Актуальность. В условиях современного российского общества одной из актуальных и значимых проблем является проблема эффективной социальной защиты и поддержки различных групп населения.
Технологии социальной работы - это совокупность взаимосвязанных процедур и способов профессионального воздействия на социальный объект с целью его улучшения, обеспечения оптимизации функционирования при возможном тиражировании данной системы воздействия. При узкопрофессиональной направленности социальной работы ее технологии являют собой совокупность способов профессионального воздействия на социальный объект, позволяющих более эффективно и своевременно оказывать помощь нуждающимся категориям населения. Поэтому в социологии социальной работы является актуальным изучение различных аспектов разработки и внедрения технологий социальной работы в социальную практику, а также представляется важным анализ общих и частных технологий.
Технологии социальной работы наиболее динамично развивающаяся отрасль социального знания, которая охватывает как глобальные социальные технологии, так и частные конкретные методики работы с определенными типами социальных проблем.
Период политического и экономического реформирования в России оказался достаточно долгим по времени, и это негативно отразилось на социальном положении населения. Большинство граждан Российской Федерации в советское время было малоимущим Последние десять лет стали просто разрушительными для многих людей, не сумевших адаптироваться к новым экономическим условиям. Дестабилизации положения граждан способствовало также отсутствие государственного надзора за последствиями правового нигилизма и экономического хаоса, приведшее к возникновению криминального "беспредела", в том числе при операциях с недвижимостью и в финансовых махинациях. Одним из проявлений резкого ухудшения социально-экономической ситуации в современной России стало появление массовой бездомности.
По данным МВД России, в настоящее время в одной только Москве от 100 до 350 тысяч человек не имеют определенного места жительства. Около 20% бездомных составляют москвичи, 60% - из других регионов России, 10% - граждане СНГ. Впрочем, почти половина людей, оказавшихся в Москве в положении бездомных, не является лицами без определенного места жительства и занятий, или бомжами, как их называют в официальных документах. У них где-то есть жилье и прописка (которую, впрочем, отменили), а попали они в наш большой город по разным причинам. Москва, как и другие крупные города, притягивает к себе тысячи "бродяг" возможностью найти работу. Обращаясь за помощью, они как правило указывают причиной бездомности отсутствие средств к существованию, уход с экономически неблагоприятных территорий, ограбление на вокзале. Каждый десятый из временно бездомных приехал в Москву для решения каких-то проблем, с которыми невозможно разобраться дома - правовых, экономических, медицинских.
Собственно бездомных, т.е. бомжей, в общей массе московских бездомных приблизительно 55%. Третья часть из них - бывшие заключенные. По закону многие из них имеют право на восстановление регистрации и жилья, но где им жить в то время, пока они это право реализуют? Для бывших москвичей, благодаря московскому правительству, этот вопрос отчасти решен. Они могут жить и регистрироваться в домах ночного пребывания, но во многих других регионах России подобных учреждений нет.
Другие собственно бездомные - это либо продавшие свое жилье (многих обманули при обмене), либо оказавшиеся на улице из-за семейных проблем (разведенные, выгнанные родственниками, сбежавшие от пьющих родственников или сами пьющие), либо потерявшие ведомственное жилье в связи с сокращением или увольнением. Эти три группы приблизительно равны по численности (около 20% каждая от общего числа собственно бездомных).
Самую малочисленную группу бомжей (около 10%) составляют люди, для которых подобное состояние - жизненный выбор. Однако и про этих людей можно часто сказать, что не они выбирают, а жизнь. И хотя к этой группе относится только каждый двадцатый (с учетом временно не имеющих жилья) московский бездомный, именно они создают неприглядный образ бомжа.
Степень научной разработанности проблемы: Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации, социологические исследования. На сегодняшний день вопросы из области социальной работы отражены в трудах М. В. Фирсова, Е. И. Холостовой В. Н., и др. К проблемам социальной педагогики, а также технологиям социальной работы с детьми обращаются в своих трудах такие российские ученые как Галагузова М.А., Никитин В.А., Мудрик А.В., Смирнова Е.Р., Ярская В.Н.и др.
Объект изучения – социальная работа.
Предметом исследования – технологии социальной работы с бездомными.
Целью нашей работы было рассмотрение сущности технологии социальной работы с бездомными.
Задачи исследования:
- проанализировать научную литературу по теме исследования и охарактеризовать особенности социальной работы в целом в системе социальных технологий;
- рассмотреть универсальные социальные технологии работы;
3.охарактеризовать особенности технологии, формы и методы социальной работы с бездомными и привести примеры социальной поддержки бездомных.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы теоретических методов: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы, обобщение социально-педагогического опыта.
В ходе выполнения работы мы опирались на научные труды таких исследователей, как Капитонов Э.А., Поппер К., Тетерский С.В. и др.
Глава 1. Теоретическое исследование технологий социальной работы
1.1 Социальная работа в системе социальных технологий. Универсальные социальные технологии работы
В условиях современного мира, ставящего перед человеком и обществом задачи различной степени сложности, одним из условий их эффективного решения является возможность организации человеческой деятельности таким образом, чтобы добиться максимально возможного результата с минимальными затратами ресурсов, средств и времени. Подобная организация деятельности формирует такой феномен как технология.
В современной лексике, как научной, так и повседневной, обыденной, термин «технология» используется достаточно часто и широко. При этом мы не всегда отдаём себе отчёт в том, насколько корректным и оправданным является употребление данного термина в каждом конкретном случае. Попробуем установить границы его использования как научного понятия, имеющего достаточно определённую область применения.
Можно утверждать, что термин «технология» - это синтез древнегреческих слов «techne – умение, мастерство и lоgоs – знание, учение. Таким образом, самое простое определение, которое можно дать понятию «технология» будет звучать следующим образом: это мастерство, искусство, умение делать “искусственные” вещи и связанные с этим знания. Из этого определения можно вывести такие важные элементы технологии как приёмы деятельности, пути и способы деятельности, необходимые знания. Иначе говоря, технология – это умение воздействовать на предмет в какой-либо деятельности, где техника – это пути, способы и действия, помогающие точно, быстро, рационально достигать избранных целей.[1] По мере развития общества и человеческой деятельности существенным образом изменяются и представления о том, что есть технология. Она начинает связываться с такими особенностями современного производства как расчленение производственного процесса на определённые этапы и последовательно сменяющие друг друга операции, а также стандартизация и унификация производственной деятельности людей.
Таким образом, технология – это определённый алгоритм какого-либо вида деятельности. Выступая в подобном качестве, технология позволяет при необходимости воспроизводить процесс человеческой деятельности в различных условиях и тиражировать его. При этом, технология выполняет ряд важных и значимых для процесса осуществления деятельности функций:
- регулирует и направляет ход процесса в нужное русло;
-контролирует деятельность субъекта соответствующими стандартами, правилами, нормами, техническими условиями и т.п.;
-гарантирует достижение заданных свойств, при соблюдении соответствующих условий;
-обеспечивает рациональность самого процесса деятельности. (10. С. 206).
Будучи необходимым элементом человеческой деятельности, технология отвечает на вопрос «как это сделать», предполагая при этом, наличие определённого порядка, правил, норм, запретов, цепочку процедур и операций, этапов реализации в любом виде деятельности, будь то производство автомобилей или мороженого, разработка новых компьютерных программ или подготовка специалиста, формирование нового коллектива или достойных условий жизнедеятельности людей. Сам термин «социальные технологии» входит в систему социального знания в 70-е годы ХХ века. Первоначально, он обозначал систему специализированных средств и методов, использующихся в социальной инженерии и создающих возможности для рациональной деятельности.[2]
Одним из первых исследователей, рассматривавших проблему формирования социальных технологий на концептуальном уровне, был американский философ К. Поппер. При этом, исходный пункт рассуждений Поппера состоял в том, что к середине ХХ века многие макросоциальные теории, а также различные социально-утопические теории и созданные на их основе проекты по внесению изменений в существующие социальные системы, доказали свою несостоятельность в качестве факторов принципиального и глобального переустройства общества. По мнению К. Поппера, социальная жизнь не нуждается в тотальном преобразовании и в сопровождающем его тотальном насилии. Совершенствование социальной системы возможно в процессе постепенной, «частичной» работы, т.е. социальной технологии, направленной на устранение конкретных пороков социальной жизни. Исходя из такого понимания, К.Поппер определил социальные технологии как способ применения теоретических выводов в практических целях[3] и указал на существование таких разновидностей этого феномена как холистские, утопические, для которых характерно стремление к тотальным преобразованиям социальной системы революционным путём, и частичные, т.е. представляющие собой программу и методологию деятельности по решению конкретной социальной задачи.
Сопоставляя эти два основных вида технологий, К. Поппер выделил и основные преимущества частичных технологий, по сравнению с утопическими - трезвость и взвешенность в постановке целей; учёт возможных отрицательных последствий; осторожность и постепенность в преобразованиях, постоянный контроль за их протеканием; возможность своевременно ликвидировать непредвиденные последствия собственных действий; возможность корректировки деятельности субъекта по осуществлению изменений.[4] Именно эта часть воззрений К.Поппера, дальнейшее развитие социоинженерной исследовательской деятельности стало основой для современных разработок в области социальных технологий. Результатом этих исследований является, в том числе, и выработка современных определений понятия «социальная технология».