Введение
Глава 1. Проблема изучения ценностных ориентаций
Глава 2. Ценностные ориентации студенческой молодежи
Заключение
Курсовая работа|Социология
Авторство: bugalter
Год: 2016 | Страниц: 48
Введение
Глава 1. Проблема изучения ценностных ориентаций
Глава 2. Ценностные ориентации студенческой молодежи
Заключение
Воспитание ценностных качеств у студенческой молодежи как одно из направлений формирования духовного мира личности - процесс бесконечный, можно сказать, имеющий начало, но не имеющий конца; процесс, всецело зависящий как от духовного богатства личности, так и от многообразия ее социальных связей и отношений, а также самого характера отношений, господствующих в обществе. В реализации основной задачи - глубокого преобразования всех сфер жизни российского общества, ускорения научно-технического прогресса страны, совершенствования механизмов управления экономикой и общественными отношениями в целом - предполагается значительная перестройка всей педагогической работы в соответствии с новыми важнейшими требованиями к уровню сознательности и организованности, образования и культуры. Это связано, прежде всего, с совершенствованием процесса формирования личности, которая была бы способна по своим профессиональным качествам, мировоззренческим установкам и ценностным ориентациям активно участвовать в решении назревших проблем нашего общественного развития.
В исследованиях проблем молодежи в бывшем СССР долгие годы использовался традиционный подход, отличительная черта которого - преимущественно идеологическая направленность. Поскольку проблема молодежи у нас была полностью отдана в сферу деятельности комсомола, то, пожалуй, не было в науке полхода, более заидеологизированного, чем изучение молодежи. Нравственное воспитание молодого поколения, ценностное отношение к труду, формирование "духовного - социалистического" облика молодежи, руководящая роль КПСС и комсомола в совершенствовании образа жизни молодежи и т.п. - вот ключевые понятия и темы, которые составляли предмет исследования. Наряду с политизацией проблем молодого поколения следует отметить и налет заботливо опекающего и назидательно-менторского тона, исходящего со стороны общества в отношении к молодежи, что нашло отражение в длинном ряду исследований.
Вместе с тем следует отметить, что в последнее десятилетие появился и ряд работ, представляющих научный интерес, где проблемы молодежи рассматриваются исходя из трех основных выполняемых молодежью функций - учебы, работы и семьи. Это направление представлено работами известных ученых социологов, демографов, философов. Следует выделить особо, на наш взгляд, исследования А.А. Матулениса, Б.И. Переведенцева, Н.С. Слепцова, М.Х. Титмы, Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкина и др.
Проблемы студенческой молодежи представлены в работах Л.А. Аза, В.Г. Васильева, Н.Ф. Головатого, В.Т. Лисовского, Г.С. Степановой, Н.М. Трофимовой, Л.С. Щенникова, Э.Н.Фаустова и др.
Однако в большинстве этих исследований главное внимание уделяется формированию духовной культуры студенческой молодежи. А проблемы воспитания не только духовных ценностных качеств у студенческой молодежи до сих пор остаются обойденными вниманием исследователей, и это не является случайным.
Идеалистическое представление об исчерпывающей роли нравственных, моральных стимулов, противопоставление их материальным в недалеком прошлом дали противоположный результат, в том числе и в нравственном облике молодежи, сформировали ложные стереотипы в ее воспитании и двойственное мышление. Это отразилось и на экономическом мышлении и поведении молодежи.
Игнорирование проблем материального стимулирования, благосостояния студенчества привело к тому, что у части молодежи материальные интересы - заинтересованность в учебной, практической, творческой деятельности и ее результатах - отодвинулись далеко на задний план, а главное место в жизни стали занимать бытовые, досуговые интересы. Пассивная жизненная позиция стала социальной нормой для этой части молодежи.
Активная позиция, свойственная для другой части молодежи, пришли в противоречие с экономическими и хозяйственными интересами государства, проводящего до сих пор неэффективные реформы. И молодые люди, стремящиеся повысить спой уровень образования, квалификации, реализовать себя в труде, сталкиваются в реальной жизни с большими трудностями, не оправдывающими смысл их стремлений.
Между тем стремление молодого человека к самоосуществлению, самореализации, что является вполне нормальным и естественным, должно не подавляться, а поощряться обществом.
Методологически правильный путь в воспитании человека – это, на наш взгляд, рассмотрение его в комплексе ценностей всех общественных отношений и, прежде всего материальных. В этом плане и следует рассматривать объективную закономерность становления и развития личности. Безусловно, конкретный человек обладает определенными чертами, присущими всем людям - способностью трудиться, мыслить и т.д., и вместе с тем особенными, известными только ему, данному социальному коллективу, группе и классу.
Политические и экономические условия не могли дать иной выход энергии молодых. Процесс заполнения ценностного вакуума начался и с появлением достаточного условия — демократизации — заработал механизм образования, а затем совершенствования неформальных групп, плюрализации их ценностей, перехода к организационным структурам.
В период реформ этот процесс необратим и протекает достаточно остро.
Актуальность исследования обусловлена недостаточностью научных разработок вопросов воспитания ценностных качеств у студенческой молодежи. Эта проблема, на наш взгляд, является проекцией общих политических и экономических проблем на макроуровне, приобретающих в настоящее время для молодежи особенно острый, сфокусированный, а иногда и вопиющий характер.
Естественно, в российском, как и в любом другом обществе, существуют и социальные специфические проблемы молодежи, аналогичные проблемам престарелых, пенсионеров и других малообеспеченных слоев населения. Однако степень их воздействия на проблему профессиональной подготовки и воспитания студенческой молодежи на данном этапе развития экономики, на наш взгляд, проявляется в гораздо меньшей мере, чем груз сложившихся общих макроэкономических условий.
Вместе с тем существует тесная обратная связь: обострение специфических проблем молодежи - невостребованность, безработица, отсутствие возможностей профессионального роста, проявления себя в общественном производстве, а также неоправданно высокая дифференциация заработной платы и доходов, отсутствие жилья и т.д. - ведет к усугублению общехозяйственных проблем в области снижения качества подготовки профессиональных кадров, падения уровня интеллектуального потенциала, производительности труда, снижения объемов производства. Главным, по-видимому, здесь является то, что утрата позитивных социальных ориентиров в молодости ведет к негативным последствиям и в более зрелом возрасте. В результате создается стереотип человека, неспособного производительно трудиться, не желающего и не умеющего хорошо работать, а старающегося вести паразитический образ жизни.
В данной работе предпринята попытка обобщить известные педагогические концепции
В обеспечении долгосрочных социальных основ развития современного российского общества важная роль отводится творческому и активному работнику. Особую актуальность в этой связи приобретает повышение социальной и экономической ответственности молодых людей, вступающих в студенческий возраст, формирование позитивных социальных ориентиров у молодежи.
Одно из главных мест в этих условиях принадлежит молодежи. На авансцену экономической жизни выходят новые слои молодежи, несущие неизвестные ранее социальные ориентиры, ценностные установки и экономическое поведение. От того, в каком направлении будет сделан выбор и отношении социальных ориентиров молодежи, зависит и будущее всего общества.
Цель исследования: обоснование такой модели преподавания в высшей школе, которая бы позволяла развивать компоненты инновационной деятельности у будущих учителей.
Задачи исследования:
Методы исследования: теоретико-методологический анализ научной литературы и программно-методической документации; теоретическое моделирование; педагогический эксперимент; а также хорошо известные методы и опросники: методы опроса и беседы, метод статистического анализа, метод пилотажного исследования; опросники Кэттела и Айзенка, а также проективные тесты.
На первом этапе исследования применялась выборка по основному массиву со сплошным анализом данных по всей совокупности студентов. На втором - многоступенчатая комбинированная выборка с обеспечением представительности данных при уровне значимости не менее 0,05. Всего было опрошено 2750 респондентов из всех
Предмет исследования – особенности и возможности педагогического процесса по формированию у студентов социально-значимых ценностных ориентаций.
Объектом исследования является изучение личности студента с формирующимися в ходе учебного процесса ценностными ориентациями.
Гипотезы исследования:
В качестве генеральной гипотезы можно представить педагогический процесс как смоделированный комплекс педагогических воздействий на студентов, направленный на преодоление проблемных факторов формирования
социально значимых ценностных ориентаций студенческой молодежи.
Перед началом исследования были также сделаны следующие предположения:
Практическая значимость работы состоит в рассмотрении комплекса условий,
Понятийный аппарат.
Апробация материалов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы среди студентов и преподавателей
нет
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!