Введение
Глава 1. Маркетинговые исследования как фактор повышения эффективности бизнеса
1.1. Теоретические основы проведения маркетинговых исследований
1.2. Характеристика системы маркетинговых исследований в фармацевтическом бизнесе
Глава 2. Анализ комплекса маркетинга аптеки
2.1. Организационно-экономическая характеристика аптеки
2.2. Характеристика ассортимента аптеки и оценка его эффективности
2.3. Анализ комплекса маркетинга
Глава 3. Пути повышения эффективности лекарственного обеспечения аптеки
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Актуальность исследования. Активное использование результатов маркетинговых исследований при продвижении на рынок новых и уже существующих наименований лекарственных препаратов находит все большее распространение в бизнес-практике отечественных и зарубежных фармацевтических компаний.
В то же время существует множество методов проведения исследований. Выбор конкретного метода зависит от цели исследования, ресурсов, которыми располагает компания - в данном случае производитель или дистрибьютор медикаментов, - общей стратегии маркетинга, ряда других факторов. Практика показывает, что попытки реализации качественного маркетингового исследования «своими силами», как правило, заканчиваются не очень удачно. Оптимальным выбором в данном случае является обращение в специализированное агентство, сотрудники которого помогут не только непосредственно провести «полевые» исследования или фокус-группы, но и более четко сформулировать его цели, конкретные вопросы, избрать приемлемый метод исследования, обработать результаты и дать их толкование в случае необходимости. Кроме того, специализированные агентства обеспечат необходимой техникой и оборудованием для проведения фокус-групп или глубинных интервью.
Разработка ассортиментной политики требует рефлективного аналитического отслеживания не только проявлений факторов внешней среды, но и оценки эффективности организационного механизма взаимодействия внутренних структурных элементов организации: организационной структуры управления, культуры управленческих отношений, имиджа предприятия. Отсутствие внутреннего стратегического анализа повышает вероятность создания такого плана, который не будет соответствовать ситуации, не создаст перспектив получения конкурентного преимущества и, скорее всего, не улучшит работу аптеки.
Ассортиментная политика должна основываться на использовании таких рыночных возможностей, для реализации которых аптечная организация обладает достаточными квалификацией и ресурсами, а также имеет реальные шансы на успех. Одновременно стратегия должна компенсировать слабые стороны и предупреждать или снижать негативное воздействие внешних угроз. До тех пор, пока руководство не будет четко представлять себе сильные и слабые стороны, его возможности и стоящие перед ним угрозы, оно не будет готово к разработке ассортиментной стратегии, точно соответствующей положению аптечной организации. Поэтому сравнительный анализ стратегического потенциала в сфере управления ассортиментом и внешней среды является исходным пунктом для разработки ассортиментной стратеги предприятия.
В современной рыночной ситуации борьбы за прибыли тема маркетинговых исследований как фактора повышения эффективности лекарственного обеспечения фармацевтических организаций является весьма актуальной к изучению.
Предмет исследования: маркетинговые исследования.
Объект исследования: аптека №.
Цель исследования: изучение особенностей маркетинговых исследований фармацевтической организации и разработка рекомендаций по повышению эффективности ее деятельности.
Задачи исследования:
1) Изучить маркетинговые исследования как фактор повышения эффективности лекарственного обеспечения аптеки.
2) Проанализировать комплекс маркетинга аптеки.
3) Разработать пути повышения эффективности лекарственного обеспечения аптеки.
Информационная база исследования: для написания дипломной работы были изучены и использованы научные труды по теме исследования следующих авторов: Армацина В.А., Бадалян О.Л., Васильев Г.А., Герасимов Б.Н., Чумак В.Г., Яковлева Н.Г., Дремова Н.Б., Дмитриев А.Г., Усманов Б.Ф., Шелейнов Н.И., Иващенко. А.А., Кравченко Д.В., Лифиц И.М., Наганов. Т.А., Лазарева, З.П., Пашутин, С. Б., Рейхарт Д.В., Травин В.В., Дятлов В.А., Толстопятенко М.А., Зиньковская Н.В., Шкатулла В.И. и др., так же были использованы материалы аптеки № и аналитические обзорники фармарынка в сети Интернет.
Глава 1. Маркетинговые исследования как фактор повышения эффективности бизнеса
1.1. Теоретические основы проведения маркетинговых исследований
Активное использование результатов маркетинговых исследований при продвижении на рынок новых и уже существующих наименований лекарственных препаратов находит все большее распространение в бизнес-практике отечественных и зарубежных фармацевтических компаний.
Маркетинговые исследования фармацевтического рынка включают[15, c. 112]:
- Стратегический и оперативный маркетинг и консалтинг по вопросам фармацевтического бизнеса;
- Маркетинговые и аналитические исследования региональных фармацевтических рынков России:
- анализ конъюнктуры и маркетинговые исследования региональных рынков;
- мониторинг рынка и конкурентов, конкурентный анализ товаров и поставщиков;
- позицирование компании на рынке и разработка рекомендаций по расширению и углублению влияния;
-маркетинг управления, операционный аудит, разработка стратегических направлений по оптимизации коммерческой деятельности компании;
-разработка логистических схем оптимизации товародвижения;
-анализ прайс-листа, ассортимента и цен;
-оптимизация номенклатуры прайс-листа, разработка ассортиментного перечня, разработка ассортиментной стратегии, формирование прайс-листа, ценообразование;
-отработка структуры прайс-листа и привязка его к особенностям региональных рынков;
- разработка рекомендаций по оптимальному ценообразованию с учетом особенностей розничного и оптового звеньев региональных рынков и финансово-экономической деятельности компании;
-решение оптимизационных задач комплексного ценообразования по номенклатуре прайс-листа;
-разработка оптимальных схем предоставления скидок и тарифных планов дифференцированных льгот;
разработка методов стимулирования сбыта и продвижения медицинской продукции;
- Аудит хозяйственной деятельности и оптимизация функционально-организационной структуры компаний;
- Брендинг ─ разработка стратегии и тактики продвижения фармацевтической продукции на рынок, разработка ценовой политики, формирование и реализация плана продаж, стимулирование продаж, рекламная и PR коммуникации, анализ и повышение эффективности системы дистрибьюции;
- Экспертиза проектов, договоров, контрактов, результатов аналитических исследований.
Маркетинговые исследования (изучение рынка) - это вид социальной технологии, направленной на обнаружение эффективных средств управления рынком на основе объективного понимания ситуации в нем.
Маркетинговое исследование, как комплексное исследование рынка, представляет собой целевой интегрированный непрерывный процесс поиска, сбора, обработки, распространения актуальной и достоверной информации о рыночно-конкурентной среде организации для принятия своевременных и эффективных управленческих решений.
Главная цель маркетинговых решений – это принятие обоснованных решений на основе собранных данных. Цели второго порядка, а также задачи, решение которых необходимо для достижения целей, определяется товарной структурой и типом рынка (таблица 1).
Таблица 1 – Цели и задачи маркетингового исследования
Объект исследования
|
Задачи маркетингового исследования
|
Товары (услуги)
|
Выбор товаров (услуг) с определенными потребительными свойствами к выпуску. Какие товары (услуги) необходимо улучшить, а какие снять с производства? Как проводить пробный маркетинг?
|
Потребители
|
Составление социально-демографического портрета потребителя, выявление возможных мотивов приобретения или отказа в приобретении товара (услуги)
|
Ценовая политика
|
Установление цен на товар (услуги). Какую ценовую политику проводить в отношении потребителей, дилеров, дистрибьюторов?
|
Организация товародвижения
|
Определение сбытовой политики. Как организовать (развивать) свою собственную сбытовую сеть?
|
Рекламная политика
|
Определение рекламной политики и разработка сметы на ее проведение. Оценка эффективности осуществленных рекламных акций.
|
Имидж компании
|
Как создать корпоративный стиль компании? Как сформировать (скорректировать) ее имидж или бренды?
|
Организация работ по маркетингу в компании
|
Распределять ли исследовательские функции по различным производственным отделам или сконцентрировать их в одном месте? Как спроектировать систему рыночной информации и информации по потребителям (поставщикам) и конкурентам?
|
Изучение новых направлений деятельности
|
Осваивать ли новые сферы деятельности? Какие методы разработки стратегий по освоению новых рынков и обеспечения маркетинговыми ресурсами использовать?
|
Изучение направлений глобальной стратегии
|
Какова должна быть исследовательская политика в отношении культурного и ценностного мировоззрения, структуры обращения и системы товародвижения, кадров?
|
Изучение направлений управленческой стратегии
|
Как распределять управленческие ресурсы? Как выработать технологическую стратегию? Как сегментировать рынок, организовать учет и прогноз запросов потребителей и их жизненных ценностей
|
Все многообразие маркетинговых исследований может быть классифицировано по различным признакам, наиболее часто выделяют следующие типы исследований (таблица 2).
Таблица 2 – Основные типы маркетинговых исследований
Тип маркетингового исследования
|
Характеристика
|
Стандартные
|
Результаты таких исследований могут приобрести любые заинтересованные фирмы
|
Специальные
|
Проводят для решения конкретных проблем отдельных фирм и компаний
|
Панельные
|
Изучение тех или иных явлений в течение определенного периода времени
|
Мультиклиентные
|
Панельные опросы, результаты которых важны для многих клиентов, поэтому инициатива проведения исследования исходит от группы клиентов, что существенно снижает затраты на проведение исследования в расчете на одного клиента
|
Мультиспонсируемые (омнибусные)
|
Проводятся для клиентов, которых интересуют разные вопросы. Каждый клиент предлагает несколько вопросов и из них составляется общая анкета, которая и предлагается определенной выборке населения (потребителей)
|
Постоянные
|
Постоянный сбор данных на основании одного опросника. Этот опросник может предлагаться как постоянным респондентам, так и группе респондентов, состав которой может постоянно меняться
|
Разовые
|
Исследование, которые меняется от клиента к клиенту, от проблемы к проблеме, и которые каждый раз приходится планировать заново.
|
Качественные
|
Исследования призванные объяснить наблюдаемые явления ,они не нацелены на получение статистических результатов
|
Количественные
|
Получение и анализ достоверных статистических данных
|
Поисковые
|
Нахождение предварительного объяснения определенной проблемы
|
Описательные
|
Сосредоточены на сборе и регистрации данных с целью получения наиболее точного описания проблемы, явления
|
Пояснительные
|
Определение взаимосвязей между переменными и анализом возможных гипотез
|
В то же время существует множество методов проведения исследований. Выбор конкретного метода зависит от цели исследования, ресурсов, которыми располагает компания - в данном случае производитель или дистрибьютор медикаментов, - общей стратегии маркетинга, ряда других факторов. Далее приведем краткий обзор основных методов маркетинговых исследований, которые уже сегодня могут быть использованы операторами фармацевтического рынка [22, c. 108].
1) Анкетирование. Наиболее распространенным методом проведения исследований мнения потребительской аудитории и экспертов в сфере медицины и фармации (врачей, провизоров, фармацевтов) является анкетирование.
Существуют различные виды анкетирования, которые можно классифицировать как по степени эффективности, так и по стоимости проведения. Самым дешевым и наименее эффективным является анкетирование по телефону. При этом даже если опрос осуществляется по известной базе телефонных номеров (например, справочнику телефонов аптечных учреждений), степень достоверности получаемой информации гораздо ниже, чем при проведении анкетирования «лицом к лицу». Последнее проводит в процессе личной встречи специально подготовленный интервьюер (сотрудник агентства маркетинга и рекламы) по заранее утвержденной компании исследования анкете.
Среди других видов анкетирования можно выделить почтовое (в том числе при помощи анкет, которые публикуются в газетах и журналах), связанное с акциями прямого маркетинга (анкеты заполняются непосредственно в местах продаж при проведении различных презентаций, распространении фирменных сувениров и т.д.), экспресс-анкетирование (анкета содержит 1–3 вопроса), ряд других [22, c. 109].
Анкетирование предполагает ответ респондента на четко сформулированные вопросы. При составлении анкет для проведения маркетинговых исследований преимущественно используют так называемые закрытые вопросы, то есть такие, которые предполагают один или несколько вариантов из предложенных ответов, либо открыто-закрытые - предполагающие как один или несколько вариантов из предложенных ответов, так и возможность собственного ответа (обычно под формулировкой «иное»). Примеры: «Применяли ли Вы когда-либо препарат А?» (варианты «да» или «нет», закрытый вопрос) или «Где Вы обычно приобретаете лекарственные препараты?» (варианты ответов «в аптеках по месту жительства», «в аптеках по месту работы», «в аптеках при лечебных учреждениях» или «иное», открыто-закрытый вопрос). Число собственно открытых вопросов, то есть таких, на которые должен быть дан ответ, сформулированный непосредственно респондентом, не должно превышать 2% от общего количества вопросов анкеты [22, c. 111].