Введение
- Теоретические аспекты анализа реализации продукции
1.1. Цель и задачи анализа сбыта
1.2. Анализ сбыта продукции
1.3. Факторы, влияющие на сбыт
- Анализ сбыта продукции в пекарне № 1
2.1. Анализ выполнения плана сбыта продукции за 2011 г.
2.2. Анализ динамики сбыта
2.3. Влияние факторов на изменение сбыта продукции
Заключение
Список литературы
Предприятия в условиях рыночной экономики значительное внимание уделяют проблемам оптимизации процесса продвижения товаров от производителя к потребителю. Результаты их хозяйственной деятельности во многом зависят от того, насколько правильно выбраны каналы распределения товаров, формы и методы их сбыта, от широты ассортимента и качества предоставляемых предприятием услуг, связанных с реализацией продукции.
Процесс формирования и развития рынка потребительских товаров имеет ряд особенностей по сравнению с таким же процессом на рынке средств производства. Эти особенности по признаку формирования составных элементов рынка и их взаимодействия можно подразделить на три основные группы: особенности формирования спроса, особенности формирования предложения, особенности формирования рыночных отношений.
В силу большой индивидуализированности, избирательности, изменчивости потребительского спроса производство и предложение товаров народного потребления должны обладать повышенной способностью к адаптации к постоянно изменяющимся требованиям рынка.
Предложение на рынке товаров народного потребления включает значительно большую номенклатуру и ассортимент товаров, чем на рынке средств производства. Эти товары, в первую очередь продовольственные, должны быть экологически чистыми и безвредными для организма человека.
Еще один характерный для предложения на рынке потребительских товаров момент: большинство товаров данного рынка имеет более короткий жизненный цикл, чем средства производства. Это вызывает необходимость постоянного обновления и расширения номенклатуры и ассортимента товаров для личного потребления.
Целью данной работы является анализ реализации (сбыта) продукции предприятия.
В рамках поставленной цели основными задачами работы являются:
- изучение теоретических аспектов анализа реализации продукции;
- общая характеристика объекта исследования;
- анализ выполнения плана по реализации продукции предприятия;
- анализ динамики и товарной структуры сбыта.
Объектом исследования в работе является пекарня № 1 ОАО .
1. Теоретические аспекты анализа реализации продукции
1.1. Цель и задачи анализа сбыта
Целью анализа сбыта продукции, работ и услуг является оценка сложившихся объемов продаж путем сравнения с установленными самостоятельно плановыми показателями, в динамике, оценка доли на рынке и выявление неиспользованных возможностей и резервов для обеспечения роста сбыта товаров и услуг.
Для достижения поставленных целей анализа предприятия должны обеспечить решение следующих задач:
- подробно исследовать все виды основных товаров и услуг, которые реализуются на рынках. Для этого необходимо знать, регулярно ли покупаются эти товары, насколько изменчив на них спрос, как долго эти товары будут оставаться на рынке, выяснить преимущества или недостатки ваших товаров с аналогичными товарами конкурентов и оценить возможности по преодолению выявленных недостатков;
- изучить рынки сбыта, их сегменты, выявить, какие факторы повлияли на спрос по товарам в каждом их этих сегментов, оценить возможность изменения потребностей покупателей в каждом из сегментов рынков, какова емкость рынка и объем ваших продаж и в каких соотношениях изменяются в динамике емкость рынков и объем продаж. Изучение товарных рынков необходимо проводить по показателям, которые будут приведены ниже;
- проанализировать конкуренцию на рынках сбыта. Для этого изучают такие факторы конкурентоспособности, как виды товаров (технико-экономические показатели, престиж торговой марки, упаковка, уникальность и т.д.), цены (продажная, условия финансирования покупок и др.), каналы сбыта, продвижение товаров на рынках по данному предприятию и по конкурентам. При этом нужно четко дать ответы на такие вопросы: почему данную фирму следует считать конкурентом, какова динамика овладения конкурентами рынка, и др.;
- провести анализ выполнения плана маркетинга по вопросам распространения товаров, реализации методов стимулирования продаж, организации послепродажного обслуживания клиентов, эффективности рекламной кампании и др.
1.2. Анализ сбыта продукции
Анализ сбыта продукции позволяет определить, в какой степени выполнен план сбыта и удовлетворен спрос покупателей, какие изменения произошли в товарообороте за отчетный период и чем они были вызваны, вскрыть новые явления, а также имеющиеся резервы в развитии товарооборота.
Следует подчеркнуть, что анализ сбыта продукции используется не только для разработки прогноза, но и как действенное средство хозяйственного руководства, с помощью которого осуществляется контроль за ходом реализации товаров и разрабатываются меры, обеспечивающие успешный рост товарооборота.
Анализ сбыта продукции проводится отдельно по его элементам в их взаимосвязи — общий объем продажи (товарооборота), товарная структура оборота, товарное обеспечение, включая движение товарных запасов. Анализ общего объема продажи (товарооборота) начинается с установления степени выполнения предприятием годового плана путем сравнения ожидаемого оборота за текущий год с суммой продажи товаров по плану. Установленный на основе такого сравнения процент выполнения годового плана является важным исходным показателем для оценки работы предприятия. Аналитическая работа завершается выводами об итогах и перспективах роста общего объема и изменениях структуры реализации товаров. Выводы и обобщения имеют важнейшее значение для разработки прогноза продажи товаров.
Анализ сбыта продукции базируется главным образом на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Бухгалтерская отчетность позволяет установить общий объем продажи, товарных запасов и поступления товаров по торговому предприятию. Статистическая отчетность дает возможность рассмотреть эти же показатели по отдельным товарным группам. Анализируя общий объем сбыта продукции, необходимо установить выполнение плана по отдельным кварталам, а внутри каждого квартала — по месяцам. Квартальные и месячные планы сбыта продукции, установленные исходя из годового плана, отражают специфику внутригодового развития товарооборота, обусловленную прежде всего особенностями покупательского спроса в отдельные периоды года.