Воспитание ценностных качеств у молодежи как одно из направлений формирования духовного мира личности - процесс бесконечный, можно сказать, имеющий начало, но не имеющий конца; процесс, всецело зависящий как от духовного богатства личности, так и от многообразия ее социальных связей и отношений, а также самого характера отношений, господствующих в обществе. В реализации основной задачи - глубокого преобразования всех сфер жизни российского общества, ускорения научно-технического прогресса страны, совершенствования механизмов управления экономикой и общественными отношениями в целом - предполагается значительная перестройка всей педагогической работы в соответствии с новыми важнейшими требованиями к уровню сознательности и организованности, образования и культуры. Это связано, прежде всего, с совершенствованием процесса формирования личности, которая была бы способна по своим профессиональным качествам, мировоззренческим установкам и ценностным ориентациям активно участвовать в решении назревших проблем нашего общественного развития.
В исследованиях проблем молодежи в бывшем СССР долгие годы использовался традиционный подход, отличительная черта которого - преимущественно идеологическая направленность. Поскольку проблема молодежи у нас была полностью отдана в сферу деятельности комсомола, то, пожалуй, не было в науке полхода, более заидеологизированного, чем изучение молодежи. Нравственное воспитание молодого поколения, ценностное отношение к труду, формирование "духовного - социалистического" облика молодежи, руководящая роль КПСС и комсомола в совершенствовании образа жизни молодежи и т.п. - вот ключевые понятия и темы, которые составляли предмет исследования. Наряду с политизацией проблем молодого поколения следует отметить и налет заботливо опекающего и назидательно-менторского тона, исходящего со стороны общества в отношении к молодежи, что нашло отражение в длинном ряду исследований.
Вместе с тем следует отметить, что в последнее десятилетие появился и ряд работ, представляющих научный интерес, где проблемы молодежи рассматриваются исходя из трех основных выполняемых молодежью функций - учебы, работы и семьи. Это направление представлено работами известных ученых социологов, демографов, философов. Следует выделить особо, на наш взгляд, исследования А.А. Матулениса, Б.И. Переведенцева, Н.С. Слепцова, М.Х. Титмы, Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкина и др.
Проблемы молодежи представлены в работах Л.А. Аза, В.Г. Васильева, Н.Ф. Головатого, В.Т. Лисовского, Г.С. Степановой, Н.М. Трофимовой, Л.С. Щенникова, Э.Н.Фаустова и др.
Однако в большинстве этих исследований главное внимание уделяется формированию духовной культуры молодежи. А проблемы воспитания не только духовных ценностных качеств у молодежи до сих пор остаются обойденными вниманием исследователей, и это не является случайным.
Идеалистическое представление об исчерпывающей роли нравственных, моральных стимулов, противопоставление их материальным в недалеком прошлом дали противоположный результат, в том числе и в нравственном облике молодежи, сформировали ложные стереотипы в ее воспитании и двойственное мышление. Это отразилось и на экономическом мышлении и поведении молодежи.
Игнорирование проблем материального стимулирования, благосостояния молодежи привело к тому, что у части молодежи материальные интересы - заинтересованность в учебной, практической, творческой деятельности и ее результатах - отодвинулись далеко на задний план, а главное место в жизни стали занимать бытовые, досуговые интересы. Пассивная жизненная позиция стала социальной нормой для этой части молодежи.
Активная позиция, свойственная для другой части молодежи, пришли в противоречие с экономическими и хозяйственными интересами государства, проводящего до сих пор неэффективные реформы. И молодые люди, стремящиеся повысить спой уровень образования, квалификации, реализовать себя в труде, сталкиваются в реальной жизни с большими трудностями, не оправдывающими смысл их стремлений.
Между тем стремление молодого человека к самоосуществлению, самореализации, что является вполне нормальным и естественным, должно не подавляться, а поощряться обществом.
Методологически правильный путь в воспитании человека – это, на наш взгляд, рассмотрение его в комплексе ценностей всех общественных отношений и, прежде всего материальных. В этом плане и следует рассматривать объективную закономерность становления и развития личности. Безусловно, конкретный человек обладает определенными чертами, присущими всем людям - способностью трудиться, мыслить и т.д., и вместе с тем особенными, известными только ему, данному социальному коллективу, группе и классу.
Актуальность исследования обусловлена недостаточностью научных разработок вопросов воспитания ценностных качеств у молодежи. Эта проблема, на наш взгляд, является проекцией общих политических и экономических проблем на макроуровне, приобретающих в настоящее время для молодежи особенно острый, сфокусированный, а иногда и вопиющий характер.
Естественно, в российском, как и в любом другом обществе, существуют и социальные специфические проблемы молодежи, аналогичные проблемам престарелых, пенсионеров и других малообеспеченных слоев населения. Однако степень их воздействия на проблему профессиональной подготовки и воспитания молодежи на данном этапе развития экономики, на наш взгляд, проявляется в гораздо меньшей мере, чем груз сложившихся общих макроэкономических условий.
Вместе с тем существует тесная обратная связь: обострение специфических проблем молодежи - невостребованность, безработица, отсутствие возможностей профессионального роста, проявления себя в общественном производстве, а также неоправданно высокая дифференциация заработной платы и доходов, отсутствие жилья и т.д. - ведет к усугублению общехозяйственных проблем в области снижения качества подготовки профессиональных кадров, падения уровня интеллектуального потенциала, производительности труда, снижения объемов производства. Главным, по-видимому, здесь является то, что утрата позитивных социальных ориентиров в молодости ведет к негативным последствиям и в более зрелом возрасте. В результате создается стереотип человека, неспособного производительно трудиться, не желающего и не умеющего хорошо работать, а старающегося вести паразитический образ жизни.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ
- Исторический и научный аспекты изучения
ценностных ориентаций
Первые представления современных общечеловеческих ценностей сложились, если не говорить о более давних временах, на базе общегуманистических идей в Европе, которым была придана либерально-индивидуалистическая трактовка, но сама концепция ценностей стала разрабатываться позже в немецкой литературе в конце XIX - начале XX веков. Сначала речь шла "просто" о ценностях, определение "общечеловеческие" было им придано позже. Под ценностями понимались априорные принципы человеческой деятельности, имеющие всеобщую значимость. Они использовались в связи с отбором и обобщением исторических фактов (в основном на философско-социологической основе) в исследованиях В. Вильденбанда и Г. Риккарта, с чьими именами обычно и связывается постановка этой проблемы в науке. Переход к выделению и анализу ценностей был намечен в работах М. Шелера, который составил градацию ценностей (чувственные, гражданские, культурные, религиозные); М. Вебера, основное внимание уделявшего уже социальным ценностям, и более определенно обозначился у предтечи идеологии фашизма О. Шпенглера. Последний утверждал, что каждая цивилизация создает свои ценности. Особое внимание социальным ценностям в XX веке уделяли австромарксисты М. Адлер, К Ренпер, американец Дж. Дьюи, испанец Х. Ортега-и-Гассет, француз Э. Мунье. Австромарксисты к числу социальных ценностей относили справедливость, свободу, равенство, заявляя, что человек - всегда цель, а не средство. Дж. Дьюи связывал ценности и с их практической полезностью для общества и относил к ним демократию и свободу. X. Ортега-и-Гассет особенно настаивал на индивидуальности. Э. Мунье, напротив, выступал за коллективизм. Свою иерархию общественных ценностей предложил К. Поппер. Он отдавал предпочтение свободе перед справедливостью, считая, что это можно осуществить в "открытом обществе", принципиально отличном от социалистического тоталитаризма. Известный американский современный философ Дж. Роле, напротив, утверждает, что справедливость - первая необходимость для социальных институтов, а другой современный американский автор Р. Нозик считает, что абсолютной ценностью является "минимальное государство", созданное для защиты людей и не вмешивающееся в процессы естественного развития общества.
Активно разрабатывали и продолжают разрабатывать эту проблему марксисты, противопоставляя идеи прав человека, свободы, демократии теории и практике тоталитарного социализма. В основном в связи с их работами и утвердилось название "общечеловеческие ценности". Какого-то общего перечня этих ценностей не составлялось (почти каждый автор толковал их по-своему), но в исследованиях обычно упоминаются права человека, демократия, свобода, равенство, разделение властей, местное самоуправление, иногда - конституционализм, политический и идеологический плюрализм, все чаще называют социальную солидарность и социальную справедливость. Нередко фигурируют конкретные ценности, например, для некоторых стран это федерализм, для других - парламентаризм, для третьих - свободные выборы.
Из этого перечня видно, что, как правило, общечеловеческие ценности имеют характер принципов, сформулированных на уровне высокой степени обобщения.
В современной научной литературе доминирующие ценностные представления называются ценностными ориентациями.
Ориентация ценностная (англ. - orientation value; нем. - wertorientierung; франц. - orientation de vaieur) - разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, являющиеся важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности и ее поведение [Социологический энциклопедический словарь. Под ред. Г.В. Осипова. – М., 1998. с. 350].
Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. В структуре человеческой деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми ее сторонами. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности [Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – М., 1985, с.389].
Ориентации ценностные личности – разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения и поэтому приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов. Ориентации ценностные личности - продукт социализации индивидов, т. е. освоение общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как к членам данных социальных общностей. Ориентации ценностные личности образуют высший уровень иерархии предрасположенностей к определенному восприятию условий жизни и деятельности и к поведению в долгосрочной перспективе, а в ситуациях нравственного выбора служат опорными критериями принятия жизненно важных решений.
Понятие «ориентации ценностные личности» было введено в 20-е гг. в социологию У. Томасом и Ф. Знанецким, которые рассматривали ориентации ценностные личности в качестве социальной установки личности, регулирующей ее поведение.
В качестве таковой ориентация ценностная личности стала предметом многочисленных исследований в американской и западноевропейской социологии, но особенно в социальной психологии. В социологии и социальной психологии акцентируется внимание, во-первых, на выявлении зависимости ориентации ценностной личности от социально-экономической и социально-культурной природы общества и объективных условий предметной деятельности субъекта. Во-вторых, подчеркивается отличительная особенность ориентации ценностной личности как социальных установок высшего уровня, которые соотносятся с частными социальными объектами и ситуациями, регулирующими отдельные поступки [Российская социологическая энциклопедия. Под ред. Г.В. Осипова. – М., 1998. с. 352-353].
Среди западных исследований наибольший интерес, на наш взгляд, представляет теория Р. Инглехарта, основанная на изучении социальных проблем в нашей стране. Основной идеей концепции Р. Инглехарта является общеизвестный тезис о том, что достигнутое перестает быть побудительным мотивом действий — таковым является лишь то, что предстоит достичь. Если еще не удовлетворены материальные потребности - в комфортном существовании, в достойных человека условиях жизни и уровне потребления, то, естественно, материальные ценности будут предпочтительнее духовных. Духовные же ценности выдвинутся на первый план по мере удовлетворенности материальных потребностей [Inglehfirt R. Culture Shift in Advanced Industrial Society. Princeton University Press, New Jersey. 1990. P. 429].