Введение
Глава 1. Проявление хаоса в современном мире
1.1. Феномен хаоса
1.2. Проявление хаоса в различных областях научного знания
1.3. Различные разновидности порядка
Глава 2. Проявление хаоса в социальной действительности
2.1. Детерминированный и недетерминированный хаос
2.2. Хаос и социальные катаклизмы
2.3. Проявление хаоса в социальной действительности современной России
Заключение
Список литературы
Хаос есть форма, определяющая и структурирующая дисбалансирующие структуры, на хаос возложена задача придавать форму порядка в бесконечно изменяющих и неустойчивых структурах. В реальной природе протекает множество хаотических процессов, которые не нарушают в наблюдаемом мире стабильности. Хаос есть фактор обновления сложной организации, механизм выхода на одну из тенденций из спектра потенциально возможных, способ синхронизации темпов эволюции подсистем внутри сложной системы и тем самым способ сохранения ее целостности.
Актуальность нашей работы заключается в выявлении взаимосвязей между хаосом и современностью, в которой всё большее место начинают занимать социальные катаклизмы.
Цель работы состоит в изучении воздействия хаоса на современность и социальные катаклизмы.
Достижение цели предполагает решение ряда исследовательских задач:
1) изучить феномен хаоса;
2) рассмотреть проявление хаоса в различных областях научного знания;
3) определить проявление хаоса в социальной действительности;
4) изучить хаос и социальные катаклизмы;
5) составить представление о проявлении хаоса в социальной действительности современной России.
Конструктивная роль хаоса в эволюции состоит в том, что он является генератором новых идей, социальных и культурных инноваций. Он расширяет спектр возможностей, из которых обществу предстоит сделать свой выбор.
1. Проявление хаоса в современном мире
1.1. Феномен хаоса
Хаос (греческое χάος, от греческого χαίνω ― «раскрываться, разверзаться») — «категория космогонии, первичное состояние Вселенной, бесформенная совокупность материи и пространства (в противоположность порядку)» [3; с. 276]. Хаос противопоставляется центру; он соотносится с ночью, тьмою, смертью, бесформенностью. В хаосе совпадают начало и конец, это непрерывное становление, разрежение материи и сгущение ее, жизнь и смерть. Повсеместно акцентируются такие характеристики хаоса, как неупорядоченность, непредсказуемость; антитеза культуре, логосу.
Древнегреческое слово «хаос» происходит от глагола «хайно» — «разверзаюсь», «раскрываюсь». В ряде концепций хаос оказывается первичным: «Прежде всего во Вселенной хаос зародился» (Гесиод, «Теогония»). Хаос представлен у Гесиода как физическое (пустое пространство) и мифологическое (порождающее жизнь первоначало) понятие; сходным образом у Секста Эмпирика хаос определяется как «место, вмещающее в себя целое». Представление о хаосе как о вместилище первоначала, развитие которого приводит к возникновению вселенной, свойственно китайской мифологии. Орфики отождествляет его с мировым яйцом, из которого все произошло; по некоторым свидетельствам, они соотносили его с четным, двоичным как беспредельным (ср. у Гегеля образ «дурной бесконечности»). В орфизме хаос — «страшная бездна» (ср. «зияющая бездна» в «Старшей Эдде»). Орфики заостряют внимание на принципиальной непредсказуемости хаоса, тем более страшной, что она не оставляет человеку возможности приспособления к ней (в то время как космос — обустроен, и соразмерен человеку). У Платона хаос сближается с материей в целом как «всеприемлющая природа», лишенное всяких физических свойств и даже имени начало [7; с. 198].
Хаос прежде всего воплощает первопотенцию. В архаических культурах он повсеместно ассоциируется с символизирующей женское начало водной стихией как «лоном бытия». В библейской мифологии сохраняется образ хаоса-бездны, частью которого являются морские воды; хаос противопоставляется Яхве, созидающему и упорядочивающему мир, и враждебные ему силы помещаются обычно в морские воды (чудовище Левиафан).
Хаос трактуется в контексте космогонического процесса как изначальное (докосмическое) состояние бытия. Но и в рамках космически оформленного мироздания он сохраняется на периферии мира. Хаос «охватывает как процесс становления космически оформленного мироздания (дифференциация исходной нерасчлененности, выделение традиционных пар противоположностей, возникновение качественно определенных стихий и оформление конкретных предметов), так и процесс разрушения «установившегося» космоса (египетский бог-творец, Атум, угрожает богам: «Я разрушу все, что я создал. Мир снова превратится в хаос, Нун... как было вначале»)» [8; с. 245].
Включая в себя последовательно сменяющие друг друга космические циклы (от становления до гибели), хаос, таким образом, вечно пребывает в качестве воплощающегося в этих циклах, но отличного от них начала, характеризующегося как безграничной открытостью всевозможным вариациям становления, так и вечностью как бесконечной неисчерпаемой потенциальностью. Философия усматривает в хаосе первоначальное состояние неорганизованной материи, из которого созидается новый порядок бытия путем проявления скрытых сущностей. Таким образом, хаос выступает как то, что включает все противоположные силы в недифференцированном состоянии.
1) Ахромеева, Т.С., Курдюмов, С.П., Малинецкий, Г.Г., Самарский, А.А. Нестационарные структуры и диффузионный хаос / Т.С. Ахромеева и др. — М.: Наука, 1992. — 544с.
2) Бранский, В.П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории / В.П. Бранский //ОНС. — 1999. — №6. — С. 118.
3) Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания / Т.Я. Дубнищева. — М.: Академия, 2006. — 608 с.
4) Кочубей, Н.В. Управление в эпоху постнеоклассики. Материалы конференции «Стратегии динамического развития России: единство самоорганизации и управления» / Н.В. Кочубей. — М.: Проспект. 2004. — С. 344—345.
5) Малинецкий, Г.Г. Синергетика, информационное управление и будущее России / Г.Г. Малинецкий // Труды конференции «Экология. Экологическое образование. Нелинейное мышление», Воронеж. — 1997. — С. 11—12.
6) Родоман, Б. Пространственная поляризация и переориентация / Б. Родоман // Куда идет Россия? — М.: Дело, 1998. — С. 178—183.
7) Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания / Г.И. Рузавин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 303 с.
8) Садохин, А.П. Концепции современного естествознания / А.П. Садохин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 447 с.
9) Синай, Я.Г. Случайность неслучайного / Я.Г. Синай // Природа. — 1981. —№3. — С. 23—31.
10) Тоффлер, А. Футурошок. Конец стабильности / А. Тоффлер. — СПб.: ЛАНЬ, 1997. — С. 9—38.
11) Хакен, Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах / Г. Хакен. — М.: Мир, 1985. — 424 с.