Введение.
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования правильной осанки и предупреждения плоскостопия в дошкольном учреждении.
1.1. Изучение опыта педагогов-практиков по профилактике нарушения осанки и плоскостопия.
1.2 Теоретическое обоснование формирования правильной осанки в дошкольном учреждении.
1.3. Причины возникновения плоскостопия и нарушений осанки.
1.4. Современные взгляды на профилактику и коррекцию плоскостопия.
Глава 2. Методы диагностики нарушения осанки и профилактики плоскостопия у дошкольников.
2.1. Условия развивающей физкультурно-оздоровительной среды.
2.2. Основные приемы и средства профилактики плоскостопия и нарушений осанки
2.3. Рекомендации педагогам и родителям по профилактике и коррекции нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Глава 3. Организация и методы исследования рассматриваемой проблемы в дошкольном учреждении.
3.1. Методы и организация исследования.
3.2. Обсуждение результатов исследования.
Заключение.
Список литературы.
В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников (84,9%) с различными отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.
Однако, по мнению Р.Б. Стеркиной и Ю.В. Коркиной (1997), в настоящее время система реабилитации детей в условиях ДОУ практически не сформирована. Отмечается разобщенность деятельности медицинского и педагогического персонала в оказании коррекционной помощи детям, наблюдается явно недостаточная осведомленность педагогов и родителей в коррекционно-профилактических вопросах развития, воспитания и обучения детей.
В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях ДОУ особое внимание необходимо уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия), поскольку среди функциональных отклонений они имеют наибольший удельный вес. В частности, исследованиями Г.А. Шорина (1994) установлено, что 67,3% детей старшего дошкольного возраста имеют плоскостопие.
Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, это вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок. Что в дальнейшем способствует и является одной из причин скалиотических нарушений осанки.
Проблемой нашего исследования является изучение процесса формирования навыка правильной осанки и предупреждение плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования навыка правильной осанки и предупреждения плоскостопия.
Предмет исследования: система коррекционных упражнений по формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, целью нашего исследования является разработка методов профилактики плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста на занятиях по физическому воспитанию.
Задачи исследования
1) Теоретическое изучение специальной литературы и передового опыта по проблеме формирования осанки в дошкольном детстве.
2) Обследование детей подготовительной к школе группы для выявления уровня сформированности правильной осанки.
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования правильной осанки и предупреждения плоскостопия в дошкольном учреждении
1.1. Изучение опыта педагогов-практиков по профилактике нарушения осанки и плоскостопия
Изучение психолого-педагогической литературы убедительно показывает взаимосвязь между здоровьем ребенка и его психологическим развитием. Физическая культура общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собой базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни, который в свою очередь не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем современной России.
“Формирование здорового образа жизни - сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей ”.
Таким образом, мы видим, что здоровье ребенка является основой для формирования всесторонне и гармонически развитой личности.
Истоки стремления людей к гармонии следует искать на грани палеолита и неолита. Именно тогда “древний человек впервые учился сопоставлять и сравнивать предметы и явления. Это порождало стремление к лучшему миру, к лучшей жизни и, наконец, к лучшему человеку".
В Древней Греции в основу воспитательной системы эллинов была положена идея о гармоническом развитии человека. Считалось, что люди должны быть одинаковы совершенны как в духовном, так и физическом отношении. Древнегреческий философ Платон называл “хромым" каждого, у кого разум и тело были развиты неодинаково.
Один из выдающихся мыслителей древнего мира Плутарх, оценивая оздоровительное значение гимнастики, заметил: “гимнастика есть целительная часть медицины".
В XVI веке появилось много педагогических произведений по вопросам физического воспитания и практических руководств преимущественно по гимнастике.
К XVIII веку в Западной Европе уже наметились два направления в гимнастике. Представители одного из них считали главной целью гимнастики укрепление здоровья, а второе - овладение сложными движениями тела на специальных снарядах.
В XVIII и XIX веках большое влияние на развитие педагогической и гигиенической гимнастики оказали выдающиеся педагоги Жан-Жак Руссо (1712-1778), И. Песталоцци (1746-1827).
Руссо считал, что укрепление и закаливание - необходимое условие для развития сил и возможностей человека. По его мнению, упражнение органов нашего тела готовит человека к жизни, содействует его умственному развитию и укреплению здоровья. ''Так же как мастер перед началом работы должен подготовить свои инструменты, человек в начале жизни должен подготовить свое тело''.
По мнению Песталоцци, главной целью воспитания является развитие сил и способностей, заложенных в ребенке, но эти способности нужно упражнять, иначе они так и останутся задатками. Лучшими физическими упражнениями Песталоцци считал упражнения в овладевании движениями в суставах, поскольку из них складываются любые сложные действия.
В 1-ой половине XIX века сложились три национальные системы гимнастики - немецкая, французская и шведская. В трех названных системах отражены три основных направления гимнастики, а именно:
Гимнастика, направленная на овладение сложными движениями, преимущественно на специальных гимнастических снарядах. В дальнейшем из нее сформировалась спортивная гимнастика - немецкая система гимнастики.
Гимнастика, направленная на овладение прикладными навыками, преимущественно военно-прикладного характера, в дальнейшем из этого направления сформировалась военно-полевая и специальная гимнастика - французская система гимнастики
Гимнастика, направленная на развитие двигательных качеств, преимущественно силы - шведская система гимнастики.
К середине XIX века современная гимнастика сложилась и продолжала совершенствоваться. К этому времени появились и новые разновидности гимнастики: индивидуальная, гигиеническая, лечебная, несколько позднее - -художественная и атлетическая.