Курсовая работа|Социология

Формирование ценностных ориентаций (жизненной активности) молодежи

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2016 | Страниц: 50

Введение

Глава 1. Теоретические и методологические проблемы формирования ценностных ориентаций молодежи

1.1. Исторический и научный аспекты изучения ценностных ориентаций

1.2. Ценностные ориентации молодежи

Глава 2. Исследование детерминант ценностных ориентаций

Выводы

Воспитание ценностных качеств у молодежи  как одно из направлений формирования духовного мира личности - процесс бесконеч­ный, можно сказать, имеющий начало, но не имеющий конца; про­цесс, всецело зависящий как от духовного богатства личности, так и от многообразия ее социальных связей и отношений, а также самого харак­тера отношений, господствующих в обществе. В реализации ос­новной задачи - глубокого преобразования всех сфер жизни российского общества, ускорения научно-технического прогресса страны, совершенствования механизмов управления экономикой и общественными отношениями в целом - предпо­лагается значительная перестройка всей педагогической работы в соответствии с новыми важнейшими требованиями к уровню сознательности и организованности, образования и культуры. Это связано, прежде всего, с совершенствованием процесса формиро­вания личности, которая была бы способна по своим профессио­нальным качествам, мировоззренческим установкам и ценност­ным ориентациям активно участвовать в решении назревших проблем нашего общественного развития.

В исследованиях проблем молодежи в бывшем СССР долгие годы использовался традиционный подход, отличительная черта которого - преимущественно идеологическая направлен­ность. Поскольку проблема молодежи у нас была полностью отдана в сферу деятельности комсомола, то, пожалуй, не было в науке полхода, более заидеологизированного, чем изучение молодежи. Нравственное воспитание молодого поколения, ценностное отношение к труду, формирование "духовного - со­циалистического" облика молодежи, руководящая роль КПСС и комсомола в совершенствовании образа жизни молодежи и т.п. - вот ключевые понятия и темы, которые составляли предмет исследования. Наряду с политизацией проблем моло­дого поколения следует отметить и налет заботливо опекающего и назидательно-менторского тона, исходящего со сторо­ны общества в отношении к молодежи, что нашло отражение в длинном ряду исследований.

Вместе с тем следует отметить, что в последнее десятилетие появился и ряд работ, представляющих научный интерес, где проблемы молодежи рассматриваются исходя из трех основ­ных выполняемых молодежью функций - учебы, работы и се­мьи. Это направление представлено работами известных ученых социологов, демографов, философов. Следует выделить особо, на наш взгляд, исследования А.А. Матулениса, Б.И. Переведенцева, Н.С. Слепцова, М.Х. Титмы, Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкина и др.

Проблемы молодежи представлены в работах Л.А. Аза,  В.Г. Васильева, Н.Ф. Головатого, В.Т. Лисовского, Г.С. Степановой, Н.М. Трофимовой, Л.С. Щенникова, Э.Н.Фаустова  и др.

Однако в большинстве этих исследований главное внимание уделяется формированию духовной культуры молодежи. А проблемы воспитания не только духовных ценностных качеств у молодежи до сих пор остаются обой­денными вниманием исследователей, и это не является случай­ным.

Идеалистическое представление об исчерпывающей роли нравственных, моральных стимулов, противопоставление их материальным в недалеком прошлом дали противоположный результат, в том числе и в нравственном облике молодежи, сформировали ложные стереотипы в ее воспитании и двойственное мышление. Это отразилось и на экономическом мышлении и поведении молодежи.

Игнорирование проблем материального стимулирования, благосостояния молодежи привело к тому, что у части молоде­жи материальные интересы - заинтересованность в учебной, практической, творческой деятельности и ее результатах - отодвинулись далеко на задний план, а главное место в жизни стали занимать бы­товые, досуговые интересы. Пассивная жизненная позиция стала социальной нормой для этой части молодежи.

Активная позиция, свойственная для другой части молоде­жи, пришли в противоречие с экономическими и хозяйственными инте­ресами государства, проводящего до сих пор неэффективные реформы. И молодые люди, стремящиеся повысить спой уровень образования, квалификации, реализовать себя в труде, сталкиваются в реальной жизни с большими трудностя­ми, не оправдывающими смысл их стремлений.

Между тем стремление молодого человека к самоосущест­влению, самореализации, что является вполне нормальным и естественным, должно не подавляться, а поощряться общест­вом.

Методологически правильный путь в воспитании  человека – это, на наш взгляд, рассмотрение его в комплексе ценностей всех общественных отношений и, прежде всего материальных. В этом плане и следует рассматривать объективную закономерность становления и развития личности. Безусловно, конкретный человек обладает определенными чертами, присущими всем людям - способностью трудиться, мыслить и т.д., и вместе с тем особенными, известными только ему, данному социальному коллективу, группе и классу.

Актуальность исследования обусловлена недостаточностью научных разработок вопросов воспитания ценностных качеств у молодежи. Эта проблема, на наш взгляд, является проекцией общих политических и эконо­мических проблем на макроуровне, приобретающих в настоя­щее время для молодежи особенно острый, сфокусированный, а иногда и вопиющий характер.

Естественно, в российском, как и в любом другом обществе, су­ществуют и социальные специфические проблемы молодежи, аналогичные проблемам престарелых, пенсионеров и других малообеспеченных слоев населения. Однако степень их воздей­ствия на проблему профессиональной подготовки и воспитания молодежи на данном этапе развития экономики, на наш взгляд, проявляется в гораздо меньшей мере, чем груз сложившихся общих макроэкономических условий.

Вместе с тем существует тесная обратная связь: обострение специфических проблем молодежи - невостребованность, без­работица, отсутствие возможностей профессионального роста, проявления себя в общественном производстве, а также неоп­равданно высокая дифференциация заработной платы и дохо­дов, отсутствие жилья и т.д. - ведет к усугублению общехо­зяйственных проблем в области снижения качества подготовки профессиональных кадров, падения уровня интеллектуального потенциала, про­изводительности труда, снижения объемов производства. Главным, по-видимому, здесь является то, что утрата пози­тивных социальных ориентиров в молодости ведет к негатив­ным последствиям и в более зрелом возрасте. В результате со­здается стереотип человека, неспособного производительно трудиться, не желающего и не умеющего хорошо работать, а старающегося вести паразитический образ жизни.

 

 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

          ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ

  • Исторический и научный аспекты изучения

                                ценностных ориентаций

Первые представления современных общечеловеческих ценностей сложились, если не говорить о более давних временах, на базе общегуманистических идей в Европе, ко­торым была придана либерально-индивидуалистическая трактовка, но сама концеп­ция ценностей стала разрабатываться позже в немецкой литературе в конце XIX - начале XX веков. Сначала речь шла "просто" о ценностях, определение "общечеловеческие" было им придано позже. Под ценностями пони­мались априорные принципы человеческой деятельности, имеющие всеобщую зна­чимость. Они использовались в связи с отбором и обобщением исторических фактов (в основном на философско-социологической основе) в исследованиях В. Вильденбанда и Г. Риккарта, с чьими именами обычно и связывается постановка этой проблемы в науке. Переход к выделению и анализу ценностей был намечен в работах М. Шелера, который составил градацию ценностей (чувственные, гражданские, куль­турные, религиозные); М. Вебера, основное внимание уделявшего уже социальным ценностям, и более определенно обозначился у предтечи идеологии фашизма О. Шпенглера. Последний утверждал, что каждая цивилизация создает свои ценности. Особое внимание социальным ценностям в XX веке уделяли австромарксисты М. Адлер, К Ренпер, американец Дж. Дьюи, испанец Х. Ортега-и-Гассет, француз Э. Мунье. Австромарксисты к числу социальных ценностей относили справедливость, свободу, равенство, заявляя, что человек - всегда цель, а не средство. Дж. Дьюи связывал ценности и с их практической полезностью для общества и относил к ним демократию и свободу. X. Ортега-и-Гассет особенно настаивал на индивидуальности. Э. Мунье, напротив, выступал за коллективизм. Свою иерархию общественных цен­ностей предложил К. Поппер. Он отдавал предпочтение свободе перед справедли­востью, считая, что это можно осуществить в "открытом обществе", принципиально отличном от социалистического тоталитаризма. Известный американский современ­ный философ Дж. Роле, напротив, утверждает, что справедливость - первая необ­ходимость для социальных институтов, а другой современный американский автор Р. Нозик считает, что абсолютной ценностью является "минимальное государство", созданное для защиты людей и не вмешивающееся в процессы естественного развития общества.

Активно разрабатывали и продолжают разрабатывать эту проблему марксисты, противопоставляя идеи прав человека, свободы, демократии теории и практике тоталитарного социализма. В основном в связи с их работами и утвер­дилось название "общечеловеческие ценности". Какого-то общего перечня этих ценностей не составлялось (почти каждый автор толковал их по-своему), но в исследованиях обычно упоминаются права человека, демократия, свобода, равенство, разделение властей, местное самоуправление, иногда - консти­туционализм, политический и идеологический плюрализм, все чаще называют социальную солидарность и социальную справедливость. Нередко фигурируют кон­кретные ценности, например, для некоторых стран это федерализм, для других - парламентаризм, для третьих - свободные выборы.

Из этого перечня видно, что, как правило, общечеловеческие ценности имеют характер принципов, сформулированных на уровне высокой степени обобщения.

В современной научной литературе доминирующие ценностные представления называются ценностными ориентациями.

Ориентация ценностная (англ. - orientation value; нем. - wertorientierung; франц. - orientation de vaieur) - разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, являющиеся важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности и ее поведение [Социологический энциклопедический словарь. Под ред. Г.В. Осипова. – М., 1998. с. 350].

Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опы­та  и обнару­живаются в целях, идеалах, убеж­дениях, интересах и других про­явлениях личности. В структуре человеческой деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми ее сторонами. Систе­ма ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности  [Краткий  психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – М., 1985, с.389]. 

Ориентации ценностные личности – разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения и поэтому приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов. Ориентации ценностные личности  - продукт социализации индивидов, т. е. освоение общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как к членам данных социальных общностей. Ориентации ценностные личности образуют высший уровень иерархии предрасположенностей к определенному восприятию условий жизни и деятельности и к поведению в долгосрочной перспективе, а в ситуациях нравственного выбора служат опорными критериями принятия жизненно важных решений.

Понятие «ориентации ценностные личности» было введено в 20-е гг. в социологию У. Томасом и Ф. Знанецким, которые рассматривали ориентации ценностные личности в качестве социальной установки личности, регулирующей ее поведение.

В качестве таковой ориентация ценностная личности стала предметом многочисленных исследований  в американской и западноевропейской социологии, но особенно в социальной психологии. В социологии и социальной психологии акцентируется внимание, во-первых, на выявлении зависимости ориентации ценностной личности от социально-экономической и социально-культурной природы общества и объективных условий предметной деятельности субъекта. Во-вторых, подчеркивается отличительная особенность ориентации ценностной личности как социальных установок высшего уровня, которые соотносятся с частными социальными объектами и ситуациями, регулирующими отдельные поступки [Российская социологическая энциклопедия. Под ред. Г.В. Осипова. – М., 1998. с. 352-353].

Среди западных исследований наибольший интерес, на наш взгляд, представляет теория Р. Инглехарта, основанная на изучении социальных проблем в нашей стране.  Основной идеей концепции Р. Инглехарта является общеизвестный тезис о том, что достигнутое перестает быть побудительным мотивом действий — таковым является лишь то, что предстоит достичь. Если еще не удовлетворены материальные потребности - в комфортном существовании, в достойных человека  условиях жизни и уровне потребления, то, естественно, ма­териальные ценности будут предпочтительнее духовных. Духовные же ценности выдвинутся на первый план по мере удовлетворенности материальных потребностей [Inglehfirt R. Culture Shift in Advanced Industrial Society. Princeton University Press, New Jersey. 1990. P. 429].

нет

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2011 год 34 стр.
Курсовая Субкультура современной молодежи
Telesammit
Курсовая работа Социология
2014 год 36 стр.
Курсовая Безработица среди молодежи как социальная проблема
Svetlana
Курсовая работа Социология
2010 год 15 стр.
Курсовая Досуг сельской молодежи
Курсовая работа Социология
2011 год 40 стр.
Курсовая Профессиональная ориентация молодежи
Курсовая работа Социология
2014 год 32 стр.
Курсовая Влияние СМИ на структуру ценностей молодежи
Marivanna

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское