Введение
1. Теоретический аспект изучения коммерческой деятельности лизинговых компаний
1.1. Лизинг как экономическая категория
1.2. Специфика организации процессов лизинговых компаний
2. Анализ коммерческой деятельности лизинговой компании на примере ООО «Альфа-Лизинг»
2.1. Характеристика компании
2.2. Анализ коммерческой деятельности компании
3. Рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности лизинговой компании
Заключение
Список литературы
Приложение
Включение России в общемировые экономические процессы требует повышения ее конкурентоспособности, как на внутреннем, так и на международном рынках.
Уровень конкурентоспособности российских компаний всецело зависит от темпов организации новых производств, отвечающих современным и перспективным потребностям рынка, с использованием новейших достижений науки и техники и, следовательно, тесно связан с обновлением основных фондов предприятий, их модернизацией на новой технологической основе и в конечном итоге зависит от обеспеченности предприятий оборудованием в необходимом количестве и ассортименте. Активизация инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики и ее эффективность остаются одними из основных проблем в России. Собственных средств для осуществления большинства инвестиционных проектов даже у крупных предприятий явно недостаточно, и тем более у малых и средних.
Необходимые преобразования в промышленности во многом ограничиваются не столько возможностями предприятий использовать заемные финансовые средства, недостатком капитала, его утечкой за рубеж, но и низкой эффективностью реализации проектов, отсутствием жесткого контроля за целевым использованием средств.
Для успешного развития инвестиционных процессов в промышленности, действующие в России формы инвестиций должны активно дополняться финансовыми механизмами, обеспечивающими закрепление денежных потоков в реальном секторе экономики и их эффективность. Один из таких инструментов является лизинг. В странах с рыночной экономикой лизинг давно и успешно развивается, в настоящее время можно оценивать и некоторый российский опыт в этом направлении. Примеры контрактов, сходных по своей природе с лизингом, встречаются уже в древней истории, хотя, конечно, как современный финансовый инструмент лизинг получил развитие во второй половине XX в., распространившись из США в другие страны.
Лизинговая деятельность – сложное социально-экономическое явление, которое выполняет ряд важнейших задач по формированию и развитию основных отраслей экономики страны, способствует активизации инвестиционных процессов. В странах с рыночной экономикой весомая часть всех инвестиций – это инвестиции, связанные с лизингом. К лизингу обращаются любые субъекты предпринимательской деятельности, независимо от сферы деятельности, формы собственности, размера, уровня развития, финансового положения. С другой стороны, юридические и физические лица активно инвестируют свободные финансовые ресурсы в создание лизинговых схем.
Лизинг относится к наиболее распространённому виду деятельности, масштабы его ежегодно возрастают. Это объясняется прежде всего тем, что в условиях быстрого развития новых видов технологий, смены её поколений использование потенциальных возможностей лизинговых сделок позволяет оперативно обновлять техническую базу производства и систематически осуществлять инвестиции.
Вопросам становления лизинговых отношений в российской экономике посвящено большое количество монографий и статей в периодической печати. Теоретические и методологические основы организации лизинга рассматривались в научных трудах отечественных ученых: В. Д. Газмана, Т.Г. Философовой, Л. Н. Прилуцкого, Н. М. Васильева, С. Н. Катырина, Л.Н. Лепе, А. В. Горемыкина, В. М. Джуха, С. Л. Ковынева, Т. А. Красевой, Ю.Н. Лапыгина, Е. М. Четыркина, Е. В. Сокольских, М. И. Лещенко, Е.Н. Чекмаревой и др., а также зарубежных авторов.
Объект исследования – коммерческая деятельность.
Предмет исследования – коммерческая деятельность лизинговых компаний.
Объект наблюдения – ООО «Альфа-Лизинг»
Цель работы – провести анализ коммерческой деятельности лизинговых компаний.
Задачи:
1. Рассмотреть лизинг как экономическую категорию.
2. Изучить специфику организации процессов лизинговых компаний.
3. Провести анализ коммерческой деятельности лизинговой компании на примере ООО «Альфа-Лизинг».
4. Сформулировать рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности лизинговой компании.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЗИНГОВЫХ КОМПАНИЙ
1.1. Лизинг как экономическая категория
Экономическая сущность лизинга на практике и в теории трактуется неоднозначно и в течение длительного времени остается спорной. В общем виде лизинг можно охарактеризовать как комплексные экономико-правовые отношения по приобретению в собственность имущества и последующей сдаче его в аренду. Важно отметить, что в экономически развитых странах термина «лизинг», аналогичного русскому пониманию, не существует. Англоязычные экономики используют только два слова: rent (что ближе всего к нашему прокату либо оперативному лизингу) и lease (аренда) [3, с. 432]. В английской терминологии есть поясняющие определения: finance leasing – финансовая аренда, leaseback – возвратный лизинг и др.
Идея лизинга – одна из старейших в предпринимательской деятельности. Первое упоминание о подобных хозяйственных операциях историки относят к древнейшему государству Шумер. Во многих работах, посвященных лизингу, можно встретить цитату или ссылку на высказывание Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) из его «Риторики» о том, что богатство составляет не владение имуществом на основе права собственности, а использование этого имущества. Эта мысль достаточно точно отражает сущность лизинга и указывает на непосредственные причины возникновения и развития данного вида операций. Принципиальные положения, высказанные Аристотелем, находят чёткое отражение в схеме лизинговой деятельности. Действительно, если предприниматель по финансовым или другим экономическим соображениям не может стать собственником имущества, то он может получить его для использования у собственника (лизингодателя), а в результате эксплуатации имущества извлечь соответствующий доход [8, с. 133]. Таким образом, лизинг используется в качестве эффективной альтернативы приобретения имущества в собственность и на основе приобретённого права на его использование даёт возможность получать прибыль.
1. Антошина, О.А. Риски хозяйственной деятельности лизинговой компании / О.А. Антошина // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2014. – № 5 (65). – С. 18.
2. Баженова, В.И. Оценка ликвидности и платежеспособности лизинговой компании / В.И. Баженова // Инновационное развитие экономики. – 2012. – № 5 (11). – С. 74-78.
3. Володин, А. А. Управление финансами (финансы предприятия): Учебник / А.А. Володин. – М.: Инфра-М, 2006. – 685 с.
4. Газман, В. Д. Лизинг: финансирование и секьюритизация: учеб. пособие для вузов / В. Д. Газман. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. – 469 с.
5. Гордиенко, Т. Формирование финансовой структуры лизинговой компании / Т. Гордиенко // Вестник Киевского национального торгово-экономического университета. – 2009. – № 3 (65). – С. 61-68.
6. Горемыкин, В.А. Лизинг: Учебник / В.А. Горемыкин. – М.: ФилинЪ, 2009. – 944 с.
7. Дмитриев А. Современное развитие лизинговой деятельности в Российской Федерации / А. Дмитриев, А. Клейменов // Транспортное дело России. – 2013. – № 1. – С. 155-157.
8. Змановская, М.А. Комплексная оценка эффективности кластеров для лизинговых компаний / М.А. Змановская // Наука и современность. – 2011. – № 13-3. – С. 133-138.
9. Ибрагимов, Х.А. Управленческий учет в лизинговых компаниях / Х.А. Ибрагимов // Вестник Дагестанского государственного университета. – 2011. – № 5. – С. 153-157.
10. Иванова, Ю.Н. Сбалансированная система показателей лизинговой компании / Ю.Н. Иванова, Л.А. Жукова // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2011. – № 2 (8). – С. 133-141.
11. Качанова А.А. Тенденции развития лизинговой деятельности в России / А.А. Качанова, А.В. Алексеева // Nauka-Rastudent. – 2014. – № 5 (05). – С. 6.
12. Керина Э.Н. Лизинговая деятельность в РФ: факторы, определяющие стоимость лизинга / Э.Н. Керина, Е.В. Чикишев // Труды Братского государственного университета. Серия: Естественные и инженерные науки. – 2013. – Т. 2. – С. 89-92.
13. Кирилловых, А.А. Правовые основы лизинга: учеб.-практ. пособие / А.А. Крилловых. – М.: Юстицинформ, 2009. – 112 с.
14. Ковалев, В.В. Лизинг: финансовые, учетно-аналитические и правовые аспекты: учебно-практ. пособие / В.В. Ковалев. – М.: Проспект, 2011. – 448 с.
15. Мишин, А.Ю. Совершенствование бизнес-процессов как ключевой фактор успеха российских лизинговых компаний / А.Ю. Мишин // Управленческие науки в современной России. – 2014. – Т. 2. – № 2. – С. 410-413.
16. Никитина, М.Ю. Эффективность создания лизинговой компании в условиях действия Таможенного Союза / М.Ю. Никитина // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2012. – № 2-1. – С. 141-144.
17. Пацанов, С.В. Развитие филиальной сети лизинговой компании как основной способ завоевания региональных рынков лизинговых услуг / С.В. Пацанов // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2009. – Т. 5. – № 9. – С. 68-70.
18. Просветов, Г.И. Лизинг: задачи и решения: Учебно-методическое пособие / Г.И. Просветов. – М.: Альфа-Пресс, 2008. – 160 с.
19. Смекалов, П. В. Организация учета и анализа лизинговых операций на сельскохозяйственных предприятиях: учебное пособие / П. В. Смекалов, Э. Ч. Цыденова, С. В. Смолянинов. – СПб.: Проспект Науки, 2010. – 208 с.
20. Списки крупнейших лизинговых компаний // Эксперт-online [Электронный ресурс] URL: http://www.raexpert.ru/ratings/leasing/ (дата обращения 23.12.4)
21. Трифонова, Е.М. Состав денежных потоков лизинговой компании / Е.М. Трифонова // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. – 2011. – № 4. – С. 36-40.
22. Философова, Т.Г. Лизинг: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономика и управления / Т.Г. Философова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 191 с.
23. Хизириева, Д.И. Преимущества и отличительные черты лизинговой сделки / Д.И. Хизириева // Право и экономика. – 2009. – № 8. – С. 30-36.
24. Шапошников, И.Г. Развитие небанковских кредитных институтов России / И.Г. Шапошников // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-5. – С. 1153-1157.
25. Шаховская, Л.С. Маркетинговые инструменты повышения конкурентоспособности лизинговой компании / Л.С. Шаховская, С.В. Пацанов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. – 2008. – № 2. – С. 69-73.