Введение
Глава I. Понятия инновационной деятельности
Глава 2. Инновационные педагогические технологии
Глава 3. Содержание и структура инновационной деятельности учителя
Выводы
Литература
Курсовая работа|Педагогика
Авторство: bugalter
Год: 2016 | Страниц: 64
Введение
Глава I. Понятия инновационной деятельности
Глава 2. Инновационные педагогические технологии
Глава 3. Содержание и структура инновационной деятельности учителя
Выводы
Литература
Обращение к проблемам инноватики и выделение их в число важнейших направлений современной научной мысли явилось результатом осознания возрастающей динамики инновационных процессов в обществе.
Развитие научных интересов в этом направлении обнаружило сложность и многоаспектность данного феномена, что повлекло за собой появление разнообразных подходов к его анализу. Это определило необходимость осознания того, что инновационные процессы требуют системного, целостного изучения с учетом факторов, касающихся как собственно нововведений, так и их социокультурной среды. Анализ инновационной проблематики занимает значительное место в исследованиях многих зарубежных авторов (Барера М., Брауна В., Пэвитта К., Роджерса Э., Уолкера У. и других).
В отечественной литературе проблема инноваций долгое время рассматривалась в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно. Понадобился иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя использование современных достижений не только в области науки и техники, но и в сферах управления, образования, права и других.
Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны и с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования. На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений в педагогику отражена в работах Н.И. Лапина, А.И. Пригожина, Б.Д. Сазонова, В.С. Толстого с позиций системно-деятельностного подхода, что дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений.
Во второй половине 80-х годов возникли новые направления исследований педагогической деятельности как творческого процесса и педагогической инноватики, дающие основания для анализа становления и развития проблемы инновационной деятельности учителя. Общие и специфические особенности творческой (инновационной) педагогической деятельности исследуются в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, Ф.Н. Гоноболина, С.М. Годника, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, А.Е. Кондратенкова, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, Н.Д. Никандрова, А.Я. Пономарева, Г.С. Сухобской, Л.М. Фридмана, А.И. Щербакова и других.
В последние годы в систему российского образования все чаще стали внедряться инновационные процессы, то есть, целенаправленные изменения, вносящие в педагогический процесс новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы образования из одного состояния в другое. Для дальнейшего совершенствования российской школы эти процессы требуют решения многих проблем, в том числе, формирования и развития раз- личных компонентов инновационной деятельности преподавателей.
Инновационная деятельность, безусловно, связана с обновлением. Однако не все новое в образовании дает везде и всегда положительный результат.
Во-первых, «новое» всегда является средством решения актуальных для данной школы задач. Действительно, зачастую учителя не исследуют, а нередко игнорируют проблемы, над которыми должна бы работать школа. Так, главными мотивами обновления работы многих учителей являются их стремления опробовать новые методы, приемы работы и сделать учение интересным для детей, а не стремление решить кардинальные проблемы школы, мешающие ей развиваться, двигаться вперед. Во-вторых, каждое новое средство рождается во вполне конкретных условиях и ориентировано на решение вполне определенных педагогических задач. Однако, многие руководители при выборе средств обновления работы своей школы забывают об этом, руководствуясь не анализом ситуации в ней, а только личными вкусами, симпатиями, принципом «нравится - не нравится» и т.п. В-третьих, ученые уже давно заметили, что увеличение числа тех, кто использует какое-либо новшество, появление нового опыта его освоения, как правило, ужесточают набор условий, при которых новшество эффективно.
Все эти и другие проблемы уходят корнями в подготовку будущих учителей в педагогических вузах, ведущими из которых являются университеты.
Именно поэтому закономерно поставить и рассмотреть вопрос: как подготовить в условиях университетского образования педагогические кадры, которые обладали бы не только фундаментальной подготовкой, но и владели бы современными технологиями преподавания, отвечающими требованиям инновационной деятельности, то есть комплексной деятельности по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств? В настоящее время эта проблема не решается должным образом в высших учебных заведениях готовящих будущих учителей, а формированию у студентов готовности к инновационной деятельности не уделяется должного внимания.
Актуальность исследования обусловлена недостаточностью научных разработок принципов формирования готовности будущих учителей к инновационной деятельности; отсутствием должного анализа предпосылок подготовки студентов педагогических специальностей к инновационной деятельности; недостаточностью фактов и результатов изучения студентами различных инновационных педагогических приемов; ограниченностью методик диагностики готовности будущих учителей к инновационной деятельности, а также отсутствием специально разработанных для студентов коррекционных тренингов.
В данной работе предпринята попытка обобщить известные педагогические методики и технологии, проанализировать эффективность их использование в курсах обучения студентов. Ввиду ограниченности учебного времени, отводимого на изучение педагогического раздела курса «Педагогика и психология», и, следовательно, проблематичностью введения в Университете специального подраздела «Инновационность», мы предлагаем внедрение инновационных педагогических приемов, применяемых преподавателями математического факультета университета в практику подготовки студентов к инновационной педагогической деятельности по другим учебным предметам, а также ориентирование преподавателей специальных («непедагогических») учебных дисциплин на использование различных компонентов инновационных педагогических технологий в повседневной практике обучения студентов.
Цель исследования: обоснование такой модели преподавания в высшей школе, которая бы позволяла развивать компоненты инновационной деятельности у будущих учителей.
Задачи исследования:
гической деятельности.
вателями математического факультета, которые можно применять на прак-
тике при подготовке студентов к инновационной педагогической деятель-
ности по различным учебным дисциплинам.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс подготовки студентов университета к будущей педагогической деятельности.
Предмет исследования – условия и принципы формирования готовность студентов университета к инновационным процессам педагогической деятельности.
ГЛАВА I. Понятия инновационной деятельности
“Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях культурологов в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Это его значение до сих пор сохранилось в этнографии, в начале ХХ века оформилась новая область знания - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства.” [202, 4].
Наука о нововведениях - инноватика - возникла как отражение обострившейся потребности фирм в деятельности по разработке и внедрению новых услуг, идей. В 30-е годы в США утвердились термины «инновационная политика фирмы», «инновационный процесс». В 60-70-е годы на Западе получают большой размах эмпирические исследования новшеств, осуществляемых коммерческими фирмами и другими организациями.
Прикладные исследования нововведений используют теоретические разработки ряда научных дисциплин. Они обращаются к закономерностям развития технических средств труда и быта, взаимовлияния технических и социальных изменений, изучаемых историей техники; активно внедряют в практику управления нововведениями выводы социологов и социальных психологов о факторах и методах, стимулирующих выдвижение новых идей, о чертах личности новаторов и других участников инновационного процесса [109].
ния.//Извещения вузов Северо-Кавказского региона. – 1999. - № 1.
Всего 228 источников
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!