Курсовая работа|Философия

Хаос в социальной действительности

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 20

Введение  

Глава 1. Проявление хаоса в современном мире  

1.1. Феномен хаоса  

1.2. Проявление хаоса в различных областях научного знания  

1.3. Различные разновидности порядка 

Глава 2. Проявление хаоса в социальной действительности  

2.1. Детерминированный и недетерминированный хаос  

2.2. Хаос и социальные катаклизмы 

2.3. Проявление хаоса в социальной действительности современной России 

Заключение 

Список литературы 

Хаос есть форма, определяющая и структурирующая дисбалансирующие структуры, на хаос возложена задача придавать форму порядка в бесконечно изменяющих и неустойчивых структурах. В реальной природе протекает множество хаотических процессов, которые не нарушают в наблюдаемом мире стабильности. Хаос есть фактор обновления сложной организации, механизм выхода на одну из тенденций из спектра потенциально возможных, способ синхронизации темпов эволюции подсистем внутри сложной системы и тем самым способ сохранения ее целостности.

Актуальность нашей работы заключается в выявлении взаимосвязей между хаосом и современностью, в которой всё большее место начинают занимать социальные катаклизмы.

Цель работы состоит в изучении воздействия хаоса на современность и социальные катаклизмы.

Достижение цели предполагает решение ряда исследовательских задач:

1) изучить феномен хаоса;

2) рассмотреть проявление хаоса в различных областях научного знания;

3) определить проявление хаоса в социальной действительности;

4) изучить хаос и социальные катаклизмы;

5) составить представление о проявлении хаоса в социальной действительности современной России.

Конструктивная роль хаоса в эволюции состоит в том, что он является генератором новых идей, социальных и культурных инноваций. Он расширяет спектр возможностей, из которых обществу предстоит сделать свой выбор.

 

1. Проявление хаоса в современном мире

1.1. Феномен хаоса

Хаос (греческое χάος, от греческого χαίνω ― «раскрываться, разверзаться») — «категория космогонии, первичное состояние Вселенной, бесформенная совокупность материи и пространства (в противоположность порядку)» [3; с. 276]. Хаос противопоставляется центру; он соотносится с ночью, тьмою, смертью, бесформенностью. В хаосе совпадают начало и конец, это непрерывное становление, разрежение материи и сгущение ее, жизнь и смерть. Повсеместно акцентируются такие характеристики хаоса, как неупорядоченность, непредсказуемость; антитеза культуре, логосу.

Древнегреческое слово «хаос» происходит от глагола «хайно» — «разверзаюсь», «раскрываюсь». В ряде концепций хаос оказывается первичным: «Прежде всего во Вселенной хаос зародился» (Гесиод, «Теогония»). Хаос представлен у Гесиода как физическое (пустое пространство) и мифологическое (порождающее жизнь первоначало) понятие; сходным образом у Секста Эмпирика хаос определяется как «место, вмещающее в себя целое». Представление о хаосе как о вместилище первоначала, развитие которого приводит к возникновению вселенной, свойственно китайской мифологии. Орфики отождествляет его с мировым яйцом, из которого все произошло; по некоторым свидетельствам, они соотносили его с четным, двоичным как беспредельным (ср. у Гегеля образ «дурной бесконечности»). В орфизме хаос — «страшная бездна» (ср. «зияющая бездна» в «Старшей Эдде»). Орфики заостряют внимание на принципиальной непредсказуемости хаоса, тем более страшной, что она не оставляет человеку возможности приспособления к ней (в то время как космос — обустроен, и соразмерен человеку). У Платона хаос сближается с материей в целом как «всеприемлющая природа», лишенное всяких физических свойств и даже имени начало [7; с. 198].

Хаос прежде всего воплощает первопотенцию. В архаических культурах он повсеместно ассоциируется с символизирующей женское начало водной стихией как «лоном бытия». В библейской мифологии сохраняется образ хаоса-бездны, частью которого являются морские воды; хаос противопоставляется Яхве, созидающему и упорядочивающему мир, и враждебные ему силы помещаются обычно в морские воды (чудовище Левиафан).

Хаос трактуется в контексте космогонического процесса как изначальное (докосмическое) состояние бытия. Но и в рамках космически оформленного мироздания он сохраняется на периферии мира. Хаос «охватывает как процесс становления космически оформленного мироздания (дифференциация исходной нерасчлененности, выделение традиционных пар противоположностей, возникновение качественно определенных стихий и оформление конкретных предметов), так и процесс разрушения «установившегося» космоса (египетский бог-творец, Атум, угрожает богам: «Я разрушу все, что я создал. Мир снова превратится в хаос, Нун... как было вначале»)» [8; с. 245].

Включая в себя последовательно сменяющие друг друга космические циклы (от становления до гибели), хаос, таким образом, вечно пребывает в качестве воплощающегося в этих циклах, но отличного от них начала, характеризующегося как безграничной открытостью всевозможным вариациям становления, так и вечностью как бесконечной неисчерпаемой потенциальностью. Философия усматривает в хаосе первоначальное состояние неорганизованной материи, из которого созидается новый порядок бытия путем проявления скрытых сущностей. Таким образом, хаос выступает как то, что включает все противоположные силы в недифференцированном состоянии.

1) Ахромеева, Т.С., Курдюмов, С.П., Малинецкий, Г.Г., Самарский, А.А. Нестационарные структуры и диффузионный хаос / Т.С. Ахромеева и др. — М.: Наука, 1992. — 544с.

2) Бранский, В.П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории / В.П. Бранский //ОНС. — 1999. — №6. — С. 118.

3) Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания / Т.Я. Дубнищева. — М.: Академия, 2006. — 608 с.

4) Кочубей, Н.В. Управление в эпоху постнеоклассики. Материалы конференции «Стратегии динамического развития России: единство самоорганизации и управления» / Н.В. Кочубей. — М.: Проспект. 2004. — С. 344—345.  

5) Малинецкий, Г.Г. Синергетика, информационное управление и будущее России / Г.Г. Малинецкий // Труды конференции «Экология. Экологическое образование. Нелинейное мышление», Воронеж. — 1997. — С. 11—12.

6) Родоман, Б. Пространственная поляризация и переориентация / Б. Родоман // Куда идет Россия? — М.: Дело, 1998. — С. 178—183.

7) Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания / Г.И. Рузавин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 303 с.

8) Садохин, А.П. Концепции современного естествознания / А.П. Садохин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 447 с.

9) Синай, Я.Г. Случайность неслучайного / Я.Г. Синай // Природа. — 1981. —№3. — С. 23—31.

10) Тоффлер, А. Футурошок. Конец стабильности / А. Тоффлер. — СПб.: ЛАНЬ, 1997. — С. 9—38.

11) Хакен, Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах / Г. Хакен. — М.: Мир, 1985. — 424 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Философия
2015 год 23 стр.
Курсовая Нравственное сознание
diplomstud
Курсовая работа Философия
2013 год 34 стр.
Курсовая Принципы верификации и фальсификации
Svetlana
Курсовая работа Философия
2013 год 31 стр.
Курсовая Особенности русского национального характера
Курсовая работа Философия
2013 год 27 стр.
Курсовая Идеальное государство Платона

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское