Введение
Глава 1. Роль медсестры в неонатологии
1.1. Основные принципы оказания помощи новорожденным в родильном зале
1.2. Структура и организация работы акушерского стационара санитарно – противоэпидемический режим в акушерском стационаре
Глава 2. Исследование деятельности медсестры в неонатальном отделении
2.1. Работа медсестер в отделении реанимации новорожденных
2.2. Разработка и внедрение системы инфекционного контроля, оценка ее эффективности в отделении реанимации новорожденных
2.3. Роль сестринской службы в эпидемиологическом надзоре за внутрибольничными инфекциями в акушерских стационарах
Заключение
Список литературы
Неонатология - раздел педиатрии, изучающий физиологические особенности и болезни детей первого месяца жизни. Развитие неонатологической помощи на современном этапе характеризуется созданием узкоспециализированных служб для семьи, беременных женщин, новорожденных, младенцев и детей раннего возраста, объединенных в перинатальные центры. Этапы медицинской помощи новорожденным детям обеспечены работой акушерской и педиатрических служб.
Персонал отделений акушерского (иногда — и гинекологического) профиля отвечает за жизнь и матери, и ребенка. В акушерско-гинекологических отделениях медсестра должна быть готова оказать неотложную акушерско-гинекологическую помощь женщинам, а в некоторых случаях — и новорожденным до прибытия врача. Ей приходится также работать в отделении патологии беременных, а иногда и в родильном блоке, заменяя акушерку[1].
Персонал акушерско-гинекологических отделений обязан хорошо владеть методами психологической терапии, так как в преддверии родов надо внушить женщине уверенность в собственных силах; необходимо учитывать психологический статус пациентов, чтобы избежать преждевременного прерывания беременности, эклампсии, обострения экстрагенитальной патологии (гипертонической болезни, сердечной недостаточности). Одна из немаловажных особенностей труда в таких отделениях связана со специфическими особенностями женского коллектива (персонал, пациенты).
Средний медицинский персонал акушерско-гинекологических отделений работает в условиях повышенной физической и психоэмоциональной нагрузки: он отвечает за подготовку пациентов к плановым оперативным вмешательствам, за состояние роженицы и плода в предродовом периоде, оказывает акушерское пособие в период родов, осуществляет уход за пациентами в послеродовом или послеоперационном периодах. Неотложные состояния, экстренные операции, риск развития массивных кровопотерь — обусловливают пребывание персонала в состоянии постоянной «стрессовой готовности».
Для акушерско-гинекологических отделений характерна одна из самых острых проблем нашего здравоохранения, с которой сталкивается любой организатор (менеджер) здравоохранения, проблема текучки кадров среднего медицинского персонала.
Причины этого известны: низкая зарплата; стрессы, связанные с характером работы; неточно определенные функции и роль работников среднего звена. В настоящее время не более 20% их рабочего времени уходит на квалифицированное сестринское обслуживание, что тоже влияет как на их профессиональный статус, так и на оплату труда. В результате значителен их отток из учреждений здравоохранения на более доходные должности в страховых компаниях, коммерческих фирмах, причем следует отметить, что деловые качества средних медицинских работников позволяют им выдерживать конкуренцию на рынке труда[2].
Материальное благополучие сестринского и акушерского персонала обусловлено постоянным совместительством и заместительством[3]. Совмещение и замещение создают иллюзию укомплектованности кадрами, ведут к трудностям трудоустройства и неправильному использованию молодых специалистов, к значительным перегрузкам работающих, резкому снижению качества медицинской помощи[4]. Оно снижается не только из-за износа оборудования, дефицита медикаментов, недостаточного лечебно-диагностического обеспечения, но и потому, что медицинский персонал объективно не способен выполнять свои непосредственные функции, так как интенсификация труда имеет пределы[5].
Сложившаяся ситуация приводит к постепенному изнашиванию организма, формированию хронической патологии, нервным срывам (в том числе и на работе), физическому переутомлению и психоэмоциональному истощению к концу рабочей смены, а также к катастрофической нехватке времени для воспитания детей и восстановления сил.
По данным литературы, работники здравоохранения в России относятся к категории едва ли не самих низкооплачиваемых в народном хозяйстве[6], а объем бюджетного финансирования здравоохранения, как и ресурсная база отрасли в Российской Федерации значительно ниже (около 3,5% от ВНП), чем в экономически развитых странах. Обращает на себя внимание то, что большинство 58,7% медсестер не считают свою работу престижной из-за неуважения к представителям данной профессии со стороны общества (28%) и низкой заработной платы (30,7%)[7].
Все перечисленное не может не сказываться отрицательно на психологическом климате в отделении, а значит, и на лечебном процессе, что недопустимо во всех случаях, а особенно — в акушерско-гинекологи-ческих отделениях.
Целью данной курсовой работы является исследование деятельности медсестры в неонатологии.
Глава 1. Роль медсестры в неонатологии
1.1. Основные принципы оказания помощи новорожденным в родильном зале
Сразу же после рождения головки необходимо отсосать из полости рта и носоглотки с помощью катетера, соединенного с электровакуумным прибором, массы, состоящие из околоплодных вод, слизи и крови.
Ребенка принимают на согретый лоток, покрытый двумя стерильными пеленками, расположенный у ног матери и осуществляют:
- повторную аспирацию из полости рта и носоглотки;
- профилактику бленореи;
- первичную перевязку пуповины;
- показывают ребенка матери и выкладывают на живот;
- оценивают состояние по шкале Апгар на первой минуте.
Проведение вторичной обработки пуповины и вторичной профилактики бленореи осуществляют в специально отведенном месте для новорожденных детей на подогретом пеленальном столе и, только, при условии переодевания акушерки в стерильный халат и подготовки ее рук с соблюдением правил асептики и антисептики. Скобу на пуповинный остаток не накладывают, а заменяют лигатурой при условии: толстой и сочной пуповины, резус-отрицательной принадлежности крови матери, маловесным новорожденным и детям в тяжелом состоянии. Проводят первичную обработку кожных покровов, взвешивание, измерение длины, окружности головы, окружности груди и пеленание. Непременно перед переводом матери и ребенка в послеродовое отделение малыша прикладывают к груди матери.
Первичная оценка функционального состояния новорожденного проводится по шкале Вирджинии Апгар (США), предложенной в 1953 году. В России принята двухкратная оценка по шкале Апгар: на 1 и 5 минутах после рождения всех новорожденных независимо от срока беременности и массы тела при рождении. Основными показателями жизнедеятельности являются: сердцебиение, дыхание, мышечный тонус, активность рефлекторных ответов и цвет кожных покровов, которые оценивают 0, 1, 2 балла. Здоровый новорожденный имеет оценку 8-10 баллов. Прогностическое значение шкала имеет в группе доношенных детей. Клинические симптомы, указанные в шкале Апгар зависят от многих факторов, прежде всего от степени зрелости, метаболических изменений и тяжести асфиксии.
Таблица 1
ШКАЛА АПГАР
Клинический признак
|
Оценка в баллах
|
0
|
1
|
2
|
Сердцебиение
|
Отсутствует
|
Меньше 100 в 1мин.
|
Больше 100 в 1 мин.
|
Дыхание
|
Отсутствует
|
Брадипное, нерегулярное
|
Нормальное, крик громкий
|
Мышечный тонус
|
Отсутствует
|
Легкое сгибание рук и ног
|
Активные движения
|
Рефлекторная возбудимость
|
Отсутствует
|
Гримаса
|
Чихание, кашель
|
Цвет кожи
|
Общая бледность или цианоз
|
Розовое туловище, цианоз рук и ног
|
Розовый
|
Зрелость новорожденного определяют по совокупности клинических, функциональных и биохимических параметров. В каждый возрастной период, начиная с зиготы, особенности адаптации плода, новорожденного и младенца соответствуют его календарному возрасту в совокупности со средой, окружающей его и взаимодействующей с ним. Состояние центральной нервной системы является информативной характеристикой зрелости. При исследовании ребенка оценивают позу, положение, спонтанную моторику лица, эмоциональные реакции, врожденные безусловные рефлексы и активность сосания. По клиническим признакам зрелость новорожденного определяют с помощью оценочных таблиц по сумме балов каждого признака.
Для оценки физического развития новорожденных используют статистические показатели основных параметров в зависимости от гестационного возраста или перцентильные оценочные таблицы. Параметры физического развития новорожденного, расположенные в интервале М 2среднее квадратичное отклонение) или Р10 - Р90 относятся к нормальным физическим показателям для данного гестационного возраста. Параметры физического развития новорожденных зависят от параметра и возраста его родителей, особенностей питания, условий жизни и порядкового номера беременности у женщины. Имеет значение характеристика пропорциональности телосложения и питания новорожденных.