Курсовая работа|Организация предпринимательской деятельности

Развитие малого бизнеса как способ развития местной экономики (на примере муниципального образования -городской округ г. Рязань)

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 36

ВВЕДЕНИЕ. 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА МАЛОГО БИЗНЕСА КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ МЕСТНОЙ ЭКОНОМИКИ.

1.1. Понятия и особенности функционирования малого бизнеса в России. 

1.3. Стратегические аспекты развития малого бизнеса в РФ.

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РАЗВИТИЕ МЕСТНОЙ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ГОРОДСКОЙ ОКРУГ Г. РЯЗАНЬ) 

2.1. Социально-экономическое развитие и эффективность деятельности муниципального образования - городской округ г. Рязань. 

2.2. Оценка влияния малого бизнеса на экономику муниципального образования - городской округ г. Рязань. 

2.3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в муниципальном образовании - городской округ г. Рязань. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время В последнее время повышается внимание государства к малому бизнесу и возрастает его поддержка. В 2016 г. была принята «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г.» (далее – «Стратегия»), в которой, по итогам международных сопоставлений, были сделаны выводы о том, что малый бизнес в России по целому ряду показателей значительно отстает от аналогичного сектора в развитых странах. Это имеет большое значение для экономики, так как в развитых странах малый бизнес вносит существенный вклад в формирование ВВП.

Особую роль предприятия малого бизнеса играют в развитии местной экономики, так как являются одним из ключевых элементов ее устойчивого развития. Малый бизнес в силу ограниченности масштабов деятельности, относительно неемких рынков ресурсов и сбыта, а также иных специфических особенностей, направлен, в основном, на удовлетворение местных потребностей в товарах и услугах. Малые предприятия способствуют формированию «здоровой» конкурентной среды, обеспечивают занятость населения и росту реальных доходов населения, повышению качества жизни, пополнению доходной части местных бюджетов. В этой связи необходимо проанализировать, насколько полно потенциал малого бизнеса используется в качестве катализатора развития местной экономики, выявить проблемы и рассмотреть возможные варианты их решения. Исследование этих проблем достаточно актуально для решения кардинальных задач, связанных с решением задач социально-экономического развития муниципальных образований.

Цель курсовой работы – рассмотреть теоретические подходы к анализу роли и места малого бизнеса в развитии местной экономики, оценить существующие в муниципальном образовании – городской округ г. Рязань проблемы развития малого бизнеса и рассмотреть возможные варианты их решения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи работы:

  • рассмотреть теоретические основы малого бизнеса как фактора развития местной экономики;
  • обобщить информацию о социально-экономическом развитии и эффективности деятельности муниципального образования – городской округ г. Рязань;
  • провести анализ состояния малого бизнеса, функционирующего в экономическом пространстве муниципального образования – городской округ г. Рязань;
  • рассмотреть проблемы и перспективы развития малого бизнеса в муниципальном образовании – городской округ г. Рязань.

Объект исследования – муниципальное образование - городской округ г. Рязань.

Предметом исследования выступает роль малого бизнеса в развитии местной экономики.

Методологической основой курсовой работы явились труды известных российских и зарубежных авторов – специалистов в области малого предпринимательства и управления экономикой муниципальных образований: Г.Л. Багиева, В.В. Богуславский, В.Ю. Бурова, В.Я. Горфинкеля, В.В. Григорьевой, Д.О. Омаровой, В.А. Черненко и др.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованных источников и приложений.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА МАЛОГО БИЗНЕСА КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ МЕСТНОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1. Понятия и особенности функционирования малого бизнеса в России

Согласно мнению современных авторов, малый бизнес представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности, осуществляемое субъектами рыночных взаимоотношений[1].

Главной целью, равно как и иных разновидностей предпринимательства, является непосредственно удовлетворение потребностей конкретных потребителей и общества в товарах, работах, услугах и получения прибыли, необходимых для саморазвития собственного дела и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами[2].

Чтобы ближе познакомиться с сущностью малого бизнеса, следует проанализировать его признаки. К основным признакам малого бизнеса относятся независимость и самостоятельность хозяйствующих субъектов.

Субъектами малого бизнеса могут быть различные участники экономической деятельности, в том числе: частные лица в индивидуальных и семейных предприятиях; группы людей, связанных между собой договорными обязательствами и экономическими интересами в различных организационно-правовых формах; государство в лице его экономических организаций[3].

Отличительной особенностью малого бизнеса можно назвать его гибкость и адаптация к меняющимся условиям на рынке. Этому способствуют следующие особенности[4]: малый бизнес в состоянии реагировать на изменяющийся спрос и текущие потребности населения быстрой мобилизацией своих возможностей и ресурсов; малый бизнес не обременен многочисленным персоналом, нуждающемся в постоянном контроле и управлении; создателям малого бизнеса достаточно легко перестроить свою стратегию или осуществить процесс переквалификации деятельности.

В отличие от крупных предприятий, предприятия малого бизнеса[5]: имеют меньше возможностей для продвижения своих интересов и получения особых условий, поскольку не имеют такой лоббистской силы, как крупные компании; они более консервативны в технологическом плане и не так быстро используют выгоды новых технологий.

Малое производство, как правило, более экономично, так как по сравнению с крупными, у малых предприятий[6]: короче сроки капитального строительства; для их создания нужен относительно меньший стартовый капитал; оборачиваемость средств в два-два с половиной раза выше, что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли; выше эффективность использования капитала, оборудования и производственных площадей; выше экономия на административно-управленческих расходах благодаря простоте и гибкости процедуры управления.

Преимущества маневренности и экономичности становятся особенно важными, когда предприятие достигает высокого уровня специализации. Наиболее жизнеспособные малые предприятия, как правило, узко специализированы и именно в таком качестве полноправно участвуют в производственном процессе. Таким образом, они представляют собой компонент, в существовании которого насущно заинтересован крупный бизнес.

Деятельность субъектов малого бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому предпринимательству. Данный закон закрепляет критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого бизнеса.

Критерии предприятий малого бизнеса наглядно представлены в таблице 1. Для сравнения в таблицу включены данные, характеризующие средний бизнес.

Таблица 1 - Критерии для отнесения к субъектам малого предпринимательства в РФ

Субъект бизнеса

Средняя численность работников за предшествующий календарный год

Выручка от реализации без учета НДС за предшествующий календарный год

Доля сторонних организаций в уставном капитале компании

Микропредприятие

Не более 15 чел.

120 000 000 руб.

Не более 49%

Малое предприятие

Не более 100 чел.

800 000 000. руб.

Не более 49%

Среднее предприятие

От 101 до 250 чел.

включительно

2 000 000 000 руб.

Не более 49%

К субъектам малого бизнеса относятся:

1) внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);

2) физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства.

Для субъектов малого бизнеса законодательством установлен ряд ограничений.

  1. Ограничения по статусу

Для юридических лиц: суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов); доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не должна превышать 49 %.

  1. Ограничение по численности работников

Средняя численность работников за календарный год для микропредприятий составляет до 15 работников, для малых предприятий – до 100 работников включительно.

  1. Ограничение по выручке

Устанавливаются согласно Постановлению Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, для микропредприятия составляют 120 млн рублей, для малого предприятия – 800 млн рублей.

Таким образом, отнесение предприятия к сектору малого бизнеса в РФ включает: количественные критерии (численность персонала и финансовый результат деятельности), критерий взаимосвязи потенциального малого предприятия с другими компаниями.

1.2. Место малого бизнеса в экономической системе и роль в ее развитии

Малый бизнес в экономической системе выполняет несколько основных функций[7].

  1. Он служит для создания рабочих мест и обеспечения занятости, в том числе самозанятости. Самозанятость населения позволяет снизить негативные эффекты от экономических кризисов и спадов в экономике, помогает бороться с бедностью.
  2. Малый бизнес создает добавленную стоимость и экспортирует продукцию за рубеж. В развитых странах доля малых предприятий в создании добавленной стоимости может достигать более 50% валового внутреннего продукта.
  3. Сектор малых компаний повышает конкурентоспособность экономики в целом путем увеличения числа фирм, что позволяет повышать качество продукции и услуг.
  4. Сектор малых предприятий существенно более разнообразен с точки зрения гибкости и многообразия форм предпринимательской активности, что обеспечивает возможности для более полного удовлетворения потребностей населения и крупных производителей.
  5. Малый технологический бизнес способствует созданию и развитию новых секторов экономики, созданию новых сервисов и продуктов, которые способствуют диверсификации экономики.
  6. Сектор малых фирм служит одним из главных источников пополнения местных бюджетов. В частности, в США для привлечения малого бизнеса разные муниципалитеты стремятся регулировать процентную ставку налога на прибыль.

Для оценки состояния малого бизнеса в России, сравним характеризующие его показатели с ситуацией, которая существует в зарубежных странах (табл. 2).

Проведенное сравнение позволяет утверждать, что в России преобладают микропредприятия. И это соответствует тенденции, которая существует в США и в странах Европы.

Малый бизнес в странах Организации экономического сотрудничества и развития создает примерно 55% ВВП и около 59,1% рабочих мест, в Европейском союзе малые и средние предприятия составляют более 99,8% всех предприятий, создают 57,5% добавленной стоимости и обеспечивают рабочими местами не менее 65% занятых[8].

[1] Малое предпринимательство. Организация, развитие и управление малым предприятием : учебник / под науч. ред. Г.Л. Багиева, В.Ю. Бурова. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – С. 15.

[2] Одинцова К.А. Экономическая сущность и содержание понятия «малое предпринимательство» («малый бизнес») // Modern Science. – 2020. – № 3-3. – С. 66.

[3] Малое предпринимательство: организация, управление, экономика : учеб. пособие / под ред. В.Я. Горфинкеля. –М. : ИНФРА-М, 2016. – С. 21.

[4] Богуславский В.В. Малое предпринимательство в РФ. – М., 2018. – С.31.

[5] Праховская К.В. Раскрытие содержания понятия «малый бизнес», его критериев и экономической сущности // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. – 2018. – № 3. – С. 59.

[6] Богуславский В.В. Малое предпринимательство в РФ. – М., 2018. – С. 46.

[7] Новые концептуальные подходы в государственном регулировании малого предпринимательства: монография ; под редакцией В. Ю. Бурова ; Забайкальский государственный университет. – Чита : ЗабГУ, 2019. – С. 68.

[8] Бабин С.С. Сущность и роль малого бизнеса в России и за рубежом // Colloquium-journal. – 2019. – № 10-7 (34). – С. 28.

Всего 21 источник

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Организация предпринимательской деятельности
2013 год 40 стр.
Курсовая Предпринимательство и его роль в развитии экономики страны
Курсовая работа Организация предпринимательской деятельности
2012 год 22 стр.
Курсовая Роль и значение малого бизнеса в рыночной экономике
Курсовая работа Организация предпринимательской деятельности
2011 год 38 стр.
Курсовая Малый бизнес в России на современном этапе его развития
antiplagiatpro
Курсовая работа Организация предпринимательской деятельности
2011 год 48 стр.
Курсовая Развитие торговли по регионам
antiplagiatpro
Курсовая работа Организация предпринимательской деятельности
2021 год 50 стр.
Борьба организаций за выживание в условиях рыночной экономики

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское