Реферат|Физическая культура

Физкультура в древнем мире

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2022 | Страниц: 31

Введение

Глава I.  Физическая культура Древнего мира (от  IV тысячелетия до н.э. до

               476 г. н.э.)

Глава II. Физическая культура стран древнего Востока

Глава III. Древний Египет

Глава IV. Расцвет физической культуры в Древней Греции (VI - V вв. до н.э.)

Глава V.  Физическая культура Древнего Рима

      5.1.  Период империи (VIII - VI вв. до н.э.)

           5.2.  Период республики (VI - I вв. до н.э.)

     Заключение

     Литература

Предыстория физической культуры уходит корнями в тот период, когда вся физическая и умственная деятельность человека ограничивалась непо­средственным обеспечением условий существования. Вопрос заключается в том, какие факторы в этих условиях, в непрекращающейся борьбе с приро­дой, побудили наших предков разработать комплекс физических упражне­ний, служащих формированию человека.

Авторы международных трудов по истории спорта объясняют слож­ную проблему происхождения спорта, исходя, в сущности, из трех гипотез:

— из теории игры в духе Шиллера;

— из теории магии, впервые изложенной Рейнаком;

— из теории излишней энергии, сформулированной Спенсером.

Ясно, что изучение примитивных форм физической культуры не позволяет сформулировать такие понятия, как «излишек биологической энергии», «игра» и еще в меньшей степени «магия». Для совершения про­стейшего движения необходим определенный запас энергии. Элементы игры в какой-то форме с самого начала скрываются в деятельности, моделирую­щей движения человека. А представление о магии имела даже высокоразвитая греческая физическая культура.

Однако на основе упомянутых теорий нельзя дать приемлемого объясне­ния на вопрос о формировании физической культуры. Вряд ли можно было ожидать от древнего человека, боровшегося за свое существование и стра­шившегося опасностей, чтобы он в духе шиллеровской эстетики предавался чистому наслаждению «игрой ради игры». Магия также не породила самостоятельную деятельность, связанную с физическим воспитанием, а использовала уже существующие формы: формы движений во время охоты, бега, борьбы и танцев. И наконец, доказанным является и тот факт, что даже самая примитивная деятельность в области физической культуры тоже явля­ется продуктом общественного развития и как таковая не может вытекать лишь из инстинктивных биологических факторов.

Глубокий анализ содержит монография Н. Понома­рева «Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания». Опираясь на обширный материал, автор в ходе своих рассу­ждений пришел к выводу о том, что человек стал человеком не только в ходе развития орудий труда, но и в ходе постоянного совершенствования самого человеческого тела, организма человека как главной производительной силы. В этом развитии ключевую роль играла охота как форма работы. Использование средств труда для целей охоты требовало качественно новых навыков движений, прежде всего увеличения воздействия силы, навыков быстроты, выносливости и активности в работе. Человек освободился от безграничного господства биологических законов, и определяющими в его развитии стали общественно-исторические закономерности.

Создание физической культуры как специфической сферы обществен­ной деятельности, обособленной от добывания материальных благ, необходимых для существования, произошло в более поздний период древней истории (80000 — 8000 гг. до н.э.). В это время появилось метательное ору­жие с костяным наконечником и зубчатые остроги.

Главным источником существования стала охота на крупных животных.

Однако мамонты, пещерные медведи и туры оказались опасными противни­ками. Удачную охоту на них можно было обеспечить только с помощью заранее изготовленных и опробованных средств, организованных совмест­ных действий всех членов клана. В процессе этого древний человек научился наиболее рационально использовать в качестве метательного оружия разно­образные предметы: палку, пращу, острогу, копье. Он открыл для себя способ метания, значительно увеличивающий дальность полета. В процессе применения метательного оружия он, владея своими мышцами, мог рассчи­тывать затрачиваемую энергию в зависимости от отдаленности цели, коорди­нировать собственные движения.

От инстинктивных атакующих и оборонительных движений до скоорди­нированных акций, до приобретения опыта наиболее эффективного владе­ния оружием он на протяжении многих тысячелетий прошел путь, исполнен­ный многочисленных трагедий. На основе сменявших друг друга успехов и неудач человек обнаружил, что одни действия ведут к успешным результатам, а другие — к неудачам. В то же время он осознал значение возможности научиться наиболее рациональному владению оружием, атакующим и оборо­нительным движениям и возможности заимствовать эти способы у других. Овладение жизненно необходимыми навыками движения происходило, оче­видно, путем наблюдения и копирования, но все большее значение приобре­тало развитие выражавшегося в магической деятельности абстрактного мышления, членораздельной речи и изображения знаков. С этой же целью рисовали раненных копьем или стрелой зубров. Древний человек все чаще наблюдал и применял те закономерности в движениях, с помощью которых можно было преодолеть водные препятствия, рыхлый снег, топкие, болоти­стые места. Запас мяса убитого животного, которое в холодное время года могло сохраняться в течение длительного времени, создавал возможность для деятельности социального характера, которая не была непосредственно связана с добычей пищи или сохранением жизни. В конце концов, возникли условия для того, чтобы процесс обучения и передачи опыта организационно отделился от непосредственной работы. Применявшиеся при охоте на дичь или при спасении бегством от противника бег и прыжки через препятствия в рамках магических действий начали самостоятельное развитие. Появились синтезированные формы бега на расстояние, прыжков, танцевальных и метательных движений.

Наступивший в конце этой эпохи скачок в развитии человечества был вызван изобретением лука приблизительно в 12000 г. до н.э. Очевидно, в применении лука большую роль сыграло также то обстоятельство, что сокра­тилось число животных, на которых можно было охотиться с помощью мета­тельного оружия и ловушек. Стрела, выпущенная из нового механического «стрелкового оружия», давала возможность добывать много мелкой дичи, птицы и рыбы. Теперь уже не нужно было бродить по следам кочующих животных. В образе жизни племен, владевших луком, наступили значитель­ные изменения. В богатых дичью низинах и долинах рек возникали относи­тельно постоянные поселения. В то же время на пещерных рисунках, ранее изображавших только сцены охоты, стали появляться изображения борю­щихся между собой людей. В арсенал движений, которым обучалась моло­дежь, стала входить военная подготовка. Вероятно, в связи с возросшими в этой области задачами получили развитие формы подготовки к вступлению в зрелый возраст, а точнее, в ее заключительный акт — обряд посвящения. Формировались организованные формы воспитания и начальные формы воспитательной деятельности.

 На следующих этапах развития — в эпоху мезолита н неолита (8000—3000 гг. до н.э.) — главными источниками существования стали земледелие и животноводство. Отдельные группы племен перешли к осед­лому образу жизни. Начиная с VII тысячелетия до н.э. стали появляться разрозненные центры патриархального родового общества. Начался распад первобытнообщинного строя.

В физической культуре народов, занимавшихся пастушеством, потеряли свою жизненную важность бег, прыжки, метание и преследование дичи. На передний план выдвинулись верховая езда и облавная охота верхом на лоша­дях, интерес земледельческих обществ к борьбе и поднятию тяжестей, а также к танцам и медитациям типа йоги, основывавшимся на верованиях, связанных с плодородием. Переход к оседлости обострил борьбу за лучшие земли и территории, более богатые. Это вызвало необходимость усложнения процесса подготовки юношества к самостоятельной жизни. Центр тяжести церемоний посвящения, приспосабливаемых к новым условиям испытаний, стал все более сосредоточиваться на формах движений, характерных для боевой подготовки. Преследование дичи и облавная охота, в которых принимал участие практически весь мужской состав племени, приобрели характер военных маневров. Проведение предшествовавших схваткам поединков, призванных служить «пробой сил» или «предсказанием», органи­зовывалось таким образом, чтобы они символизировали непобедимость веду­щих борьбу и олицетворяющих собой силу сообщества героев. Точно такую же цель — «примериться» и «запугать» — преследовал и бросаемый про­тивнику перед битвой вызов, упоминание о котором имеется в мифологии почти всех народов.

  1. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. – М., 2001.
  2. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. – М., 1982
  3. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие

    физического воспитания. – М., 1970.

  1. Столбов В.В. История физической культуры и спорта. – М., 1975.
  2. Юрегди Д. Древний Рим. Будапешт, 1967.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Физическая культура
2015 год 17 стр.
Реферат Особенности физической и функциональной подготовки
Telesammit
Реферат Физическая культура
2017 год 18 стр.
Реферат Построение макроцикла в футболе
Telesammit
Реферат Физическая культура
2014 год 23 стр.
Реферат на тему: «Основы здорового образа жизни студентов»
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское