Введение
1. Теоретические основы привлекательности туристского продукта
1.1 Понятие и сущность туристского продукта
1.2 Эффективность использования туристских ресурсов региона, города, страны...
1.3 Методика организации и формирование туристского продукта
2. Основные факторы привлекательности туристского продукта
2.1 Внутренние и внешние факторы привлекательности туристского продукта
2.2 Природно-климатические, культурно-исторические и географические факторы привлекательности туристского продукта
2.3 Анализ туристских продуктов на российском рынке и Тамбовской области (в период пандемии)
Заключение
Список используемых источников
Актуальность темы. На этом основании мы можем отметить, что в условиях современной действительности актуальность рассматриваемого вопроса в первую очередь определяется тем, что туризм представляет собой значимое направление деятельности в российском предпринимательском секторе. Сегодня предприниматели всё чаще начинают демонстрировать неподдельный и устойчивый интерес к рассмотрению вопроса налаживания деятельности в туристической сфере.
Туризм можно по праву признать одним из ключевых направлений государственного и регионального развития. Такая ситуация складывается по той причине, что в настоящий момент именно туризм представляет собой такой сектор деятельности, который создаёт условия для максимально продуктивного использования природного и культурно-исторического наследия территорий. Сегодня образовательные программы по проектированию туристических продуктов реализуются и на базе образовательных учреждений, а также на уровне специфических курсов, куда следует также отнести курсы повышения квалификации специалистов занятых в туристическом секторе деятельности.
Приобщение к туризму вместе с тем также формирует необходимые условия и предпосылки для поступательного роста культурной грамотности, отмечается устойчивая тенденция оздоровления и отдыха людей. Кроме того, туризм также является таким направлением деятельности, в котором сосредоточен колоссальный потенциал с точки зрения регионального экономического развития и обусловлено это в первую очередь необходимостью и возможностью привлечения дополнительных инвестиций в региональную экономику.
Как показывают результаты исследований и социологических опросов, туризм уже долгий период времени рассматривается гражданами нашей страны как один из ключевых видов отдыха. Согласно статистическим данным не менее 70% существующих на Российской территории туристических маршрутов подразумевают посещение объектов культурного наследия. Таким образом, благодаря активному развитию туристического направления создаются условия для объединения регионов страны, объединения предпринимательских структур и создания новых туристских продуктов, в том числе и за счёт привлечения, так называемого повторного туриста.
Степень разработанности темы. Теоретические и прикладные аспекты функционирования туристического бизнеса исследованы в трудах ученых: Абакулина Л.Ю., Беляева Т.П., Лабудин А.В. Базиков А.А., Базикова В.А. Барчуков И.С., Баумгартен Л.В., Башин А.В. Богатырева Н.А., Бутова О.Ю., Татарников Е.А. Вечканов Г. С. Винокуров, Б.Л. Волков, Ю.Ф. Гордеева М.И. Гукасьян Г. М., Маховикова Г. А., Амосова В.В. Носова С.С. Шарыпкина М.А., Юсупов, К.Н., Янгиров А.В., Таймасов А.Р. и др. Зарубежный и российский опыт позволил сформировать определенную систему знаний о факторах привлекательности туристского продукта, закономерностей его развития и принципов взаимодействия с другими сферами услуг, которые освещены в трудах зарубежных ученых: Ф. Бастиа, Т. Хим, Р. Браймер, С. Бартлетта, К. Енертон- Томас, Дж.Р. Уокер, Х.А. Шреплер и др.
Цель работы – рассмотреть и проанализировать факторы привлекательности туристского продукта.
В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность туристского продукта;
- выявить эффективность использования туристских ресурсов региона, города, страны;
- определить методику организации и формирования туристского продукта;
- проанализировать природно-климатические, культурно-исторические и географические факторы привлекательности туристского продукта;
- определить внутренние и внешние факторы привлекательности туристского продукта
- провести анализ туристских продуктов на российском рынке (в период пандемии).
Объект данного исследования – факторы привлекательности туристского продукта.
Предмет данного исследования – особенности разработки, социальной важности и экономической эффективности туристского продукта.
Методологическая основа исследования. При исследовании факторов привлекательности туристского продукта использовались как общенаучные методы, такие как системный анализ, исторический и логический методы познания, так и специальные. Исследование основано также на требовании конкретности и полноты познания, единства анализа и синтеза.
Нормативная база исследования. В ходе работы автором было проанализировано законодательство Российской Федерации, ряд федеральных законов, регулирующих вопросы предоставления туристических услуг.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель исследования и основные задачи, подлежащие решению, указываются объект, предмет исследования, используемые методы. В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по поставленным задачам. В списке использованных источников приводится перечень источников, необходимый при написании работы.
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
1.1 Понятие и сущность туристского продукта
Туристский продукт – комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
Туристский продукт рассматривается в узком и широком смысле.
В узком смысле туристский продукт – это услуги каждого конкретного сектора туристской индустрии (например, гостиничный продукт, туристский продукт туроператора, транспортного предприятия и т. д.).
В широком смысле туристский продукт – это комплекс товаров и услуг, в совокупности образующий туристскую поездку (тур) или имеющий к ней непосредственное отношение. В литературе этому понятию дается классическое определение:
В Законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт определяется как «право на тур, предназначенное для реализации туристу», а тур – как «комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия».
Основным туристским продуктом является комплексное обслуживание, то есть стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном «пакете».
Туристскому продукту присущи свои специфические особенности:
- Туристский продукт – это комплекс услуг и товаров (материальных и нематериальных компонентов), характеризуемый сложной системой взаимоотношений между различными компонентами.
- Спрос на туристский продукт чрезвычайно эластичен по отношению к уровню дохода и ценам, но во многом зависит от политических и социальных условий.
- Как правило, потребитель не может увидеть туристский продукт до его потребления, а само потребление в большинстве случаев осуществляется непосредственно на месте производства туристской услуги.
- Потребитель преодолевает расстояние, отделяющее его от продукта и места потребления, а не наоборот.
- Туристский продукт зависит от таких переменных, как пространство и время, для него характерны колебания спроса.
- Предложение туристского продукта отличается негибким производством. Он может потребляться только непосредственно на месте. Гостиница, аэропорт, база отдыха не могут быть перенесены в конец сезона или в другой регион. Они не могут приспособиться во времени и пространстве к изменению спроса.
- Туристский продукт создается усилиями многих предприятий, каждое из которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели.
- Высокое качество туристского продукта не может быть достигнуто при наличии даже незначительных недостатков, поскольку обслуживание туристов состоит из этих самых «мелочей», по которым судят о сервисе в целом.
- Оценка качества туристского продукта отличается значительной субъективностью: большое влияние на оценку потребителя оказывают лица, не имеющие прямого отношения к пакету приобретенных услуг (например, местные жители, члены туристской группы и т. д.).