ВВЕДЕНИЕ
- Теоретические основы модели Портера – Лоулера
1.1. Суть модели Портера – Лоулера
1.2. Действенность модели Портера – Лоулера
1.3. Оценка затрат труда в организации
- Анализ затрат труда в организации ООО «Агрокультура» по модели Портера - Лоулера
2.1. Общая характеристика ООО «Агрокультура»
2.2. Анализ оценки работником свой важности и роли в ООО «Агрокультура»
2.3. Внедрение модели Портера - Лоулера как инструмент улучшения деятельности работников ООО «Агрокультура»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение А- Отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках)
Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости. В их модели, фигурирует пять переменных:
- затраченные усилия,
- восприятие,
- полученные результаты,
- вознаграждение,
- степень удовлетворения.
Согласно модели Портера-Лоулера, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилии действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения.
Более того, в теории Портера-Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты.
Теперь стоит подчеркнуть актуальность данной темы, поскольку организация труда и получение большей производительности, одна из самых важных проблем современного менеджмента. А Портер и Лоулер создали определённую модель мотивации к работе и получения больше производительности путём вознаграждения.
Цель курсовой работы- проанализировать применение модели Портера-Лоулера, важность оценки работником своей роли и затрат труда в организации.
Для реализации цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические основы модели Портера – Лоулера
- Выявить суть модели Портера – Лоулера
- Выполнить анализ затрат труда в организации ООО «Агрокультура» по модели Портера – Лоулера
- Провести анализ оценки работником свой важности и роли в ООО «Агрокультура»
- Разработать внедрение модели Портера - Лоулера как инструмент улучшения деятельности работников ООО «Агрокультура»
Объект курсовой работы- ООО «Агрокультура»
Предмет курсовой работы- модель Портера - Лоулера как инструмент улучшения деятельности работников ООО «Агрокультура»
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, анализ данных ООО «Агрокультура».
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, теоретической части, аналитической части, заключения, списка использованных источников.
-
Теоретические основы модели Портера – Лоулера
1.1. Суть модели Портера – Лоулера
Необходимо согласиться с приведенным выше утверждением в соответствии с моделью Портера-Лоулера в той части, в которой мотив заканчивается действием по устранению стимула или потребности, которое приняло определенную форму потребности в труде. Однако известно, что мотив как внутренний побудительный мотив к действию связан с внешним побудительным влиянием и отражает его. В модели Портера-Лоулера связь с внешними стимулами представлена лишь схематично[5,c.87].
Также нечетко прорисована графическая часть модели. Следовательно, менеджер, анализируя мотивацию в соответствии с моделью Портера-Лоулера, не может полностью оценить ориентацию индивида на выполнение работы с достаточным «усилием» (см. Модель ниже) или эффективность трудовых действий.
В модели Лаймана Портера и Эдварда Лоулера учитываются пять элементов, определяющих процесс мотивации: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Процесс мотивации по этой модели (рисунок 1) определяет три фактора: усилия (3), способности и характеристики человека (4), осознание человеком своей роли в трудовом процессе (5).
Уровень затраченных усилий зависит от величины вознаграждения (1) и уверенности сотрудника в том, что вознаграждение зависит от затраченных усилий (2). Когда желаемые результаты достигнуты, сотрудник осознает важность работы и одобряет ее выполнение, то есть внутренне поощряет (награждает) себя за работу[8,c.92].
Также он ожидает от руководителя внешнего вознаграждения. При этом пунктирная линия на рисунке означает, что вознаграждение связано с результатами деятельности другого члена организации, наградами, полученными (ему), а также другими участниками, повлиявшими на общую результативность работы организации. организация. Взаимосвязь между результатом и ожидаемым справедливым вознаграждением (8) обозначена пунктирной линией.
Рисунок 1- Модель процессуальной теории мотивации Портера-Лоулера
В элементе рисунка указана личная оценка работниками справедливости оплаты труда. Последний девятый элемент рисунка фиксирует устранение потребности, удовлетворение [11,c.109].
Уровень удовлетворения потребности будет влиять на поведение в подобной ситуации в будущем, то есть либо человек пройдет весь процесс от начала до конца, либо откажется из-за недостаточного уровня удовлетворенности деятельностью.
Один из наиболее важных выводов Портера и Лоулера заключается в том, что продуктивный труд приносит удовлетворение. Это полная противоположность тому, что думает об этом большинство менеджеров.
На них влияют ранние теории человеческих отношений, согласно которым удовлетворение приводит к лучшим результатам на работе или, другими словами, более счастливые работники работают лучше. Напротив, Портер и Лоулер считают, что чувство выполненного долга приводит к удовлетворению и повышает производительность [14,c.207].
Исследования подтверждают мнение Портера и Лоулера о том, что высокая производительность является причиной полного удовлетворения, а не следствием. В результате теория Портера-Лоулера внесла большой вклад в понимание мотивации. Она показала, что мотивация - это не простой элемент в цепи причинно-следственной связи.
Это также показывает, насколько важно объединить такие понятия, как усилия, способности, результаты, награды, удовлетворение и восприятие, в единую взаимосвязанную теорию мотивации.
Установлено, что только при наличии определенных условий рост заработной платы стимулирует рост производительности труда. Во-первых, люди должны придавать большое значение заработной плате[4,c.108].
Во-вторых, люди должны верить в то, что существует четкая связь между заработной платой и производительностью, и что повышение производительности неизбежно приведет к более высокой заработной плате.
Очевидно, что желательно, чтобы у персонала была связь между заработной платой и достигнутыми результатами труда. Исследования показали, что хотя большинство менеджеров заявляют о своей приверженности к вознаграждению на основе конечного результата, на практике они компенсируют усилия сотрудника в соответствии со стажем работы и временем, проведенным на работе, а вовсе не в соответствии с характеристиками достигнутых результатов.
Для установления связи между заработной платой и результатами трудовой деятельности Э. Лоулер предложил следующее объяснение. Заработную плату любого сотрудника можно разбить на три составляющие.
Одна часть заработной платы выплачивается за выполнение служебных обязанностей, и все, кто выполняет аналогичные обязанности в организации, получают за это одинаковое вознаграждение. Вторая часть заработной платы определяется стажем работы и факторами прожиточного минимума. Эту часть зарплаты получают все сотрудники компании, но ее величина корректируется автоматически[12,c.209].
Наконец, оплата третьей части различается для каждого сотрудника, ее размер определяется результатами, достигнутыми им в предыдущем периоде. Плохой рабочий скоро увидит, что эта часть его зарплаты минимальна, а хороший поймет, что она у него не меньше, чем первые две части вместе взятые. Однако эта третья часть не будет накапливаться автоматически. Он может меняться из года в год в зависимости от результатов, достигнутых сотрудником в предыдущем году. Повышение заработной платы может происходить только в связи с изменением объема возложенной на работника ответственности, стажа работы и увеличением прожиточного минимума.
Часть заработной платы, фактически заслуженная и получаемая конкретным человеком, может очень резко измениться, поэтому если производительность труда сотрудника упадет, то и заработная плата упадет за счет уменьшения ее переменной части. Смысл этой системы заключается, прежде всего, в увязке заработной платы сотрудника с результатами за текущий период[14,c.109].
Таким образом, производительность «влечет за собой большие изменения в оплате труда». Ценность любого вида деятельности и ценность человека, работающего на этой должности, - две совершенно разные вещи, хотя и взаимосвязанные.