Введение
Глава 1. Обзор научно-методической литературы по теории и методики аэробики
1.1. Характеристика спортивной аэробики
1.2. Содержание этапов подготовки в спортивной аэробике
1.3. Физиологические и психологические особенности дошкольного возраста
1.4. Структура и содержание начального этапа подготовки юных аэробисток
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования
2.1. Задачи исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Организация исследования
Глава 3. Результаты исследования и их анализ
Заключение
Список используемой литературы
В современном мире подрастающее поколение страдает недостатком двигательной активности. Компьютерные игры, общение в социальных сетях, просмотр различных картинок, занимают в жизни детей много времени. В связи с этим, задача современной системы образования, создать условия для оптимальной двигательной активности, социализации, гармонического физического и творческого развития детей и подростков. Аэробика является важнейшей и эффективной здоровьесберегающей технологией, которая направлена не только на развитие физических качеств, но и укрепление здоровья. Занятия аэробикой стимулируют работу практически всех систем организма: сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, способствуют развитию координации и музыкальности, гибкости и пластики движений. Аэробика – это выполнение общеразвивающих и танцевальных упражнений под музыкальное сопровождение, объединенных в непрерывно выполняемый комплекс. Аэробика в оздоровительных фитнес клубах существует как отдельное направление. В школе, аэробика используется на уроках физической культуры, во внеурочной деятельности, на дополнительных и секционных занятиях, способствует избавлению от «неуклюжести», «угловатости», излишней застенчивости, а также вызывает положительные мотивации, большой интерес со стороны детей и желание заниматься физическими упражнениями.
Работа в аэробном режиме положительно влияет на иммунную систему, повышает устойчивость организма к простудным, инфекционным и другим заболеваниям. Спортивная аэробика является достаточно молодым видом спорта. Чемпионаты мира начали регулярно проводиться с 1995 г., а чемпионаты Европы с 2000 г. Как вид спорта аэробика отличается зрелищностью, динамикой и эстетической привлекательностью. Таким образом, занятия аэробикой помогают не только укрепить здоровье наших детей, но и повысить их мотивацию заниматься физической 5 культурой. Начальный этап подготовки спортсменок по этому направлению является очень важным, именно здесь создается фундамент для дальнейшего роста спортивных результатов.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс девочек 6-7 лет, занимающихся спортивной аэробикой.
Предмет исследования: содержание этапа начальной подготовки в спортивной аэробике.
Цель исследования: совершенствование методики обучения базовым элементам на начальном этапе подготовки в спортивной аэробике.
Гипотеза исследования состояла в том, что внедрение в учебнотренировочный процесс девочек 6-7 лет, занимающихся спортивной аэробикой, комплексов, игр и игровых упражнений будет способствовать более успешному освоению базовых движений в спортивной аэробике.
Задачи исследования:
1) Проанализировать содержание общей физической подготовки на разных этапах тренировочного процесса в спортивной аэробике;
2) Разработать методику оптимизации физической подготовки на начальном этапе тренировочного процесса юных аэробисток;
3) Проверить эффективность разработанной методики в учебнотренировочном процессе юных аэробисток.
Практическая значимость: Результаты проведенного исследования могут быть внедрены в практику подготовки юных спортсменок 6-7 лет в группах начальной подготовки в сложно-координационных видах спорта.
Данная методика может быть включена в тренировочный процесс по спортивной аэробике в различных клубах, а также ДЮСШ и СДЮШОР. Опытно-экспериментальной базой исследования являлась МБУ СШ.
Глава 1 Обзор научно-методической литературы по теории и методики аэробики
1.1 Характеристика спортивной аэробики
Спортивная аэробика является достаточно молодым видом спорта. Чемпионаты мира начали регулярно проводиться с 1995 г., а чемпионаты Европы с 2000 г. За прошедший период времени было проведено более 20 крупнейших соревнований, в которых приняли участие спортсмены из разных стран. Сейчас международная федерация аэробики объединяет спортсменов более чем из 40 стран мира.
Авторы, (А. А. Сомкин, 2001; Е. А. Веревкина, 2004; Е. А. Поздеева, 2006), внесшие вклад в теорию и методику спортивной аэробики, определили следующие направления развития спортивной аэробики: «….увеличение сложности соревновательных программ; внедрение и конструирование новых оригинальных связующих и переходных элементов; повышение виртуозности исполнения технически сложных двигательных действий; включение в композицию моторных актов различной структурной трудности; рост технического и исполнительского мастерства посредством достижения элегантности, пластичности, изящества и высокой виртуозности выполнения движений» [19].
Можно отметить, что наиболее популярна спортивная аэробика в странах Европы. Этот вид отличается зрелищностью, динамикой и эстетической привлекательностью. Российские спортсмены занимают лидирующие позиции в мире поэтому специалисты работают над совершенствованием системы подготовки спортивного резерва и повышением спортивного мастерства на всех этапах подготовки, уделяя особое внимание начальному этапу. Т. Бомпа считает: «…что выполнение специфических требований, предъявляемых к уровню подготовленности юных спортсменов на каждом этапе многолетней подготовки, и оценка учебно-тренировочного процесса базируются на трех основных критериях – оптимальности, своевременности, эффективности и экономичности» [3]. Авторы Крючек Е.С., А.В. Евтух, П.В. Квашук и др. констатируют: «На этапах начальной подготовки и начальной спортивной специализации наиболее значима биологическая зрелость морфофункциональных структур, в то время как на этапе высшего спортивного мастерства мера влияния этих факторов на результат спортсмена может составлять не более 10%.» [15].
Спортивная аэробика отличается простотой и доступностью. Соревнования по спортивной аэробике проводятся в пяти категориях:
- соло женское и мужское;
- смешанные пары;
- трио;
- группы из 5 человек (с любым количественным соотношением мужчин и женщин) [23].
Комбинация длится 1 минуту 20 секунд. В композиции должны быть показаны: комплекс из базовых шагов аэробики, десять элементов сложности (в групповых-9), представляющих разные группы:
- элементы динамической силы;
- статические упоры;
- прыжки;
- гибкость с вариантами [34].
В групповых категориях разрешены акробатические поддержки, с некоторыми ограничениями по сложности.
В упражнении оцениваются техника исполнения, артистичность и сложность программы. Исполнение и артистичность оценивается из 10 баллов. Трудность оценивается путем суммирования стоимости всех выполненных элементов и делением суммы на 2 (но для трио и групп есть свои исключения). За каждое упражнение на соревнованиях выставляются общие оценки:
- А-Артистичность;
- Е-Исполнение;
- D-Сложности.
Сбавки, окончательная оценка и место в соревнованиях должны быть представлены на общее обозрение. После отборочного тура соревнований, каждая участвующая федерация, являющаяся членом ФИЖ, должна получить полную копию результатов, но не детальные результаты [34]. Большое значение в спортивной аэробике уделяется артистичности. В каждой композиции ставится отдельная оценка за артистичность, поэтому в подготовке спортсменов этому уделяется должное внимание. Артистичность - это способность гимнаста (ов), преобразовать содержание использование всей хореографии и внести вклад в стиль и качество, из хорошо структурированного упражнения в артистическое представление, исполнения, также, как и в выразительность гимнастов [23,34].
Количество участников соревнований с первого чемпионата мира значительно увеличилось с 157 участников до 300. Аэробика включена в программу Универсиады с добавлением танцевальной аэробики и упражнения со степ-платформой без элементов сложности. Таким образом, спортивная аэробика яркий, эффектный, зрелищный вид спорта, который привлекает детей своей зрелищностью, красотой, динамикой и доступностью. С каждым годом этот вид спорта завоевывает большую популярность, а успехи российских спортсменов стимулируют занятия в секциях подрастающего поколения.