Введение
Глава 1. Концепт как объект лингвокультурологии
1.1. Теоретическое обоснование понятия «концепт
1.2. Концепт «мера» как составная часть культуры народа и языковой картины мира
Глава 2. Узуальное понимание и строение концепта «мера» в современном русском языке
Заключение
Литература
Данное исследование посвящено изучению концепта «мера».
Исследование выполнено с учетом лингвокультурологических подходов; лингвокультурология относится к наиболее активно развивающимся областям лингвистики, и проблема классификации и описания типов культурных концептов представляет собой один из наиболее актуальных аспектов этой отрасли науки.
Необходимость лингвистического исследования важнейших аксиологических и этических категорий, как культурномаркированных, обусловили актуальность данного исследования.
Объектом исследования выступают лексические и фразеологические средства описания и формирования концепта «мера».
Предметом курсовой работы являются способы и средства языковой реализации концепта «мера» в паремиологическом фонде русского языка, в языке текстов художественной литературы.
Источниками фактического материала исследования послужили сборники пословиц и поговорок русского народа (В.П.Аникин «Русские пословицы и поговорки», В.И. Даль «Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа», В.П. Жуков «Словарь русских пословиц и поговорок»), а также фрагменты текстов русской художественной литературы, извлеченные методом сплошной выборки.
Выбор материала обусловлен рядом важных особенностей, доминирующими из которых является культурно-эстетическая значимость того или иного художественного произведения, его роль в формировании морально-нравственной иерархии ценностей нации, а также статус пословично-поговорочного фонда русского языка как закодированного языкового сознания нации.
Целью данной работы является изучение особенностей концепта «мера» в современном русском языке.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
- Рассмотреть теоретические вопросы, раскрывающие понятие концепта в когнитивном и лингвокультурологическом аспекте;
- выявить лингвокультурного потенциал лексемы «мера»;
- выявить особенности интерпретации концепта «мера» на материале пословиц и поговорок русского языка, а также текстов художественной литературы.
Методологическую базу работы составляют фундаментальные исследования по актуальным проблемам культурного концепта и теории языка в целом (В.И. Постовалова, Б.А. Серебренников, Ю.С. Степанов, Д.С. Лихачев, Н.Д. Арутюнова, Г.П. Немец, Е. С. Кубрякова, С.Г. Воркачев, В.И. Карасик, Л.Ю. Буянова, Н.Б. Мечковская).
В данной работе были использованы метод контекстуального анализа, метод текстологического анализа, метод сплошной выборки.
Решение поставленных задач определило логику изложения материала данной работы, её структуру, принципы выделения глав и параграфов.
Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, представлены объект, предмет, практический языковой материал работы, определяются цель и задачи, характеризуется общая и методологическая база исследования.
В первой главе освещаются теоретические положения, определяющие концепт как предмет лингвистического изучения, уточняется используемый терминологический аппарат, определяется лингвокультурный потенциал лексемы «мера».
Цель второй главы – рассмотреть строение и выражение концепта «мера» в современном русском языке.
В Заключении обобщаются теоретические и практические результаты исследования, формулируются основные выводы по материалу работы.