ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА МАЛОГО БИЗНЕСА КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ МЕСТНОЙ ЭКОНОМИКИ.
1.1. Понятия и особенности функционирования малого бизнеса в России.
1.3. Стратегические аспекты развития малого бизнеса в РФ.
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РАЗВИТИЕ МЕСТНОЙ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ГОРОДСКОЙ ОКРУГ Г. РЯЗАНЬ)
2.1. Социально-экономическое развитие и эффективность деятельности муниципального образования - городской округ г. Рязань.
2.2. Оценка влияния малого бизнеса на экономику муниципального образования - городской округ г. Рязань.
2.3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в муниципальном образовании - городской округ г. Рязань.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время В последнее время повышается внимание государства к малому бизнесу и возрастает его поддержка. В 2016 г. была принята «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г.» (далее – «Стратегия»), в которой, по итогам международных сопоставлений, были сделаны выводы о том, что малый бизнес в России по целому ряду показателей значительно отстает от аналогичного сектора в развитых странах. Это имеет большое значение для экономики, так как в развитых странах малый бизнес вносит существенный вклад в формирование ВВП.
Особую роль предприятия малого бизнеса играют в развитии местной экономики, так как являются одним из ключевых элементов ее устойчивого развития. Малый бизнес в силу ограниченности масштабов деятельности, относительно неемких рынков ресурсов и сбыта, а также иных специфических особенностей, направлен, в основном, на удовлетворение местных потребностей в товарах и услугах. Малые предприятия способствуют формированию «здоровой» конкурентной среды, обеспечивают занятость населения и росту реальных доходов населения, повышению качества жизни, пополнению доходной части местных бюджетов. В этой связи необходимо проанализировать, насколько полно потенциал малого бизнеса используется в качестве катализатора развития местной экономики, выявить проблемы и рассмотреть возможные варианты их решения. Исследование этих проблем достаточно актуально для решения кардинальных задач, связанных с решением задач социально-экономического развития муниципальных образований.
Цель курсовой работы – рассмотреть теоретические подходы к анализу роли и места малого бизнеса в развитии местной экономики, оценить существующие в муниципальном образовании – городской округ г. Рязань проблемы развития малого бизнеса и рассмотреть возможные варианты их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи работы:
- рассмотреть теоретические основы малого бизнеса как фактора развития местной экономики;
- обобщить информацию о социально-экономическом развитии и эффективности деятельности муниципального образования – городской округ г. Рязань;
- провести анализ состояния малого бизнеса, функционирующего в экономическом пространстве муниципального образования – городской округ г. Рязань;
- рассмотреть проблемы и перспективы развития малого бизнеса в муниципальном образовании – городской округ г. Рязань.
Объект исследования – муниципальное образование - городской округ г. Рязань.
Предметом исследования выступает роль малого бизнеса в развитии местной экономики.
Методологической основой курсовой работы явились труды известных российских и зарубежных авторов – специалистов в области малого предпринимательства и управления экономикой муниципальных образований: Г.Л. Багиева, В.В. Богуславский, В.Ю. Бурова, В.Я. Горфинкеля, В.В. Григорьевой, Д.О. Омаровой, В.А. Черненко и др.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА МАЛОГО БИЗНЕСА КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ МЕСТНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1. Понятия и особенности функционирования малого бизнеса в России
Согласно мнению современных авторов, малый бизнес представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности, осуществляемое субъектами рыночных взаимоотношений[1].
Главной целью, равно как и иных разновидностей предпринимательства, является непосредственно удовлетворение потребностей конкретных потребителей и общества в товарах, работах, услугах и получения прибыли, необходимых для саморазвития собственного дела и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами[2].
Чтобы ближе познакомиться с сущностью малого бизнеса, следует проанализировать его признаки. К основным признакам малого бизнеса относятся независимость и самостоятельность хозяйствующих субъектов.
Субъектами малого бизнеса могут быть различные участники экономической деятельности, в том числе: частные лица в индивидуальных и семейных предприятиях; группы людей, связанных между собой договорными обязательствами и экономическими интересами в различных организационно-правовых формах; государство в лице его экономических организаций[3].
Отличительной особенностью малого бизнеса можно назвать его гибкость и адаптация к меняющимся условиям на рынке. Этому способствуют следующие особенности[4]: малый бизнес в состоянии реагировать на изменяющийся спрос и текущие потребности населения быстрой мобилизацией своих возможностей и ресурсов; малый бизнес не обременен многочисленным персоналом, нуждающемся в постоянном контроле и управлении; создателям малого бизнеса достаточно легко перестроить свою стратегию или осуществить процесс переквалификации деятельности.
В отличие от крупных предприятий, предприятия малого бизнеса[5]: имеют меньше возможностей для продвижения своих интересов и получения особых условий, поскольку не имеют такой лоббистской силы, как крупные компании; они более консервативны в технологическом плане и не так быстро используют выгоды новых технологий.
Малое производство, как правило, более экономично, так как по сравнению с крупными, у малых предприятий[6]: короче сроки капитального строительства; для их создания нужен относительно меньший стартовый капитал; оборачиваемость средств в два-два с половиной раза выше, что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли; выше эффективность использования капитала, оборудования и производственных площадей; выше экономия на административно-управленческих расходах благодаря простоте и гибкости процедуры управления.
Преимущества маневренности и экономичности становятся особенно важными, когда предприятие достигает высокого уровня специализации. Наиболее жизнеспособные малые предприятия, как правило, узко специализированы и именно в таком качестве полноправно участвуют в производственном процессе. Таким образом, они представляют собой компонент, в существовании которого насущно заинтересован крупный бизнес.
Деятельность субъектов малого бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому предпринимательству. Данный закон закрепляет критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого бизнеса.
Критерии предприятий малого бизнеса наглядно представлены в таблице 1. Для сравнения в таблицу включены данные, характеризующие средний бизнес.
Таблица 1 - Критерии для отнесения к субъектам малого предпринимательства в РФ
Субъект бизнеса
|
Средняя численность работников за предшествующий календарный год
|
Выручка от реализации без учета НДС за предшествующий календарный год
|
Доля сторонних организаций в уставном капитале компании
|
Микропредприятие
|
Не более 15 чел.
|
120 000 000 руб.
|
Не более 49%
|
Малое предприятие
|
Не более 100 чел.
|
800 000 000. руб.
|
Не более 49%
|
Среднее предприятие
|
От 101 до 250 чел.
включительно
|
2 000 000 000 руб.
|
Не более 49%
|
К субъектам малого бизнеса относятся:
1) внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);
2) физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства.
Для субъектов малого бизнеса законодательством установлен ряд ограничений.
- Ограничения по статусу
Для юридических лиц: суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов); доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не должна превышать 49 %.
- Ограничение по численности работников
Средняя численность работников за календарный год для микропредприятий составляет до 15 работников, для малых предприятий – до 100 работников включительно.
- Ограничение по выручке
Устанавливаются согласно Постановлению Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, для микропредприятия составляют 120 млн рублей, для малого предприятия – 800 млн рублей.
Таким образом, отнесение предприятия к сектору малого бизнеса в РФ включает: количественные критерии (численность персонала и финансовый результат деятельности), критерий взаимосвязи потенциального малого предприятия с другими компаниями.
1.2. Место малого бизнеса в экономической системе и роль в ее развитии
Малый бизнес в экономической системе выполняет несколько основных функций[7].
- Он служит для создания рабочих мест и обеспечения занятости, в том числе самозанятости. Самозанятость населения позволяет снизить негативные эффекты от экономических кризисов и спадов в экономике, помогает бороться с бедностью.
- Малый бизнес создает добавленную стоимость и экспортирует продукцию за рубеж. В развитых странах доля малых предприятий в создании добавленной стоимости может достигать более 50% валового внутреннего продукта.
- Сектор малых компаний повышает конкурентоспособность экономики в целом путем увеличения числа фирм, что позволяет повышать качество продукции и услуг.
- Сектор малых предприятий существенно более разнообразен с точки зрения гибкости и многообразия форм предпринимательской активности, что обеспечивает возможности для более полного удовлетворения потребностей населения и крупных производителей.
- Малый технологический бизнес способствует созданию и развитию новых секторов экономики, созданию новых сервисов и продуктов, которые способствуют диверсификации экономики.
- Сектор малых фирм служит одним из главных источников пополнения местных бюджетов. В частности, в США для привлечения малого бизнеса разные муниципалитеты стремятся регулировать процентную ставку налога на прибыль.
Для оценки состояния малого бизнеса в России, сравним характеризующие его показатели с ситуацией, которая существует в зарубежных странах (табл. 2).
Проведенное сравнение позволяет утверждать, что в России преобладают микропредприятия. И это соответствует тенденции, которая существует в США и в странах Европы.
Малый бизнес в странах Организации экономического сотрудничества и развития создает примерно 55% ВВП и около 59,1% рабочих мест, в Европейском союзе малые и средние предприятия составляют более 99,8% всех предприятий, создают 57,5% добавленной стоимости и обеспечивают рабочими местами не менее 65% занятых[8].
[1] Малое предпринимательство. Организация, развитие и управление малым предприятием : учебник / под науч. ред. Г.Л. Багиева, В.Ю. Бурова. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – С. 15.
[2] Одинцова К.А. Экономическая сущность и содержание понятия «малое предпринимательство» («малый бизнес») // Modern Science. – 2020. – № 3-3. – С. 66.
[3] Малое предпринимательство: организация, управление, экономика : учеб. пособие / под ред. В.Я. Горфинкеля. –М. : ИНФРА-М, 2016. – С. 21.
[4] Богуславский В.В. Малое предпринимательство в РФ. – М., 2018. – С.31.
[5] Праховская К.В. Раскрытие содержания понятия «малый бизнес», его критериев и экономической сущности // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. – 2018. – № 3. – С. 59.
[6] Богуславский В.В. Малое предпринимательство в РФ. – М., 2018. – С. 46.
[7] Новые концептуальные подходы в государственном регулировании малого предпринимательства: монография ; под редакцией В. Ю. Бурова ; Забайкальский государственный университет. – Чита : ЗабГУ, 2019. – С. 68.
[8] Бабин С.С. Сущность и роль малого бизнеса в России и за рубежом // Colloquium-journal. – 2019. – № 10-7 (34). – С. 28.