Введение
- Сущность молодежной политики
- Цели молодежной политики
- Задачи, принципы и функции молодежной политики
- Региональные концепции и программы ГМП
- Приоритетные направления развития
Заключение
Курсовая работа|Политология
Авторство: bugalter
Год: 2016 | Страниц: 37
Введение
Заключение
Конституция Российской Федерации вопросы государственной молодежной политики не относит непосредственно ни к исключительной компетенции Российской Федерации, ни к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако в статье 72 представлен целый ряд вопросов, так или иначе связанный с государственной молодежной политикой (далее ГМП): это воспитание, образование, здравоохранение и т.д. Наличие данных положений свидетельствует о том, что по вопросу осуществления государственной молодежной политики должен быть принят федеральный закон, который бы определил основы проведения государством молодежной политики на федеральном уровне и позволил бы субъектам Российской Федерации выстраивать собственную молодежную политику в соответствии с требованиями данного закона.
Молодежная политика – это постоянно развивающаяся явление, находящееся в прямой зависимости от состояния общества и государства, происходящих в них процессах. Известно, что, стремясь привлечь молодежь на свою сторону, большевики уже в первые годы своей власти создали многочисленные молодежные организации, среди которых практически государственными были пионерия и комсомол. Но только с середины 1960-х годов в стране началась разработка специального закона о государственной молодежной политике, которая завершилась принятием закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР».
В постсоветский период основные подходы к молодежной политике в Рос-
сийской Федерации в 1990-е годы были определены в 1992 году Указом Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики». Но, в основном, на наш взгляд, элементы законодательной базы для осуществления государственной молодежной политики были сформированы Верховным советом РФ в «Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» (1993), а также в принятом в 1995 году Федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Российской Федерации», а также в различных нормативных актах субъектов Российской Федерации по вопросам молодежной политики, по осуществлению целевых программ по реализации государственной молодежной политики.
Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации в 1999 году Федеральный Закон «Об основах государственной молодежной политики в РФ» был отклонен Президентом РФ. И с тех пор этот вопрос не находит своего логического завершения. Тем не менее, действия федеральных органов исполнительной власти по отдельным аспектам государственной молодежной политики нормативно закреплены и реализуются путем принятия различных концепций и специальных программ, таких, как:
- Доктрина государственной молодежной политики (2001);
- Федеральная целевая программа «Молодежь России» на 2001-2005гг. (2000);
- Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2001 - 2004 гг.» (2001);
- Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации и Стратегия и основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2012 года (2002);
- подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (2002).
- подпрограмма «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)» и др.
Данные документы, в основном, разработаны на основе общепризнанных принципов международного права, норм Всеобщей декларации прав человека, Резолюции 50/81 Генеральной Ассамблеи ООН "Всемирная программа действий по развитию молодежи до 2000 года", Конвенции о правах ребенка, нормах иных международных договоров Российской Федерации; Конституции Российской Федерации, иных нормах национального законодательства.
Вместе с тем, «нельзя не признать, что законодательная база ГМП в РФ сегодня лишена целостности, во многом устарела и не соответствует современной политической и социально-экономической ситуации. Это, в свою очередь, обусловливает фактическое отсутствие у ГМП официально признанного статуса, не только не позволяет решать необходимые задачи, но и создает многие проблемы и сложности» [Иваненков А.С., Иваненков С. П., Кусжанова А.Ж. Молодежь Оренбуржья: самоопределение в новых исторических координатах (Ежегодный доклад о положении молодежи Оренбургской области). - Оренбург, 2004 – С. 7/ 82 с.].
К тому же изучение правовой, философской, психолого-педагогической, социологической, медицинской и иной научной литературы, посвященной феномену "молодежная политика" показало, что среди многочисленных авторов нет единых мнений и оценок данной проблемы, как в теории, так и в практическом аспекте.
Большинство исследований и документов, посвященных категории «молодежная политика», начинаются с определения ее сущности [Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. – М., Голос. 2001.- 690 с.; Чирун С.Н. Молодежная политика в современном Российском обществе: Автореф. дисс…канд. социолог. наук. - Кемерово, 2001. – 21 с.; Катульский Е. Молодежь как объект и субъект государственной политики//Социалистический труд, 1991, № 9; Бордюгов Т.Ю. Государственная политика в области регулирования труда и занятости молодежи в РФ (Проблемы и перспективы): Дисс. ... канд. экон. наук: - М., 1999. - 177 с.; Нехаев В.В. Государственная молодежная политика как часть социальной политики Российского государства: Вопросы теории и практики. - М. - Тула, 1996.Государственная молодежная политика: какой ей быть? «Круглый стол»//Перспективы, 1990, № 4 и др.].
Типичным является подход к пониманию сущности молодежной политики как инструмента для решения проблем нормальной социализации и адаптации молодежи в современном обществе; воспитания (патриотического, трудового и др.); решения специфических молодежных и общих бытовых проблем: жилья, молодой семьи, трудоустройства, здоровья и пр. [Иваненков А.С., Иваненков С. П., Кусжанова А.Ж. Молодежь Оренбуржья: самоопределение в новых исторических координатах (Ежегодный доклад о положении молодежи Оренбургской области). - Оренбург, 2004 - 82 с.].
Еще в Постановлении Верховного Совета РФ (1993) указывалось, что государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Согласно данного документа, государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-эконо-мического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека” [Постановление Верховного Совета Российской Федерации «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» № 5090-1от 3 июня 1993 г.].
На президентском уровне ГМП понимается как обеспечение соблюдения прав молодых граждан, установление для них гарантий в сфере труда и занятости, содействие их предпринимательской деятельности; создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг; осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных объединений; содействие международным молодежным обменам [Указ Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» от 16 сентября 1992 года № 1075 (в ред. Указа Президента РФ от 12.04.99 № 456)].
А.В. Апарина, И.М Ильинский, Е.А. Костерин, В.К. Кошевая, Д.А. Митина, А.В. Селиванов и другие разработчики закона о государственной молодежной политике считают, что ГМП в Российской Федерации является деятельностью государства, направленной на создание правовых, социально-экономических условий и гарантий для воспитания, социального становления, развития и самореализации молодежи в общественной жизни, для защиты ее прав и законных интересов [Постановление Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации «О проекте Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» № 3254-II ГД от 18.11.1998].
Концепция Департамента по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации и Научно-исследовательского института Московской гуманитарно-социальной академии (2001) определяет государственную молодежную политику как целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов направленную на решение проблем молодежи во всех сферах ее жизнедеятельности [Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации//Проблемы развития человеческого потенциала в деятельности Совета Федерации (наука, образование, культура)/Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 10 (141) - 2001 . - 47 с.].
нет
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!