Курсовая работа|Медицина

Сестринский процесс в неонатологии

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 44

Введение

Глава 1. Роль медсестры в неонатологии

1.1. Основные принципы оказания помощи новорожденным в родильном зале

1.2. Структура и организация работы акушерского стационара санитарно – противоэпидемический режим в акушерском стационаре

Глава 2. Исследование деятельности медсестры в неонатальном отделении

2.1. Работа медсестер в отделении реанимации новорожденных

2.2. Разработка и внедрение системы инфекционного контроля, оценка ее эффективности в отделении реанимации новорожденных

2.3. Роль сестринской службы в эпидемиологическом надзоре за внутрибольничными инфекциями в акушерских стационарах

Заключение

Список литературы

Неонатология - раздел педиатрии, изучающий физиологические особенности и болезни детей первого месяца жизни. Развитие неонатологической помощи на современном этапе характеризуется созданием узкоспециализированных служб для семьи, беременных женщин, новорожденных, младенцев и детей раннего возраста, объединенных в перинатальные центры. Этапы медицинской помощи новорожденным детям обеспечены работой акушерской и педиатрических служб.

Персонал отделений акушерского (иногда — и гинекологического) профиля отвечает за жизнь и матери, и ребенка. В акушерско-гинекологических отделениях медсестра должна быть готова оказать неотложную акушерско-гинекологическую помощь женщинам, а в некоторых случаях — и новорожденным до прибытия врача. Ей приходится также работать в отделении патологии беременных, а иногда и в родильном блоке, заменяя акушерку[1].

Персонал акушерско-гинекологических отделений обязан хорошо владеть методами психологической терапии, так как в преддверии родов надо внушить женщине уверенность в собственных силах; необходимо учитывать психологический статус пациентов, чтобы избежать преждевременного прерывания беременности, эклампсии, обострения экстрагенитальной патологии (гипертонической болезни, сердечной недостаточности). Одна из немаловажных особенностей труда в таких отделениях связана со специфическими особенностями женского коллектива (персонал, пациенты).

Средний медицинский персонал акушерско-гинекологических отделений работает в условиях повышенной физической и психоэмоциональной нагрузки: он отвечает за подготовку пациентов к плановым оперативным вмешательствам, за состояние роженицы и плода в предродовом периоде, оказывает акушерское пособие в период родов, осуществляет уход за пациентами в послеродовом или послеоперационном периодах. Неотложные состояния, экстренные операции, риск развития массивных кровопотерь — обусловливают пребывание персонала в состоянии постоянной «стрессовой готовности».

Для акушерско-гинекологических отделений характерна одна из самых острых проблем нашего здравоохранения, с которой сталкивается любой организатор (менеджер) здравоохранения, проблема текучки кадров среднего медицинского персонала.

Причины этого известны: низкая зарплата; стрессы, связанные с характером работы; неточно определенные функции и роль работников среднего звена. В настоящее время не более 20% их рабочего времени уходит на квалифицированное сестринское обслуживание, что тоже влияет как на их профессиональный статус, так и на оплату труда. В результате значителен их отток из учреждений здравоохранения на более доходные должности в страховых компаниях, коммерческих фирмах, причем следует отметить, что деловые качества средних медицинских работников позволяют им выдерживать конкуренцию на рынке труда[2].

Материальное благополучие сестринского и акушерского персонала обусловлено постоянным совместительством и заместительством[3]. Совмещение и замещение создают иллюзию укомплектованности кадрами, ведут к трудностям трудоустройства и неправильному использованию молодых специалистов, к значительным перегрузкам работающих, резкому снижению качества медицинской помощи[4]. Оно снижается не только из-за износа оборудования, дефицита медикаментов, недостаточного лечебно-диагностического обеспечения, но и потому, что медицинский персонал объективно не способен выполнять свои непосредственные функции, так как интенсификация труда имеет пределы[5].

Сложившаяся ситуация приводит к постепенному изнашиванию организма, формированию хронической патологии, нервным срывам (в том числе и на работе), физическому переутомлению и психоэмоциональному истощению к концу рабочей смены, а также к катастрофической нехватке времени для воспитания детей и восстановления сил.

По данным литературы, работники здравоохранения в России относятся к категории едва ли не самих низкооплачиваемых в народном хозяйстве[6], а объем бюджетного финансирования здравоохранения, как и ресурсная база отрасли в Российской Федерации значительно ниже (около 3,5% от ВНП), чем в экономически развитых странах. Обращает на себя внимание то, что большинство 58,7% медсестер не считают свою работу престижной из-за неуважения к представителям данной профессии со стороны общества (28%) и низкой заработной платы (30,7%)[7].

Все перечисленное не может не сказываться отрицательно на психологическом климате в отделении, а значит, и на лечебном процессе, что недопустимо во всех случаях, а особенно — в акушерско-гинекологи-ческих отделениях.

Целью данной курсовой работы является исследование деятельности медсестры в неонатологии.

 

Глава 1. Роль медсестры в неонатологии

1.1. Основные принципы оказания помощи новорожденным в родильном зале

Сразу же после рождения головки необходимо отсосать из полости рта и носоглотки с помощью катетера, соединенного с электровакуумным прибором, массы, состоящие из околоплодных вод, слизи и крови.

Ребенка принимают на согретый лоток, покрытый двумя стерильными пеленками, расположенный у ног матери и осуществляют:

  • повторную аспирацию из полости рта и носоглотки;
  • профилактику бленореи;
  • первичную перевязку пуповины;
  • показывают ребенка матери и выкладывают на живот;
  • оценивают состояние по шкале Апгар на первой минуте.

Проведение вторичной обработки пуповины и вторичной профилактики бленореи осуществляют в специально отведенном месте для новорожденных детей на подогретом пеленальном столе и, только, при условии переодевания акушерки в стерильный халат и подготовки ее рук с соблюдением правил асептики и антисептики. Скобу на пуповинный остаток не накладывают, а заменяют лигатурой при условии: толстой и сочной пуповины, резус-отрицательной принадлежности крови матери, маловесным новорожденным и детям в тяжелом состоянии. Проводят первичную обработку кожных покровов, взвешивание, измерение длины, окружности головы, окружности груди и пеленание. Непременно перед переводом матери и ребенка в послеродовое отделение малыша прикладывают к груди матери.

Первичная оценка функционального состояния новорожденного проводится по шкале Вирджинии Апгар (США), предложенной в 1953 году. В России принята двухкратная оценка по шкале Апгар: на 1 и 5 минутах после рождения всех новорожденных независимо от срока беременности и массы тела при рождении. Основными показателями жизнедеятельности являются: сердцебиение, дыхание, мышечный тонус, активность рефлекторных ответов и цвет кожных покровов, которые оценивают 0, 1, 2 балла. Здоровый новорожденный имеет оценку 8-10 баллов. Прогностическое значение шкала имеет в группе доношенных детей. Клинические симптомы, указанные в шкале Апгар зависят от многих факторов, прежде всего от степени зрелости, метаболических изменений и тяжести асфиксии.

Таблица 1

ШКАЛА АПГАР

Клинический признак

Оценка в баллах

0

1

2

Сердцебиение

Отсутствует

Меньше 100 в 1мин.

Больше 100 в 1 мин.

Дыхание

Отсутствует

Брадипное, нерегулярное

Нормальное, крик громкий

Мышечный тонус

Отсутствует

Легкое сгибание рук и ног

Активные движения

Рефлекторная возбудимость

Отсутствует

Гримаса

Чихание, кашель

Цвет кожи

Общая бледность или цианоз

Розовое туловище, цианоз рук и ног

Розовый

 

Зрелость новорожденного определяют по совокупности клинических, функциональных и биохимических параметров. В каждый возрастной период, начиная с зиготы, особенности адаптации плода, новорожденного и младенца соответствуют его календарному возрасту в совокупности со средой, окружающей его и взаимодействующей с ним. Состояние центральной нервной системы является информативной характеристикой зрелости. При исследовании ребенка оценивают позу, положение, спонтанную моторику лица, эмоциональные реакции, врожденные безусловные рефлексы и активность сосания. По клиническим признакам зрелость новорожденного определяют с помощью оценочных таблиц по сумме балов каждого признака.

Для оценки физического развития новорожденных используют статистические показатели основных параметров в зависимости от гестационного возраста или перцентильные оценочные таблицы. Параметры физического развития новорожденного, расположенные в интервале М  2среднее квадратичное отклонение) или Р10 - Р90 относятся к нормальным физическим показателям для данного гестационного возраста. Параметры физического развития новорожденных зависят от параметра и возраста его родителей, особенностей питания, условий жизни и порядкового номера беременности у женщины. Имеет значение характеристика пропорциональности телосложения и питания новорожденных.

Доношенный новорожденный - ребенок, родившийся при сроке беременности 37-42 недели. У доношенного новорожденного из-за превалирующего развития мозга голова составляет 1/4 часть тела. Особое значение имеет определение окружности головы при рождении (и в динамике) массы тела, а так же ее формы. К вариантам нормальной формы относят следующие: долихоцефалическая - вытянутая в передне-заднем направлении, брахиоцефалическая - в поперечном, и башенный череп. Кости черепа податливы, могут заходить друг на друга по сагитальному и венечному швам. Особенности отражены в таблице зрелости.

Недоношенный новорожденный - ребенок, родившийся при сроке ниже 37 недель беременности. Родившиеся живыми при сроке гестации 22 - 28 недель и выжившие в первые 168 часов жизни. К нормальным параметрам развития в сроки 28-37 недель относят детей с массой тела от 1000,0 до 2500,0 г, длиной 38-47 см, окружностью головы 26-34 см и груди 24-33 см. По статистическим данным разных стран недоношенными рождаются от 6 до 13% детей.

Масса тела не может быть основным критерием недоношенности. Существует понятие "низкая масса тела при рождении" или "маловесные" - это дети с массой менее 2500,0 г при рождении, которые родились в срок.

К переношеннм новорожденным относят детей, родившихся после 294 дней или42 недель гестации. Частота рождения таких детей от 8 до 12%. У детей наблюдают клинические признаки трофических нарушений: снижение тургора кожи, истончение подкожно-жирового слоя, десквамация, сухость и шелушение кожи, отсутствие смазки, плотные кости черепа, нередко с закрытыми швами.

При сопоставлении гестационного возраста и показателей физического развития выделяют следующие группы:

  • новорожденные с крупной массой тела, которая выше средней к данному сроку на 2 или 90 перцентилей и больше;
  • с нормальным физическим развитием для данного гестационного возраста;
  • с низкой массой тела по отношению к гестационному возрасту или с задержкой внутриутробного развития. Встречаются следующие типы ЗВУР: незрелость или "small for date", диспластический или асимметричный и поздний тип или внутриутробная гипотрофия. Сочетания различных типов ЗВУР могут встречаться у одного ребенка. Патогенез задержки развития и роста у плода многообразен. При отставании лишь массы тела от гестационного возраста плода неблагоприятные факторы, как правило, взаимодействуют в последнем триместре беременности. При отставании в массе и длине тела от гестационного возраста - неблагоприятные условия существования плода наблюдаются в конце первого и начале второго триместра беременности. Нарушение пропорции тела, часто сочетающиеся с дисэсбриогенетическими стигмами и пороками развития, относят к диспластическому типу и наблюдают у детей с хромосомными и геномными нарушениями, а так же при внутриутробных, генерализованных инфекциях. Различные типы ЗВУР встречают у доношенных, недоношенных и переношенных новорожденных.
  1. Греков И.Г. Отношение медсестер к своей профессиональной деятельности. // Медицинская сестра. — 2000. — №1.
  2. Деев А.Н. Социально-гигиеническая характеристика здоровья и условий жизни средних медицинских работников и членов их семей: Дисс. канд. мед. наук. — М., 1987.
  3. Дубровина З.В. и соавт. Состояние здоровья медсестер
  4. Канищев В.В. Дезинфекция в неонаталогии. Комплексная обработка кувезов и инструментов. // Медицинская сестра, 2007, № 7.
  5. Корчагин В.П., Найговизина Н.Б. Организационно-экономические аспекты реализации концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. // Экономика здравоохранения. — 1998.
  6. Марчук Н.П., Е.Н. Фомичева Профессиональная подготовка медсестер и акушерок родовспомогательных учреждений и формирование симптомов «эмоционального» выгорания// Медицинская сестра, 2007, № 7.
  7. Монисов А.А., Лазикова Г.Ф., Фролочникина Т.Н., Коршунова Г.С. Состояние заболеваемости внутрибольничными инфекциями в Российской Федерации. // Эпидемиол. и инфекц. бол.  —  2000.  —  № 5. 
  8. Основы инфекционного контроля: Практическое руководство. /Под ред. Е.А.Бурганской.  —  1997. 
  9. Перфильева Г.М. Сестринский процесс. // Мед. сестра.  —  1999.  —  №3
  10. Пономарева Г.А., Успенская И.В., Воронков Д.В., Кинелева Т.А. Планирование численности медицинского персонала круглосуточных постов. // Здравоохранение. — 1999. — № 4.
  11. Ромашова Т.И. Оценка медработниками их трудовой деятельности. // Социология в медицине. Вып. 3. — Тбилиси, 1990
  12. Семина Н.А. Научные и организационные принципы профилактики внутрибольничных инфекций. // Эпидемиол. и инфекц. бол.  —  2001.  —  № 5. 
  13. Смирнова Л.М., Саидова Р.А., Брагинская С.Г. Акушерство и гинекология: Учебник. — М.: Медицина, 1999. — 368 с.
  14. Угаров В.А. Социально-гигиеническая характеристика средних медицинских работников сельской местности и пути совершенствования работы с медицинскими кадрами в Тульской области: Дисс. канд. мед. наук. — М., 2000.
  15. Черкасский Б.Л. Руководство по общей эпидемиологии.  —  М.: Медицина, 2001.
  16. Kratz C.R. The Nursing Process.  —  London: Bailliere Tindall, 1979.
  17. McFarland G.K., McFarlane E.A. Nursing Diagnosis and Intervention: Planning for Patient Care.  —  3-rd Ed.  —  Louis: Mosby-Year Book, 1997.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Медицина
2012 год 31 стр.
Курсовая Врожденная косолапость
Telesammit
Курсовая работа Медицина
2012 год 22 стр.
Курсовая Миома матки
Telesammit
Курсовая работа Медицина
2012 год 24 стр.
Курсовая Здоровье как социальная и экономическая категория
Telesammit
Курсовая работа Медицина
2016 год 43 стр.
Курсовая Совет медсестер, его роль в функционировании ЛПУ
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское