ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общая характеристика оперативной разработки
1.1. Понятие и задачи оперативной разработки
1.2. Виды оперативной разработки и ее функции
Глава 2. Особенности производства оперативной разработки и использования ее результатов
2.1. Особенности определения объектов оперативной разработки
2.2. Особенности получения информации в ходе оперативной разработки и ее использования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Оперативно-розыскная деятельность имеет важнейшее значение в противодействии преступности, поскольку позволяет проводить мероприятия не только гласно, но и негласно, а также за рамками процессуальной деятельности, даже в том случае, когда еще нет оснований для возбуждения уголовного дела. Средства осуществления оперативно-розыскной деятельности разнообразны, важным значением обладает проведение оперативной разработки, позволяющей установить лиц, причастных к совершению преступлений, предотвратить совершение преступления, обнаружить лиц, скрывающихся от уголовного преследования, а также решить иные значимые задачи в сфере противодействия преступности.
В то же время, существует значительное количество проблем, возникающих при проведении оперативной разработки, в результате которых возможно отсутствие положительных результатов, когда цель ее проведения остается недостигнутой. Еще более негативным последствием может быть расшифровка агентов, участвующих в оперативной разработке, которая может повлечь вред их здоровью и жизни. Все это обуславливает необходимость исследования сущности оперативной разработки, проблем, возникающих при ее осуществлении.
Целью исследования выступает анализ назначения и сущности оперативной разработки, выявление проблем ее осуществления.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- определить понятие оперативной разработки и ее задачи;
- проанализировать виды и функции оперативной разработки;
- охарактеризовать особенности определения объектов оперативной разработки;
- определить особенности получения информации в ходе оперативной разработки и ее использования.
Объектом исследования выступают отношения, складывающиеся в ходе осуществления оперативной разработки.
Предмет исследования представлен оперативной разработкой как средством оперативно-розыскной деятельности, ее правовым регулированием, практикой осуществления.
Структура исследования представлена введением, двумя главами, включающими четыре параграфа, заключением и списком литературы.
Глава 1. Общая характеристика оперативной разработки
1.1. Понятие и задачи оперативной разработки
Для понимания сущности и содержания оперативной разработки, необходимо рассмотреть ее понятие. Исследователи предлагают рассматривать оперативную разработку в двух смыслах – в широком и узком[1].
В широком смысле оперативная разработка является процессом негласного всестороннего изучения в разведывательных целях отдельных граждан, групп, организаций, представляющих оперативный интерес. В данном случае в оперативную разработку включается деятельность оперативных сотрудников в рамках дел оперативного учета, направленная на получение и проверку информации об объекте разработки; раскрытие замыслов, средств и методов преступной деятельности и т.д.
В узком смысле оперативная разработка представляет собой форму оперативной деятельности, производимой в отношении конкретного лица или группы лиц, подозреваемых в причастности к совершению преступления или подготовки к нему, в целях пресечения преступной деятельности.
Полагаем, что наибольший интерес представляет оперативная разработка в узком смысле, реализуемая в отношении конкретных лиц. Преимущество оперативной разработки перед производством определенного, конкретного оперативно-розыскного мероприятия, заключается в возможности комплексного и концентрированного использования всех средств и методов оперативно-розыскной деятельности, фиксации всей значимой информации для раскрытия и предупреждения преступления, розыска преступников, при соблюдении принципа конспирации. Оперативная разработка позволяет устанавливать факты и обстоятельства, получать информацию, обобщая которую, можно оптимизировать оперативно-розыскную тактику по предупреждению и раскрытию преступлений.
Совершенно справедливо исследователи отмечают, что для оперативной разработки характерна определенная ограниченность, поскольку она может осуществляться исключительно при наличии ряда условий. В качестве таковых возможно назвать следующие: наличие достаточных данных, свидетельствующих о противоправной деятельности какого-либо лица или лиц; невозможность пресечения или раскрытия преступных деяний (совершенных или совершаемых) без производства комплекса оперативно-розыскных мероприятий[2]. Соответственно, необходимо наличие оснований производства оперативно-розыскных мероприятий, поскольку именно они выступают средством реализации оперативной разработки. Данные основания, как и исчерпывающий перечень ОРМ, определены федеральным законодательством[3].Требуется именно совокупность приведенных, поскольку, при отсутствии хотя бы одного из них, заведение дела оперативного учета (далее – ДОУ) будет необоснованно, что, в свою очередь, может привести к таким негативным последствия, как ущемление законных интересов и прав граждан, а также к напрасному расходованию времени, сил и средств.
Цель оперативной разработки в самом общем виде может быть определена как пресечение и раскрытие преступной деятельности. Для ее достижения необходимо решение следующих задач:
- Установление конкретных фактов (эпизодов) преступной деятельности. К примеру, имеется информация о том, что определенная преступная группа совершает разбойные нападения, хищения транспортных средств, незаконный сбыт наркотиков, однако, отдельные преступные факты не выявлены и не задокументированы. Для пресечения криминальной деятельности необходимо обладать информацией о том, какие именно преступления были совершены и какими способами возможно доказать данные факты.
- Выявление участников преступной деятельности, в том числе и тех, кто выступают пособниками. К примеру, возможны ситуации, когда ряд преступников установлен изначально (наиболее часто – непосредственные исполнители преступления), однако, необходимо установить организатора преступления, лидеров преступной группы, лиц, предоставляющих информацию и т.д. Все связи, представляющие оперативный интерес, могут быть установлены в ходе разработки.
- Недопущение продолжения преступных действий лиц в период осуществления в отношении них оперативной разработки. Однако, здесь следует исходить из того, возможно ли пресечение преступной деятельности с помощью уже имеющейся оперативной информации, либо требуется задокументировать иные факты совершения криминальных деяний, чтобы установить всех соучастников преступления, обеспечить возможность получения дополнительных доказательств[4].
Здесь важно соблюдать тонкую грань между провокацией преступления и действительной необходимостью решения задач оперативно-розыскной деятельности. Так, нередко возникает необходимость произвести оперативно-розыскное мероприятие в отношении одного и того же лица повторно, данный подход зачастую расценивается как провокация, в силу того, что задачи оперативно-розыскной деятельности четко определены, к ним относятся выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Исходя из этого, при наличии признаков преступления и установления совершившего его лица, нет необходимости продолжать осуществлять оперативно-розыскную деятельность, необходимо принятие решения о возбуждении уголовного дела[5]. Однако, подобный подход ни в коей мере не учитывает ситуации, когда возникает необходимость установления всех участников незаконного сбыта наркотических средств и наркотрафика, поскольку легализация оперативных материалов в отношении одного лица исключает соблюдение принципа конспирации.