Курсовая работа|Литература

Курсовая Образ пространства в творчестве А. Жигулина

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 31

Введение

Глава 1. Пространство несвободы в поэзии А. Жигулина

1.1. Пространство Сибири и Колымы

1.1.1. «География зимы» в пространстве несвободы

1.1.2. Социоцентрическая доминанта в лагерной поэзии Жигулина.

1.1.3. Цветовая символика в пространстве несвободы

1.2. Московское пространство

1.2.1. Семантический параллелизм московского и колымского топосов в ранней лирике А. Жигулина

1.2.2. Пространство Москвы в поздней лирике Жигулина

Глава 2. Идиллическое пространство в лирике А. Жигулина.

2.1. Топос города в ранней лирике поэта

2.2. Пространство детства в контексте «зрелой» лирики Жигулина

2.3. Человек в идиллическом пространстве природы

Глава 3. Пространство полета в поэзии А. Жигулина

заключение

список литературы

Творчество поэта Анатолия Жигулина - одно из значитель­ных явлений русской литературы XX в. Его имя стало известно читателям в конце 1950-х гг. Одним из первых обратил внимание на талант поэта А.Т. Твардовский, не раз публиковавший его сти­хи в «Новом мире». В 1970-х гг. поэзию Жигулина причисляли к «тихой лирике». Это весьма условное определение, данное кри­тиками, не принималось самими «тихими лириками», в том чис­ле Жигулиным. В течение нескольких десятилетий его поэтиче­ское творчество вызывало стабильный интерес, живой, хотя и не­громкий, отклик в критике и читательской среде.

Поворотным моментом в творческой судьбе Жигулина стала публикация в 1988 г. в журнале «Знамя» произведения, которое автор называл «моя главная книга» - автобиографической по­вести «Черные камни». Творчество Жигулина начинает воспри­ниматься прежде всего в контексте «лагерной» прозы, а его имя упоминается рядом с именами В.Т. Шаламова, А.И. Солженицы­на, Ю.О. Домбровского, О.В. Волкова. После появления «Чер­ных камней» развернулась бурная полемика, было опубликова­но более 250 статей, рецензий, откликов и разборов. Этот публи­цистический шквал надолго заслонил от читателя поэтическое творчество тончайшего лирика Жигулина.

В настоящее время необходимо новое прочтение творческого наследия Жигулина, основанное на преодолении штампов не толь­ко советского, но и постсоветского литературоведения. Ретро­спективный взгляд заставляет переосмыслить соотношение по­эзии и прозы в творчестве художника. Автобиографическая по­весть «Черные камни» имеет несомненную ценность как «челове­ческий документ», однако в качестве значимого художественно­го явления интерес представляет собой прежде всего лирика Жи­гулина. Трудно не согласиться с мнением воронежского иссле­дователя, автора первой диссертации по творчеству Жигулина Г.В. Марфина, который отмечал: «Весь основной творческий путь А. Жигулин прошел как поэт»1. Тем не менее поэтическое творчество Жигулина до настоящего времени не стало в долж­ной мере предметом аналитического рассмотрения в литерату­роведении.

Жигулина можно отнести к числу писателей, у которых про­странственные образы являются ключевыми. Основные этапы его жизни и творчества были сопряжены с перемещениями в геогра­фическом (Воронеж - Сибирь - Колыма - Москва) и биогра­фическом (дом (сад) - тюрьма (лагерь) - больница) плане, что во многом обусловило пространственную доминанту образного строя лирики поэта.

Объектом изучения является весь корпус лирической поэзии А. Жигулина 1949-1998 гг.

Предмет анализа - художественный смысл образов простран­ства в поэтическом творчестве А. Жигулина.

Материалом исследования послужили тексты произведений А. Жигулина: стихотворения, вошедшие в 30 поэтических сбор­ников, а также опубликованные в периодической печати в 1950 - 1990-х гг.; прозаические произведения: автобиографическая по­весть «Черные камни» и «малая проза», примыкающая к ней, рас­сказы; письма поэтов и прозаиков (К. Симонова, А. Солженицы­на, Г. Троепольского), а также читателей к А. Жигулину, воспо­минания современников о поэте.

Цель работы состоит в том, чтобы выявить художественный смысл образов пространства в поэзии А. Жигулина.

Достижение поставленной цели предполагает решение следу­ющих задач:

  • рассмотреть художественную специфику пространства не­свободы в лирике Жигулина;
  • выявить особенности идиллического пространства поэзии Жигулина в контексте темы памяти;
  • определить художественную семантику пространства при­роды в лирике поэта;
  • охарактеризовать пространство полета в поэтическом твор­честве Жигулина.

  

Глава 1. Пространство несвободы в поэзии А. Жигули­на

 1.1. Пространство Сибири и Кольмы

1.1.1. География зимы в пространстве несвободы

Обраще­ние к данным топосам обусловлено обстоятельствами биографии поэта, который в девятнадцатилетнем возрасте был арестован и отправлен в Сибирь, а затем - на Колыму.

Устойчивое семантическое ядро этого пространственного об­раза сформировано литературной традицией представления о Сибири. Сибирский край в XVIII в. репрезентировался как во­площение несметных природных богатств, своего рода «земля обе­тованная», долгое время являясь «в геокультурном пространстве России terra incognita». Однако уже в XIX в. просторы Сибири ассоциируются с пространством несвободы, страдания, гибели, что обусловлено геополитическими реалиями. Именно такое значение имеет образ Сибири в стихах «первого декабриста» В.Ф. Раевского: это образ страны безмолвия, забвения, страны, откуда нет возврата. Знаменательно, что на новом витке истории эти же мотивы повторятся в лирике праправнука Раевского - поэта XX в. А. Жигулина.

В русской литературе XX в. образ Сибири, ставшей, наряду с Колымой, местом многочисленных лагерей, включается в комп­лекс пространства несвободы. Кроме того, в образе Сибири (Ко­лымы) актуализирована семантика «края» как максимально уда­ленной от сакрального центра точки, места, где находятся «ос­новное препятствие, опасность, угроза, которые, будучи преодо­лены или устранены, непосредственно открывают доступ к <...> сакральным ценностям и связанному с ними изменению статуса».

Включенностью в пространство несвободы обусловлена се­мантика многих образов поэзии Жигулина. К ним, в частности, относится образ зимы. Его художественный смысл в русской ли­тературной традиции амбивалентен: это и радостное, празднич­ное время года, и время суровых испытаний, старости и смерти. Семантическую доминанту образа зимы, представленного в ла­герной лирике XX в., в стихотворениях В. Шаламова, Б. Ручьева, Н. Заболоцкого, составляют мотивы страдания и гибели, что об­ретает особую значимость в контексте общекультурной тради­ции восприятия холода и льда как знака смерти.

В лагерной лирике Жигулина мороз, ветер, стужа - тради­ционно враждебные человеку силы: «Мороз люгует три дня под­ряд»; «... выл буран за тонкой дверцей»; «Мы шли на ветер, бьющий в грудь». Эти силы олицетворяют хаос, включаются в круго­вое вращение, увлекающее лирического героя в жерло «черной дыры». Особый смысл привносится мотивом перемешивания, кругового движения, воронки, в которую втягиваются человече­ские судьбы: «Немало судеб самых разных / Соединил печальный строй. / Здесь был мальчишка, мой соклассник, / И Брестской крепости герой. /<...>/ Мы рядом шли в метельный свист: / Со­всем юнец, студент недавний, / И знавший Ленина чекист...». Метафорика зимнего круговращения порождает эффект «замут­ненное™», при которой невозможно визуальное и звуковое раз­личение объектов, что, в свою очередь, актуализирует мотивы слепоты и глухоты человека, находящегося в пространстве не­свободы. В круговом движении сбиваются пространственные -> логические -> ценностные ориентиры: «Я иду под конвоем, / Увя­зая в снегу. / Не в неволе немецкой, / Не по черной золе. / Я иду по советской, / По любимой земле. / Не эсэсовец лютый / Над моею бедой, / А знакомый как будто / Солдат молодой <...> Уж не с ним ли я вместе / Над задачей сопел? / Уж не с ним ли я песни / О Сталине пел? / Про счастливое детство, / Про родного отца... / Где ж то страшное место, / Где начало конца?».

В пространстве несвободы поэзии Жигулина новую актуали­зацию обретает обращение к мифологизированному образу Си­бири как идеального, «райского» топоса. Однако семантика об­раза «сибирского (колымского) рая» теперь переосмыслена иро­нически. В стихотворении «Страна Лимония» сосуществуют два времени: реальное и мифическое (сказочное). Соотношение этих темпоральных рядов оказывается «своеобразным метафориче­ским кодом, посредством которого моделируется устройство мира, природного и социального». Поэт подробно описывает колымский пейзаж, характеристика же социума вычитывается из контекста: «Народ и хмурый и веселый / В ту пору приезжал сюда - / И по путевкам комсомола, / И по решению суда». Не касаясь глубинной абсурдности самого возникновения данного социума, А. Жигулин вводит в поэтическое повествование фигу­ру «чумазого паренька», рассказывающего о мифической стране Лимонии, в которой все есть и всем весело: «Там каждый день бывает праздник. / Получка - тоже каждый день!..» И эта легенда, и сказочный зачин - «Немало руд, металлов редких /Хребты колымские хранят» - одновременно сближают образ «чудной планеты» Колымы с образами рая и «того света», «страны мерт­вых», которая нередко представлялась в мифологии землей изо­билия, на что указывается в работах Д.Фрэзера, В.Я. Проппа. Ассоциативное сходство колымского ландшафта с «зарисовка­ми» дантовского ада и пустыней, в которую помещен пушкин­ский анчар, довершает изображение колымского пространства как топоса смерти

  1. Библиотека поэзии: Анатолий Жигулин http://zhigulin.ouc.ru/
  2. Жигулин A.B. Воронеж, родина любовь. Воронеж: Воронеж, кн. изд-во, 1982.
  3. Жигулин A.B. Из разных лет, из разных далей. Стихотворения и эссе. -М.: Худож. лит., 1987.
  4. Жигулин A.B. Огни моего города. Воронеж: Воронеж, кн. изд-во, 1959.
  5. Жигулин A.B. Черные камни // Знамя. 1988. - № 7. - С. 10-75; № 8. -с. 48-119.
  6. Жигулин А. «Я участник большого огня» // Уроки литературы. -2005.-№7.- с. 1-3.
  7. Жигулина И.В. «По высокому праву судьбы...» // Уроки литературы. -2005.-№7.- с. 7-10.
  8. Жуховицкий Л. «Я спал, обняв сырую землю.» // Жигулин A.B. Далёкий колокол. Стихи, проза. Письма читателей. Воронеж: Изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2001
  9. Круль А. «Золотистое перо» Анатолия Жигулина //Информационно-публицистический еженедельник «Истоки», №43 (759) http://www.istoki-rb.ru/index.php?article=328 
  10. Марфин Г.В. Человек и мир в лирике А. Жигулина (К проблеме периодизации творчества): дис. канд. филол. наук. Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2003.
  11. «О, жизнь! Я все тебе прощаю…Анатолий Жигулин» http://tfile.ru/forum/viewtopic.php?t=308516 
  12. Чупринин С. Шестидесятые семидесятые: волна вослед волне // Новый мир. - 1981.-С. 237-248.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское