Введение
- Содержание маркетингового комплекса
1.1 Цели, функции маркетинга
1.2 Стратегическая ориентация маркетинга
- Маркетинг в управлении организацией
2.1 Использование средств маркетинга в антикризисном
управлении
2.2 Маркетинг в корпоративном управлении
- Организация службы маркетинга на предприятии
3.1 Структура маркетинговых служб
3.2 Маркетинговый контроль
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность данной работы заключается в следующем. По мере развития рыночных отношений в управленческих структурах России, в государственных и частных предприятиях, а также предприятиях других форм собственности, неизбежно формируется новый для нас, но хорошо известный в мире маркетинговый подход к решению проблем управления производством и реализации товаров и услуг в интересах потребителя. Современный мир развивается в стремительном темпе в области науки, техники и технологии и в условиях нынешней конкуренции может выжить только такое предприятие, которое творчески применяет концепцию маркетинга в своей деятельности, постоянно ищет новые способы адаптации к постоянно меняющимся условиям существования.
Главное в маркетинге – с одной стороны, тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов потребителей; с другой стороны - активное воздействие на рынок, существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений.
В настоящее время для того, чтобы выжить в новых рыночных условиях, предприятия вынуждены многие функции в области планирования, ценообразования, изучения рынка и сбыта продукции взять на себя.
Приспосабливая сбытовую сеть и сервисное обслуживание до и после покупки товаров к запросам покупателей, предприятие-производитель повышает свои шансы в конкурентной борьбе.
Организационная структура маркетинговой деятельности на предприятии может быть определена как конструкция организации, на основе которой осуществляется управление маркетингом, иными словами – это совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью.
Маркетинговая структура имеет решающее значение для успешной реализации концепции маркетинга. Для организации маркетинга не существует универсальной схемы, т.к. она охватывает широкий спектр работ и функций, имеющих место при внедрении и использовании рыночной философии организации предпринимательства, главным принципом которой является ориентация на потребителя - на изучение и удовлетворение его потребностей и желаний.
Для осуществления всего комплекса работ и функций в сфере маркетинга, для их организации и координации в предпринимательских структурах создаются в зависимости от степени интеграции и охвата маркетинговой концепцией подразделений предприятия группы, отделы, службы и управления маркетингом. Такие образования служат соединительным звеном между работами (видами деятельности) и работниками, устанавливая соответствующий способ взаимодействия работников как внутри своего подразделения, так и формы отношений со смежными подразделениями предприятия и субъектами определяющей среды. В этом контексте организационное образование выступает как система определенной организационной структуры.
Цель работы – рассмотреть специфику маркетинга как типа управления.
Задачи работы:
- рассмотреть цели, функции, элементы маркетинга;
- проанализировать стратегическую ориентацию маркетинга;
- изучить использование средств маркетинга в антикризисном управлении;
- изучить особенности маркетинга в корпоративном управлении;
- рассмотреть организацию службы маркетинга на предприятии.
- Содержание маркетингового комплекса
1.1 Цели, функции маркетинга
Термин «маркетинг» происходит от английского «market» (рынок) и обозначает деятельность на рынке, ведение рынка. Целью маркетинга является, с одной стороны, тщательное изучение рынка, отношений, складывающихся между организацией и потребителями ее продукции, конкурентами, поставщиками, посредниками, с другой - активное воздействие на рынок и существующий спрос для увеличения рыночной доли и повышения рентабельности продаж. В основе современной концепции маркетинга лежат человеческие нужды, выражающиеся в потребностях, которые специфичны для различных культур и людей. Они могут быть удовлетворены с помощью различных товаров, услуг, идей (в дальнейшем - товаров). Осуществить это лучше конкурентов, опираясь на знание рынка, требования и возможности потребителей, - в этом главная идея маркетинга.
Маркетинг организации - это деятельность по изучению рынка, разработке, распределению и продвижению товаров для осуществления сделок купли-продажи, с помощью которых наилучшим способом достигаются цели организации и удовлетворяются потребности покупателей. Современный маркетинг является философией управления, методологией рыночной деятельности, на основе которой строится производство и осуществляется сбыт продукции. Возрастание его роли в управлении организацией связано с объективными тенденциями усиления конкуренции, либерализации внешнеэкономических отношений, повышения избирательности потребителей. Причинами обращения к маркетингу являются также такие факторы, как сокращение продаж, уменьшение рыночной доли, падение прибыли организации [5, с. 123].
Основу маркетинга как подсистемы организации составляют принципы, определяющие исходные положения ее рыночной деятельности. К ним относятся:
- постоянное изучение состояния и динамики рынка; приспособление к его условиям с учетом требований и возможностей конечных потребителей;
- активное формирование рынка в необходимых для организации направлениях.
Основными функциями маркетинга являются:
анализ рынка, изучение его состояния и динамики; исследование поведения потребителей и поставщиков продукции; анализ деятельности конкурентов и посредников; сегментация рынка, выделение целевых сегментов, субсегментов и покупателей; прогнозирование конъюнктуры рынка;
разработка предложений по выпуску новых товаров и проектированию их коммерческих характеристик; управление ассортиментом выпускаемой продукции; формирование марочной политики; повышение конкурентоспособности товаров;
формирование стратегии и тактики изменения цен; расчет скидок и надбавок к ценам; калькуляция затрат на маркетинг;
построение каналов распределения продукции и организация товародвижения; управление оптовыми и розничными продажами; планирование товарооборота;
реклама, персональные продажи, краткосрочное стимулирование продаж, связи с общественностью [3, c. 210].