Введение
Глава 1. Казачество Оренбуржья: историко-культурный аспект
1.1 История казачества
1.2 Казачество Оренбурга как социальная группа: традиции, культура, быт, образ жизни
Глава 2. Праздничная обрядовая культура казачества
2.1 Обзор праздничных обрядов оренбургского казачества
2.2 Проект фестиваля казачьей культуры
Заключение
Список использованной литературы
Приложение1. Кодекс чести казака
Приложение 2. Песни оренбургских казаков
Оренбургская область расположена на стыке двух частей света – Европы и Азии, имеет границы с Татарстаном, Башкортостаном, с Казахстаном, поэтому исторически является многонациональным регионом России.
Для Оренбургской области характерно сохранение и развитие традиций, обычаев и обрядов, национальностей, проживающих здесь. Оренбургская область исторически формировалась как многонациональный регион. В процессе многовекового совместного проживания и взаимодействия различных этнических общностей на территории Оренбургской области между различными народностями складывались традиции взаимопонимания и уважения, межнационального общения и веротерпимости.
В области зафиксировано более 100 национальностей и этнических групп.
Ежегодно и области проводятся различные конкурсы, фестивали, выставки и прочие мероприятия призванные знакомить, развивать и сохранять культурно-исторические традиции различных народов проживающих в нашем крае.
В области созданы и действуют 99 национально-культурных общественных объединений и 4 научных общества, деятельность которых направлена на изучение истории культуры различных этнических общностей, проживающих в области. Большинство национально-культурных центров сосредоточено в областном центре. Национально-культурные центры осуществляют большую и разноплановую работу, направленную на сохранение и развитие самобытных национальных культур народов Оренбуржья.
Одной из крупных этнических групп Оренбуржья является казачество. Роль казаков в истории региона и в настоящее время огромна: они заселяли окраины государства и защищали их от внешних врагов. Патриотизм, верное служение Отечеству, своеобразная культура, общинное землепользование – все это составляет лучшие традиции данного сословия. Именно на возрождение этих традиций и направлена деятельность возникающих сейчас объединений потомков казаков в самых разных регионах страны.
и других городах сейчас активно идет восстановление казачьих обществ, возрождение традиций казаков, изучение истории этой социальной группы. Поэтому исследуемая тема является актуальной в настоящее время.
Объект исследования – оренбургское казачество.
Предмет исследования – праздничная обрядовая культура оренбургского казачества.
Цель данной работы – изучить праздничную обрядовую культуру этнических групп Оренбуржья на примере казачества.
Задачи:
– изучить историю казачества;
- выявить особенности оренбургского казачества как социальной группы;
- проанализировать праздничную обрядовую культуру оренбургского казачества;
- составить проект фестиваля казачьей культуры .
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Казачество Оренбуржья: историко-культурный аспект
Истоки происхождения казачества многие исследователи пытались обнаружить в национальных корнях предков казаков среди самых разных народов (скифов, половцев, хазар, алан, киргизов, татар, горских черкесов, касогов, бродников, черных клобуков, торков и др.) или рассматривали оригинальную казачью воинскую общность как результат генетических связей нескольких племен с пришедшими в Причерноморье славянами, причем отсчет этого процесса велся с начала новой эры. Другие историки, напротив, доказывали русскость казачества, делая упор на постоянность нахождения славян в областях, ставших колыбелью казачества.
Оригинальная концепция была выдвинута историком-эмигрантом А. А. Гордеевым, считавшим, что предками казаков является русское население в составе Золотой Орды, поселенное татаро-монголами на будущих казачьих территориях [12]. Долгое время доминировавшая официальная точка зрения, что казачьи общины появились в результате бегства русских крестьян от крепостной зависимости (а также взгляд на казачество как на особое сословие), были подвергнуты в 20 веке аргументированной критике. Но и теория автохтонного (местного) происхождения имеет слабую доказательную базу и не подтверждается серьезными источниками. Вопрос о происхождении казачества по-прежнему остается открытым.
Нет единодушия среди ученых и в вопросе о происхождении слова "казак" ("козак" по-украински). Делались попытки производить это слово от названия народов, некогда живших вблизи Днепра и Дона (касоги, х(к)азары), от самоназвания современных киргизов - кайсаки. Существовали и другие этимологические версии: от турецкого "каз" (т. е. гусь), от монгольского "ко" (броня, защита) и "зах" (рубеж). Большинство специалистов сходятся в том, что слово "казачество" пришло с востока и имеет тюркские корни [2].
Казачество зародилось в 14 веке на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. Его формирование, начавшееся после распада Золотой Орды, проходило в постоянной борьбе с многочисленными врагами вдали от развитых культурных центров. О первых страницах казачьей истории не сохранилось достоверных письменных источников.
Рассмотрим историю создания Оренбургского казачьего войска и его развитие вплоть до настоящего времени.
1.1 История казачества
Оренбургские казаки — этническая группа казаков, которые живут вдоль рек Урал, Орь, Сакмара, Миасс, Исеть, Уй, Тобол. Оренбургское казачье войско второе по старшинству в казачьих войсках с 1574 г. Штаб Оренбургского казачьего войска располагался в городе Уфа.
Город-крепость Оренбург был заложен 15 августа 1735 г. в устье р.Орь (левый приток р.Урал). Первоначально это была небольшая крепость "о четырех бастионах с цитаделью малою на горе Преображенской".
В 1742 году в предместье Оренбурга ("форшатате") были поселены 550 казаков из Уфы и Самары. Они и составили ядро будущего Оренбургского нерегулярного корпуса [2].
Под руководством И.И.Неплюева в 1742-1744 гг. завершается строительство Оренбургской укрепленной линии. От Оренбурга вверх по рекам Яик и Сакмара по указанию И.И.Неплюева были заложены редуты Неженский, Желтый, Вязовский, Никольский, Подгорный, Хабарный (Разбойный), Банный, Калпацкий, Тереклинский и еще более десятка других; крепости Рассыпная, Красногорская, Ильинская, Воздвиженская, Пречистенская, Таналыкская, Уртазымская, Кизильская.
Первыми поселенцами в пограничных крепостях стали строившие их казаки и солдаты гарнизонных полков, переведенных с упраздненной Закамской линии. В крепостях Пречистенской и Воздвиженской разместились по пять рот Шешминского и по роте Алексеевского полков, в Красногорской крепости — две роты Сергиевского полка. Всего же по Линии было расселено четыре ландмилицейских полка (Шешминский — 1109 чел., Сергиевский — 1109 чел., Алексеевский — 825 чел., Билярский — 550 чел.) и четыре гарнизонных (Пензенский — 1327 чел., Уфимский пехотный — 1189 чел., Уфимский драгунский — 645 чел., и Оренбургский драгунский — 935 чел.). В общей сложности 7689 человек. Плюс к ним уфимские, самарские, алексеевские, исетские и часть яицких казаки.
Но этих сил для охраны такой огромной границы все равно не хватало: требовалась не просто оборона построенных укреплений, а полное закрытие границы от набегов разбойничьих кочевнических отрядов. Нужна была не просто пограничная стража, а войска, способные вести разведку и дозорную службу в степи, хорошо обученные и мобильные, готовые, в случае надобности, совершать глубокие рейды в степь. Пехота для этих целей не годилась, драгуны и ландмилиция требовали больших средств для своего содержания, да и против подвижных кочевников были неповоротливы. Поэтому сама ситуация подводила к необходимости создания на вновь образованной Линии нового Казачьего Войска, по образу и подобию уже существующих в крае. Ядром будущего оренбургского казачества явились переселенные на Линию уфимские, самарские, алексеевские и яицкие казаки. Кроме них, в 1741 г. в Оренбуржье переселились 209 семей украинских казаков - "черкасов" (в общей сложности — 849 служилых казаков). Их разместили по крепостям Чернореченской, Татищевой, Рассыпной и Переволоцкой.
Высочайшим повелением от 27 июля 1744 г. к оренбургским казакам причислили казаков Исетского Войска в полном составе, а также — "охотников" (добровольцев) Яицкого Войска, "сибирских городов дворянских и казачьих детей", беглых холопов, отставных солдат и вообще всех пришельцев, живущих в крепостях и городках Оренбургской линии. Из казаков г.Оренбурга и Бердской слободы был образован Нерегулярный корпус численностью в 700 человек, атаманом которого был назначен Матвей Шилов, до этого бывший станичным атаманом самарских казаков.
В мае 1748 г. поступил указ Военной Коллегии, по которому все казачьи части Оренбургской губернии сводились в Оренбургское нерегулярное войско. Велено также было "произвесть по старшинству и достоинству ко всему обретающемуся в Оренбургской губернии Нерегулярному корпусу в атаманы того же Нерегулярного корпуса сотника Василия Могутова и как Самарских, так и Уфимских находящихся в той Оренбургской губернии казаков и дворян для лутчего порядку и содержания быть и числить в одной команде и жалованье давать, а за повышение вычет на госпиталь и верности присягу учинить ему по указу при команде, а прежнего самарских казаков атамана Матвея Шилова за совершенною старостью от казачьей службы отставить и об отпуске его на свое пропитание учинить по указу" [3].
Правительствующий Сенат и Военная Коллегия самым серьезным образом относились к формированию и организации нового казачьего войска. По указу императрицы Елизаветы Петровны от 22 июля 1748 г. Оренбургскому губернатору И.И.Неплюеву из Военной Коллегии пришел запрос о составлении штата "нерегулярным людям" и уже 10 декабря 1748 г. роспись штата была представлена. По этой росписи состав нерегулярных людей в Оренбургской губернии определялся в 4493 человека, из них местных — 2250 человек, переселенцев-"черкасов" — 849 человек и остальные — городовые и станичные казаки, переведенные с Белгородской, Симбирской, Царицынской, Корсунской и других линий. Более 3/4 их составляли русские, православные и около четверти — представители неславянских народов.