Актуальность темы работы обусловлена следующими аспектами.
В современных условиях потребители предъявляют более высокие требования, рассчитывая на индивидуальный подход, повышения качества товаров при более низкой стоимости и широком ассортименте товара. При этом продукция должна выбираться в определенное время, в конкретном месте и только при надлежащем уровне обслуживания. Именно это делает работу предприятия эффективной. Этому благоприятствует управление цепочками поставок, в целом и их планирование в частности, сокращая затраты на логистику. В таком случае появляется возможность использовать различные схемы ценообразования и оптимизации продукции на складах, а также уменьшать число неликвидных товаров
Планирование цепей поставок основывается на постоянном улучшении обслуживания потребителя, для чего необходимо создать единый план движения потоков товаров и информации между всеми участниками логистической цепи.
Наступает время построения эффективных цепочек поставок, когда правильно выбранные стратегии логистики позволяют логистическим операторам стать настоящими лидерами по обслуживанию и снижению логистических издержек.
Ключевые разработки в исследуемой теме были сделаны в работах Р. Баллоу, Д. Бауэрсокса и Д. Клосса, М. Кристофера, Д. М. Ламберта, Дж. Р. Стока, Д. Уотерса, А. Харрисона, Р. Ван Хоука, Дж. Шапиро, А. Б. Виноградова, Д. Л. Гатторны, В. В. Дыбской, Е. И. Зайцева, Д. И. Иванова, Л. Б. Миротина, В. И. Сергеева, Е. А. Королевой, В. С. Колодина, О. В. Архипкина, А. Н. Стерлиговой и других. Однако, вопросы оценки взаимодействия участников прямой цепи поставок в целом, а не определенной функционально-логистической области, разработаны не достаточно. Анализ указанных работ, показал, что в моделях, описывающие логистические процессы цепи поставок, не учитываются закономерности протекания транспортных процессов, осуществляемых грузовым автомобильным транспортом, что не позволяет произвести объективную оценку результативности прямых цепей поставок.
Планирование цепей поставок – это, по нашему мнению, интеграция в плане каждого элемента снабжения, проектирования, производства и дистрибуции, от момента добычи сырья и до взаимодействия с конечным потребителем.
Таким образом, целью данной работы является совершенствование логистического подхода в управлении цепью поставок на предприятии.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- охарактеризовать основы поставок на предприятии;
- рассмотреть существующие методы управления цепями поставок и определить принципы управления ими на конкретном предприятии;
- предложить пути совершенствования системы управления поставками на предприятии и экономически обосновать из реализацию.
Управление цепями поставок - отдельное направление логистики. Это направление логистики широко представлено в работах как отечественных, так и зарубежных авторов, например, Б.А.Аникин, Ю.Г.Лебедев, В.С.Лукинский, Л.Б.Миротин, В.И.Сергеев, С.А.Уваров, М. Кристофер, Д.Уотерс и др. Эти работы явидись методологической базой для написания работы.
Предмет исследования – система логистического подхода в управлении цепью поставок на предприятии.
Объектом работы выступает ООО «ТД МастерПромСнаб», основной деятельностью которой является торговля черным металлом.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что проведенный анализ и его результаты, а также предложенные направления совершенствования управления поставками на предприятии могут быть использованы руководством в дальнейшей разработке стратегии развития и совершенствования процессов на предприятии.
Глава 1. Теоретические основы осуществления поставок на предприятиях
1.1. Цепи поставок и функции логистики в управлении ими на предприятиях
В литературе среди специалистов по логистике нет единого мнения по поводу определения и содержания понятия «управление цепями поставок». Многие применяют этот термин как синоним «логистики» или «интегрированной логистики». Однако сейчас акцент в толковании этой концепции все больше смещается в сторону расширенного понимания Supply Chain Management (далее SCM) - как технологии бизнеса.
Одно из наиболее распространенных определений цепи поставок, основанное на обобщении мнений многих ведущих зарубежных специалистов, звучит следующим образом:
«Цепь поставок – три или более экономических единиц (юридические или физические лица), напрямую участвующих во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя» [51, с. 24].
Существует довольно много определений, что такое цепочка поставок, но, на мой взгляд, наиболее полно оно дано в статье «Понимание управления цепочками поставок»): «Цепочка поставок - это глобальная сеть, которая преобразует исходное сырье в продукты и услуги, необходимые конечному потребителю, используя спроектированный поток информации, материальных ценностей и денежных средств» [55, с. 15]. Именно эти ключевые понятия - глобальная сеть, потребительский спрос и спроектированный поток - лежат в основе управления цепочками поставок.
Термин управление цепью поставок расширяет «понятие интеграции фирмы со всеми фирмами в организации поставок. Поставщики, покупатели и фирмы, предоставляющие логистические услуги, делятся информацией и планами, которые помогают сделать логистический канал более эффективным и конкурентоспособным. Причем эта информация является более точной и подробной, чем это обычно бывает в традиционных отношениях «продавец-покупатель», когда стороны выступают скорее противниками, а не партнерами». Все эти элементы являются также частью структуры, которую часто называют маркетинговыми каналами.
Часто понятия «маркетинговые каналы» и «цепи поставок» сравнивают между собой или даже подразумевают одно и тоже - однако это не так.
Маркетинговые каналы - это совокупность процессов, облегчающих процедуры обмена и выполняемых скоординированной группой фирм [15, с. 27]. Маркетинговые каналы можно рассматривать как группы зависящих друг
от друга организаций, вовлеченных в процесс предоставления продукта или услуги для использования или потребления. С самого начала следует понять, что маркетинговые каналы служат не только для удовлетворения спроса с помощью поставки товара (или предоставления услуги) нужного качества, в нужном количестве, в нужное место и по приемлемой цене. Они служат также для возбуждения спроса через деятельность по продвижению товара каждым участником (т.е. фирмами-производителями, оптовиками, распределительными центрами и фирмами розничной торговли), из которых состоят эти каналы.
Следовательно, канал следует рассматривать как организованную сеть, которая предоставляет потребителю товар при условии достижения оптимального сочетания таких факторов, как время, место, цена и качество.
После определения сущности маркетинговых каналов, перейдем к обсуждению понятия цепи поставок, которое расширяет понятие канала. Охарактеризуем, чем же они отличаются.
Во-первых, канал сосредоточивается на одном продукте или на ряде родственных продуктов (например, на упаковках сухих завтраков из злаков) и занимается их доставкой от производителя к потребителю [15, с. 39]. Это маркетинговый канал, поскольку с его помощью пшеница и другие злаки движутся от фермы к производителю сухих завтраков. Цепь поставок охватывает весь путь от фермы до потребителя, покупающего упаковку сухого завтрака. На самом деле можно пойти еще дальше и включить в эту схему приобретение фермером семян и удобрений. При таком подходе менеджер-логист рассматривает ситуацию в обоих направлениях (от точки отсчета, которой является его фирма), в сторону поставщиков и в сторону клиентов, и пытается обеспечить равномерное и непрерывное движение материалов и продуктов, начиная от источников и заканчивая потребителями.
Для многих фирм цепь поставки простирается от поставщиков их поставщиков до покупателей их покупателей и дальше. Осознавая уровни капиталовложений, представленные в цепи поставок, важно, чтобы управление запасами товаров в процессе движения как по «бесшовной трубе» осуществлялось рационально и эффективно. Имея точную информацию о количествах и местоположении запасов товаров у поставщиков и клиентов, можно осуществлять прямые поставки от поставщиков клиентам, обходя вашу организацию с помощью стратегии, которую некоторые называют «виртуальным складированием».
Второе отличие цепи поставки от маркетингового канала состоит в том, что канал сосредоточивается только на существующих продуктах, а цепь поставок обладает возможностями для перепроектирования продуктов и процессов таким образом, чтобы движение вдоль всей цепи проходило более ровно и гладко [15, с. 41].
В цепи поставок желательно проанализировать возможности изменения технологии и дизайна продуктов, чтобы они лучше соответствовали потребностям других участников цепи. Фирма и все ее партнеры по цепи поставок должны доставлять качественный продукт по качественному каналу и, чтобы достичь этого, необходимо надлежащим образом выполнять все внутрифирменные функции. Сфера компетенции каждой фирмы в канале определена и фирма должна быть готова передать другим участникам цепи те обязанности, которые они могут выполнить более квалифицированно. Как только фирма отбросит все лишнее и дойдет до своей основной сферы деятельности, она сразу окажется в лучшем положении и сможет заново определить приоритеты продаж, выйти на новые рынки, создать новые каналы или внедриться в другие каналы и цепи поставок и сосредоточиться на вопросе о прибыльности заказов.
Третье отличие заключается в лучшем управлении запасами товаров, следствием которого является их сокращение [15, с. 42]. В трудах, посвященных проблемам цепи поставок, главный упор делается на управлении запасами товаров и на переходе от «старт-стоповых» к непрерывным процессам пополнения запасов. Такой переход требует изменения времени выполнения заказов, что становится предметом переговоров.
До недавнего времени крупные фирмы-производители потребительских товаров доминировали в канапе розничной торговли. Используя выталкивающую стратегию, эти поставщики перемещали большие объемы продукции на большие расстояния, чтобы выиграть за счет масштабов и тем самым минимизировать затраты на единицу продукции и сократить расходы на распределение. Но так как объемы поставляемой продукции не всегда соответствуют реальному спросу, то обычно появляются излишки запасов товаров. Эти излишки «проталкиваются» розничным торговцам с помощью различных рекламных трюков, призванных соблазнить розничных торговцев и заставить их купить товар в запас (т.е. большие количества товара, превышающие текущую потребность, в расчете на увеличение продаж в будущем). Хотя выталкивающая стратегия позволяет увеличить прибыль производителя, она приводит также к избытку запаса товаров, что указывает на неэффективность управления цепью поставок.
При использовании выталкивающей стратегии производители выпускают столько продукции, сколько они хотят продать. А при использовании вытягивающей стратегии система «прислушивается» к потребителю через розничного продавца, передает информацию о предпочтениях потребителя обратно производителю, который быстро реагирует на спрос. Это позволяет сократить запасы товаров вдоль всей цепи поставок.