Введение
- Миссия фирмы
- Стратегия развития
- Анализ возможностей рынка
- Анализ ресурсов организации
- Жизненный путь фирмы
Заключение
Реферат|Организационное развитие
Авторство: bugalter
Год: 2016 | Страниц: 52
Введение
Заключение
Отправным моментом зарождения любой фирмы является появившаяся когда-то и у кого-то идея организации. Мотивы, стоящие за этой идеей, могут быть самыми разными. Одному, например, надоело просиживать штаны в государственной структуре, другому необходимо утвердить себя, третьему — выбиться из нищеты и т. д. Они собираются вместе и решают начать новое дело. При этом очень важно, что уже на первом этапе у всех участников есть свое неявное представление о том, куда бы им хотелось прийти и кем они хотели бы стать.
Как пишет Н. Хилл: «Для успеха достаточно одной глубокой идеи», и главное в этой идее то. Что она несет в себе мотив, желание, устремление человека, «ведь все. Что желаемо и представимо, — достижимо» (94, с. 13). Желание — вот отправная точка, начало любого дела. Желание добиться успеха в чем-то, реализовав свою идею. Из такой идеи и начинает выстраиваться ось развития организации, которая в каждый конкретный момент должна соединять идею организации с представлениями о ее миссии и стратегии.
Если бы нас как консультантов спросили, с какими задачами труднее всего работать сегодня в российских бизнес-организациях. мы, не задумываясь, среди прочих назвали бы тему «миссии», хотя без определения ее. Оказывается, в современном бизнесе обойтись нельзя.
При этом нас не перестает удивлять тот резкий контраст, который наблюдается в работе с формулировкой миссии в западных и отечественных организациях.
Сотрудники западных фирм работают с темой миссии просто и «технологично», действуя по установленным алгоритмам. Сначала нужно определить ценности своей организации, особенности своей команды, особенности своего клиента, связать все это в единый, социально привлекательный образ — и работа выполнена (см. 30).
Российские же люди «застревают» уже на этапе постановки задачи и определении требуемого результата. И, разумеется, не последнюю роль здесь играют те смысловые оттенки, которые ассоциированы у нас со словом «миссия». Это и особое предназначение, и суровый путь, и монашеская обитель, и секретная задача, и многое другое из той же таинственно-священной сферы. Однако! полезно вспомнить, что слово «миссия» произошло от очень простых значений: «посылка», «поручение». И в теории организационного развития «миссия» гораздо ближе к этому пониманию: это некий посыл, сообщение во внешний мир о том. Что представляет собой организация (см. 30).
По сути, работа с формулированием миссии организации представляет собой поиск ответа на несколько вопросов «зачем?». Или, что более знакомо русской традиции, определение смысла своего бизнеса и его предназначения.
Подчеркнем, что задача формулирования миссии своего бизнеса отличается от общей задачи бизнеса. И это отличие можно легко увидеть на примере производственных организаций. Хотя все производственные организации ориентированы на производство продукции, все же есть нечто, отличающее их друг от друга, и сами эти организации в ряде случаев стремятся это подчеркнуть. Так. В производстве автомобилей «Вольво» стремится сделать самые безопасные автомобили для тех, кому важно это качество, «Мерседес» — самые классические и надежные, а АЗЛК — просто делает автомобили. И, похоже, этот последний завод никогда не ставил перед собой задачи определить миссию своего предприятия — он «просто» делают автомобили для «простого советского человека».
Таким образом, одного лишь общего ответа на вопрос «зачем ваш бизнес?» может оказаться недостаточно. Как показывает опыт. Об этом красноречиво свидетельствуют разнообразные диагностические признаки. Появляющиеся в организации, не определившей своей миссии. Такими признаками могут быть: скучающие лица первых руководителей. Отсутствие блеска в глазах, когда они говорят о своем деле. Это может проявляться и в пренебрежительном отношении персонала к своей работе, обращении к делам «по обязанности» и вообще в том комплексе симптомов, который можно было бы назвать «неуважение к своему делу».
Понятие «миссия» непривычно для российского слуха. Но ситуация здесь в главных чертах воспроизводит то, через что уже прошла мировая история бизнеса. И если в мире вопрос о необходимости бизнеса и предпринимательства в целом уже в принципе не стоит, то там все же принято задавать вопрос о необходимости и назначении каждого отдельного предприятия и организации в бизнесе. Миссия — это формулировка, содержащая в себе ответ на этот вопрос. «Кому все это нужно?» — ключевой вопрос для определения миссии организации.
Чтобы оптимально сформулировать миссию своей организации. Желательно найти ответы на несколько вопросов «зачем?».
Нашедший ответ на этот вопрос получает массу серьезных преимуществ. В первую очередь — точное понимание клиента, тех, на кого ориентирована ее деятельность, а также определение того. Что и как предлагается в ответ на его запрос. Кроме того, определение социальной миссии помогает осознать и сформулировать идеи, важные для имиджа и престижа вашей организации, а именно — чем ваша организация может быть ценна для общества. Попробуйте хотя бы мысленно сопоставить свои ощущения, представив, что вы работаете в организации под названием «контора «Рога и копыта» или Европейский банк реконструкции и развития. Разницу уловить нетрудно: нетрудно заметить и то. Что в названии последней организации, по сути дела. Заключена формулировка ее миссии. Наверное, не случайно также, что даже бандиты и разбойники на протяжении веков часто прикрывали свой бизнес социально привлекательными мотивами — мифом «Робин Гуда», борца за справедливость или защитника бедных.
Зачем этот бизнес людям, которые работают в организации?
Поиск ответа на этот вопрос позволяет обнаружить то, что отличает сотрудников вашей организации от остальных, и помогает решить множество проблем, связанных с темой приверженности сотрудников фирме.
Возможно, то, что делается в японских корпорациях, когда перед началом рабочего дня сотрудники поют гимны своей организации, воспевая в том числе и ее миссию, в российской действительности будет выглядеть как перебор. Хотя сама идея начинать рабочий день с песней нам положительно нравится. Однако мы каждый раз испытываем восхищение, приходя в серьезные западные фирмы и встречая там толстые экземпляры «Workbook» для персонала, первые страницы которых непременно — это история фирмы, определение ее миссии, ее ключевых целей и ценностей, ее стратегических задач для работы на данный период в этой точке земного шара. И что самое интересное — сотрудники все это знают и с удовольствием говорят об этом...
То главное, что дает сотрудникам организации понимание и разделение ее миссии, — это чувство сопричастности ко всему происходящему на фирме, соучастия в ее делах, столь важное в наше время чувство социальной принадлежности.
Таким образом, миссия организации — это. С одной стороны. Тот самый «флаг», который нужен для презентации фирмы внешнему миру (в первую очередь клиентам), и то «знамя», под которое собираются люди, чтобы сплоченной командой воплощать в жизнь дела, которых ждет от организации внешний мир. Именно в этом смысле миссия всегда направлена на потенциального клиента и по-настоящему может быть сформулирована только как результат своеобразного маркетингового анализа: «Кто наш клиент? Какие товары или услуги мы ему предлагаем? Кто такие «мы» как продавцы своих товаров и услуг?» Формулировка миссии — это важный момент в осознании каждой организацией своего места на рынке, свидетельствующий, кроме всего прочего, и о том, что организация сделала еще один серьезный шаг в освоении традиций цивилизованного бизнеса.
Следует обратить внимание еще на два сугубо психологических момента, которые достаточно часто встречаются в современных российских компаниях. Первый — чаще встречающийся, но не столь критичный для целостности организации — это незнание миссии компании ее сотрудниками. Люди не чувствуют себя принадлежащими к организации, они не могут сказать: «Наша компания — это...» И наоборот. Если миссия известна сотрудникам, а еще лучше, если они принимали участие в ее разработке, то возникает та самая идентификация с общим делом, которая служит серьезным мотивирующим фактором для людей и, как мы видели во многих компаниях, способствует слабой текучке кадров и устойчивости кадрового состава фирм.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980. 2. Антоненко И.В. Личностный аспект деятельности предпринимателя: Дисс. канд. психол. наук. М., 1995. 3. Ариес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992. 4. Бабаева Л. Образ предпринимателя на страницах газет // Деловой мир. 1992. № 48. 5. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М., 1996. 6. Берл Г. Создать свою фирму. М., 1994. 7. Берн Э. Игры, в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений). Люди, которые играют в игры (психология человеческой судьбы). М. 1988. 8. Бизнесмены России: 40 историй успеха. М., 1994. 9. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка, 2-е изд. М., 1986. 10. Блэк С. Паблик Рилейшнз: что это такое? М., 1990. 11. Богомолова Н.Н. Доктрина «человеческих отношений» — идеологическое оружие монополий. М., 1970. 12. Большая Советская Энциклопедия, 2-е изд. Т.5. М., 1950. 13. Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 1990. 14. Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи? // 2-е изд. М., 1993. 15. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 16. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. 17. Витерс Д. Випперман К. Как продать свои услуги: Руководство по маркетингу в сфере услуг для малых предприятий.М., 1991. 18. Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. М., 1992. 19. Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий экономических и коммерческих служб. М., 1992. 20. Гербер М. Создание предприятия, которое работало бы: Предпринимательство: миф и реальность. М., 1996. 21. Глущенко Е.В., Капцов А.И., Тихонравов Ю.В. Основы предпринимательства. М., 1996. 22. Гурджиев Г.И- Встречи с замечательными людьми. М., 1994. 23. Дейнеко О.С. Отношение к деньгам у предпринимателей малого бизнеса: Депонент ИНИОН РАН. СПб., 1996. 24. Дейян А., Троадек А., Троадек, Л. Стимулирование сбыта и реклама на месте продаж. М., 1994. 25. Десмонд Г., Келли Р. Руководство по оценке бизнеса. М., 1996. 26. Донцов А.И., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. и др. Введение в практическую социальную психологию. М., 1994. 27. Дракер П. Управление, нацеленное на результаты. М., 1992. 28. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Когда в фирме одни «организаторы»: Психологические типы и формирование «команд». // Alter Ego. 1993. № 1. 29. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология маркетинга. Формирование маркетингового мышления: Введение в практическую социальную психологию. М., 1994. 30. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Миссия организации, или Зачем выяснять «зачем»? // Организационное развитие. 1996. Сентябрь. 31. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Точки отсчета в стратегическом планировании // Организационное развитие. 1997. № 6. 32. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М., 1988. 33. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1990. 34. Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: Основы управления персоналом. М., 1993. 35. Игнатенко А. Как жить и властвовать: Секреты успеха, добытые в старинных арабских назиданиях правителями. М., 1994. 36. Итикава К. Японские методы управления качеством. М., 1988. 37. Капитанчук Ю.Б. Как заказать маркетинговое исследование. // Организационное развитие. 1997. № 7. 38. Козмецки P. Женщины в бизнесе. СПб., 1992. 39. Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М., 1995. 40. Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М., 1992. 41. Краснова В., Матвеева А., Привалов А., Хорошавина Н. Семь нот менеджмента: Настольная книга руководителя. М., 1996. 42. Кропоткин П.А. Этика. М., 1991. 43. Куда кривая вывезет? // Организационное развитие. 1996. № 1. 44. Кузьмин А.И. Организационная культура и управление фирмой. // Организационное развитие. 1996. Март. 45. Кузьмин А. И. Стратегия организации: мы все говорим прозой. // Организационное развитие. 1997. № 6. 46. Кузьмичев А. Д., Шапкин И. Н. Отечественное предпринимательство: Очерки истории. М., 1995. 47. Курицын А.Н. Секреты эффективной работы: Опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров. М., 1994. 48. Ламбен Ж. Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб., 1996. 49. Ландрам Д. Тринадцать женщин, которые изменили мир. Ростов-на-Дону, 1997. 50. Ландрам Д. Тринадцать мужчин, которые изменили мир. Ростов-на-Дону, 1997. 51.ЛэндП. Менеджмент — искусство управлять: Секреты и опыт практического менеджмента. М., 1995. 52. Магун B.C. Трудовые ценности российского населения //Вопросы экономики. 1996. № 1. 53. Майталь Ш. Экономика для менеджеров: Десять важных инструментов для руководителей. М,, 1996. 54. Маккей X. Как уцелеть среди акул. М., Уфа, 1993. 55. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 1996. 56. Мате Э. Послепродажное обслуживание. М., 1993. 57. Меринг Ф. Очерки по истории войны и военного искусства 8-е изд. М., 1938. 58. Минго Дж. Секреты успеха великих компаний: 52 истории из мира бизнеса и торговли. СПб., 1995. 59. Мюнстерберг Г. Психология и экономическая жизнь. М., 1914. 60. Научная организация труда и управления / Под ред. А. Н. Щербаня. М., 1965. 61. Носов Н. Незнайка в Солнечном городе. Минск, 1988. 62. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес/ Под ред. Ю. М. Осипова. М., 1992. 63. 0'Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой. М., 1979. 64. Паркинсон С. Законы Паркинсона. Минск, 1997. 65. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989. 66. Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М., 1986. 67. Попов В.Д. Психология и экономика. М., 1989. 68. Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1990. 69. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. 70. Психология. Словарь, 2-е изд. / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М., 1990. 71. Роджерс Ф. ИБМ. Взгляд изнутри. Человек, фирма, маркетинг. М., 1990. 72. Роль высшего руководства в реструктурировании предприятия. М., 1996. 73. Рябков В.Г. Российское предпринимательство: социально-философский аспект. М., 1994. 74. Сабанти Б.М. финансы современной России. СПб., 1993. 75. Савельева О. В диване Левченко была особая пружина... // Новая газета. 1994. №236(310). 76. Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссинен И. Управление по результатам. М., 1993. 77. Секреты успеха. Уроки гениев бизнеса. М., 1992. 78. Скотт Д. Сила ума. Описание пути к успеху в бизнесе. Киев, 1991. 79. Словарь иностранных слов /Под ред. Ф.Н. Петрова и др. 6-е изд. М., 1964. 80. Смит Э. Свой бизнес. М., 1994. 81. Тигер П., Бэррон-Тигер Б. Делай то, для чего ты рожден:Путь к успешной карьере через самопознание. М., 1996. 82. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., 1995. 83. УайтхедА.Н. Избранные работы по философии, М., 1990. 84. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. М., 1997. 85. Управленческое консультирование / Под ред. М. Кубра. 2-е изд. В 2 т. М., 1992. 86. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М., 1989. 87. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 88. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сборник произведений. М., 1989. 89. Хаджимуратов А.А. Психология предпринимателя. Депонент ИНИОН РАН. СПб., 1995. 90. Хараш А.У. Человек рынка // Общественные науки и современность. 1992. № 5. 91. Хейне Пол. Экономический образ мышления. М., 1992. 92. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. 93. Хизрич P., Питере М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха. М., 1992. 94. Хилл Н. Думай и богатей. М., 1992. 95. Холт P. Основы финансового менеджмента. М., 1995. 96. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. М., 1993. 97. Чирикова А.Е. Лидеры российского предпринимательства: менталитет, смыслы, ценности. М., 1997. 98. Швальбе Б., Швальбе X. Личность, карьера, успех: Психология бизнеса, 4-е изд. М., 1993. 99. Шерток Л., де Соссюр Р. Рождение психоанализа: От Мессмера до Фрейда. М., 1991. 100. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. М., 1994. 101. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. М., 1993. 102. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. 103. Ягер Д. Деловой этикет: Как выжить и преуспеть в мире бизнеса. М., 1994. 104. Якокка Л. Карьера менеджера. Минск., 1996. 105. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985. 106. American Heritage Dictionary. 3" edition. Houghton Mifflin Company 1994. 107. Albert, J. Pre-employment testing is losing favor. «Personnel Journal», 1986 (Sep.) Vol. 65 (9). 108. Aslund, A. Debunking Pop Myths. The Moscow Times, Apr.5, 1995. 109. AthosA.G., Gabarro J.J. Interpersonal Behaviour: Communication and Understanding in Relationship. New York. Prentice-Hall, 1978. 110. Barach, Jeffrey A. The Individual, Business and Society London e. a. Prentice-Halt, 1977. III. Belasco, Bernard 1. The Entrepreneur as Culture Hero. (Preadaptations in Nigerian Economic Development). N. Y., Praeger Publ., 1980. 113. Block, Peter — The Empowered Manager. N.-Y. Jossey-Bass, 1990. 114. Campbell A., Nash L. A Sense Of Mission. N. Y. Addison-Wesley, 1992. 115. Carvell, Fred J. Human Relations in Business. London. Mac-Millan Comp. 1970. 116. Cole, Donald W. A History of the Organization Development Institute. Organization Development Journal, 1993. 117. Deets, Norman R; Tyier Timothy D. How Xerox Improuved its Performance Appraisals. «Personnel Journal», 1986 (Apr.). 118. Dichter E. Handbook of Consumer Motivations. N. Y. McGraw Hill, 1964, 119. Donham, Wallac В. Material Progress and Social Discontent. In: M.R McNair, H.T.Lewis (eds.) Business and Modem Society. Cambridge. Harvard University Press, 1938. 120. Encyclopedia Americana. International edition. V. 5. Grolier Incorp., Danbury Connecticut, 1987. 121. Encyclopedia International, V 3. Grolier Incorp., N. Y, 1967. 122. Felstein, Gary J. Current consideration in plant shutdowns and relocations. «Personnel Journal». 1981 (May). 123. Fombrun C.J., TichyN.M., Devanna M.A. Strategic Human Resource Management. New York. Wiley, 1984. 124. Fumham A. Money Sides of the Coin: the Psychology of Money Usage. London, 1984. 125. Grand Larousse (en 5 volumes), V. 1. Paris, 1987. 126. Grossack, Martin. Consumer Psychology: Theory and Practice. Boston: Branden Press Publishers, 1971. 127. Hofstede, Geert. Cultures And Organizations. N. Y. Me Graw & Hill, 1991. 128. Keezer, Dexter Marrian. Business. In: Encyclopaedia of the Social Sciences. V. 3 N. Y. Me Millan, 1930. 129. Kirzner, Israel M. Perception, Opportunity and Profit (Studies in the Theory of Entrepreneurship). Chicago. The University of Chicago Press, 1979. 130. Kotler, Philip. Marketing Management. Analysis, Planning, Implementation, and Control. 7^ edition. London etc. Prentice-Hall, 1991. 131. Lavy, Chaim. An index for measuring company employees' participation. «Psychological Reports», 1985 (Oct.). 132. Lecker, Sidney. The Money Personality. N.Y: Simon & Schuster, 1979. 133. Likert R. The Human Organization. New York. Me Graw & Hill, 1967. 134. Long R.J. The relative effects of share ownership versus control on job attitudes in an employee-owned company. — «Human Relations», 1978 (Sep.). 135. MacKal, Paul K. The Economic Psychology of Business Institutions. New York, Washington, Vantage Press, 1975. 136. McClelland D. The Achieving Society. NewVork, 1961. 137. McDavid, John W.; Harary, Herbert. Social Psychology. Individuals, Groups, Societies. N. Y; London.: Harper & Row, 1971. 138. McGregor D. The Human Side of the Enterprise. New York. McGrow-Hill, 1960. 139. Moor, Loretta M.; Rickel, Annette U. Characteristics of women in traditional and non-traditional managerial roles. «Personnel Psychology», 1980 (Sum.). 140. Nepal. Insight Guides. /5^ edition. Singapore. АРА Productions (HK) Ltd., 1986. 141. Ott J.S. The Organizational Culture Perspective. Belmont: Dorsey Press, 1988. 142. Phegan, Barry. Developing Your Company Culture. The Joy of Leadership. (A Handbook for Leaders and Managers). Berkeley. Context Press, 1994. 143. Roetlisberger F. J. Understanding: a Prerequisite of Leadership. In: M.P. McNair, H.T.Lewis (eds.) Business and Modern Society. Cambridge. Harvard University Press, 1938. 144. Seligman E.R.S., Johnson A. (Eds). Encyclopaedia of the Social Sciences. V.3. N.Y, MacMillan, 1930. 145. Schein E.H. Organizational Culture and Leadership. San Francisco, 1992. 146. Schein E.H. Organizational Psychology. London e. a. Prentice-Hall. 1980. 147. Shuler R.S. A role and expectancy perception model of participation in decision making. «Academy of Management Journal», 1980 (Jun). 148. Singh, Satvir. Achievement Motivation and Entrepreneurial Success: A Follow-up StudV. «Journal of Research in Personality», 1978 (Dec.). 149. Smith, Roger. The Fontana History of the Human Sciences. — Fontana Press, 1997. 150. Srinivas K.M., Long R.J. Organizational climate and effectiveness of MBO. — «Interpersonal Development», 1975—1976. 151. Watkins, Karen E.; Marsick, Victoria J. Sculpting the Learning Organization. (Lessons in the Art and Science of Systemic Change). San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1993. 152. Webster's New Collegiate Dictionary. G.& C. Merriam Co., Publishers, Springfield, Mass., 1958. 153. Weick К. —The Social Psychology Of Organizing. Reading, MA: Addison-Wesley, 1979. |
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!