Введение
Глава 1. Теоретические основы правового регулирования труда педагогических работников
1.1. Сущность понятия «правовое регулирование труда»
1.2. Образовательное учреждение как объект регулирования трудовых вопросов
Глава 2. Правовое регулирование труда педагогических работников на примере УНИВЕРСИТЕТА
2.1. Анализ персонала и правовое регулирование труда педагогических работников
2.2. Проблемы правового регулирования труда педагогических работников
2.3. Предложения по совершенствованию правового регулирования труда педагогических работников
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность темы работы обусловлена тем, что изменения в трудовом законодательстве постоянно фиксируются в процессе работы над Трудовым кодексом. Предметом изучения и регулирования Закона о труде является структура общественных отношений, появляющихся по поводу имеющего договорный характер труда подчиняющегося определенному работодателю работника, лично выполняющего его за определенную (установленную) плату – оклад. Трудовое законодательство имеет несколько определенных целей. Это – защита интересов и прав работодателей и их работников, организация благоприятных условий для работы граждан и защита их от безработицы и обеспечение государством гарантий трудового права и свобод граждан Российской Федерации. Законодательство о труде возникло еще в советское время. Оно было выделено из уже имеющегося Гражданского права. Так как ранее труд не был рассмотрен как отдельный товар или услуга, и основным работодателем в те времена было государство, составляющее данные законы, соответственно каждому работнику полагались некоторые возможности – оплачиваемого отпуска, гарантии трудоустройства молодежи после окончания ВУЗов и других учебных заведений, защита женщин детородной возрастной категории. Основания для увольнения были очень ограничены. Кодекс о трудовых отношениях в Российской Федерации был принят Государственной Думой 21.12. 2001 года и подтвержден Советом Федерации 26 декабря. С этого времени ТК становится главным регулятором взаимодействия между работником и работодателем. Трудовое законодательство объединяет в себе черты частного и публичного права. Коллективно-договорное регулирование выполняется на различных уровнях - от одной организации до всего государства или транснациональной корпорации непосредственно на территории взаимодействующих стран. Трудовое законодательство – это помощник для каждого из нас. Законы, указанные в нем, помогают нам быть уверенными в своем будущем, достойно защищать свои права и интересы на работе непосредственно при общении с руководством и коллективом. Цените эту возможность и используйте знание Трудового Кодекса в своей жизни.
Определение составных частей, которые формируют исследуемое явление, является залогом к полному пониманию такового. Так и система трудового права дает полное представление о том, какого рода отношения следует относить к нему. Причем установление состава институтов, регулирующих трудовые отношения, носит не только научный, но и практический характер. А, следовательно, специалистам в области рассматриваемой отрасли стоит четко знать, из чего она складывается. Теоретический и практический взгляд Как правило, проблемами установления принадлежности какой-либо нормы к определенному институту занимаются ученые-правоведы. Однако их теоретические изыскания в итоге становятся полезными и для практиков. Так, система науки трудового права формируется из двух основных частей. Первая из них, называемая Общей, направлена на раскрытие строго научных основ существования данной отрасли. Вторая, она же Особенная, носит скорее практический характер. Однако юристам-практикам не стоит обделять вниманием первую из них. Почему? Содержание ответа на поставленный вопрос заключается в раскрытии составляющих элементов указанных частей. Итак, общая часть призвана дать базовые направления, по которым трудовое право выделяют из ряда других отраслей. Первым элементом всегда является предмет, а именно отношения, которые обязана регулировать система трудового права. А где есть отношения, существуют и два основных элемента – субъекты и объекты, которые составляют вторую ступень общей части. При этом стоит отметить, что она раскрывает не только понятие, но и общеправовой статус объектов и субъектов. Третьей важной вехой выступают принципы – базисные направления создания и функционирования права в целом. Четвертой, и последней, категорией призвана выступать система источников трудового права, основа которой будет дана ниже. Особенная часть направлена на создание солидной научно-прикладной базы юристам-практикам. В неё традиционно включают две большие категории – регулирование трудовых отношений и регулирование таковых, связанных с трудом. Первая категория направлена на полное раскрытие всех особенностей осуществления трудовых взаимоотношений (трудовой договор, время отдыха, оплаты труда и прочее). Вторая включает в себя институты, регулирующие защиту трудовых прав, способы трудоустройства, контроля над исполнением положений соответствующего законодательства, регулирования профессиональных союзов и патронатов, а также остальные нормы, призванные обеспечить качественные условия труда. Существует мнение, что система науки трудового права обязана включать в себя и специальную часть, регулирующую отношения с иностранным элементом. Но утверждение это представляется спорным, т.к. именно эту сферу раскрывает институт международного трудового права. Как бы то ни было, все три части базируются на специальных источниках, систему которых также необходимо выявить. Если говорить о составных частях законодательства о труде, то нельзя не упомянуть, что построение их пирамиды не отличается от той, которую выдвигает общая теория права. Так, вершиной считается конституция, гарантирующая право на труд всем. Второй ступенью принято считать законодательство о труде, вбирающее в себя кодекс и иные законы, регламентирующие отдельные аспекты трудовых отношений. На третьей ступени расположены акты исполнительной власти федерального уровня. Меньшей силой обладают акты субъектов федерации в области труда. И на последней ступени прочно укрепились локальные акты и коллективные трудовые договора. Но существует два спорных вопроса: вбирает ли в себя система трудового права международные договора и если да, то какой силой они обладают? Ответ на поставленный учеными вопрос предоставляет уже конституционное право. Международные акты в области труда, прошедшие процедуру ратификации, становятся обязательными и занимают место на уровне законов. Из всего этого следует, что система трудового права носит скорее практический характер и её основной функцией является обеспечение правильного функционирования всех институтов данной отрасли.
Как мы видим, само по себе трудовое право играет важную роль в жизни каждого гражданина. Но еще более важно, как мне кажется, правовое регулирование труда работников образования, так как именно успешная образовательная система – это залог успешного развития экономики в целом.
Цель работы: проанализировать вопросы правового регулирования труда педагогических работников.
Задачи работы:
- раскрыть сущность правовых отношений в сфере труда в целом
- охарактеризовать сущность трудовых отношений в образовании
- описать международные нормы правового регулирования
- охарактеризовать деятельность образовательного учреждения и правовые вопросы регулирования труда в нем
- рассмотреть основные проблемы правового регулирования трудовых отношений в ВУЗе
- рассмотреть пути совершенствования трудового законодательства.
Объект исследования: профессиональная деятельность ВУЗа. Предмет исследования: правовое регулирования трудовых отношений в ВУЗе.
В ходе написания работы был проанализирован широкий спектр литературы, включая периодические издания и интернет-источники.
Глава 1. Теоретические основы правового регулирования труда педагогических работников
1.1. Сущность понятия «правовое регулирование труда»
Право, как любой иной инструмент, обладает особыми характеристиками воздействия, коими являются способы, приемы и средства. Совокупность их и сформировала особый институт – «Методы правового регулирования». Понятие о видах Государство как участник отношений в человеческом обществе стоит особняком в плане набора возможных инструментов поведения. Выражается такое положение в том, какие методы правового регулирования оно использует. Для того чтобы понять, в чем заключается их суть, необходимо вывести основные характеристики данного явления[1]. Итак, правовое регулирование представляет собой возможность осуществлять воздействие на отношения, складывающиеся в рамках определенного сообщества на строго определенной территории. Такое воздействие может быть как указующим, так и рекомендательным. Первый вид получил название императивности, а второй – диспозитивности. Императивный метод правового регулирования заключается в том, что государство устанавливает четко определенную модель поведения в конкретной ситуации. А диспозитивный метод предоставляет участникам отношений выбор между двумя и более моделями поведения. Причем если в первом случае невыполнение указанного правила строго преследуется, то во втором – участники вольны поступать так, как это установлено рамками законодательства. Два основных представленных метода не являются единственной возможностью регулирования общественных отношений на территории определенной страны. Некоторые правоведы выделяют ещё семь дополнительных методов. Но, как правило, они в той или иной степени отражают первые два. Например, метод дозволений, запретов и обязывания. Данный вид как нельзя лучше отражает комбинирование императивного и диспозитивного. Так, дозволения – это в большей мере диспозитивный, тогда как обязывания и запрета – это классический императивный метод правового регулирования. Кроме того, представленный пример отражает не метод, а лишь его часть – способ. Способы правового регулирования В своей практике государство использует целый набор способов, средств и приемов, позволяющих ему выполнять свою основную функцию – осуществлять эффективный менеджмент дел общества, проживающего на его территории. Но все-таки главными в представленной совокупности являются способы правового регулирования. Говоря о них, всегда подразумеваются три основных действия, уже отмеченные ранее – дозволение, обязывание и запрет. Причем методы правового регулирования могут использовать как один из них, так и комбинировать[2]. Дозволение – это способ регулирования, при котором государство устанавливает, что индивидуум или группа имеют право совершать какое-либо действие. В большей степени дозволение характерно для диспозитивного метода. Однако существует мнение, что в малой части оно свойственно и для императивного. Так, лучше всего это отражено в санкции, когда судебному органу предоставляется выбор, какое в зависимости от степени вины назначить наказание. Но это лишь частный пример. Обязывание – способ, при котором государственный аппарат принуждает поступать индивида определенным образом. В случае доказанного отступления от указаний за лицом признается вина, и, как следствие, наступает наказание. Запрет – это крайняя мера, применяемая государством. Как правило, он устанавливается в отношении жизненно важных для общества и государства ситуаций. Ярким примером запретов являются нормы уголовного законодательства в материальной его части. И обязывание, и запрет являются способами, характеризующими только императивные методы правового регулирования. Как видно, правоведы явно сходятся во мнении относительно того, что следует относить к способам. А вот методы правового регулирования вызывают у них явные расхождения во мнениях. А потому, следует правильно определять последние понятия и четко придерживаться того, что метод правового регулирования – это всегда совокупность трех начал: способа, средства и приема. И потому взаимозаменять его и его составляющие не разрешается.
Трудовое право в РФ характеризуется не только предметом. Но и методом правового регулирования отношений между работником и работодателем. Методы трудового права представляют собой совокупность приёмов, которые позволяют регулировать трудовые отношения. Чтобы появился метод правового регулирования трудовых отношений, необходимо чтобы существовал и предмет этого регулирования, другими словами, для создания метода необходимо существование общественных отношений, которые в какой-то степени нуждаются в правовом регулировании. В общих чертах, можно сказать, что методами трудового права являются множество приёмов, которые способствуют регулированию трудовых отношений и отношений с ними связанными[3].
Существует несколько видов правового регулирования трудовых отношений или отношений, которые с ними связанны. Выделяют централизованный метод, локальный и индивидуальный метод регулирования трудовых отношений. Их наличие прослеживается в таких моментах, как общее юридическое положение субъектов правоотношений; приёмы, формирующие права и обязанности, способы защиты собственных прав и обеспечение их выполнения, а так же основные причины возникновения или изменения, вплоть до прекращения правоотношений.