Курсовая работа|Физическая культура

Курсовая Развитие гибкости у школьников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2018 | Страниц: 47

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития гибкости в спортивной деятельности

1.1. Теоретические основы развития гибкости при занятиях различными видами спорта

1.2. Медико-биологическое обоснование развития гибкости в спортивной деятельности

1.3. Психолого-педагогические факторы, способствующие развитию гибкости при занятиях спортом

1.4. Развитие гибкости при занятиях сложно-кординационными видами спорта

1.5. Развитие гибкости при занятиях спортивной гимнастикой

Глава 2. Цели, методы и организация исследования

Глава 3. Результаты исследования

Выводы

Литература

Каждый, наверное, знает: чтобы быть здоровым – нужно заниматься физической культурой, тренировать выносливость и силу, бегать, плавать. Однако о не менее важной составляющей здоровья – развитие и сохранение гибкости позвоночника, подвижности в суставах многие забывают. Многие считают, что развивать гибкость необходимо в основном только спортсменам, но и  в повседневной жизни необходимо не забывать о гибкости, как об одной из составляющих здоровья.  Также важно следить за развитием гибкости и силы в  содружестве.

Начать развивать гибкость можно в любом возрасте, однако у каждого все же, видимо, есть индивидуальный предел в развитии гибкости, обусловленный генотипом (здесь и строение суставов, и расположение связок, и состояние нервно-мышечной системы). И тренируясь, вы рано или поздно достигнете этого уровня. Но это не значит, что можно прекратить занятия их необходимо продолжать, чтобы поддержать гибкость на достигнутом уровне.

Гибкость – это возможность выполнять движения с большей амплитудой. Это качество определяется развитием подвижности в суставах и эластичностью мышц.

           Почти во всех видах спорта подвижность в суставах имеет большое значение, но различные виды спорта развивают подвижность в разных суставах. Так, например, в конькобежном спорте и тяжелой атлетике значительное разгибание голеностопного сустава играет решающую роль в обеспечении своеобразной статики, является условием проявления мышечной силы и быстроты.

Достигая значительно большей подвижности в суставах, чем это требуется для избранного вида спорта, и, создавая как бы запас подвижности в суставах, спортсмен приобретает возможность выполнять движения с большей быстротой, а значит, и с большей силой. При отсутствии необходимого запаса подвижности в суставах трудно использовать некоторые технические приемы и положения, поэтому приходится прибегать к менее эффективным приемам.

 Важнейшими признаками для классификации гибкости являются:

- режим работы мышечных волокон;

- наличие или отсутствие внешней помощи при выполнении упражнений.

На основании этих признаков различают динамическую гибкость, проявляемую в движении; статическую – при сохранении позы, положения; активную – за счет собственных мышечных усилий и пассивную – за счет внешней помощи. Причем пассивная гибкость может быть измерена при дозированной внешней помощи [2]

Надо сказать, что в медицине и спортивной практике принято определять только амплитуду активной подвижности в суставах, хотя между активной и пассивной подвижностью прямой корреляционной связи не обнаруживается: можно обладать высокими показателями пассивной  подвижности и не высокими – активной, и наоборот. Активная подвижность в суставах имеет наиболее практическое значение, так как она в значительной степени реализуется при выполнении физических упражнений. Пассивная же подвижность является резервом для увеличения активной подвижности в суставах, и именно величины пассивной подвижности являются особенно показательными.

В специальной литературе выделяют еще один вид подвижности – анатомическую, или скелетную, подвижность, определяемую ориентировочно теоретическими вычислениями. Анатомическая подвижность, относительно постоянна и дает приблизительную картину возможной величины движения в том или ином суставе.

Амплитуда выполняемого движения человеком, осуществляются с помощью мышц, связок  и суставов. Характер движений в суставах зависит от формы суставных поверхностей, в процессе тренировок можно добиться значительных изменений форм суставных поверхностей.

От чего же зависит подвижность в суставах? Амплитуда движений в суставах определяется работой их тормозных аппаратов: связочного, костного и мышечного.

Гибкость зависит от эластичности мышц и связок. Эластичные свойства мышц могут в значительной мере меняться под влиянием центральной нервной системы (например, при эмоциональном подъеме на соревнованиях, при расслаблении гибкость увеличивается).

Актуальность. Проблема развития гибкости является актуальной, так как гибкость единственное физическое качество которое с возрастом ухудшается. И в связи с этим необходимо обращать большое внимание на развитие гибкости  с раннего возраста. Также гибкость является одной из составляющих здоровья человека. Подвижность в суставах и эластичность мышц способствует более долгому продлению двигательной активности, значит и продлению жизни. Специалисты убеждены, что утратившие гибкость мышцы более склонны к разрывам и растяжениям. Именно дефицит гибкости считается главной причиной спортивного травматизма.

Цель работы: определить эффективность влияния дополнительных занятий спортивной гимнастикой на развитие гибкости у учащихся 7 лет,  по сравнению с детьми, посещающими  уроки физической культуры и другие спортивные секции.

Объект исследования. Процесс развития гибкости у учащихся 7 лет общеобразовательной школы, занимающихся спортивной гимнастикой и другими видами спорта.

         Предмет исследования. Программа для развития гибкости у детей 7 лет занимающихся спортивной гимнастикой и посещающих уроки физической культуры.

Гипотеза. Все виды спорта способствуют развитию гибкости у спортсменов на этапе начальной специализации, но гимнастика более полно и комплексно развивает гибкость во всех суставах.

Задачи:

  1. Выполнить анализ научно-методической литературы по вопросу развития гибкости в спортивной деятельности.
  2. Выявить динамику изменения развития гибкости в процессе занятий спортивной гимнастикой и другими видами спорта.
  3. Сравнить группы детей занимающихся различными видами спорта.

 

Глава 1    Теоретические основы развития гибкости

в спортивной деятельности

1.1 Теоретические основы развития гибкости при занятиях различными видами спорта.

Гибкость-это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Это качество определяется развитием подвижности в суставах. Термином ”гибкость” целесообразнее пользоваться в тех случаях, когда речь идет о суммарной подвижности в суставах всего тела. Применительно же к отдельным суставам правильнее говорить “ подвижность “. У человека можно выделить 2 основные формы проявления подвижности в суставах: 1- подвижность при пассивных движениях и 2 - подвижность при активных движениях. Пассивные движения осуществляются в результате действия посторонних сил. Активное движение выполняется за счет работы мышечных групп, проходящих через данный сустав. В обычных условиях человек использует лишь сравнительно небольшую часть анатомической (предельной) подвижности и постоянно сохраняет огромный резерв пассивной подвижности. Во время занятий легкой атлетикой, гимнастикой, плаванием, которые предъявляют повышенные требования к подвижности в суставах, используется лишь 80-95 % анатомической подвижности. Большой эффект в воспитании гибкости достигается в том случае, когда его начинают целесообразно осуществлять уже в возрасте 7-10 лет. В этом возрасте  подвижность в суставах развивается в 2 раза эффективнее, чем в среднем и старшем школьном возрасте.

Гибкость определяют по амплитуде движений в суставах и по степени наклона туловища в стороны. Чтобы определить степень наклона туловища вперед, нужно встать на скамейку и до предела наклониться вперед, не сгибая ноги в коленях, измеряют расстояние (см) от края скамейки до 3-го пальца руки. Если пальцы не достают до края  скамейки, то величина подвижности определяется со знаком “ – “, если опускается ниже “ + “. Хорошим показателем гибкости в суставах является величина + 10- + 16 см. Весь процесс воспитания гибкости можно разделить на 3 этапа: 1 этап  “ суставной гимнастики “; 2 этап специализированного развития подвижности суставов; 3 этап поддержания подвижности в суставах на достигнутом уровне.[2]

Задачей этапа “ суставной гимнастики “ является не только повышение уровня (общего) развития активной и пассивной подвижности в суставах, но и укрепление самих суставов, а так же тренировка мышечно-связочного аппарата с целью улучшения эластических свойств и создания прочности мышц и связок. На данном этапе осуществляется как бы “ проработка “ всех суставов. Учитывая, что особенно широкими возможностями для развития гибкости обладают дети 8-9 лет, целесообразно занятия “ суставной гимнастикой “ планировать именно в этот возрастной период.

Этап специализированного развития подвижности в суставах ставит своей задачей развитие максимальной амплитуды в тех движениях, которые способствуют быстрейшему овладению спортивной техникой и на этой основе – улучшению результатов. Высокого уровня развития пассивной подвижности в суставах дети могут достичь за 2-4 месяца специальной тренировки. На развитие активной подвижности требуется значительно больше времени. Следует особо подчеркнуть необходимость правильного сочетания в занятиях упражнений на растягивание и силу. Важно не только максимально развивать силу и подвижность по отдельности, но и постоянно приводить их в соответствие между собой.

Этап поддержания подвижности в суставах на достигнутом уровне предусматривает ежедневное выполнение упражнений на растягивание. Если  упражнение на растягивание исключить из занятий, то подвижность в суставах быстро ухудшится.

В специальной литературе выделяют еще один вид подвижности - анатомическую или скелетную, подвижность, определяемую ориентировочно теоретическими вычислениями (для того определяют величину суставной поверхности с помощью рентгена, затем вычитая из большей кривизны угол меньшей кривизны - предел возможной подвижности в суставах). Анатомическая подвижность, определяемая таким образом, относительно постоянна и дает приблизительную картину возможной величины движения в том или ином суставе. Движение, выполненное гимнастом, осуществляется с помощью подвижных соединений костей и суставов. Эти соединения состоят из суставной сумки, окружающей в виде замкнутого чехла соединяющиеся концы костей и укрепляющих сустав связок. Внутри суставной сумки находится суставная полость, а в ней особая жидкость, которая предохраняет от трения суставные поверхности костей. Кроме того, эти поверхности покрыты гладким гиогликовым хрящом, что так же уменьшает трение в суставе.[19]

Все движения в суставах - вращательные, осью вращения считают линию, вокруг которой совершается данное вращательное движение, при этом сочлененные кости двигаются в плоскости, перпендикулярной оси вращения. Оси пересекаются в одной точке и перпендикулярные друг другу, называют главными. Различают 3 главные оси вращения: переднезаднюю, вокруг которой происходит сгибание и разгибание сагиттальной плоскости; вертикальную,  вокруг которой происходит вращение внутрь и наружу. Кроме этих движений в суставе возможна циркуляция (круговые движения).

Характер движений в суставах зависит от форм суставных поверхностей. Большинство шаровидных и ореховидных суставов (плечевой, тазобедренный и др.). Имеет 3 оси вращения; вокруг двух осей осуществляется вращение в яйцевидных, эллипсовидных и седловидных  суставах (лучезапястный, запястно-пястный сустав первого пальца кисти и др.).

Амплитуда движений в суставах определяется работой их тормозных аппаратов (если бы каждое движение не тормозилось, оно продолжалось бы бесконечно в одном направлении, даже при минимальной величине движущих сил, а амплитуда движений в суставе была бы безграничной); костного и мышечного, связочного. Костное и связочное торможение обуславливается:

  1. разницей протяженности суставных поверхностей;
  2. размерами костных выступов;
  3. пассивным сопротивлением растягиваемых связок и сумки сустава.

Мышечное торможение осуществляется мышцами, расположенными на стороне, противоположной направлению движения. В суставе в случае пассивного движения следует различать тормоз и ограничитель движения. Тормозом в таком движении являются мышцы, связочный аппарат и другие мягкие ткани, а ограничителем - кости.

Влияние того или иного вида спорта проявляется, прежде всего, в различном уровне развития подготовленности в отдельных суставах. Это обусловлено характером спортивной деятельности и спецификой участия определенного сустава в основных двигательных актах каждого вида.

Влияние гибкости в атлетизме. Нужны ли упражнения на гибкость тем, кто занимается атлетизмом? С большой степенью уверенности можно дать положительный ответ. Аргументов здесь несколько:

- Отсутствие достаточной гибкости ограничивает возможность показать себя с лучшей стороны в вольных упражнениях.

- Существуют объективные данные, свидетельствующие о том, что упражнения на гибкость ускоряют восстановительные процессы после нагрузки с отягощением. [16]

Влияние гибкости в дзюдо. От подвижности в суставах, особенно ног и позвоночного столба, зависит плавность передвижений. При резкой остановке тела за счет гибкости в суставах хорошо гасится скорость при падении. Гибкий позвоночник необходимо больше вращать или перегибать, что бы тело вывести из равновесия. Особую роль в поддержании устойчивости, играют суставы ног – голеностопный, коленный, тазобедренный. [27]

Для совершенствования специальной гибкости у волейболистов можно использовать следующий комплекс упражнений:

  1. Имитационные упражнения с большой амплитудой движения с использованием малых отягощений.
  2. Рывки руками в различных плоскостях, вращение руками.
  3. Вращательные и круговые движения туловищем из различных исходных положений. [38]

Важность медленных движений в йоге. Двадцать минут йоги стоят целого часа обычных упражнений, наряду с этим одно движение йоги полезнее, чем десять движений обычной зарядки. Принцип, заложенный в основу этих утверждений таков – медленные движения и частые остановки, задержки в позах. Именно эти медленные движения и позы позволяют мышцам, сухожилиям и связкам действительно растягиваться, укрепляться и становится подвижными. Когда вы занимаетесь йогой, обычные упражнения, выполняемые в быстром темпе, не имеют смысла, поскольку пульс и сердечные сокращения не должны учащаться. Зачем давать нагрузку на сердце и расход энергии, когда польза от упражнений должна состоять в степени напряжения и сохранения энергии. Принцип медленных движений и поз в йоге основан на том, что такой тип движений стимулирует и способствует правильному функционированию внутренних органов и желез внутренней секреции. [42]

Характеристика гибкости хоккеистов. Отсутствие целенаправленной работы над гибкостью приводит, прежде всего, к ухудшению подвижности опорно-двигательного аппарата хоккеиста, что ограничивает амплитуду движений и отрицательно сказывается на совершенствовании технического мастерства. Особенно важна гибкость для хоккейных вратарей.

  1. Андреева Н.Г. Секреты здорового позвоночника – СПб: «Невский проспект», 2001 – 185 с.
  2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. М.: Просвещение, 2000 – С. 87-88.
  3. Боброва Г.А. Художественная гимнастика в спортивных школах. М.: Физкультура и спорт, 1980 – С. 67-69.
  4. Годик М.А., Барамидзе А.М., Киселев Т.Г. Стретчинг. Подвижность, гибкость и элегантность. М.: Советский спорт, 2001 – 96 с.
  5. Доленко Ф.Л. Берегите суставы. М.: Физическая культура и спорт, 2000 – 140 с.
  6. Ефремов А. Тест на гибкость. Физическая культура и спорт, 2000-№3 – С. 25.
  7. Жаботинский Л., Пеньковский Е. Еще раз о силе. М.: 2003 – С. 80.
  8. Зациорский В.М. Физическая культура спортсмена. М.: Физическая культура и спорт, 1988 – С. 67-73.
  9. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. М.: Советский спорт, 2000 – 64 с.
  10. Изаксон Ч. Основы йоги. – СПб: Питер Паблишинг, 2007 – 224 с.
  11. Карелина О.В. Ни дня без гимнастики. М.: Физическая культура и спорт, 1981 – 40 с.
  12. Комлева Т.И. Школа гибкости, тела и ума. Физическая культура и спорт, 2000-№1-С. 56.
  13. Коренберг В. Б. «Проблема физических и двигательных качеств». // Теория и практика физической культуры, 2006, №7, С. 2-5.
  14. Коркин В.П. Акробатика. М.: Физическая культура и спорт, 1983 – 127 с.
  15. Коркин В.П. Гимнастика и акробатика в семье. Минск, Полымя, 1986 – С. 75-81.
  16. Латокина Л.И. Хатха-йога для детей: Книга для учащихся и родителей. М.: Просвещение, 2003 – 160 с.
  17. Летфулин И.С. Как быстро сесть на шпагат. Суперупражнения. Набережные Челны: Издательство Камского политехнического института, 2008 – 256 с.
  18. Лях В.И. Гибкость: Основы измерения и методика развития. Физическая культура в школе, 2009-№1-С. 4-10.
  19. Мао Джавен. Оздоровительная китайская гимнастика. / Пер. с англ. Е. Гупало. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001 С. 130-151.
  20. Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. Физическая культура и спорт, 1989 – С. 58.
  21. Пархомович Г.П. Основы классического дзюдо. Пермь, 2003 – С. 204.
  22. Пеганов Ю.А., Березина Л.А. Позвоночник гибок – тело молодо. М.: Физическая культура и спорт, 2001 – С. 3-29.
  23. Попов П.А. Оздоровительная гимнастика / Худож. Пиданов О.В. – М.: «Третья медицина» - 2008 – 89 с.
  24. Портнова Ю.М. Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры. М.: Физическая культура и спорт, 1988 – С.189-190.
  25. Савин В.П. Хоккей: Учебник для институтов физической культуры. М.: Физическая культура и спорт, 2000 – С. 152-155.
  26. Сермеев Б. Спортсменам о воспитании гибкости. М.: Физическая культура и спорт, 1980 – 44 с.
  27. Смолевский В.М. Гимнастика. Выпуск №3. М.: Физическая культура и спорт, 1987. С. 83-103.
  28. Смолевский В.М. Гимнастика в трех измерениях. - М.: Физическая культура и спорт, 1979.– 248 с.
  29. Те Р. Пять минут растяжки ежедневно. / Пер. с англ. А.В. Фурман; Худ. обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попури», 2009 – 112 с.
  30. Туманян Г. С., Харацидис С. К. «Гибкость как физическое качество». // Теория и практика физической культуры, 2008, №2, С. 48.
  31. Фохтин В.Г. Атлетизм дома. Выпуск №3. М.: Советский спорт, 2000 – С. 21-23.
  32. Хитлман Р. Йога для здоровья. М.: Советско-британское предприятие, 2001 – С. 7-8.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Физическая культура
2015 год 42 стр.
Курсовая Физическое развитие детей
diplomstud
Курсовая работа Физическая культура
2015 год 25 стр.
Курсовая Психологическая подготовка к соревнованиям по тяжелой атлетике
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское