Курсовая работа|Социальная работа

Курсовая Социальная работа с подростками отклоняющего поведения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2022 | Страниц: 48

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проявления девиантного поведения 

1.1. Понятие и формы проявления девиантного поведения

1.2. Особенности подростков с девиантным поведением 

Глава 2. Основные направления работы с подростками

               девиантного поведения 

2.1. Содержание и технологии социальной работы с подростками

       девиантного поведения 

2.2. Анализ социальной работы с подростками девиантного поведения

       в образовательном учреждении 

Заключение

Список литературы 

Проблема «трудных» учащихся – одна из центральных как социологических, так и социальных и психолого-педагогических проблем.

Кризис общества сказывается и на системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения.

Особенность подросткового возраста состоит в том, что в этот период в человеке закладываются такие фундаментальные качества, которые затем трансформируют в его будущую жизнь. Именно в период детства и юношества человек своей генетической природой открыт социальным влияниям, активно и в короткие сроки меняется.

Что способствует развитию девиантного поведения подростка?

Если мы обратимся к психолого-педагогическим исследования, то узнаем, что девиантным поведением занимаются многие исследователи, такие как С. В. Дармодехин, П. Д. Павленок, Е. И. Холостова, которые отмечают, что «девиантное поведение, понятие социально-психологическое, это нарушения поведения, не обусловленные нервно-психическими заболеваниями». При этом в отечественной литературе выделяют непатологические и патологические формы девиантного поведения. [6. С. 98]

К сожалению, единая теория отклоняющегося (девиантного) поведения личности еще не создана.

В то же время обширные сведения по данному вопросу накоплены в различных научных дисциплинах: социологии, медицине, биологии, психологии. Более того, в некоторых отраслях знания выделяются специальные подразделы, изучающие девиацию.

Под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением понимают социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. [5. С. 17]

Ряд ученых считает, что девиация – это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы.

Современные знания о девиантном поведении позволяют утверждать; что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов.

По мнению психолога П. Д. Павленок «…девиантные  поведения выражаются в форме проступков или преступлений. Если эти проступки незначительны и не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их, подвергаются наказанию по нормам трудового или административного права. Правоохранительные органы в лице милиции и судебных органов применяют к девиантам меры принудительного характера (административный арест, штраф и пр.), а социальные и медицинские службы проводят с ними комплекс мер по социальной адаптации. Если же девиант совершает преступление, то такое деяние квалифицируется по нормам уголовного законодательства. Вот почему преступность как вид девиантного поведения в основном изучается юриспруденцией, а аморальное поведение социологией, психологией, психиатрией и другими науками.» [15. С. 56]

Моральная деградация современного российского общества констатируется представителями самых различных наук, и ее можно считать подлинно «междисциплинарным» фактом. Психологи демонстрируют, что «Россия на долгие годы оказалась «естественной лабораторией», где нравственность и правовое сознание граждан проходили суровые испытания»; социологи показывают, что «в конце XX - начале XXI века российское общество, ввергнутое государством сначала в «перестройку», а затем в «радикальные реформы», постоянно испытывало моральные девиации и дефицит не столько социальных, экономических и политических, сколько нравственных ориентиров, ценностей и образцов поведения. Экономисты отмечают, что «среди составляющих той непомерной социальной цены, которую пришлось заплатить за радикальные экономические реформы в России, - пренебрежение нравственно-психологическим миром человека», подчеркивая «интенсивное искоренение морально-этической составляющей их социального бытия»; искусствоведы констатируют, что «у нас сформировалась тотально аморальная система». [5. С. 56]

Ребенок, который как губка впитывает эту антимораль, формируется с искаженным представлением о жизненных ценностях.

Важной причиной роста девиации становится криминализация (не только в общепринятом – рост преступности и др., но и в расширенном смысле слова -криминализация «всей общественной жизни»), включающая обилие кинофильмов про «хороших бандитов», популярность криминальной лексики («наезды», «разборки» и т.п.), ужесточение, «брутализация» этой жизни, широкое распространение силовых схем разрешения спорных ситуаций, престижность подчеркнуто агрессивного поведения и т.д.

Привлекательность закрепляемых «амнистией прошлого» негативных образцов поведения, создаваемых наиболее успешными людьми современной России, которые сколотили свои состояния за счет нарушения законов и норм морали (неважно, что имярек в прошлом бандит, сейчас он - «респектабельный бизнесмен», а его прошлое не имеет значения).

Такие примеры являются у нас для молодежи образцом поведения, что ведет к искаженному формированию взглядов на социальные отношения в обществе и усилению девиации и, как правило, к криминализации молодежи.

Постоянные ссоры в семье, пьянки родителей, культ красивой жизни в средствах массовой информации, тюремная романтика, неуспеваемость в школе, конфликт с одноклассниками, неприятие его в определенной социальной группе или в школьном социуме тоже может являться причиной возникновения девиации у школьников.

В связи с актуальностью данной проблемы, тема курсовой работы была опрежделена как «Социальная работа с подростками девиантного поведения».

Таким образом, цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность социальной работы с подростками девиантного поведения.

Задачами, для достижения поставленной, цели являются:

  1. Анализ понятия «девиантное поведение» в научной литературе;
  2. Изучение форм появления девиантного поведения;
  3. Выявление психолого-педагогических особенностей подростков, проявляющих девиантное поведение;
  4. Определение основных направлений в модержании и технологии социальной работы с лицами девиантного поведения;
  5. Анализ работы образовательного учреждения по проблеме девиантного поведения подростков.

Объектом исследования выступает девиация в подростковом возрасте.

Предметом – содержание и технология работы социального педагога с девиантными подростками в условиях школы.

Методологической основой курсовой работы стало изучение и анализ научной литературы по теме и наблюдение.

 

Глава 1. Теоретические аспекты проявления девиантного поведения

1.1. Понятие и формы проявления девиантного поведения

В литературе часто встречается понятие «трудный» юноша или молодой человек. Что значит трудный? Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным.

Представителями различных наук (медицины, психологии, педагогики) даются различные определения понятия отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения.

В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит. [14. С. 73]

В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм, либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников. [14. С. 29]

Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе.

Социальная норма – исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организаций.

Понятие «социальная норма» имеет широкий диапазон определенных параметров. Социальные нормы исторически изменчивы. То, что вчера считалось нормой, сегодня может оказаться отклонением и наоборот. В современном реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не оформились до конца другие, проблема формирования, толкования и применения норм становится чрезвычайно сложным делом.

Проблема девиантности – интердисциплинарная проблема, а организация работы с трудными детьми – это взаимодействие различных специалистов.

Девиацию можно определить как поведение, которое считается отклонением от общепринятых норм и установленных стандартов (юридических, моральных или социальных). Девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным нормам (ожиданиям), которые могут быть спорными (даже убийство не абсолютно – на войне оно поощряемо).

Основные виды девиантного поведения – это преступность и уголовно ненаказуемые случаи аморального поведения, которые тоже представляют определенную общественную опасность. Связь преступности и аморального поведения состоит в том, что совершению преступления предшествует, как правило, какая-то разновидность девиантного поведения в форме пьянства, наркомании, распущенности в сфере сексуальных отношений и пр. [13. С. 67]

Девиантное поведение подразделяется на две группы.

  1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых условно можно отнести к третьей зоне характеров, т.е. астеников, шизоидов, эпилептоидов и других психически ненормальных людей. Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.
  2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии – пьянстве, наркомании, проституции и пр. Подобный вид девиантного поведения выражается в форме проступков или преступлений. Если эти проступки незначительны и не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их, подвергаются наказанию по нормам трудового или административного права. Правоохранительные органы в лице милиции и судебных органов применяют к девиантам меры принудительного характера (административный арест, штраф и пр.), а социальные и медицинские службы проводят с ними комплекс мер по социальной и психической адаптации.

Если же девиант совершает преступление, то такое деяние квалифицируется по нормам уголовного законодательства.

Вот почему преступность как вид девиантного поведения в основном изучается юриспруденцией, а аморальное поведение изучается социологией, психологией, психиатрией и другими науками.

К основным субъектам девиантного поведения можно отнести лиц, страдающих определенными формами психической патологии и склонных на этой основе к аморальному поведению, попыткам членовредительства и самоубийства.

К социальной патологии можно отнести наркоманию и токсикоманию, бытовое пьянство и алкоголизм, проституцию, бродяжничество и другие правонарушения.

  1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Издательство «Питер», 1999.
  2. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
  3. Дармодехин С.В. Семья как объект государственной политики. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания. – 1998.
  4. Журавлев В.С. Почему агрессивны подростки? //Социологические исследования. - №2, 2001.
  5. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  6. Клиническая психология в социальной работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Б.А.Маршинин, М.В.Голубев, Н.Н.Ямщикова и др.; Под ред. Б.А.Маршинина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  7. Ковалева Т.В., Степанова О.К. Подростки смутного времени /К проблеме социализации старшеклассников. //Социологические исследования, 1998. - №8.
  8. Менделевич В.Д. Структура девиантных форм поведения в условиях масштабных социально-психологических перемен /Система социальной работы в условиях переходного периода: принципы формирования и функционирования. Материалы межрегиональной научно-практич. конференции. – Казань, 1998
  9. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Сост. и авт. предисл. Л.В.Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  10. Плоткин М.М., Камаева Г.И. Педагогические аспекты социальной реабилитации детей с девиантным поведением //Семья в России, 1995. – №1-2.
  11. Плоткин М.М., Ширинский В.И. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей //Семья в России, 1997. – №2.
  12. Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков. // Социологические исследования. - №2, 2001.
  13. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. И доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2001
  14. Фатхелисламова А.А. Феноменология детского нищенства. //Социологические исследования. - №2, 2001.
  15. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социальная работа
2015 год 27 стр.
Курсовая Технология социальной работы с пожилыми людьми
diplomstud
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 26 стр.
Курсовая Детская беспризорность как социально-педагогическая проблема
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 29 стр.
Курсовая Работа социального педагога с семьями «группы риска»
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2017 год 39 стр.
Курсовая Социальная профилактика отклоняющегося поведения детей
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское