Введение.
- Теоретические основы влияния организационной культуры на деятельность предприятия.
- Понятие и виды организационной культуры.
1.2. Содержание организационной культуры и ее влияния на деятельность предприятия
- Анализ влияния организационной культуры на деятельность предприятия.
2.1. Общая характеристика ООО «-».
2.2. Определение типа организационной культуры в ООО «-» и ее влияние на деятельность предприятия.
2.2.1. Определение типа организационной культуры по модели Г. Хофштеде.
2.2.2. Определение типа организационной культуры по анкете Р.Харрисона.
2.2.3. Анализ организационной культуры на различных уровнях согласно Э.Шейну
2.2.4. Определение уровня организационной культуры и ее влияние на деятельность предприятия.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Приложение 1. Анкета Р. Харрисона.
Приложение 2. Определение уровня организационной культуры.
Приложение 3. Тест «Уровень организационной культуры» (обработка результатов)
Руководство каждой предприятия на определенном этапе ее развития начинает понимать, что не только финансовые потоки являются тем стимулом, который заставляет работать отлаженный механизм производства, продажи или оказания услуг.
Существуют определенные факторы, которые заставляют сотрудников каждый день приходит на работу, клиентов – совершать повторные заказы, поставщиков – предоставлять скидки, и не всегда эти факторы материальные. Мало того, не всегда их можно подвергнуть всестороннему глубокому анализу так, как это возможно при работе с материальными объектами. Разумеется, мы говорим об этической и культурной составляющих в деятельности предприятия.
Среди всех подсистем предприятия организационная культура занимает особое место. По мнению многих теоретиков и практиков менеджмента, именно организационная культура, наряду с людьми – носителями этой культуры, – самое значимое конкурентное преимущество предприятия. В современном бизнесе способность понимать культуру и знание способов ее изменения относят к важнейшим качествам менеджера.
Внимание на феномен организационной культуры было впервые обращено в 70-х гг. XX в. в связи с успехами японской экономики и так называемым «японским вызовом», сильно обеспокоившим американских предпринимателей, менеджеров и ученых. Но, справедливости ради, надо отметить, что некоторые аспекты того, что мы сейчас называем организационной культурой, были отражены еще в работах М. Вебера и Т. Парсонса, а также Ч. Барнарда, Г. Саймона, К. Уэйка.
Об актуальности исследования данного вопроса свидетельствует тот факт, что начиная с середины 80-х гг., число работ, посвященных проблемам организационной культуры, растет лавинообразно, что свидетельствует о значимости и важности этой организационной подсистемы.
Рассматриваемые нами аспекты организационной культуры основываются в том числе и на концептуальном подходе и теоретических положениях, содержащихся в работах известного американского социолога, социопсихолога и исследователя проблем культуры Эдгара Шейна (Edgar Schein). В своей книге «Организационная культура и лидерство», выпущенной в 1985 г., Э. Шейн детально рассмотрел феномен организационной культуры и создал теорию, ставшую со временем общепризнанной не только среди теоретиков, но и среди практикующих менеджеров. Кроме того, нами были исследованы разработки иных, более современных авторов.
Предмет исследования – влияние организационной культуры на деятельность предприятия
Объект исследования – ООО «-»
Цель данной работы – исследование влияния организационной культуры на деятельность предприятия на примере ООО «-»
Для достижения поставленной цели нами выделены следующие задачи.
- Изучить теоретические основы влияния организационной культуры на деятельность предприятия.
- Провести анализ влияния организационной культуры на деятельность ООО «-».
1. Теоретические основы влияния организационной культуры на деятельность предприятия
1. Понятие и виды организационной культуры
Культура оказывает значительное влияние на индивидуальное и групповое поведение и деятельность людей. Однако только в последние годы менеджеры начали понимать и ценить значение общей культуры для производства.
Ф. Кробер и Ф. Клукхон предложили одно из наиболее всесторонних определений: культура – это отличительная особенность человеческих групп и состоит из явных и неявных паттернов поведения; основа культуры включает традиционные, имеющие исторически обусловленное происхождение идеи и специфику их прикладного исследования; системы культуры могут, с одной стороны, рассматриваться как продукт деятельности людей, с другой стороны, как создание условий для элементов будущего действия.
Таким образом, культура это то что:
1) разделяется всеми или почти всеми членами некоторой социальной группы;
2) передается старшими членами группы младшим;
3) формирует поведение (мораль, законы, обычаи) и структуру восприятия и видения мира.[1]
Социальная окружающая среда настолько сильно влияет на людей, что они либо начинают работать так, чтобы превзойти других, либо относятся к работе безразлично.
Руководителям необходим относительно простой метод анализа культуры, когда они предполагают работать на международном уровне бизнеса, когда исследуют особенности национальной культуры или когда рассматривают проблемы организационной культуры своего предприятия.
Для анализа культуры необходимо выделить некоторые параметры культуры. Так Харрис берет за основу 10 категорий характеризующих культуру:
- Идентификация и цель: смысл Я (ощущение себя), место миссия.
- Коммуникации и язык: передача информации, взаимодействие, обмен.
- Одежда и внешний вид: вид, стиль, имидж, репутация.
- Пища и обычаи подачи: подготовка, обслуживание, пищевые предпочтения.
- Время и осознание времени: смысл, продолжительность интервалов.
- Взаимоотношение и различия полов: родство, род, ранг, статус, награды и признание.
- Ценности и нормы: система потребностей (приоритетов), стандарты поведения.
- Убеждения и отношения: мифы, философия, перспектива, религия, обряды, ритуалы.
- Ментальные привычки и обучение: мыслительные процессы, образование.
- Особенности и методы работы: фокус, направленность работы, рабочие паттерны и процедуры, управление и лидерство.
В дополнение к нормам, принятым в обществе, каждая группа людей, в том числе и организация, вырабатывает собственные культурные образцы, которые получили название деловой или организационной культуры. Организационная культура не существует сама по себе. Она всегда включена в культурный контекст данного географического региона и общества в целом и испытывает воздействие со стороны национальной культуры. В свою очередь организационная или корпоративная культура влияет на формирование культуры подразделений, рабочих, управленческих групп и команд.
[1] Кармин, А. С. Культура социальных отношений. Спб., 2006. С. 15