Курсовая работа|Педагогика

Инновационная деятельность учителя

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2016 | Страниц: 64

Введение

Глава I.  Понятия инновационной деятельности

Глава 2. Инновационные педагогические технологии

Глава 3. Содержание и структура инновационной деятельности учителя

Выводы

Литература

Обращение к проблемам инноватики и выделение их в число важнейших направлений современной научной мысли явилось результатом осознания возрастающей динамики инновационных процессов в обществе.

Развитие научных интересов в этом направлении обнаружило сложность и многоаспектность данного феномена, что повлекло за собой появление разнообразных подходов к его анализу. Это определило необходимость осознания того, что инновационные процессы требуют системного, целостного изучения с учетом фак­торов, касающихся как собственно нововведений, так и их социокультурной среды. Анализ инновационной проблематики занимает значительное место в исследованиях многих зарубежных авторов (Барера М., Брауна В., Пэвитта К., Роджерса Э., Уолкера У. и других).

В отечественной литературе проблема инноваций долгое вре­мя рассматривалась в системе экономических исследований. Од­нако со временем встала проблема оценки качественных характе­ристик инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рам­ках экономических теорий невозможно. Понадобился иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инноваци­онных проблем включает в себя использование современных дос­тижений не только в области науки и техники, но и в сферах уп­равления, образования, права и других.

Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны и с анализом имеющихся результатов исследования сущности, струк­туры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования. На теоретико-методологическом уровне наиболее фундамен­тально проблема нововведений в педагогику  отражена в работах Н.И. Лапина, А.И. Пригожина, Б.Д. Сазонова, В.С. Толстого с позиций системно-деятельностного подхода, что дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, но и перей­ти к комплексному изучению нововведений.

Во второй половине 80-х годов возникли новые направления исследований педагогической деятельности как творческого процесса и педагогической инноватики, дающие основания для анализа становления и развития проблемы инновационной деятельности учителя. Общие и специфические особенности творческой (инновационной) педагогической деятельности исследуются в исследованиях   К.А. Абульхановой-Славской,   Ф.Н.  Гоноболина,   С.М. Годника, В.И. Загвязинского,  В.А. Кан-Калика,  А.Е. Кондратенкова,  Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина,  А.К. Марковой,  Н.Д. Никандрова,  А.Я. Пономарева,  Г.С. Сухобской,  Л.М. Фридмана,  А.И. Щербакова  и других.

В последние годы в  систему российского образования все чаще стали внедряться   инновационные процессы, то есть, целенаправленные изменения, вносящие в педагогический процесс новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы образования из одного состояния в другое.  Для дальнейшего совершенствования российской школы эти процессы требуют решения многих проблем, в том числе, формирования и развития раз-          личных компонентов инновационной деятельности преподавателей.                                   

Инновационная деятельность, безусловно, связана с обновлением. Однако не все новое в образовании  дает везде и всегда положительный результат.

Во-первых, «новое» всегда является средством решения актуальных для данной школы задач. Действительно, зачастую учителя не исследуют, а нередко  игнорируют проблемы, над которыми должна бы работать школа. Так, главными мотивами обновления работы многих учителей являются их стремления опробовать новые методы, приемы работы и сделать учение интересным для детей, а не стремление решить кардинальные проблемы школы, мешающие ей развиваться, двигаться вперед. Во-вторых, каждое новое средство рождается во вполне конкретных условиях и ориентировано на решение вполне определенных  педагогических задач. Однако, многие руководители при выборе средств обновления работы своей школы забывают об этом, руководствуясь  не анализом ситуации в ней, а только личными вкусами, симпатиями, принципом «нравится - не нравится» и т.п.  В-третьих, ученые уже давно заметили,  что увеличение числа тех, кто использует какое-либо новшество, появление нового опыта его освоения, как правило, ужесточают  набор условий, при которых новшество эффективно.

Все эти и другие проблемы уходят корнями в подготовку будущих учителей в педагогических вузах, ведущими из которых являются университеты.

Именно поэтому закономерно поставить и рассмотреть вопрос: как подготовить в условиях университетского образования педагогические кадры, которые обладали бы не только фундаментальной подготовкой, но и владели бы современными технологиями преподавания, отвечающими требованиям инновационной  деятельности, то есть комплексной деятельности по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств?  В настоящее время эта проблема не решается должным образом  в высших учебных заведениях готовящих будущих учителей, а формированию у студентов готовности к инновационной  деятельности не уделяется должного внимания.

 Актуальность исследования обусловлена недостаточностью научных разработок принципов формирования готовности будущих учителей к инновационной деятельности; отсутствием должного анализа предпосылок подготовки студентов педагогических специальностей к инновационной деятельности; недостаточностью фактов и результатов изучения студентами различных инновационных педагогических приемов; ограниченностью методик диагностики готовности будущих учителей к инновационной деятельности, а также отсутствием специально разработанных для студентов коррекционных тренингов.

В  данной работе предпринята попытка обобщить известные  педагогические  методики и технологии, проанализировать эффективность их использование в курсах обучения студентов. Ввиду ограниченности учебного времени, отводимого на изучение педагогического раздела курса «Педагогика и психология», и, следовательно, проблематичностью введения в Университете специального подраздела «Инновационность»,  мы предлагаем внедрение инновационных педагогических приемов, применяемых преподавателями  математического факультета университета в практику подготовки студентов к инновационной педагогической деятельности по другим учебным предметам, а также ориентирование преподавателей специальных («непедагогических») учебных дисциплин на использование различных компонентов инновационных педагогических технологий в повседневной практике обучения студентов.

Цель исследования: обоснование такой модели преподавания в высшей школе, которая бы позволяла развивать компоненты инновационной деятельности у будущих учителей.

Задачи исследования:

  1. Обобщение отечественной и зарубежной литературы по проблемам инновационной педагогической деятельности.
  2. Анализ содержания и структуры инновационной деятельности учителя.
  3. Исследование педагогических программ подготовки будущих учителей.
  4. Определение предпосылок подготовки студентов к инновационной педаго-

    гической деятельности.

  1. Изучение характера восприятия студентами методик  преподавания.
  2. Диагностика готовности студентов к инновационной деятельности.
  3. Разработка тренинга стиля педагогической деятельности.
  4. Изучение инновационных педагогических приемов, используемых препода-

    вателями  математического факультета, которые можно применять на прак-  

    тике при подготовке студентов к инновационной педагогической деятель-

    ности по различным учебным дисциплинам.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс подготовки студентов университета к будущей педагогической деятельности.

Предмет исследования –  условия и принципы формирования готовность студентов университета к инновационным процессам педагогической деятельности.                                                       

 

   ГЛАВА I.  Понятия инновационной деятельности

“Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях куль­турологов в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Это его значение до сих пор сохранилось  в этнографии, в начале ХХ века оформилась новая область знания - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучать­ся закономерности технических нововведений в сфере материаль­ного производства.” [202, 4].

Наука о нововведениях - инноватика - возник­ла как отражение обострившейся потребности фирм в деятельно­сти по разработке и внедрению новых услуг, идей. В 30-е годы в США утвердились термины «инновационная политика фирмы», «инновационный процесс». В 60-70-е годы на Западе получают большой размах эмпирические исследования новшеств, осуществ­ляемых коммерческими  фирмами и другими организациями.

Прикладные исследования нововведений используют теоретические разработки ряда научных дисциплин. Они обращаются к закономерностям развития технических средств труда и быта, взаимовлияния технических и социальных  изменений, изучаемых историей техники; активно внедряют в практику управления нововведениями выводы социологов и соци­альных психологов о факторах и методах, стимулирующих выд­вижение новых идей, о чертах личности новаторов и других учас­тников инновационного процесса [109].

  1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. – М., 1984.
  2. Александров Г.Н. Научные основы умственного труда студентов. Мышление, организация и планирование самостоятельной работы студентов. – Орджоникидзе, 1987.
  3. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. – М., 1973.
  4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогичес- кого процесса. – Минск, 1990.
  5. Ангеловски К. Учителя и инновации. – М., 1991.
  6. Арламов А.А. Условия и критерии эффективности внедрения достижений педагогической науки в школьную практику: Автореферат дисс… канд. пед. наук. – М., 1985.
  7. Атутов П.Р. Технологии и современное образование. //Педа- гогика. - 1996 - № 2.
  8. Ахполова Л.М. Теоретические основы развития педагогического мастерства руководителя и учителя в условиях инновационной школы (на примере национальной гуманитарной гимназии): Автореферат дисс…канд. пед. наук. – Владикавказ, 1999.
  9. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М., 1997.
  10. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М., 1982.
  11. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. – М., 1981.
  12. Балабан М.А. Что такое школа-парк.//Первое сентября. - 1993.- № 7.
  13. Белова Н. Урок-мастерская: приглашение к поиску.//Частная школа. – 1997. – № 7.
  14. Бердяев Н.А. Смысл творчества.//Философия творчества, культура и искусство. – М., 1994. – т. 1.
  15. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
  16. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.
  17. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
  18. Беспалько В.П. и др. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. - М., 1989.
  19. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. – М.,
  20. Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. – М., 1971.
  21. Бессараб Г.Д. Инновационные формы организации урока. Из опыта учителя физики. – СПб., 1991.
  22. Бестужев-Лада И.В. К школе ХХI века. – М., 1988.
  23. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
  24. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии.//Педагогика. – 1993. - № 5.
  25. Борцов Ю.С. Новые информационные технологии обуче-

        ния.//Извещения вузов Северо-Кавказского региона. – 1999. - № 1.

  1. Бочарова Е.П. Обучение учащихся самоконтролю знаний как средство повышения их учебной успешности: Автореферат дисс…канд. пед. наук. – Л., 1985.
  2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 1983.
  3. Бургин М.С. Инновации и новизна в педагогике.//Советская педагогика. – 1989. - № 12.
  4. Вахонина О.А. Влияние общественно-политической активности на формирование учебной успешности и профессиональной направленности учащихся: Автореферат дисс…канд. пед. наук. – Л., 1984.
  5. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. – М., 1991.

Всего 228 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2014 год 25 стр.
Курсовая Военно-педагогическая деятельность Милютина Д.А.
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское