ВВЕДЕНИЕ
- Теоретическая часть
1.1. Теоретические аспекты повышения эффективности использования рабочего времени на предприятии общественного питания
1.2.. Особенности использования рабочего времени на предприятии общественного питания
1.3 Основные факторы и инструменты повышения использования эффективности рабочего времени с учетом отечественного и зарубежного опыта
- Аналитическая часть
2.1. Анализ эффективности использования рабочего времени ресторана «-»
2.2. Характеристика и анализ основных технико-экономических показателей ресторана «-»
2.3. Анализ кадрового состава ресторана «-»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложения
Организация общественного питания играет важную роль в жизни современного общества. Предприятия питания выполняют такие функции, как производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции населением в специально организованных местах. Предприятия питания осуществляют самостоятельную хозяйственную деятельность и в этом отношении ни отличаются от других предприятий.
Процесс управления рестораном представляет собой совокупность взаимосвязей и действий, направленных на обеспечение оптимального соотношения рабочей силы, материальных и финансовых ресурсов.
Процесс управления направлен на создание нормальных условий в сфере производства, реализации продукции собственного производства и покупных товаров, а также высокого уровня обслуживания.
В настоящее время эффективность работы организации во многом определяется эффективностью использования рабочего времени. Очевиден тот факт, что в коллективе трудно наладить работу, когда руководитель и его подчиненные не обладают современными приемами и методами работы, не совершенствуют свой индивидуальный рабочий стиль. Немаловажную роль играет изучение причинно-следственного механизма имеющих место недостатков и проблем, а также поиск путей совершенствования эффективности использования рабочего времени.
Актуальность работы состоит в том, чтобы на основе научно обоснованного анализа эффективности использования рабочего времени разработать такую стратегию деятельности предприятия общественного питания, которая бы обеспечила максимальную эффективность его деятельности. Эффективность использования рабочего времени планируется увеличить, в частности, за счёт активизации маркетинговой политики предприятия, оптимального управления персоналом и учетом рабочего времени, а также за счёт совершенствования системы планирования.
Объект ВКР – ресторан «-».
Предметом исследования выступила система использования рабочего времени на предприятии общественного питания «-».
Целью работы является оценка использования рабочего времени на предприятии общественного питания «-» и разработка плана по повышению эффективности использования рабочего времени.
Задачи исследования:
1) Проанализировать теоретическую и практическую литературу по данной теме;
2) Проанализировать эффективность использования рабочего времени ресторана «-»;
3) Разработать мероприятия по повышению эффективности использования рабочего времени;
4) Рассчитать экономическо-социальную эффективность мероприятий по повышению эффективности использования рабочего времени на предприятии «-».
Приведенный в работе аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
В первой части рассматриваются теоретические основы использования рабочего времени, в частности аспекты повышения эффективности использования рабочего времени на предприятии общественного питания и методы измерения эффективности использования рабочего времени, основные факторы и инструменты повышения использования эффективности рабочего времени с учетом отечественного и зарубежного опыта.
В аналитической части описана деятельность организации, предоставляемые услуги, ее цели и задачи. Приведена схема, отражающая организационную структуру ресторана «-». Исследована и проанализирована система методов изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени используемых на предприятии. Произведен анализ эффективности использования фонда рабочего времени, анализ деятельности кадровой службы. Выявлены причины недостатков в деятельности кадровой службы предприятия по повышению эффективности использования рабочего времени, приведены рекомендации по совершенствованию этой системы.
В практической части внесены предложения по повышению эффективности использования рабочего времени. Определены цели и задачи предлагаемых мероприятий, описан порядок их осуществления и определен эффект для компании.
В заключении приводятся выводы и основные результаты работы.
- Теоретическая часть
1.1 Теоретические аспекты повышения эффективности использования рабочего времени на предприятии общественного питания
Рабочее время представляет собой установленную законом продолжительность пребывания работника на предприятии для выполнения определенных обязанностей. Полнота и рациональность его использования - важнейшее условие увеличения прибыли предприятия, не требующее дополнительных затрат.
Показателем рабочего времени за определенный период (год, квартал, месяц) является фонд рабочего времени, который измеряют в человеко-днях или человеко-часах. Его величина зависит от числа рабочих, - продолжительности рабочего периода в днях и продолжительности рабочего дня. Информационной базой анализа являются, баланс рабочего времени одного рабочего, данные отдела кадров о численности персонала, фотографии рабочего дня, хронометражные наблюдения, статистическая отчетность.
Эффективная работа предприятий во многом зависит от полноты и целесообразности использования фонда рабочего времени. Для этого проводится анализ рабочего времени занятых на производстве, который также позволяет определить степень использования персонала предприятия. В процессе такого анализа изучаются внутрисменные и целодневные потери рабочего времени, выявляются величина потерь и непроизводительных затрат рабочего времени, выясняются причины их возникновения.
Сравнение фактически отработанных человеко-дней или человеко-часов (продолжительности рабочего дня) с плановыми (расчетными) или базисными данными позволяет выявить потери рабочего времени в абсолютных единицах измерения и в процентах.
Внутрисменные потери выявляются в результате анализа продолжительности рабочего дня, который зависит от продолжительности перерывов в течение рабочего дня, обусловленных законом (перерывы, связанные с вредными условиями труда, сокращению рабочего дня подростков и т.д.) и внутрисменных потерь рабочего времени. Анализ внутрисменных потерь рабочего времени позволяет выявить причины, а, следовательно, сократить их и предупредить возникновение таких потерь.
Целодневные потери рабочего времени выявляются в результате анализа использования фонда рабочего времени и баланса рабочего времени одного среднесписочного рабочего. Количество отработанных человеко-дней или человеко-часов в анализируемом периоде зависит от целодневных простоев, неявок на работу с разрешения администрации, болезней, забастовок, прогулов. Поэтому целодневные потери рабочего времени должны учитываться и анализироваться. Анализ целодневных потерь рабочего времени позволяет сократить, а порой предупредить возникновение таких потерь рабочего времени, как целодневные простои, забастовки, прогулы, снизить заболеваемость.
Устранение внутрисменных и целодневных потерь рабочего времени повышает коэффициент использования явочного состава персонала и уменьшает потребность в численности работающих.
При анализе использования рабочего времени проверяют обоснованность плановых (расчетных) заданий, выясняют изменения, происшедшие по сравнению с прошлым годом, определяют пути дальнейшего улучшения использования рабочего времени.
Эффективное использование рабочего времени может быть достигнуто путем четкой организации рабочих мест и своевременной подготовки их к началу рабочего дня. Так, официант должен тщательно подготовить к началу работы отведенный ему участок зала (осмотр столов, проверка правильности их установки и т. п.), внимательно осмотреть предметы сервировки, разместить их запас в определенном порядке в ящиках серванта и т. д[2].
Большое значение для достижения наибольшей производительности труда, его облегчения, снижения утомляемости, сохранения хорошей рабочей формы в течение всей смены имеет использование рациональных методов и приемов труда. С этой целью официанту желательно избегать лишних движений, следует выработать наиболее удобную рабочую позу, придерживаться определенного ритма в работе. Например, при выполнении заказа, выходя из зала, следует захватить лишнюю или бывшую в употреблении посуду и приборы, а на обратном пути приносить готовые блюда. Это позволит избежать «холостых пробегов». При переноске подносов с блюдами вина, напитки и блюда следует устанавливать на них так, чтобы центр тяжести приходился на пальцы левой руки. Работать рекомендуется ритмично, давая себе отдых во время пауз в обслуживании.