Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования благоприятных взаимоотношений учителя с учащимся как основа успешной педагогической деятельности
1.1. Характеристика межличностных отношений и взаимоотношений в педагогической деятельности
1.2. Взаимоотношения учителя с учащимся как основа успешной педагогической деятельности
1.3. Средства и методы формирования благоприятных взаимоотношений учителя с учащимся
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния благоприятных взаимоотношений учителя с учащимся на успешность педагогической деятельности
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3. Рекомендации по формированию благоприятных взаимоотношений учителя с учащимися
Заключение
Библиографический список
В настоящее время в России идет становление новой системы образования на основе ФГОС ООО. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. К числу задач, стоящих перед школой, относится формирование благоприятных взаимоотношений.
Благоприятные отношения играют большую роль не только в процессе обучения, но и во всей жизнедеятельности человека. Поэтому формирование благоприятных взаимоотношений – это одна из важных задач, которая особенно актуальна для обучающихся среднего звена, поскольку средний школьный возраст, по мнению отечественных ученых, является сензитивным периодом для систематической и последовательной работы по развитию сотрудничество, позитивного межличностного общения и т.д.
Ввиду современных тенденций в области образования, предполагающих среди прочего гуманизацию, интернационализацию, а также информатизацию образовательного процесса, проблема осуществления эффективного взаимодействия между его главными участниками – учителем и учащимся – является особо важной, так как ее решение определяет успешность достижения целей образования, определяемых требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Изучение проблем межличностного взаимодействия, в том числе взаимоотношений педагога и учащегося, отражено в исследованиях А. Г. Асмолова, А. А. Бодалева, И. А. Зимней, В. В. Знакова, А. Н. Леонтьева, В. А. Лабунской, В.А. Кан-Калика, А. В. Мудрика, В. Н. Мясищева и других ученых. Анализ работ современных отечественных авторов продемонстрировал наличие высокого интереса к различным аспектам изучаемой проблемы.
Несмотря на то, что вопросы благоприятных взаимоотношений учителя с учащимся рассматриваются в различных исследованиях, вопросы их влияния на успешную педагогическую деятельность остаются практически не изученными.
Цель исследования – теоретически обосновать и эмпирически проверить возможности формирования благоприятных взаимоотношений учителя с учащимся как основу успешной педагогической деятельности.
Объект исследования – успешная педагогическая деятельность.
Предмет исследования – благоприятные взаимоотношения учителя с учащимся как основа успешной педагогической деятельности.
Гипотезой исследования является предположение о том, что основой успешной педагогической деятельности являются благоприятные межличностные взаимоотношений учителя и учащимися.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику межличностных отношений и взаимоотношений в педагогической деятельности.
2. Изучить успешность педагогической деятельности.
3. Эмпирически выявить взаимосвязь благоприятных взаимоотношений учителя с учащимся и успешной педагогической деятельности.
Методы исследования: 1) теоретические: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация; 2) эмпирические: анкетирование; количественный и качественный анализ результатов.
База исследования: МАОУ СОШ № 17 г. Березники учащиеся 6-х классов в количестве 50 человек.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1.2. Взаимоотношения учителя с учащимся как основа успешной педагогической деятельности
Успешность построения продуктивных взаимоотношений с учителем и коллективом класса будет определять для ребенка его успех в ведущей деятельности – учебе, что подтверждают многочисленные исследования. Но практика подтверждает большое количество проблем, относящихся к плоскости взаимодействия педагога и обучающегося: нет четкой позиции педагога относительно выстраивания отношений сотрудничества с обучающимися, зачастую применяется императивное воздействие, авторитарный стиль, педагоги нивелируют важность учета особенностей взаимодействия с обучающимися.
Педагогическое общение, педагогическое взаимодействие – это особые отношения, связывающие субъектов образовательного процесса, и опосредующие обучение. Без этих отношений невозможно само обучение. Соответственно, чем успешнее и продуктивнее эти отношения, тем успешнее младший школьник будет в новой и сложно для него деятельности; личность подростка будет более эффективно развиваться в богатстве социальных связей со взрослым; профессиональное становление и успешность достижений личности будут более очевидны в юношеском возрасте. Поэтому в литературе подчеркивается важность и уделяется внимание особому типу взаимоотношений, сопровождающим педагогическое общение на всех ступенях образования [24].
Значимой составляющей педагогического общения является взаимоотношения педагога и учащегося. В каждом конкретном случае складываются индивидуально, в зависимости от особенностей состояния и личности как обучаемого, так и педагога. На формирование таких отношений влияют многие факторы: половые, возрастные, уровень образования, социальный статус и т.д.
В традиционном обучение учитель является субъектом, а ученик – объектом педагогического процесса. Субъект – это, прежде всего, носитель активности, свободный в выборе целей и способов своего развития, имеющий определенную точку зрения на явления и действия, не просто усваивающий информацию, а преобразующий ее наполняя значимыми для себя смыслами. Стать субъектом (позицию осознающего свою деятельность) не означает обеспечить субъектную позицию другого. В классической педагогике, обучающийся является объектом воздействия. Педагогу всегда виднее, что делать, чему учить, что развивать в объекте воздействия. Это, начиная с начальной школы, встречает неосознанное внутреннее сопротивление обучающегося и приводит к потере интереса к развитию, получению нового знания, нового опыта деятельности, т.к. «педагогу лучше видно», что должен делать ученик. Вследствие такой ситуации (субъектобъектные отношения) мы получаем выпускника не способного к самостоятельной деятельности, либо выпускника, нашедшего выход из ситуации за счёт развития креатива в асоциальной сфере. Конечно же, это граничные результаты, однако общее снижение интереса к деятельности обучения фиксируется достоверно.
Педагогика сотрудничества представляет ученика как субъекта, «видящего» в педагоге партнера, сотоварища. Сотрудничество педагога и обучающегося можно охарактеризовать как совместную деятельность в процессе образования, направленную на освоение знаний, умение и повышение учащимся мотивации к обучению. Анализ научно-педагогической литературы дал возможность выделить следующие стороны совместной учебно-познавательной деятельности:
– помогает лучшему освоению изучаемого материала;
– возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность обучающихся;
– уменьшается время на формирование знаний и умений;
– получения большего удовольствия от занятий, комфортная обстановка в обучении;
– усиливается сплоченность команды, так как меняется характер взаимоотношений между всеми членами команды;
– приобретение важнейших социальных навыков – ответственность, самоконтроль, тоталитарность;
– возможность педагогу при делении учащихся на группы учитывать их взаимные симпатии;
– повышение важности воспитательной работы педагогом.
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства [Текст] / В.В. Абраменкова. – М.: Пер Сэ, 2015. – 427 с.
2. Абрамова, Г. С. Общая психология [Текст] / Г. С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2018. – 496 с.
3. Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе [Текст] / Н. П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1989. – 224 с.
4. Бурнашева, В.П. Социометрическая диагностика как средство изучения межличностных отношений школьников [Текст] / В.П. Бурнашева, Е.Э. Сидорова // Научный электронный журнал Меридиан. – 2018. – № 3. – С. 33-35.
5. Вергелес, Г.И. Младший школьник: учим учиться (система формирования учебной деятельности) [Текст] / Г.И. Вергелес. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. – 180 с.
6. Воспитательная система школы: проблемы и поиски [Текст] / сост. Н.Л. Селиванова. М.: Знание, 2009. – 80 с.
7. Галкина, Т. В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход [Текст] / Т.В. Галкина. – М.: Институт психологии РАН, 2017. – 401 с.
8. Горбачева, Т.А. Единство учебной, внеурочной и внешкольной работы основа реализации права каждого ребенка на творческое развитие [Текст] / Т.А. Горбачева // Классный руководитель. – 2014. – № 6. – С.55-56.
9. Григорьев, Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
10. Гузеева, Л.М. Взаимоотношение педагога со школьниками в образовательном процессе [Текст] / Л.М. Гузеева, Е.В. Николаев // Kazakhstan Science Journal. – 2020. – Т. 3. – № 10 (23). – С. 20-24.
11. Долганов, Д.Н. Структура системы межличностных отношений [Текст] / Д.Н. Долганов // Мир науки. – 2017. – Т. 5. – № 1. – С. 34.
12. Дуда, И.В. К вопросу о межличностных отношениях в школьном возрасте [Текст] / И.В. Дуда, Л.А. Дударева // Аллея науки. – 2017. – Т. 2. – № 15. – С. 8-14.
13. Духновский, С. В. Диагностика межличностных отношений [Текст] / С.В. Духновский. – СПб.: Речь, 2010. – 86 с.
14. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е.Б. Евладова // Воспитание школьников. – 2012. – №3. – С. 15-26.
15. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 576 с.
16. Клиншова, Н.А. Формирование коммуникативной компетентности учащихся при подготовке внеклассного мероприятия [Текст] / Н.А. Клиншова // Начальная школа. – 2015. – № 7. – С. 67.
17. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса [Текст] / Я.Л. Коломинский. – Минск: ООО «ФУАинформ», 2003. – 312 с.
18. Куницына, В. Н. Межличностное общение [Текст] / В.Н. Куницына. – СПб.: Питер, 2017. – 544 с.
19. Лиханова, Н.В. Правильное построение взаимоотношений обучающегося с педагогом в дополнительном образовании [Текст] / Н.В. Лиханова, И.А. Рязанов // Вопросы педагогики. – 2020. – № 2-1. – С. 122-128.
20. Степанов, Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов [Текст] / Е.Н. Степанов. – Псков, 2011. – 253 с.
21. Ушатикова, И.И. Факторы формирования эффективных взаимоотношений педагогов и учащихся в современной школе [Текст] / И.И. Ушатикова. А.Г. Хузин // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2020. – Т. 5. – № 2. – С. 153-157.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 18.11.2020).
23. Чертоева, М.Л. Внеклассное мероприятие и ее взаимосвязь с развитием образования [Текст] / М.Л. Чертоева, А.В. Шахгериев // Известия Чеченского государственного педагогического института. – 2018. – Т. 19. – № 2 (22). – С. 113-117.
24. Честных В.А. Личностно-ориентированный климат взаимоотношений педагога и обучающихся в системе общего образования [Текст] / В.А. Честных, С.А. Перышкова // Наука и Образование. – 2020. – Т. 3. – № 2. – С. 356.