Курсовая работа|Русский язык

Концепт меры в русском языке

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2020 | Страниц: 26

Введение

Глава 1. Концепт как объект лингвокультурологии

1.1. Теоретическое обоснование понятия «концепт

1.2. Концепт «мера» как составная часть культуры народа и языковой картины мира  

Глава 2. Узуальное понимание и строение концепта «мера» в современном русском языке  

Заключение

Литература

Данное исследование посвящено изучению концепта «мера».

Исследование выполнено с учетом лингвокультурологических подходов; лингвокультурология относится к наиболее активно развивающимся областям лингвистики, и проблема классификации и описания типов культурных концептов представляет собой один из наиболее актуальных аспектов этой отрасли науки.

Необходимость лин­гвистического исследования важнейших аксиологических и этических категорий, как культурномаркированных, обусловили актуальность  данного исследования.

Объектом исследования выступают лексические и фразеологические средства описания и формирования концепта «мера».

Предметом курсовой работы являются способы и средства языковой реализации концепта «мера» в паремиологическом фонде русского языка, в языке текстов художественной литературы.

Источниками фактического материала исследования послужили сборники пословиц и поговорок русского народа (В.П.Аникин «Русские пословицы и поговорки», В.И. Даль «Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа», В.П. Жуков «Словарь русских пословиц и поговорок»), а также фрагменты текстов  русской художественной литературы, извлеченные мето­дом сплошной выборки.

Выбор материала обусловлен рядом важных особенностей, доминирующими из которых является культурно-эстетическая значимость того или иного художественного произведения, его роль в формировании морально-нравственной иерархии ценностей нации, а также статус пословично-поговорочного фонда русского языка как закодированного языкового сознания нации.

Целью данной работы является изучение особенностей концепта «мера» в современном русском языке.

Поставленная цель предопределила необ­ходимость решения следующих задач:

  • Рассмотреть теоретические вопросы, раскрывающие понятие концепта в когнитивном и лингвокультурологическом аспекте;
  • выявить лингвокультурного потенциал лексемы «мера»;
  • выявить особенности интерпретации концепта «мера» на материале пословиц и поговорок русского языка, а также текстов художественной литературы.

Методологическую базу работы составляют фундаментальные исследования по актуальным проблемам культурного концепта и теории языка в целом (В.И. Постовалова, Б.А. Серебренников, Ю.С. Степанов, Д.С. Лихачев, Н.Д. Арутюнова, Г.П. Немец, Е. С. Кубрякова, С.Г. Воркачев, В.И. Карасик, Л.Ю. Буянова, Н.Б. Мечковская).

В данной работе были использованы метод контекстуального анализа, метод текстологического анализа, метод сплошной выборки.

Решение поставленных задач определило логику изложения материала данной работы, её структуру, принципы выделения глав и параграфов.

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, представлены объект, предмет, практический языковой материал работы, определяются цель и задачи, характеризуется общая и методологическая база исследования.

В первой главе освещаются теоретические положения, определяющие концепт как предмет лингвистического изучения, уточняется используемый терминологический аппарат, определяется лингвокультурный потенциал лексемы «мера».

Цель второй главы – рассмотреть строение и выражение концепта «мера» в современном русском языке.

В Заключении обобщаются теоретические и практические результаты исследования, формулируются основные выводы по материалу работы.

  1. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С.Ахманова. – М.: Советская энциклопедия, 1966. – 344 с.
  2. Аскольдов, С.А. Крнцептосфера «Встреча - расставание» в русском языке / С.А.Аскольдов. – М.: Наука, 1997. – 317 c.
  3. Бажов, П.П. Живинка в деле / П.П.Бажов. – М.: Профиздат, 1998. – 204 c.
  4. Башиева, С.К. Концепт «Мера» в языковой картине мира народов Кавказа / С.К.Башиева // Эльбрус. – 2001. - №1. – С. 222-235.
  5. Бунин, И. Суходол / И.Бунин. – М.: Художественная литература, 1991. – 81 с.
  6. Гогчаров, Обрыв /И. Гончаров. – М.: АСТ, 2004. – 315 с.
  7. Губский, Е.Ф. Философский энциклопедический словарь / Е.Ф.Губский. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 798 с.
  8. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – М.: Гнозис, 2002. – 390 с.
  9. Колесов, В.В. Гордый наш язык / В.В.Колесов. – М.: Авалон, Азбука-Классика, 1999. – 218 с.
  10. Кубряков, Е.С. Язык и картина мира / Е.С.Кубряков. – М.: Наука,1996. – 421c.
  11. Лихачёв, Д.С. Избранные работы в 3-х томах. Том 2 / Д.С.Лихачев. - М.: Наука, 1987. - 408 c.
  12. 12. Нилина, П.Ф. «Знаменитый Павлюк» / П.Ф.Нилина. – М.: Художественная литература, 1998. – 27 c.
  13. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов. – М.: АЗЪ, 1994. – 928 с.
  14. Попова, З.Д. Стернин, И.А. Когнитивная лингвистика. – М.: Восток-Запад, АСТ, 2007. – 123 с.
  15. Пушкин, А.С. Капитанская дочка / А.С.Пушкин. – М.: Книжный клуб, 2007. – 101 с..
  16. Степанов, Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики / Ю.С.Степанов. – М.: ЛКИ, 2007. – 137 c.
  17. Токарев, В.Г. Концепт как объект лингвокультурологиии / В.Г.Токарев. – Волгоград: Перемена, 2003. – 232 c.
  18. Токарев, В.Г. Дискурсивные лики концепта. Монография / В.Г.Токарев. – Тула: Издательство ТГПУ, 2004. – 108 с.
  19. Толстой, Л.Н. Холстомер / Л.Н.Толстой.- М.: Ардис, 2007. – 21 c.
  20. Толстой, Л.Н. Анна Каренина / Л.Н.Толстой. – М.: ЭКСМО, 2005.- 741 с.
  21. Тургенев, И.С. Накануне / И.С.Тургенев. – М.: Детская литература, 2002. – 78 с.
  22. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка в 4-х томах / Д.Н.Ушаков. М.: ТЕРРА, 1996.- 824с.
  23.  Чехов, А.П. Дуэль. Повести / А.П.Чехов. – М.: Алтайское книжное издательство, 1984. – 117 с.
  24. Шанский, Н.М. Школьный словарь русского языка / Н.М.Шанский. – М.: Дрофа, 1997. – 368 с.
  25. Шмелев, Д.Н. Современный русский язык. Лексика / Д.Н.Шмелев.– М.: КомКнига, 2006. – 525 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Русский язык
2014 год 28 стр.
Курсовая Работа над сочинением-повествованием в начальной школе
Svetlana
Курсовая работа Русский язык
2013 год 26 стр.
Курсовая Работа над изложением в начальной школе
Svetlana
Курсовая работа Русский язык
2019 год 23 стр.
Курсовая Активизация устаревших слов в современной речи
NataliKor

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское