Курсовая работа|Культурология

Курсовая Музеи в народной художественной культуре

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2018 | Страниц: 29

Введение

  1. Народная художественная культура в современном социуме
  2. Место музеев народных промыслов в сохранении народной художественной культуры 
  3. Проблемы сохранения народного художественного творчества. Роль музеев в деле сохранения народной культуры

Заключение

Список использованной литературы

Актуальной проблемой, стоящей сегодня перед русским народом, является утрата национального самосознания. В наибольшей степени этому способствовало разрушение сложившихся веками традиционных устоев в период советской власти. Особенно губительно семидесятилетний период сказался на культурном облике провинции, русской деревни. Воплощение новой идеологии, коренные преобразования, господство воинствующего атеизма, - все это привело к разрушению в сознании народа представлений о значении семьи, дома, уюта, добропорядочности, родства (того, что составляло традиционный жизненный уклад). В жертву идее были принесены национальная культура, национальный характер, национальная история, национальная преемственность поколений, православные традиции - все то, что определяло уникальный материальный и духовный облик России на протяжении столетий.      В начале 90-х годов прошлого века произошла очередная смена ориентиров: отказ от коммунистической идеологии на государственном уровне сопровождался поворотом к демократизации общества, развитии рыночных отношений, способствовал разрушению «железного занавеса». Однако эти преобразования привели к почти десятилетнему периоду тяжелых социальных потрясений, нестабильности в обществе, резкому падению уровня жизни и, как следствие, к резкому ухудшению всех социально-экономических показателей в стране. Отказ от прежних коммунистических приоритетов способствовал заполнению образовавшегося культурного вакуума псевдоценностями западного мира, в чем значительную роль сыграли телевидение, СМИ, шоу-бизнес, Интернет. В это время активно пропагандировались культы богатства, физических удовольствий; материальные ценности вытеснили духовные. Прививались чуждые русской культуре лозунги «брать от жизни все», «достигать цели любыми средствами» и т.п.

Утрате национального сознания и гордости за свой народ, свою историю способствовали навязанные извне стереотипы, такие, как природная лень, недалекий косный ум русского человека, его беспробудное пьянство, нечистоплотность. В качестве альтернативы продвигались далеко не самые лучшие проявления западной культуры, особенно - американского ее варианта. Быть русским стало стыдно, «не модно». На этом фоне превосходство Запада в материальных благах выгодно контрастировало с упадком в экономике России. Среди молодежи стали популярны идеи эмиграции с целью приобщения к идеальной, «райской» жизни. Перед русским народом как никогда остро встал вопрос о необходимости сохранения своей национально-культурной идентификации.

Народ является нацией, когда он осознает свою индивидуальность, свое особое место в общечеловеческой семье. Таким же образом, на уровне личности, национальная идентификация проявляется через осознание человеком принадлежности к своей нации, ее истории и культуре. Отождествление это помогает человеку успешно овладевать различными видами социальной деятельности, усваивать нормы, ценности, культуру своего народа.

Современная жизнь диктует культуре иные ценности, однако православная вера по-прежнему настраивает, вдохновляет, упорядочивает жизнь человека, расставляет приоритеты, четко и однозначно разграничивая понятия «добро» и «зло» и т.д. Важным источником информации о культуре родного края являются различные музеи. Сейчас практически никто не подвергает сомнению необходимость сохранять, охранять и продолжать культурные традиции, духовные и нравственные ценности памятников искусства для установления связи прошлого с настоящим и будущим. Но важнее всего на сегодняшний день - это не просто сохранить исконно русскую провинциальную культуру «музейно», для просмотра, но «оживить» ее, претворить в жизнь. Не должно, подобно нерадивому слуге из библейской притчи, зарывать талант в землю, т.е. держать культурное наследие подспудно, в хранилищах и музеях, - нужно знать ее практически, знать, чтобы не забывать и суметь передать это другим поколениям.

Предмет и объект исследования.

Предмет исследования - деятельность музеев в деле сохранения народной художественной культуры.   

Объект исследования - народная художественная культура

Цели и задачи исследования. Главной целью исследования является определение роли музеев в деле сохранения художественной культуры России.

 

  1. Народная художественная культура в современном социуме

Народное творчество как зародившаяся в глубокой древности художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его

жизнь, воззрения, идеалы, является важнейшей составляющей духовной культуры, и его исследование позволяет осознавать и поддерживать глубинные основания культурной ментальности и вместе с тем - универсальности. Это историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

Закрепляя в творчестве результаты трудового опыта, отношения к природе, человек углублял и расширял свои представления о действительности, формировал свой духовный мир. Возникновение художественного творчества означало огромный шаг вперед в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения художественного творчества были реальные потребности повседневной жизни. Так, например, танец вырос из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально песенное сопровождение помогало организации коллективного труда.

В архаичной культуре при отсутствии заметного разделения труда художественное творчество было непосредственно вплетено в производственную деятельность, жизнь, верования и быт.

С ростом производительных сил, развитием разделения труда в период начавшегося разложения первобытнообщинного строя и началом формирования классового общества начинается обособление художественного творчества, так же как и культовой деятельности, сосредоточивающейся в руках жрецов, колдунов, шаманов и т.д.

Социальное развитие человечества, выраженное в формирование классового общества, в более развитом разделении труда, постепенно выделяет профессионализированное искусство, как дело ограниченного круга людей - художников-профессионалов. В это же время в народной среде сохраняются общинные традиции, зародившиеся еще в доклассовом обществе, развиваются фольклор и те виды декоративно-прикладного искусства, которые сегодня принято относить к традиционному народному художественному творчеству. Они были непосредственно связаны с крестьянским и ремесленным укладами жизни.

С начала XX в. в народной культуре фиксируется процесс региональной и географической унификации. На народной культуре даже самого небольшого региона России лежит печать этнического своеобразия, например фольклор северорусских, центральных регионов или Поволжья оставался достаточно замкнутой системой. Однако мощные процессы урбанизации привели к тому, что народная культура космополитизируется, теряет региональные характеристики, трансформируется, предстает массовым искусством.

В современной культуре в процессе глобализации народное творчество, народная культура обретают функции самоидентификации народа, сохранения культурного многообразия мира. Созданные за многие века высокие образцы народного творчества сохраняют значение живого культурного наследия, сокровищницы художественного опыта народных масс.

Народная культура объединяет сферу способов понимания действительности и взаимодействия с ней, исходящих из практики существования данного народа, из особенностей народной духовности. Народная культура включает в себя исторически обусловленную систему идей, ценностей, норм, традиций социализации, образцов социального поведения людей, переживаний, верований, выраженных в массовом сознании населения и сознании отдельных индивидов, а также в конкретных результатах художественного творчества.

Национально-культурная идентичность для личности - это и психологическая опора в трудных ситуациях, и источник вдохновения в творчестве, и важная часть духовного мира человека. Представители одной и той же нации образуют этнокультурную общность, от степени, идентификации которой зависит, прежде всего, само существование народа как уникального явления в нашем мире. Нация, потерявшая самосознание, таким образом, обрекает себя на упадок и постепенное растворение в составе других народов. Именно по этой причине так остро встает вопрос о необходимости восстановления и сохранения национальной идентификации русского народа, его этнического «Я» - того, чем славится, чем интересна русская нация для всего человечества. Таким образом, мы приходим к вопросу о выделении тех качеств, которые характеризуют русский народ, его уникальную культуру, выделяют его из ряда других народов.

Грусман В.М. Музей в системе формирования национально-государственной идеи. -  СПб.: ООО «Деловая полиграфия», 2007. - 264 с.

Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). - СПб., 1993. - 111 с.

Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры. Учеб. пос. - Белгород: изд-во Белгу, 2003. - 312 с.

Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. - Л.: Искусство, 1972. - 440 с.

Конвенция ЮНЕСКО от 17 октября 2003 г

Лясников М.В., Шестаков В.А. Инновационные технологии в музейном деле // Вопросы культурологи. - 2011. - № 11. - С.78-82.

На пути к возрождению: Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. - Вологда: Областной научно-методический центр культуры, 2001. - 128 с.

Некрасова М.А. Народное искусство и экология культуры / Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. - М.: НИИ теории и истории изобразительного искусства, 1991. - 378 с.

Путин В. В. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации,2006 г. URL: http://www.cultinfo.ru

Сапанжа О. К вопросу об историографии и философском осмыслении феномена музея (до середины ХХ в.) // Вопросы культурологи. – 2011. - № 9. – С.4-9.

Социология искусства. Учебник / Отв. ред. В.С. Жидков и Т.А. Клявина. - СПб.: Искусство-СПБ, 2005. - 479 с.

 Стёпин В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен. // Вопросы философии, 2006, № 2. - С. 16-26.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Культурология
2015 год 26 стр.
Курсовая Национальный менталитет в экономических отношениях
diplomstud
Курсовая работа Культурология
2017 год 50 стр.
Курсовая Зарождение досуговых форм и их развитие (праздники и игрища)
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское