Введение
- Служебные споры на современном этапе развития муниципальной и государственной службы
1.1. Понятие индивидуального служебного спора
1.2. Правовой статус органов по рассмотрению индивидуальных служебных споров
1.3. Порядок рассмотрения служебных споров
- Проблемы рассмотрения споров, связанных с государственной и муниципальной службой
2.1. Спорные вопросы определения правовой природы служебных споров
2.2. Пути совершенствования регулирования споров, возникающих из муниципальной службы
Заключение
Список литературы
Конституция Российской Федерации в части 4 статьи 32 одной из важнейших форм участия граждан в управлении делами государства и общества определила государственную службу. При этом местное самоуправление, выведенное согласно статье 12 Конституции РФ за пределы органов государственной власти, по действующему российскому законодательству обеспечивается институтом муниципальной службы.
Оба эти вида публичной службы, обеспечивая властные полномочиия и управленческие функции, осуществляются на профессиональной основе кадровым корпусом государственных и муниципальных служащих, имеющих по своей природе немало общего и особенного. Формирование действенной системы государственной службы Российской Федерации как приоритетное направление государственной политики в области государственного строительства является важнейшей частью административной реформы, осуществляется в ее рамках и проводится в тесной взаимосвязи с военной реформой, реформой судебной системы и другими реформами. В части правового обеспечения реформирования государственной службы предусматривается внесение изменений и в законодательство о муниципальной службе.
При прохождении государственной и муниципальной службы достаточно часто возникают споры. В этой связи чрезвычайно важен вопрос о правовой природе, порядке рассмотрения споров, вытекающих из государственной и муниципальной службы.
Объект исследования – общественно-правовые отношения, возникающие в сфере государственной и муниципальной службы при возникновении споров.
Предмет исследования – нормы действующего российского законодательства, регулирующие муниципальную и государственную службу.
Цель курсовой работы: изучить споры, возникающие из государственной и муниципальной службы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть правовые основы регламентации служебных споров на современном этапе развития муниципальной и государственной службы.
- Охарактеризовать проблемы споров, вытекающих из государственной и муниципальной службы.
Нормативной базой работы послужили положения нормативно-правовых актов, регулирующих государственную и муниципальную службы.
Теоретическая основа работы сложилась за счет учебных пособий, комментариев к законодательству РФ, публикаций в периодической печати.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Служебные споры на современном этапе развития муниципальной и государственной службы
1.1. Понятие индивидуального служебного спора
Статья 37 Конституции РФ закрепляет право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров регламентируется трудовым законодательством (гл. 60, 61 ТК РФ[1]).
Все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные, а по характеру спора - на исковые и неисковые. К спорам искового характера относятся разногласия, возникающие в связи с применением нормативных актов и трудовых договоров. В ходе их разрешения работник добивается восстановления или признания за ним конкретного права, т.е. предъявляет иск. Споры искового характера, как правило, индивидуальны. Индивидуальные трудовые споры искового характера рассматриваются комиссиями по трудовым спорам, судами, вышестоящими органами. К спорам неискового характера относят разногласия, возникающие в связи с изменением действующих или установлением новых условий труда. Коллективные трудовые споры всегда имеют неисковой характер и поэтому разрешаются в особой процессуальной форме[2].
В сфере государственной и муниципальной службы введено такое понятие как служебный спор.
Закон «О государственной гражданской службе РФ»[3] вводит понятие индивидуального служебного спора по аналогии с ТК РФ. Нужно заметить, что данный Закон «О государственной гражданской службе РФ» не содержит специальных правил урегулирования коллективных споров на государственной гражданской службе. Между тем именно в этой сфере проявляется специфика государственной службы как особого вида профессиональной деятельности. Например, государственные гражданские служащие не обладают правом на забастовку и т.п.
Индивидуальный служебный спор в соответствии с положениями статьи 69 Закона «О государственной гражданской службе РФ» представляет собой неурегулированные разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта. Таким образом, индивидуальный служебный спор носит исключительно исковый характер. Формулировка данной нормы несколько отлична от аналогичных положений ТК РФ. Так, ст. 381 ТК РФ содержит прямое указание, что индивидуальный трудовой спор может возникать не только в связи с применением действующего законодательства (исковый спор), но и по поводу установления или изменения индивидуальных условий труда (неисковый характер спора). Например, как трудовое законодательство, так и Закон «О государственной гражданской службе РФ» допускают одностороннее изменение работодателем (представителем нанимателя) условий трудового договора (служебного контракта) в случаях изменения условий труда (службы). В этой ситуации может возникнуть спор не только о законности таких изменений, но и об обоснованности действий работодателя (представителя нанимателя)[4].
К индивидуальным служебным спорам относятся разногласия, неурегулированные сторонами спора самостоятельно, о которых было заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров. Таким образом, юридически индивидуальный служебный спор возникает лишь с момента обращения заинтересованного лица в соответствующий орган.
Сторонами индивидуального служебного спора, как правило, являются представитель нанимателя и гражданский служащий, однако служебный спор в некоторых случаях может возникать у лиц, служебные отношения с которыми еще не возникли или уже прекратились. Например, в суд в связи с незаконным увольнением, обратился Р., который по его мнению был незаконно уволен полгода назад[5]. В частности, к служебному относится спор об отказе в приеме на государственную гражданскую службу. Статья 22 Закона «О государственной гражданской службе РФ» закрепляет право лица, которому отказано в допуске к участию в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, обжаловать это решение. Кроме того, согласно той же статье претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать и решение конкурсной комиссии. Так, Р. было отказано конкурсной комиссией в замещение должности гражданской службы по причине того, что он достиг предельного возраста пребывания на гражданской службе – 50 лет. Данное решение конкурсной комиссии Р. обжаловал в суд. Суд отменил решение конкурсной комиссии, указав, что согласно ст. 21 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет[6].