Введение
Глава 1. Теоретические основы системы мотивации
и стимулирования работников предприятия
Глава 2 Анализ системы мотивации и стимулирования
работников ДОУ № _.
- Общая характеристика ДОУ № _.
- Анализ системы мотивации и стимулирования
работников ДОУ № _.
- Проблемы, снижающие эффективность системы мотивации
и стимулирования работников ДОУ № _.
Глава 3. Проект совершенствования системы мотивации
и стимулирования работников.
3.1. Обоснование необходимости разработки Программы по совершенствованию системы мотивации и стимулирования
работников ДОУ № _.
3.2. Проект программы по совершенствованию системы мотивации
и стимулирования работников ДОУ № _.
Заключение
Список использованной литературы
В настоящее время большое значение для достижения целей организации имеют функции мотивации и стимулирования персонала. Под мотивацией понимается внутренний процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних и внутренних факторов.
Мотивация и стимулирование как методы управления трудом противоположны по направленности: первая направлена на изменение существующего положения; второе – на его закрепление, но при этом они взаимно дополняют друг друга: мы не сможем выбраться из кризиса без качественного изменения трудовой мотивации. Стимулирование и мотивация поведения в процессе трудовой деятельности существует уже давно. Наиболее старый способ намеренного воздействия на людей в целях выполнения задач организации осуществлялся при помощи принуждения и поощрения. Данным методом, в настоящее время, пользуется большинство менеджеров, однако названный способ нельзя считать довольно эффективным в связи с тем, что мотивами поведения людей являются не только материальные потребности, но и моральные и психологические. Эффективная работа персонала является неотъемлемой частью, способствующей увеличению конкурентоспособности и эффективности работы предприятия.
Рассматриваемая проблема в настоящее время является довольно актуальной, так как на отечественных предприятиях часто отсутствует эффективная система управления мотивацией и стимулированием.
Целью курсовой работы является разработка проекта Программы совершенствования и регулирования процессов мотивации и стимулирования работников ДОУ № _ г.
Для достижения данной цели следует решить ряд задач:
1.Изучить теоретические основы системы мотивации и стимулирования, а так же выявить их составляющие.
2.Проанализировать систему мотивации и стимулирования ДОУ № _ г.
3.Разработать проект Программы совершенствования и стимулирования работников ДОУ № _.
Объектом исследования является действующая система мотивации и стимулирования работников ДОУ № _.
Предмет исследования – эффективность действующей системы мотивации и стимулирования работников ДОУ № _.
Курсовая работа состоит из трех частей. В первой части автор дает полное описание теоретических основ понятий «мотивация» и «стимулирование», дает общее определение этим понятиям, определяет составляющие системы мотивации и стимулирования, а также дает характеристику основных теорий системы мотивации персонала и мотивационных типов.
Во второй части автор проводит анализ системы мотивации и стимулирования ДОУ № _. Дает краткую характеристику организации, описывает задачи, цели и виды деятельности ДОУ № _. Далее проводится анализ, описывающий элементы системы мотивации и стимулирования работников данной организации, а также определяются проблемы, снижающие эффективность системы мотивации и стимулировании работников ДОУ № _.
В третьей части автор предлагает проект Программы по совершенствованию системы мотивации и стимулирования работников ДОУ № _.
Работа выполнена на основе изучения специальной литературы по проблеме мотивации. Автор использовал работы таких авторов, как О.С. Виханский, И.Н. Герчикова, И.И. Кабушкин, М. Мескон, Т.О. Соломанидина, Э.А.Уткин и др., которые, по его мнению, наиболее полно и четко раскрывают вопрос мотивации персонала.
Глава 1. Теоретические основы системы мотивации и стимулирования
работников организации
Формирование социально ориентированной рыночной экономики не может восприниматься массами как цель их труда. Каким бы не был труд, он всегда имеет определенный смысл и содержание. Смысл – это то, ради чего он осуществляется, то есть его конечная цель.
Смысл труда не может быть сведен к материальной заинтересованности. Налицо кризис труда: девальвированы трудовые ценности, труд превратился из основы образа жизни в средство выживания (1). Труд потерял свою смыслообразующую функцию. Для формирования сильной трудовой мотивации необходимо, чтобы смысл труда выходил за рамки удовлетворения только личных материальных потребностей. С течением жизни проявление различных способностей, носителем которых является человек, становится психологической потребностью для человека. В этом он проявляет самого себя, причем без всякого нажима со стороны и получает при этом удовольствие от своего труда. Такой труд для человека – особая ценность. Он положительно мотивирован: человек хочет трудиться и сам стремиться к этому.(2)
Мотивация высокопродуктивного труда позволяет обеспечить наряду с восстановлением нормальной трудоспособности работников повышение места, занимаемого ценностью труда, в общей структуре социальных ценностей, формирование нового трудового сознания.
В общем случае стратегией и тактикой решения этой проблемы являются мотивация трудовой деятельности и стимулирование.
Различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.(11)
Принимая во внимание вышесказанное, можно дать более детализированное определение мотивации. Это комплекс наиболее сильных чувств, побуждающих к тому или иному действию.
В понятие «мотивация» входят моменты активизации, управления и реализации целенаправленного поведения человека. Мотивация отвечает на вопрос: почему так, а не иначе поступает данный человек.
Автор считает целесообразным рассмотреть три аспекта мотивации:
- Что в деятельности человека находиться в зависимости от мотивационных процессов (2,3,9);
- Каково соотношение внутренних и внешних сил(2,3,9);
- Как мотивация соотносится с результатами деятельности человека(2,3,9)
Исходя из знания мотивации, можно определить, почему руководитель выбирает ту или иную тактику поведения при решении определенной управленческой задачи, сознательно проявляя при этом активность и стремясь достичь при этом поставленной цели.
С точки зрения психологии, Немов Ф.И., Леонтьев А.Н. выделили мотивацию двух видов: положительную и отрицательную.
Положительная мотивация – это стремление добиться успеха в своей деятельности(16,25). Она предполагает проявление сознательной активности и связана с проявлением положительных эмоций и чувств.
Отрицательная мотивация – связана с применением осуждения, неодобрения, что влечет за собой, как правило, наказание не только в материальном, но и в психологическом смысле (16,25).
По мнению А.Я. Кибанова наиболее важно представлять, что мотивация – это «внутренний процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемо комплексным воздействием внешних и внутренних факторов» (12).
К внутренним факторам можно отнести такие понятия, как потребность и мотив. С точки зрения Ломова Б.Ф, Комарова Н. А., потребность представляет собой то, что находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека(15,17). Наконец, это то, от чего человек стремится освободиться, так как пока потребность существует, она дает о себе знать и требует своего устранения. Люди по разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и осознано устраняются. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретно проявления, а так же степень настойчивости и своего влияния на человека.
Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека(14). Мотив является одним из более значимых понятий в психологии. «Мотив (фран., единственное число motif; от латинского motif – двигаю) – побуждение». В работах А.Маслоу, определение мотива соотносится с потребностью, в концепции С.Л.Рубинштейна - с возможностью удовлетворения потребности. Наиболее полным, по мнению автора, является определение мотива, предложенное Л.И. Божович: «Это то, ради чего человек действует»(3).