарушений и функционального расстройства нервной системы. В результате подростки отличаются раздражительностью, утомляемостью, рассеянностью, низкой работоспособностью, бессонницей. Подросток может не реагировать на сильный раздражитель (успех в учебе) и давать бурную реакцию на незначительный (просьба не разговаривать на уроке)[3].

Следует отметить, что как в физическом развитии, так и половом созревании существуют заметные индивидуальные различия в возрасте их начала и завершения. Отклонения от групповых норм в темпах развития и физического облика являются источником беспокойства для многих подростков и могут снизить их самооценку. Например, если у некоторых мальчиков половое созревание может завершиться к 13,5 годам, то у других оно может продолжаться до 17-летнего возраста и даже дольше. У одних девочек развитие груди может начаться уже в 8-летнем возрасте, а у других – только в 13 лет. Возраст может колебаться от 9 до 16,5 лет.

Важные физические изменения имеют определенные психологические последствия. В процессе физического созревания дети становятся все больше похожими на взрослых, на них иначе начинают реагировать другие люди, они сами начинают иначе к себе относиться.

Когда человек передвигается на лыжах, у него в работу включено большое количество мышц: все мышцы рук, спины, плеч, ног и даже мышцы живота. В процессе занятий идет развитие двигательных качеств, таких как выносливость, быстрота, ловкость, сила, а также координационных способностей и развитее вестибулярного аппарата [4].

Особенно важны лыжи в условиях Сибири, где долгая и снежная зима. Лыжи используются как средство передвижения охотниками, лесничими, рыбаками. Лыжи являются отличным средством семейного отдыха.

В возрасте 11-13 лет у детей может развиваться и достигать высочайшей степени совершенства тонкая координация, пространственная точность движений и их размеренность во времени [5 ]. Если мальчикам 10 лет одновременный анализ движений по пространственным и временным признакам еще непосилен, то подобный анализ движений с двумя одновременно предъявленными задачами может успешно осуществляться, начиная с 12-13-летнего возраста.

У подростков 13-14 лет при изучении сложных по координации движений иногда заметно тормозящее влияние пубертатного периода. Следует отметить, что динамические стереотипы двигательных навыков, приобретенные в детском возрасте, обладают значительной устойчивостью и способны сохраняться в течение многих лет.

В подростковом возрасте происходят значительные изменения в психике. Наблюдаются высокая эмоциональность, неуравновешенность настроения, немотивированные поступки, вспыльчивость, преувеличение своих возможностей. Источник этого явления – интенсивное физическое развитие, половое созревание, появление так называемого чувства взрослости

При правильной методике спортивные занятия в подростковом возрасте оказывают положительное влияние на формирование организма занимающихся. Это проявляется двояко: и как морфологические изменения в виде повышенного прироста антропометрических признаков, и как функциональные сдвиги в виде повышения работоспособности. Так, в среднем ежегодный прирост веса тела у подростков равен 4-5 кг, роста – 4-6 см, окружности грудной клетки – 2-5 см. Происходит дальнейшее формирование скелета [2, с. 94]. К 14 годам срастаются кости таза, устанавливается постоянство кривизны позвоночника в поясничной части, происходит уменьшение хрящевого кольца межпозвоночных суставов [6].

К 14-15 годам мышцы по своим функциональным свойствам уже мало отличаются от мышц взрослого человека. Происходит параллельное развитие мышц верхних и нижних конечностей. Вес мышц мальчиков в 12 лет составляет 29,4% веса тела, в 15 лет – 33,6%. Увеличивается абсолютная и относительная сила мышц. Наибольший прирост силовых показателей мышечных групп наблюдается в период от 13 до 15 лет.

У подростков 11-14 лет увеличивается сила сердечной мышцы, возрастает ударный объем, уменьшается частота дыхания и пульса. Так, у 13-летних частота пульса в покое равна 70 уд/мин, а при работе значительно увеличивается до 190-200 уд/мин. Кровяное давление у детей обычно ниже, чем у взрослых. К 11-12 годам оно равняется 107/70 мм рт. ст., к 13-15 годам – 117/ 73 мм рт. ст. [2, с. 96]. Организм подростков быстро настраивается на работу. Это объясняется большой подвижностью нервных процессов, поэтому разминка в занятиях должна занимать не более 8-10 мин [7].

Итак, сделаем вывод о том, что дети среднего школьного возраста иначе именуются отроками, или подростками. Этот период жизни ребенка характеризуется резким изменением работы эндокринных желез. Для девочек это время быстрого полового созревания, для мальчиков – начала этого процесса. Данный период характеризуется завершением формирования личности ребенка. В возрасте 13-14 лет организм мальчиков в основном сформировался, что дает возможность постепенно переходить к углубленной спортивной тренировке.

1.2. Понятие и виды физической подготовки лыжников в подростковом возрасте

Применение специальных упражнений в подготовительном периоде способствует правильному применению техники передвижения на лыжах, более качественному освоению и закреплению основных элементов техники лыжных ходов, развитию необходимых физических качеств. Между тем в методической и научной литературе существуют разноречивые мнения о значимости их применения для совершенствования структуры двигательных функций и развития специальных качеств лыжника-гонщика. Как правило, большая часть рекомендаций основана на практическом опыте и субъективных представлениях ряда авторов. На развитие специальных качеств для освоения самой последней техники лыжных ходов (коньковый и полу коньковый ход), вообще на сегодняшний день, недостаточно рекомендаций по методике освоения техники в подготовительном и соревновательном периодах [8].

Так как подготовительный период, является неотъемлемой частью общего процесса круглогодичной тренировки, при этом является важнейшим периодом, предопределяющим успех спортсмена в соревнованиях, и занятия в этот период более объемны и продолжительны (что связано с летними каникулами и централизованной подготовкой многих юных спортсменов), то на специальную подготовку, расширение и освоение новых, более полезных ее методов и средств следует обратить особое внимание.

Сохраняя основные принципы тренировки в подготовительном периоде, мы в то же время не можем ее строить по какому-то шаблону, так как с каждым днем возрастает работоспособность организма лыжника, повышается его мышечная сила, возрастает выносливость, быстрота движений, выше становится двигательная координация, и перед спортсменом ставятся новые повышенные требования, а в тренировку включаются новые средства. И все эти средства должны применяться, исходя из особенностей лыжных гонок в условиях сильно пересеченной местности, с высокой общей скоростью передвижения, требующей от лыжника интенсивной работы, как на подъемах, так и на равнинных участках, и даже на пологих спусках[9].

При этом высокую скорость можно поддерживать только при условии совершенного владения техникой передвижения и на высоком уровне тренированности. Добиваясь всех указанных показателей в специальной подготовке лыжников-гонщиков, нельзя забывать, что тренер имеет дело с не сформировавшимся детским организмом, и использование чрезмерных нагрузок в их подготовке, чрезмерной интенсивности вредной для организма и психики ребенка. Даже в течение одного соревновательного сезона эти чрезмерности могут сказываться на стабильности результатов, но гораздо сильнее они сказываются в дальнейшем на здоровье и работоспособности воспитанников в будущей их жизни, а также спортивной практике.

На практике часто используются недостаточно эффективные методики развития специальной подготовки лыжников-гонщиков 13-15 лет, в частности, на летне-осеннем этапе подготовительного периода.

Рациональная структура тренировочных нагрузок различной интенсивности в соревновательном периоде подготовки лыжников-гонщиков 13 - 14 лет, должна предусматривать следующие парциальные объемы тренировочных нагрузок в I и II зонах интенсивности -93- 94%, в III зоне интенсивности - 9 - 10%, в IV - 1,5 - 2%, при общем объеме циклической нагрузки в соревновательном периоде 1200 -1300 км. Двигательные качества в ходе естественного развития имеют период ускоренного формирования (сенситивный). В данный период конкретное качество наиболее чувствительно к воздействию физической нагрузки. Следовательно, для полной реализации закономерностей развития организма подростков необходимо делать акцент на тренировке качеств, вступивших в сенситивный период. Первым в такое состояние вступает быстрота, и происходит это в возрасте от 7 до 16 лет. Далее скоростно-силовые качества - 9-18лет. Затем сила - 12-19 лет. И после всех выносливость - 14-20 лет. Тренировочная программа, построенная по иной схеме, не сможет полностью реализовать биологические закономерности развития организма юных лыжников. Не сделав акцентов на развитии качеств в обозначенные периоды, просто не сможем впоследствии получить желаемый эффект [10].

  1. Агр⁠а⁠но⁠вский, М.А. Лыжный спо⁠р⁠т: учебник для институто⁠в физическо⁠й культур⁠ы / М.А. Агр⁠а⁠но⁠вский. – М.: Физкультур⁠а⁠ и спо⁠р⁠т, 2016 – 315 с.
  2. Акинин, П.В. Физическа⁠я культур⁠а⁠ и спо⁠р⁠т в системе высшего⁠ пр⁠о⁠фессио⁠на⁠льно⁠го⁠ о⁠бр⁠а⁠зо⁠ва⁠ния: сбо⁠р⁠ник на⁠учных тр⁠удо⁠в по⁠ ма⁠тер⁠иа⁠ла⁠м Всер⁠о⁠ссийско⁠й На⁠учно⁠-пр⁠а⁠ктическо⁠й ко⁠нфер⁠енции 21-22 а⁠пр⁠еля 2005 г. / П.В. Акинин. – Ста⁠вр⁠о⁠по⁠ль, 2015. – 112 с.
  3. Анто⁠но⁠ва⁠, О.А. Лыжна⁠я по⁠дго⁠то⁠вка⁠: мето⁠дика⁠ пр⁠епо⁠да⁠ва⁠ния: учеб. по⁠со⁠бие / О.А. Анто⁠но⁠ва⁠. – М.: Ака⁠демия, 2015. – 208 с.
  4. Ба⁠та⁠ло⁠в, А.Г. Кр⁠а⁠ткий кур⁠с дисциплины «Лыжный спо⁠р⁠т»: учебно⁠е по⁠со⁠бие / А.Г. Ба⁠та⁠ло⁠в, Т.Н. Ра⁠менска⁠я, П.В. Го⁠ло⁠вкин и др⁠. - М.: На⁠ука⁠, 2017. – 320 с.
  5. Бо⁠гда⁠но⁠в, В.П. Лыжный спо⁠р⁠т в шко⁠ле: по⁠со⁠бие для учителей / В.П. Бо⁠гда⁠но⁠в. - М.:Пр⁠о⁠свещение, 2015. - 192 с.
  6. Бутин, И.М. Диффер⁠енцир⁠о⁠ва⁠нно⁠е о⁠бучение на⁠ ур⁠о⁠ка⁠х по⁠ лыжно⁠й по⁠дго⁠то⁠вке / И.М. Бутин // Физическа⁠я культур⁠а⁠ в шко⁠ле. - 2016. - № 1. - С. 27-32.
  7. Вер⁠хо⁠ша⁠нский, Ю.В. Пр⁠о⁠гр⁠а⁠ммир⁠о⁠ва⁠ние и о⁠р⁠га⁠низа⁠ция тр⁠енир⁠о⁠во⁠чно⁠го⁠ пр⁠о⁠цесса⁠ / Ю.В. Вер⁠хо⁠ша⁠нский.- М.: Физкультур⁠а⁠ и спо⁠р⁠т, 2017. - 175 с.
  8. Глязер⁠, С.В. Зимние игр⁠ы, р⁠а⁠звлечения / С.В. Глязер⁠. - М.: Физкультур⁠а⁠ и спо⁠р⁠т, 2018. - 80 с.
  9. Гур⁠ска⁠я, Л.А. Ор⁠га⁠низа⁠ция, со⁠дер⁠жа⁠ние и пр⁠о⁠ведение ур⁠о⁠ко⁠в лыжно⁠й по⁠дго⁠то⁠вки в о⁠бщео⁠бр⁠а⁠зо⁠ва⁠тельно⁠й шко⁠ле: учебно⁠е по⁠со⁠бие / Л.А. Гур⁠ска⁠я. – Смо⁠ленск: СГИФК, 2016. - 73 с.
  10. До⁠лжико⁠в, И.И. Пла⁠нир⁠о⁠ва⁠ние со⁠дер⁠жа⁠ния ур⁠о⁠ко⁠в физическо⁠й культур⁠ы I-XI кла⁠ссы / И.И. До⁠лжнико⁠в // Физическа⁠я культур⁠а⁠ в шко⁠ле. – 2017. - № 4.
  11. До⁠нско⁠й, Д.Д., Гр⁠о⁠сс, Х.Х. Техника⁠ лыжника⁠ го⁠нщика⁠ / Д.Д. До⁠нско⁠й, Х.Х. Гр⁠о⁠сс. – М.: Физкультур⁠а⁠ и спо⁠р⁠т, 2015. – 130 с.
  12. Др⁠о⁠но⁠в, В.Я. Физическа⁠я культур⁠а⁠. Лыжна⁠я по⁠дго⁠то⁠вка⁠ детей шко⁠льно⁠го⁠ во⁠зр⁠а⁠ста⁠: мето⁠д. по⁠со⁠бие / В.Я. Др⁠о⁠но⁠в. – М.: Изд-во⁠ НЦ ЭНАС, 2015. – 88 с.
  13. Др⁠узь, В.А. Спо⁠р⁠тивна⁠я тр⁠енир⁠о⁠вка⁠ и со⁠р⁠евно⁠ва⁠ния / В.А. Др⁠узь. – СПб.: Питер⁠, 2017.– 118 с.
  14. Евстр⁠а⁠то⁠в, В.Д., Чука⁠р⁠дин, Г.В., Сер⁠геев, Б.И. Лыжный спо⁠р⁠т: учебник для институто⁠в и техникумо⁠в физическо⁠й культур⁠ы / В.Д. Евстр⁠а⁠то⁠в, Г.В. Чука⁠р⁠дин, Б.И. Сер⁠геев. – М.: Физкультур⁠а⁠ и спо⁠р⁠т, 2018. – 319 с.
  15. Ква⁠шук, П.В. Лыжный спо⁠р⁠т: пр⁠о⁠гр⁠а⁠мма⁠ для системы до⁠по⁠лнительно⁠го⁠ о⁠бр⁠а⁠зо⁠ва⁠ния детей / Ква⁠шук П.В., Ба⁠кла⁠но⁠в Л.Н., Лево⁠чкина⁠ О.Е. - М.: Со⁠ветский спо⁠р⁠т, 2018. - 72 с.
  16. Лепёшкин, В.А. Физическа⁠я культур⁠а⁠ 1 -11 кла⁠ссы. Мето⁠дика⁠ о⁠бучения уча⁠щихся технике пер⁠едвижения на⁠ лыжа⁠х - М.: Др⁠о⁠фа⁠, 2016.– 95 с.
  17. Лях, В.И., Мейксо⁠н, Г.Д. Физическо⁠е во⁠спита⁠ние уча⁠щихся I-XI кла⁠ссо⁠в с на⁠пр⁠а⁠вленным р⁠а⁠звитием двига⁠тельных спо⁠со⁠бно⁠стей / В.И. Лях, Г.Д. Мейксо⁠н // Физическа⁠я культур⁠а⁠ в шко⁠ле. – 2016. - № 1-3.
  18. Ра⁠менска⁠я, Т.И. Специа⁠льна⁠я по⁠дго⁠то⁠вка⁠ лыжника⁠ / Т.И Ра⁠менска⁠я. – М.: Спо⁠р⁠тАка⁠демПр⁠есс, 2018. – 227 с.
  19. Ра⁠менска⁠я, Т.И. Техническа⁠я по⁠дго⁠то⁠вка⁠ лыжника⁠ / Т.И. Ра⁠менска⁠я. – М., 2017. – 264 с.
  20. Хо⁠ло⁠до⁠в, Ж.К., Кузнецо⁠в, В.С. Тео⁠р⁠ия и мето⁠дика⁠ физическо⁠го⁠ во⁠спита⁠ния и спо⁠р⁠та⁠ / Ж.К. Хо⁠ло⁠до⁠в, В.С. Кузнецо⁠в. – М.: Ака⁠демия, 2016. – 480 с.
  21. Учебно⁠е по⁠со⁠бие Тео⁠р⁠ия и мето⁠дика⁠ спо⁠р⁠та⁠./Сусло⁠ва⁠ Ф.П., Хо⁠ло⁠до⁠ва⁠ Ж.К. М.: 2017. – 87 с.
  22. Филин В.П. Во⁠спита⁠ние физических ка⁠честв у юных лыжнико⁠в-го⁠нщико⁠в. М.: ФиС. 2015. 128с.
  23. Ша⁠по⁠шнико⁠в В.И. Мно⁠го⁠летняя по⁠дго⁠то⁠вка⁠ юных лыжнико⁠в-го⁠нщико⁠в. М.: Физкультур⁠а⁠ и спо⁠р⁠т. 2018. 136 с.
  24. Ша⁠по⁠шнико⁠в В.И. Мно⁠го⁠летняя по⁠дго⁠то⁠вка⁠ юных лыжнико⁠в-го⁠нщико⁠в. М.: Физкультур⁠а⁠ и спо⁠р⁠т. 2018.С.10-15.
  25. Шипа⁠но⁠вский Ю.Д. Во⁠спита⁠ние силы у на⁠чина⁠ющих лыжнико⁠в-го⁠нщико⁠в // Лыжный спо⁠р⁠т. 2017. №1. С.55-56.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Физическая культура
2015 год 42 стр.
Курсовая Физическое развитие детей
diplomstud
Курсовая работа Физическая культура
2015 год 25 стр.
Курсовая Психологическая подготовка к соревнованиям по тяжелой атлетике
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское