Введение
Глава 1. Основы организации внутреннего контроля в коммерческом банке
1.1. Понятие, цели, задачи и классификация видов внутреннего контроля в коммерческих банках
1.2. Место, роль и значение внутреннего контроля в коммерческом банке
Глава 2. Эффективность оценки деятельности банка в финансовом аспекте
2.1. Критерии оценки эффективности системы внутреннего контроля в банке
2.2. Влияние внутреннего контроля на эффективность работы коммерческого банка
Глава 3. Необходимость и пути совершенствования системы внутреннего контроля банком
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Актуальность темы. Переход банковского сектора России на международные стандарты учета и финансовой отчетности и внедрение в практику принципов корпоративного управления требуют от банков всестороннего интенсивного развития, это является одним из важнейших аспектов деятельности внутреннего контроля.
Важнейшим элементом обеспечения безопасности банков является система предупреждения их кризиса. Банковское законодательство устанавливает, что в интересах обеспечения финансовой надежности, как фактора предотвращения кризиса, банки должны:
1) осуществлять классификацию своих активов, особо выделяя сомнительные и безнадежные долги, создавать резервы (фонды) покрытие возможных убытков, в том числе под возможное обесценение ценных бумаг;
2) соблюдать обязательные экономические нормативы, установленные банком России;
3) организовать у себя внутренний контроль, обеспечивающий надежность выполняемых операций.
Основной целью банковского регулирования и контроля в России, как и в других странах, является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Конкретные задачи, которые ставятся перед органами внутреннего контроля в каждый данный период времени, непосредственно определяются этой главной целью осуществления контроля за кредитными организациями и современным состоянием банковской сферы и социально-экономической ситуацией в стране в целом. На начальном этапе создания банковской системы в России к кредитным организациям предъявлялись относительно либеральные требования. Это объяснялось неразвитостью самой системы банковского надзора и задачей ускоренного формирования коммерческого банковского сектора, обусловленной прежде всего политическими целями. Позднее основной акцент в деятельности органов внутреннего контроля был перенесен на обеспечение надлежащего качества работы функционирующих кредитных организаций, их ликвидности и платежеспособности. В настоящее время в связи с обострением во всем мире проблемы обращения криминальных денег перед ЦБ РФ также поставлена задача разработки системы мер по предотвращению отмывания «грязных» денег через коммерческие банки нашей страны.
В данной работе объектом исследования на эффективность внутреннего контроля представлен один из банков – ОАО «-».
Целью работы является на примере ОАО «-» рассмотреть необходимость наличия эффективной системы внутреннего контроля за потребностью в повышении эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности, управления рисками, управления активами и пассивами, обеспечение достоверности, полноты и прозрачности финансовой, бухгалтерской, статистической отчетности, соблюдении требований федерального законодательства и нормативных актов, стандартов банковской деятельности и норм профессиональной этики, внутренних нормативных документов банка, определяющих его политику и регулирующих его деятельность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы основы внутреннего контроля в коммерческих банках;
- на примере зарубежных стран сравнить опыт развития внутреннего контроля в коммерческих банках с момента их становления;
- ознакомиться с особенностями деятельности ОАО «-»;
- изучить нормативно-правовое обеспечение внутреннего контроля;
- проанализировать структуры портфеля банковских активов;
- дать оценку качества активов, с точки зрения их возвратности и способности своевременно и без потерь обращаться в платежные средства;
- определить доли риска и размера проблемных активов;
- выявление потенциальных направлений в улучшении использования ресурсов банка;
- рассмотреть пути совершенствования внутреннего финансового контроля в коммерческих банках России;
- необходимость, и пути совершенствования системы внутреннего контроля банком.
Практическая значимость работы заключается в основе анализа критериев оценки эффективности ОАО «-» представленной во второй главе и разработки путей совершенствования в третьей главе данной работы.
Методами анализа данной работы является оценка критериев эффективности внутреннего контроля, которая рассчитывается на основании следующих показателей:
- показатель оценки организации системы внутреннего контроля кредитной организации (П1);
- показатель оценки деятельности службы внутреннего контроля (П2);
- показатель оценки контроля за управлением информационными потоками и обеспечением информационной безопасности, проверок разработанных кредитной организацией планов действий на случай непредвиденных обстоятельств (П3);
- показатель оценки контроля за управлением банковскими рисками (П4);
- показатель оценки контроля за распределением прав и обязанностей, согласования решений, делегирования полномочий при совершении банковских операций (П5);
- показатель оценки контроля за представлением отчетов и информации (Пб).
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.
Первая глава является общетеоретической. В ней раскрываются пути развития внутреннего контроля в коммерческих банках с момента их введения.
Вторая глава посвящена особенностям деятельности ОАО «-», обзору нормативных документов регулирующих деятельность внутреннего контроля, анализу критерий и оценок эффективности внутреннего контроля в коммерческом банке.
В третьей главе раскрывается необходимость и пути совершенствования системы внутреннего контроля в коммерческих банках России и ОАО «-».
Для написания работы были изучены следующие нормативные документы: законодательные акты Российской Федерации, а также труды российских авторов: Баканова М.И., Шеремета А.Д., Балабанова И.Т., Ковалева В.В., Родионовой В.М., Савицкой Г.В; и зарубежных авторов: Дж. Ван Хорна, Колласа Бернара, Холла Р.Н. и т.д.
ГЛАВА 1. Основы организации внутреннего контроля в коммерческом банке
1.1. Понятие, цели, задачи и классификация видов внутреннего контроля в коммерческих банках
Внутренний контроль - деятельность по проведению независимой, объективной оценки и предоставлению консультаций, задачей которых является повышение эффективности и надежности операций банка. С его помощью банк достигает своих целей на основе систематического и последовательного метода оценки и повышения эффективности управления риском, контроля и процесса управления.
В научной литературе существует множество различных определений контроля, отличающихся, в основном, подходами, используемыми в его изучении, это свидетельствует о сложности и многогранности контроля.
Необходимость наличия эффективной системы внутреннего контроля обусловлена потребностью в повышении эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности, управления рисками, управления активами и пассивами, обеспечение достоверности, полноты и прозрачности финансовой, бухгалтерской, статистической отчетности, соблюдении требований федерального законодательства и нормативных актов, стандартов банковской деятельности и норм профессиональной этики, внутренних нормативных документов банка, определяющих его политику и регулирующих его деятельность[53].
Основные цели внутреннего контроля в коммерческом банке заключаются, прежде всего, в обеспечении: повышения эффективности управления банком и его структурными подразделениями, ограничения рисков банковской деятельности, соблюдения сотрудниками банка требований федерального законодательства и нормативных актов, стандартов банковской деятельности и норм профессиональной этики, внутренних нормативных документов банка, определяющих его политику и регулирующих его деятельность.
К числу важнейших задач, которые должны решаться внутренним контролем, в первую очередь, относятся:
► совершенствование системы внутренних нормативных документов, определяющих полномочия, правила, процедуры принятия решений, затрагивающих интересы банка, его собственников (акционеров, пайщиков) и клиентов;
► выполнение банком требований федерального законодательства и нормативных актов Банка России, а также внутренних нормативных документов банка, определяющих его политику и регулирующих его деятельность;
► совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности;
► обеспечение сохранности имущества банка;
► обеспечение эффективного управления рисками банковской деятельности;
► совершенствование системы внутреннего контроля;
► обеспечение эффективной системы внутрибанковского хозяйственного расчета;
► совершенствование информационного и аналитического обеспечения процессов управления и контроля;
► принятия своевременных и эффективных мер для устранения выявляемых недостатков и нарушений в деятельности банка;
► совершенствование взаимоотношений банка с клиентами;
► поддержание высокого профессионального уровня персонала банка.
При всем единстве сущности контроля в теории и на практике различают множество его видов[41]. Внутренний контроль в коммерческих банках классифицируется по следующим направлениям (см. рис. 1.1.):
► в зависимости от специфики решаемых задач следует различать: административный, бухгалтерский, финансовый, правовой, технологический и управленческий;
► в зависимости от специфики решаемых задач следует различать: административный, бухгалтерский, финансовый, правовой, технологический и управленческий;
► в зависимости от объемов и полноты охвата контролем - полный или частичный, комплексный или тематический, сплошной или выборочный;
► в зависимости от времени совершения контрольных действий - предварительный, текущий и последующий;
► в зависимости от источников информации (данных), на основе которых осуществляется контроль - документальный, фактический и компьютерный;
Рис. 1.1. Классификация видов внутреннего контроля в коммерческом банке
► в зависимости от используемых приемов и процедур при проведении внутреннего контроля - общеметодические приемы: аудит, анализ, ревизия, мониторинг и др.;
► приемы документального контроля: юридическая оценка, логический контроль, встречная проверка, формальная проверка, способ обратного счета и др.; приемы фактического контроля: инвентаризация, экспертиза, визуальное наблюдение, контрольный замер, лабораторный анализ и др.