ВВЕДЕНИЕ
- ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
1.1. Повышенный уровень образования
1.2. Последипломное образование
1.3. Высшее сестринское образование
- ХАРАКТЕРИСТИКА «-»
2.1. Структура управления «-»
2.2. Характеристика хирургического стационара кратковременного пребывания «-»
- ПУТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На современном этапе внимание общества и государство обращено на социальные институты, деятельность которых связана с жизнеспособностью общества и повышением качества жизни каждого отдельного человека. Одним из подобных социальных институтов является система здравоохранения Российской Федерации. На протяжении многих лет для системы здравоохранения является актуальной проблема подготовки и повышения квалификации медицинских работников. В последнее десятилетие процесс развития среднего медицинского персонала характеризуется внедрением в практическую деятельность современных технических средств, развитием специализаций, комплексностью профессиональных задач. При этом дидактика образования среднего медицинского персонала внедряет инновационные методы и формы обучения. В отличие от традиционной деятельности в современный период реструктуризации системы здравоохранения администрация медицинских учреждений должна самостоятельно определять и прогнозировать долгосрочные цели и стратегии достижения, одним из направлений которых является профессиональная подготовка и переподготовка среднего медицинского персонала.
Степень изученности проблемы. Анализ содержания ряда работ показывает, что в настоящее время проблеме инновационных методов обучения среднего медицинского персонала уделено значительное место. Необходимость применения данных технологий и методов рассмотрена в работах С.А. Бахшиевой, Г.А. Киселевой, Е.Г. Бирюковой. Вопросы подготовки по системе повышенного уровня образования изложены в работах Т.Ф. Моисеевой, С.А. Красновой. Формы и методы последипломного образования исследованы в работах Т.В. Крашенинниковой, Н.А. Алимовой. Проблемам высшего сестринского образования уделено внимание в публикациях Н.А. Фоминой, О.В. Родиной.
Целью исследования является анализ уровня обучения среднего медицинского персонала и разработка анкеты и экспертных методов для определения возможных вариантов решения.
На основании заданной цели определен ряд задач:
1.Изучить понятие инновационных методов обучения среднего медицинского персонала.
- Разработать анкету показателей деятельности и квалификации среднего медицинского персонала.
Предметом исследования являются условия использования инновационных технологий как средства развития профессионально-личностных качеств медицинской сестры.
Объект исследования - процесс профессионального становления медицинской сестры.
Материалы исследования:
1.Для изучения теории нами монографические издания на заданную тему, учебно-методические пособия, раскрывающие вопросы применения инновационных технологий в обучении медицинских сестер.
2.Для рассмотрения практической стороны вопроса нами изучены и систематизированы отчеты указанного отделения «-».
Методы исследования: теоретический анализ, статистический анализ с использованием количественного метода.
1.ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
1.1.Повышенный уровень образования
На III Всероссийском съезде средних медицинских работников в октябре 2009 года была принята отраслевая Программа развития сестринского дела в Российской Федерации (далее – Программа)[1]. Программа содержит в себе новые требования к развитию системы здравоохранения и подготовке среднего медицинского персонала.
Качество сестринской медицинской помощи определяется по следующим критериям:
- Умение работать с профессиональной информацией;
- Использование современных информационных технологий;
- Внедрение новых организационных форм ухода за больными.
Именно в соответствии с данными критериями современной медицинской помощи в обучении среднего медицинского персонала на повышенном уровне основной упор делается на формирование компетентности в самостоятельной познавательной деятельности. Одним из важнейших качеств считается способность принимать в рамках профессиональной деятельности самостоятельные решения. Безусловно, развитие подобных знаний и умений требует специальной профессиональной подготовки среднего медицинского персонала, которая может осуществляться в следующих направлениях (см. таблица 1).
Таблица 1.1.
Система подготовки и повышения квалификации
среднего медицинского персонала
Уровни образования
|
Учреждения среднего и высшего профессионального образования
|
Последипломное образование
(повышение квалификации)
|
Базовый уровень (основной)
|
Медицинское училище,
Медицинский колледж
|
Курсы повышения квалификации и переподготовки в медицинских колледжах, училищах центрах повышения квалификации
|
Высшее сестринское образование
|
Факультеты ВСО,
Институты сестринского образования (при медицинских университетах и академиях)
|
Интернатура, ординатура, аспирантура, докторантура.
Курсы повышения квалификации в медицинских вузах
|
Повышенный уровень образования
|
Медицинский колледж
|
Курсы повышения квалификации и переподготовки в медицинских колледжах, в центрах повышения квалификации
|
Инновационная модернизация медицинского образования предполагает на базе указанных уровней и учреждений проводить подготовку по следующим инновационным направлениям[2]:
1.Внедрение стандартов технологии выполнения медицинских услуг. Повышенный уровень образования.
Суть направления состоит в стандартизации и четкой алгоритмизации профессиональной деятельности медицинской сестры. Данное направление относится к сфере обучения студентов на повышенном уровне образования[3]. В практической деятельности студенты часто путают понятия «стандарт» и «алгоритм». Обучение предполагает закрепление знаний в области «структуры стандарта». На занятиях студенты, помимо получения информации по определенным клиническим дисциплинам, выполняют задания психологического и организационного характера. Обязательными направлениями обучения являются:
- Инновации в дисциплине «сестринский процесс»;
- Медицинская эргономика;
- Стандарты сестринской деятельности.
Выполнение заданий в процессе обучения предполагает использование современных информационных технологий (например, мультимедийные презентации). С целью повышения компьютерной грамотности вводится курс информатики (средний объем – 60 часов). Обучение компьютерной грамотности предполагает не только базовый уровень навыков, но и, в обязательном порядке, систематизацию, анализ и отбор информации для решения учебных задач. Данное направление в обучении является актуальным на современном этапе, так как в значительном количестве лечебно-профилактических учреждений рабочие места медицинского персонала уже автоматизированы.
2.Обучение навыкам исследовательской деятельности. Повышенный уровень обучения.
Исследовательская деятельность студентов является одним из важнейших условий развития творческой профессиональной самостоятельности. За период обучения студенты исследуют возможности применения в практической деятельности лечебных учреждений таких инновационных методов сестринского процесса, как:
1.План сестринской деятельности при наиболее часто встречающихся проблемах пациента.
2.Проблемы пациента.
3.Лист «Сестринское наблюдение».
Также повышенный уровень обучения предполагает использование таких ведущих моделей сестринского дела, как[4]:
- Дефицит самоухода (Д Орэм);
- Добавочно-дополняющей (В. Хендерсон);
- «Здоровье через развитие» (М. Аллен).
Обязательно в соответствии с программой студенты изучают:
1.Критерии качества работы медицинских сестер отделений стационара, поликлиники.
2.Опят работы сестринского персонала по профилактике внутрибольничных инфекций.
3.«Синдром профессионального выгорания» у медицинских работников.