В современных условиях создание системы обучения персонала является залогом успешной работы компании. В условиях высокого темпа развития экономики и технологий важнейшим фактором успеха компании становится её интеллектуальный потенциал. Именно поэтому большинство успешных компаний в последние годы активно занимаются обучением и развитием персонала.
Но жизнь всегда вносит свои коррективы, и ситуация с пандемией заставила многие компании перевести свою деятельность в онлайн формат. Это послужило толчком для развития систем дистанционного обучения персонала в отечественных компаниях.
Дистанционная работа, перспективность которой для организации трудовой деятельности в условиях цифровых преобразований экономики обсуждалась уже несколько лет, еще до недавнего времени была сравнительно редким явлением на российском рынке труда. Поэтому ситуация с массовым использованием практики удаленного труда во время введения жестких ограничительных мер получила достаточно большой резонанс [9].
Глава Минтруда РФ обозначил, что около 3,7 млн россиян выполняют свои должностные обязанности на удалённой работе, это составляет 6,5 % от всех трудоустроенных граждан страны [8].
Вынужденно набравший популярность в 2020 году формат удаленной работы, к сожалению, может остаться с нами надолго. В середине апреля 2020 года «эксперты портала “Работа.ру” выяснили, что доля россиян, работающих в компаниях, полностью перешедших на удаленку, выросла с 3 до 14 %» [46]. А значит обучение и развитие персонала так же переходит в онлайн-режим.
Актуальность данной работы обусловлена тенденцией перехода множества компаний на удалённый режим работы. Важнейшей потребностью большинства компаний остаётся повышение уровня компетентности имеющихся кадров и тенденцией к выбору стратегии «выращивания сотрудников внутри компании», так как она приносит наилучшие результаты.
Крупные компании с множеством филиалов решают такую проблему классическим способом: они проводят тренинги внутри компании или отправляют сотрудников на проводимые обучающими организациями семинары. Но эти методы не всегда эффективны. Компания нужно соблюдать баланс в применении методов повышения квалификации сотрудников и одним из таких способов можно назвать дистанционные технологии.
Под системой дистанционного обучения (СДО) принято понимать качественное и доступное комплексное образование сотрудников компании, не выходя из офиса. Ее использование позволит сократить затраты не только времени, но и средств на стационарные обучающие курсы благодаря использованию современных интернет-технологий и автоматизации большинства процессов [34, 308]
Целью данной работы является совершенствование системы обучения и развития персонала в условиях дистанционной трудовой деятельности на примере ООО «ТАМИ и КО».
В соответствии с установленной целью определим задачи, необходимые для её достижения:
- Изучить понятие, особенности и методы дистанционного обучения сотрудников;
- Дать характеристику финансово-хозяйственной деятельности компании;
- Исследовать систему обучения и развития персонала в условиях дистанционной трудовой деятельности на примере ООО «ТАМИ и КО»;
- Выявить проблемы системы обучения и развития персонала в ООО «ТАМИ и КО»;
- Внести предложения по совершенствованию системы обучения и развития персонала в условиях дистанционной трудовой деятельности.
Объектом исследования данной работы является ООО «ТАМИ и КО» компания, ведущая свою деятельность под торговой маркой «HENDERSON». Компания занимается розничной продажей мужской одежды. Предмет – совершенствование система дистанционного обучения и развития персонала.
Научная новизна состоит в том, что во многих отечественных компаниях процесс формирования системы дистанционного обучения персонала начался недавно, и в данной работе представлены идеи по формированию и улучшению СДО.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в выявлении эффективных путей обучения персонала в организации и выработке соответствующих рекомендаций.
При написании работы были использованы труды отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати и сети Internet, а также документация и финансовая отчетность ООО «ТАМИ и КО»
1 Теоретические основы системы обучения и развития персонала в условиях дистанционной трудовой деятельности
-
Понятие дистанционного обучения
С 1 января 2021 года вступили в силу поправки в Трудовой Кодекс Российской Федерации в разделе, регламентирующем временную дистанционную работу (удаленный режим работы – УРР) [1]. елью данных поправок было повышение гибкости занятости в трудовых отношениях и использования информационных и коммуникационных технологий.
С начала пандемии количество компаний, перешедших на удалённый формат работы начало заметно увеличиваться, так с конца марта 2020 года 3% отечественных компаний, преимущественно в Москве и области, перешли на дистанционную работу, а к середине апреля 2020 года количество таких компаний возросло до 14% [4]
Такие перемены на рынке труда не остались незамеченными. Итоги различных исследований, проводившихся в марте-апреле 2020 г. с целью выявления мнений сотрудников по поводу дистанционного формата работы, представлен в Приложении Г [12].
Опираясь на мнение современных исследователей, можно выделить три основные цели внутрифирменного обучения сотрудников:
- достижение стратегических целей организации;
- повышение ценности человеческих ресурсов;
- проведение положительных организационных изменений [28].
Главной целью любого обучения, в том числе обучения персонала, является получение знаний. Цели профессионального обучения должны быть:
- конкретными и специфическими;
- ориентирующими на получение практических навыков;
- поддающимися оценке (измеримыми) [23,39].
В компаниях обучение может быть направлено на два базовых фактора: человеческие ресурсы и бизнес-результаты. Как правило обучение, направленное на мотивацию и развитие персонала, не даёт быстрого прироста эффективности, его скорее можно рассматривать как инвестиции в будущее компании [44]. На практике для HR-менеджера стоит цель создание такой программы обучения, которая сочетает в себе оба базовых фактора. Более подробно цели и их характеристики представлены в таблице 1.
Дистанционное обучение основывается на нескольких специфических принципах:
- Гибкость – возможность редактировать и дополнять информацию;
- Осознанность перспектив как со стороны менеджеров по развитию и обучению, так и со стороны обучающихся;
- Разнообразие методов обучения.
В настоящее время существуют различные технологии дистанционного обучения и развития персонала, выделим основные:
- Кейсовая технология реализована с помощью специального набора учебно-методической литературы. Обучение проходит в дистанционных учебных центрах, где преподаватели проводят регулярные консультации с учащимися [21,33].
- Интернет-технология предполагает использование глобальной интернет-сети для обеспечения обучающихся учебно-методическими пособиями и интерактивного взаимодействия между преподавателем и учащимися.
- Телекоммуникационная технология - это способ использования телевизионных лекций с консультациями преподавателей по месту жительства обучающихся [11].
В зависимости от используемых дистанционных технологий представление информации для обучающихся осуществляется в виде печатных (традиционных учебно-методических комплексов) или электронных материалов (электронных учебно-методических комплексов, включающих в себя компьютерные образовательные среды, базы данных, электронные издания учебного назначения, аудио- и видеоматериалы) [13].
На данный момент более удобной и перспективной является интернет-технология. Это обусловлено простотой восприятия информации, возможностью геймификации процесса обучения, способностью к адаптации системы обучения под конкретную группу сотрудников или даже конкретного человека. Интернет-технология наиболее актуальна во многом благодаря своей стоимости, она не требует больших затрат на дополнительное оборудование, ведь сейчас компьютеры есть везде и у каждого сотрудника есть смартфон с доступом в Интернет [14].
Выделим основные преимущества системы дистанционного обучения:
- Экономия. Дистанционное обучение стоит гораздо дешевле, чем традиционное. Сотрудники могут сэкономить время и деньги на дорогу до места обучения;
- Удобство. Сотрудник может проходить обучение с помощью удобных для него инструментов, он может использовать мобильный телефон или персональный компьютер, и в удобное для него время;
- Отсутствие отрыва от работы. Дистанционное обучение сотрудник может проходить в любое нерабочее время, что не сказывается на результатах его усилий;
- Регулярность. Обучение можно настроить так, что сотрудники будут повышать квалификацию и обучаться регулярно, а не в единовременном формате [36];
- Стандартизация. При переходе на дистанционное обучение появляется возможность обучать по единым стандартам не только отдельных сотрудников, но и целые отделы, подразделения и филиалы;
- Автоматизация. Единовременная настройка дистанционного обучения позволяет использовать его снова и снова без привлечения большого количества специалистов;
- Поднятие мотивации. Современные СДО имеют функцию геймификации - внесения в обучения элементов игры - которые позитивно влияют на мотивацию сотрудников к обучению [18];
- Доступность. Дистанционное обучение во многом строится на методиках e-learning, которые делают уроки более наглядными, понятными и полезными;
- Общая среда обучения. При запуске дистанционного курса менеджер по развитию и обучению создаёт единую информационную среду. Это даёт возможность управлять процессом обучения, делает доступ к отдельным урокам простым и для модератора, и для ученика. При этом открывается возможность кросс-обучения: сотрудники из разных отделов узнают тонкости работы коллег и повышают свою квалификацию [15];
- Актуализация материалов. При работе с общей информационной базой гораздо легче корректировать и обновлять учебные материалы. Это облегчает и повышает эффективность всего процесса [12].
Проанализировав вышеперечисленные преимущества можно сформулировать влияние СДО на эффективность работы компании:
- Снижение расходов на обучение персонала;
- Повышение конкурентоспособности предприятия;
- Повышение лояльности к процессу обучения со стороны сотрудников;
- Возможность отслеживания прогресса обучаемых по средствам сбора статистических данных; [17]
- Автоматизация процесса оценивания знаний;
- Возможность оперативной корректировки информации;
- Получение обратной связи от сотрудников.
Однако у дистанционного обучения есть свои недостатки:
- Разреженное внимание. Если работник учится дома или без системы контроля успеваемости, нередко имеют место случаи расслабленного отношения к обучению, когда оно воспринимается как навязанное в свободное время, а не как важная часть работы;
- Относительная новизна. В направлениях, где работают преимущественно молодые специалисты, такой проблемы нет, однако в коллективах среднего и старшего возраста, где восприятие обучения более консервативно, внедрение электронного обучения неизбежно столкнется с недоверием и (или) непониманием;
- Передача знаний превалирует над развитием компетенций;
- Недостаточное оснащение рабочего места дома - отсутствие необходимой мебели и техники (слабый компьютер и т.п.) и плохая связь (интернет и проч.)
- Отсутствие организации рабочего процесса удаленно - недостаток своевременной обратной связи и очного общения при решении рабочих вопросов, влияющих на эффективность работы [37].