- Погребальная обрядность
- Поминальные обряды кавказских народов
- Могильные сооружения
Выводы
Курсовая работа|Культурология
Авторство: bugalter
Год: 2022 | Страниц: 58
Выводы
Системы погребальных правил (предписаний) обычно именуются погребальными обрядами, ритуалами, обычаями. По нашему мнению, любой обряд (ритуал) является структурно сложным ментально-физическим процессом. В силу своей специфики, будучи относительно консервативным, обряд обеспечивает сохранение традиции - устойчивой преемственности конкретной совокупности культурных элементов, в то же время и сам является одной из форм традиции [Ольховский В.С. Обычай и обряд как формы традиции//Российская археология, 1997. - № 2 - с. 167]. Погребальные и тесно связанные с ними поминальные обряды относятся к широко распространенным (не только в древности) и поэтому типичным видам обрядов. Погребальный обряд есть совокупность ритуально-практических действий, совершаемых (в соответствии с несущими религиозно-мифологическую нагрузку нормами) с целью захоронения умершего [Ольховский В.С. Погребальная обрядность и социологические реконструкции//Российская археология, 1995. - № 2, с. 88].
Погребально-поминальный обряд является упорядоченной совокупностью стереотипно-символических (реальных, целесообразных, нормированных) действий, осуществляемых в соответствии с определенными нормами, несущими идеологическую нагрузку, в процессе подготовки и совершения захоронения умершего, а также спустя определенное время после захоронения [Ольховский В.С. Погребальная обрядность (содержание и структура)//Российская археология, 1993. - № 1, с. 85].
Придерживаясь идеи выделения инструментального и идеологического уровня религиозных систем, которая уже давно высказана и развивается в религиоведческой литературе [Левада Ю.А. Социальная природа религии. - М., 1965], можно сказать, что специфику обряда отражает и его структура, которую можно представить в виде единства двух сфер - идеологической (связанной с ментальной деятельностью индивидуумов) и практической (связанной с реальной, физической человеческой деятельностью).
Таким образом, обряд (в данном случае погребальный) есть упорядоченный процесс, конечным результатом которого является материальный объект (погребальный памятник). Однако, как сам процесс погребения, так и его результат имеют двойственную природу, определяемую спецификой двух сфер обряда. При этом идеологическая сфера, являясь сутью, содержанием обряда, определяет его форму - действия практической сферы. На наш взгляд, суть состоит в четком разграничении понятий “погребение”, “погребальный обряд”, “погребальный памятник” по их содержанию и объему.
Обряд в данной работе понимается только как процесс, а погребение - как материальный результат данного процесса.
Похоронные обряды кавказских народов всегда поражали исследователей своей глубокой архаикой, широким общественным характером, многообразием обычаев и обрядов, одни из которых восходят к древнеиранскому миру, являются наследием скифов, сарматов и алан, другие возникли на кавказской почве. В целом похоронный цикл, зачастую не имевший аналогий у других народов Кавказа, может служить важнейшим этногенетическим источником, доказывающим участие в формировании культуры кавказских народов двух компонентов - иранского и кавказского.
Уже первые “иноземцы” - христианские миссионеры, побывавшие в ХVIII в. в горах Осетии, отмечали глубокий архаизм в похоронном ритуале кавказских народов, повсеместное бытование одних и тех же обрядов, независимо от вероисповедания этого народа - христианского или мусульманского. Так, в 1747 г. миссионеры из Народной духовной комиссии сообщали в синод, что горцы поминают своих покойников оплакиванием, устройством скачек и многочисленными поминками [Центральный государственный исторический архив (Ленинград), ф.796, оп. 26, д. 373, л. 219-223]. Особый интерес представляют записи протопопа Болгарского, непосредственно наблюдавшего жизнь горцев во второй половине ХVIII в. В них впервые в литературе сделано описание обряда посвящения коня покойнику [Материалы по истории Осетии. Вып. 18. - ИСОНИИ. - Т. 6. - Орджоникидзе, 1933, с. 116], идущего от эпохи скифо-сарматов и алан.
К ХVIII веку относятся сведения об кавказских похоронах первых европейских путешественников по Осетии: Штедера, Гюльденштедта, Рейнеггса и др. Рейнеггс, например, писал: “Когда умирает кавказских народов, его провожают к могиле женщины, громко проявляя свою печаль. Его оставшаяся жена вырывает свои волосы, царапает лицо, руки, грудь ... Ее неистовое горе похоже, скорее, на бешеное отчаяние, нежели на нежную печаль. Она все время старается ранить себя камнем или ножом и грозит броситься со скалы или в реку” [Горцы глазами русских и иностранных путешественников. - Орджоникидзе, 1967, с. 92].
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что до 80-х годов прошлого столетия основной исторический массив по народным погребально-поминальным традициям чрезвычайно распылен в многочисленных публикациях В.Ф. Миллера, Д. Дюмезиля, В.И. Абаева и других авторов, и в основном охарактеризовывает архаичные иранские пласты в народной культуре.
Первым, на наш взгляд, кто обобщил материал по исследуемой проблеме и сделал определенную систематизацию, был Б.А. Калоев [Калоев Б.А. Похоронные обычаи и обряды Осетии в ХVIII - начале ХХ в. Кавказский этнографический сборник. - Т. VIII. - М. , 1984]. В дальнейшем целый ряд ведущих историков и этнографов - кавказоведов и иранистов посвятили серии работ данной проблеме (В.И. Абаев, В.И. Батчаев, Ю.А. Дзиццойты, В.И. Кузнецов, Л.А. Чибиров, А.Р. Чочиев, Е.Е. Кузьмина, В.С. Уарзиати, С.А. Яценко и др.) [Абаев В.И. Нартовский эпос Осетии. - Цхинвали, 1982; Абаев В.И. Избранные труды. Т. 1. Религия, фольклор, литература. - Владикавказ, 1990; Чибиров Л.А. Древнейшие пласты духовной культуры Осетии. - Цхинвали, 1984; Чочиев А.Р. Очерки истории социальной культуры Осетии (Традиции кочевничества и оседлости в социальной культуре Осетии). - Цхинвали, 1985; Батчаев В.И. Из истории традиционной культуры балкарцев и карачаевцев. - Нальчик, 1986; Уарзиати В.С. Культура кавказских народов: связи с народами Кавказа. - Владикавказ, 1990; Уарзиати В.С. Праздничный мир Осетии. - Владикавказ, 1995; Кузьмина ЕЕ. Некоторые категории материальной культуры Осетии и проблема происхождения индоиранцев//Вопросы иранистики и алановедения. - Владикавказ, 1990; Дзиццойты Ю.А. Нарты и их соседи. Географические и этнические названия в нартовском эпосе. - Владикавказ, 1992; Кузнецов В.А. Алано-кавказских народовские этюды. - Владикавказ, 1993; Калоев Б.А. Венгерские аланы (ясы). - М., 1996; Яценко С.А. Сарматские погребальные ритуалы и осетинская этнография//Российская археология, 1998. - № 3].
нет
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!